Р.Г.Апресян. Спецкурс «Нормативная этика»
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Тема 2. Смысл морали

 

1. Историко-культурный прецедент.
Общая характеристика архаического греческого морального сознания. Нормативный потенциал мифа. Героический этос. Гомер. Илиада (ХХIV): посещение Приамом Ахилла.

2. «Рамка» морали.
Этические характеристики религиозного сознания (опосредованность иным – божественным началом; божество – универсализирующая инстанция). Мораль: самосознательность, дисциплина (лояльность), универсализуемость, забота о другом, перфекционизм.

3. Определение морали.
Мораль – система ценностей и требований, ориентирующих человека на идеал единения, духовно возвышенного единения (выраженного в справедливости, примиренности, солидарности, милосердной любви). В рамках данного спецкурса предполагается, что наиболее полным и существенным нормативным выражением морали является Заповедь любви (Лк. 10:27), в которой: (а) устанавливается отношение к абсолютному и универсальному началу (что отражено в первой части заповеди: «Возлюби Господа Бога своего»); (б) абсолютный стандарт, который являет это начало, противопоставляется человеку как единичному и партикулярному (себялюбивому) существу; (в) в отношении к ближнему человек обязывается исходить из своего отношения к высшему: Другой, другие оказываются как бы представителями общего, универсального начала, и в отношении к ним человек должен преодолевать свою партикулярность. Различие и противостояние общего и частного интереса, универсальности и партикулярности – задает одно из фундаментальных противоречий морали. В контексте человеческих связей эта антитеза обнаруживается в отношении Я – Ты, напряженность которого разрешается в формуле второй части заповеди: «...Возлюби ближнего своего, как самого себя».
В философии понятие «мораль»

В наиболее общем, но, тем не менее, специальном значении представления о морали формируются в процессе осмысления: а) правильного поведения, порядка в нравах, должного характера («морального облика») – отличных от тех, что стихийно обнаруживаются у людей в повседневной жизни; б) условий и пределов произволения человека, ограничиваемого собственным (внутренним) долженствованием, или пределов свободы в условиях извне задаваемой организационной и (или) нормативной упорядоченности.
Наряду с этим, и в специальной общефилософской литературе, и в публицистике, и в обычной речи: «мораль» = вообще любая принятая (где-либо) система норм индивидуального поведения.

4. «Этический квадрат».
Антитезы «универсализм – партикуляризм» и «Я – другие» – фундаментны. Они представляют собой координаты, то на пересечении координат и конституируются основные моральные принципы – наслаждения, пользы, личного совершенства и милосердной любви.

 
Партикуляризм
Универсализм
Я
Гедонизм
Перфекционизм
Другие
Утилитаризм
Альтруизм

Если попытаться представить выделенные позиции как поведенческие стереотипы, то этический квадрат может быть модифицирован следующим образом:

 
Партикуляризм
Универсализм
Я
Человек содействует своим целям, исходя из своего понимания блага Человек содействует своим целям, исходя из того, что каждый разумный человек считает благом
Другие
Человек содействует целям других, исходя из своего понимания блага Человек содействует благу других, исходя из того, что каж­дый разумный человек считает благом

Данные дескриптивные предложения легко переформулировать в императивные высказывания.
Возможные «экстремумы» в каждой позиции могут быть выражены следующим образом:

 
Партикуляризм
Универсализм
Я
Сублимация – в творчестве.
Девиация – в садизме
Сублимация – в аскетизме
Девиация – в тщеславии
Другие
Сублимация – в благотворительности
Девиация – в своекорыстии и групповом эгоизме
Сублимация – самоотверженное подвижничество
Девиация – в патернализме и коллективизме

 

Литература: