Р.Г.Апресян. Спецкурс «Нормативная этика»
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1. Историко-культурный прецедент.
Общая характеристика архаического греческого морального сознания. Нормативный потенциал мифа. Героический этос. Гомер. Илиада (ХХIV): посещение Приамом Ахилла.
2. «Рамка» морали.
Этические характеристики религиозного сознания (опосредованность иным – божественным началом; божество – универсализирующая инстанция). Мораль: самосознательность, дисциплина (лояльность), универсализуемость, забота о другом, перфекционизм.
3. Определение морали.
Мораль – система ценностей и требований, ориентирующих человека на идеал единения, духовно возвышенного единения (выраженного в справедливости, примиренности, солидарности, милосердной любви). В рамках данного спецкурса предполагается, что наиболее полным и существенным нормативным выражением морали является Заповедь любви (Лк. 10:27), в которой: (а) устанавливается отношение к абсолютному и универсальному началу (что отражено в первой части заповеди: «Возлюби Господа Бога своего»); (б) абсолютный стандарт, который являет это начало, противопоставляется человеку как единичному и партикулярному (себялюбивому) существу; (в) в отношении к ближнему человек обязывается исходить из своего отношения к высшему: Другой, другие оказываются как бы представителями общего, универсального начала, и в отношении к ним человек должен преодолевать свою партикулярность. Различие и противостояние общего и частного интереса, универсальности и партикулярности – задает одно из фундаментальных противоречий морали. В контексте человеческих связей эта антитеза обнаруживается в отношении Я – Ты, напряженность которого разрешается в формуле второй части заповеди: «...Возлюби ближнего своего, как самого себя».
В философии понятие «мораль»
В наиболее общем, но, тем не менее, специальном значении представления о морали формируются в процессе осмысления: а) правильного поведения, порядка в нравах, должного характера («морального облика») – отличных от тех, что стихийно обнаруживаются у людей в повседневной жизни; б) условий и пределов произволения человека, ограничиваемого собственным (внутренним) долженствованием, или пределов свободы в условиях извне задаваемой организационной и (или) нормативной упорядоченности.
Наряду с этим, и в специальной общефилософской литературе, и в публицистике, и в обычной речи: «мораль» = вообще любая принятая (где-либо) система норм индивидуального поведения.
4. «Этический квадрат».
Антитезы «универсализм – партикуляризм» и «Я – другие» – фундаментны. Они представляют собой координаты, то на пересечении координат и конституируются основные моральные принципы – наслаждения, пользы, личного совершенства и милосердной любви.
Партикуляризм |
Универсализм |
|
Я |
Гедонизм |
Перфекционизм |
Другие |
Утилитаризм |
Альтруизм |
Если попытаться представить выделенные позиции как поведенческие стереотипы, то этический квадрат может быть модифицирован следующим образом:
Партикуляризм |
Универсализм |
|
Я |
Человек содействует своим целям, исходя из своего понимания блага | Человек содействует своим целям, исходя из того, что каждый разумный человек считает благом |
Другие |
Человек содействует целям других, исходя из своего понимания блага | Человек содействует благу других, исходя из того, что каждый разумный человек считает благом |
Данные дескриптивные предложения легко переформулировать в императивные высказывания.
Возможные «экстремумы» в каждой позиции могут быть выражены следующим образом:
Партикуляризм |
Универсализм |
|
Я |
Сублимация – в творчестве. Девиация – в садизме |
Сублимация – в аскетизме Девиация – в тщеславии |
Другие |
Сублимация – в благотворительности Девиация – в своекорыстии и групповом эгоизме |
Сублимация – самоотверженное подвижничество Девиация – в патернализме и коллективизме |
Литература: