Р.Г.Апресян. Спецкурс «Нормативная этика»
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Золотое правило – между талионом и заповедью любви

(фрагмент конспекта лекции)

1) Талион и заповедь любви к ближнему обобщаются в золотом правиле. Однако отношения внутри этой тройки императивов не сбалансированны. Обобщая талион, золотое правило противостоит ему; обобщая заповедь любви, золотое правило закрепляет ее.
В оппозиции талиону золотое правило и заповедь любви к ближнему сливаются.

2) Оппозиция золотого правила талиону отличается от его оппозиции заповеди любви:

Взаимность и равенство объединяют золотое правило с талионом и отличают золотое правило от заповеди любви.

3) Нормативно-регулятивная природа ЗП и ЗЛ иная в сравнении с талионом:

а) они устанавливают стандарт инициативного действия;
б) требуемые, а фактически, рекомендуемые ими действия направлены на поощрение другого, заботу и милосердное попечение о нем;
в) они не предполагают взаимности или равенства; заботливое отношение к другому принципиально бескорыстно и не ориентируется на возможную благодарность или компенсацию;
г) золотое правило, как и заповедь любви, с которой оно и по смыслу, и контекстуально соотнесено в Новом Завете, в отношении к другому настаивает на прощении, милосердии (В Коране, в котором талион не преодолевается, но подтверждается, неоднократно оговаривается, что прощение и доброжелательность предпочтительнее справедливости. См. Коран, 4:92; 42:40 - 43), а в случае творимого зла - и на непротивлении ему (Неточно трактовать требования силового противостояния злу как путь умножения зла (в законченной форме эта точка зрения проповедовалась Л.Н.Толстым); пресечение зла (злодея) с помощью средств, не превышающих необходимый минимум для решения этой задачи, есть выражение справедливости, а не злодейства);
д) как в талионе, задаваемый золотым правилом и заповедью любви стандарт отношения к другому ситуативен, но, тем не менее, надсубъективен.

4) Талион, золотое правило и заповедь любви совокупно образуют первичное нормативное содержание морали и характеризуют его следующим образом.

– все эти правила регламентируют отношение человека к другому:

* талион ограничивает меру ответного зла, которым допустимо отвечать на зло со стороны другого;
* золотое правило устанавливает равенство и взаимность во всех отношениях к другому и устанавливает источник стандарта, по которому надо относиться к другому;
* заповедь указывает на необходимость заботливого и любовного отношения к другому.

В континууме внутренней нормативной динамики отношения к другому (другим) должны строиться в соответствии с рядом принципов –

восхождение:

– «не вреди, не делай другому зла» (инициативно)
– «будь справедливым, уважай другого»
– «проявляй о другом заботу, относись к другому любовно» (В этическом смысле любовное отношение выражается в признании другого. От степени признания другого зависит глубина любви).

• золотое правило и заповедь любви отталкиваются от отношения человека к самому себе: последнее предстает в качестве стандарта отношения к другому.

• в заповеди любви отношение к другому и отношение к себе, в конечном счете, обусловлены отношением к высшему началу, или к Богу, или к идеалу.