Л.В. Максимов

Этика

Программа общего курса на философском факультете ГУГН

 

Тема 1. Предмет этики
Тема 2. Этика и метаэтика
Тема 3. Что такое мораль
Тема 4. Моральное сознание
Тема 4. Моральное сознание (продолжение)
Тема 5. Проблема обоснования морали
Тема 6. Абсолютизм и релятивизм в этике
Тема 7. Социология морали
Тема 8. Основные этические учения
Тема 9. Практические приложения этики

 

 

Тема 1. Предмет этики

1. Философский статус этики. Этика как «практическая философия».
2. Термины «этика» и «мораль», их этимологическое родство и исторически сложившееся различие.
3. Определения этики. «Остенсивное» определение («этика – это то, чем занимаются этики»). Этика как «наука о морали». Этика как «жизнеучение». Теоретическая и нормативная этика, их проблематика, структура и функции.

Литература

 

Тема 2. Этика и метаэтика

1.Что такое метаэтика. Предыстория метаэтики. Британская аналитическая традиция в философии морали (Д.Юм, Дж.Ст.Милль, Г.Сиджвик и др.). «Принцип Юма».
2. Становление метаэтики. Аналитическая философия 20 века и метаэтика. Дж.Э.Мур: критика «натуралистической ошибки». Неопозитивизм и метаэтика (Л.Витгенштейн, Б.Рассел, М.Шлик, Р.Карнап и др.). Проблема когнитивного статуса этических терминов и высказываний. Факты и ценности.
3. Ценностный когнитивизм – парадигма классической философии сознания. Нонкогнитивизм – новый подход к пониманию природы ценностей.
4. Психологическая интерпретация моральных ценностей. Эмотивизм и его разновидности: «радикальный эмотивизм» (А.Айер), «умеренный эмотивизм» (Ч.Стивенсон).
5. Когнитивистские течения в метаэтике: натурализм и интуитивизм. Прескриптивизм Р.Хэара – попытка компромисса между когнитивизмом и нонкогнитивизмом.
6. Основные функции метаэтики по отношению к этике: анализ языка этики и морали; выявление логической структуры этических рассуждений; уточнение смысла традиционных проблем этики. Основная методологическая идея метаэтики: разграничение «знания о морали» и «морального учения». Дефекты аналитического лингвоцентризма.

Литература

I

II

 

Тема 3. Что такое мораль

1. Смысл вопроса «что такое мораль»; теоретический и нормативно-ценностный контексты этого вопроса. Понятия «мораль» и «добро»: необходимость различения. Многозначность термина «мораль», его историческая эволюция. Многоаспектность феномена морали (мораль как социальный регулятор, как система специфических норм, человеческих отношений, личностных качеств, ценностных ориентаций, мотивов и т.д.).
2. Мораль и нравы. Нравы и обычаи. Нравы как устойчивые комплексы моральных и внеморальных ценностей, принятых той или иной социальной группой. Разнообразие нравов и относительное единство моральных ценностей.
3. Специфика морали как феномена человеческого духа. Формальная и содержательная специфика морального требования. Моральные и внеморальные побудительные силы поведения. Долг и склонность.

Литература

 

Тема 4. Моральное сознание

1. Понятие морального сознания. Когнитивистская и нонкогнитивистская трактовка морального сознания. Основные подходы к исследованию морального сознания: психологический, логико-лингвистический, эпистемологический, социологический.
2. Психология морали
2.1. Основные понятия психологии морали. Моральная установка (аттитюд, позиция) как вид ценностной установки. Моральный мотив. Моральное переживание (чувство долга, одобрения, осуждения, вины, ответственности и т.д.). Моральная интенция. Психологизм и антипсихологизм в понимании природы морали.
2.2. Рациональное и эмоциональное в морали. Моральный выбор как результат «противоборства» разума и чувств. Персонификация разума и чувств в истории философско-этической мысли. Разум и чувства как «инструменты познания» и «руководители поведения».
2.3. Проблема свободы воли в контексте психологии морали. «Воля» в системе психической детерминации. Рационалистическая («антипсихологистская») трактовка «доброй воли».

Литература

 

Тема 4. Моральное сознание (продолжение)

3. Логика морали
3.1. Понятие «логики морали». Идея множественности логик. Логика мышления и логика языка. Универсальная логика и специализированные «логические исчисления». Логика норм и оценок. Логический анализ языка морали.
3.2. Моральные суждения как вид ценностных суждений. Нормативные и оценочные суждения. Логические характеристики моральных суждений: необходимость, универсальность.
3.3. Моральное рассуждение, его структура. Основные логические формы морального рассуждения.
3.4. Моральные понятия. Проблема определения моральных понятий (на примере понятия добра).

Литература

 

Тема 5. Проблема обоснования морали

1. Обоснование морали как функция и метод нормативной этики. Декларирование и защита моральных ценностей. Психологическое подкрепление (убеждение, суггестия) и теоретическое обоснование.
2. Проблема обоснования начал морали. Когнитивное и логическое обоснование. Принципы морали и аксиомы дедуктивных наук.
3. Обоснование морально-должного через сущее (согласие с природой, направлением естественной эволюции, исторической необходимостью и пр.).
4. Обоснование морали через «высшие ценности» (добро само по себе, воля Бога и пр.). Автономия и гетерономия морали.
5. Обоснование и объяснение морали: содержательное и функциональное различие этих процедур

Литература

 

Тема 6. Абсолютизм и релятивизм в этике

1. Понятия «абсолютного» и «относительного» в философии морали. Этический абсолютизм и этический релятивизм: теоретический и ценностный контексты.
2. Виды этического релятивизма: этический натурализм, субъективизм, эмпиризм, социологизм, гетерономия. Релятивизм софистов. Релятивизм этики «высших ценностей». Виды этического абсолютизма: онтологический (метафизический) и эпистемологический абсолютизм. Абсолютизм Платона, Канта, Дж.Мура.
3. Этический абсолютизм без метафизики. Кажущееся разнообразие и фактическое единство моральных ценностей. Мораль и обычаи. Мораль и нравы. Абстрактное и конкретное в морали: «золотое правило», «категорический императив», «простые нормы нравственности», единичные предписания и оценки.

Литература

 

Тема 7. Социология морали

1. Методологические проблемы социологии морали.
1.1. Мораль как объект социологического исследования. Специфика социологического подхода по сравнению с традиционным социально-философским и философско-историческим подходами. Эмпирическая и теоретическая социология морали.
1.2. Сциентистская и антисциентистская трактовки роли и места социологии в исследовании морального феномена.
1.3. Проблема ценностной нейтральности социального познания. «Ценностная позиция» как объект беспристрастного научного познания (описания и объяснения) и как предпосылка (или результат) самого исследования.
2. Основные концепции социологии морали.
2.1. Э.Дюркгейм. Мораль как «форма коллективного сознания». Социальная природа морали. «Солидарность» как высший моральный принцип.
2.2. Т.Парсонс. Мораль как регулятор социальных отношений. Относительная автономия (антиконформизм) морального индивида, его ориентация на «высшие ценности»

Литература

 

Тема 8. Основные этические учения

1. Методологические проблемы историко-этического исследования.
1.1. Проблема интерпретации этических текстов. Принципы классификации историко-этического материала. Различение ценностно-нормативных и теоретических (объяснительных) концепций.
1.2. Общая типология этических учений. Классическая и современная этика. Натуралистическая и метафизическая этика.
2. Гедонизм.
2.1. Натуралистическая (антиметафизическая) трактовка человека, мотивов его поведения. «Принцип удовольствия» как теоретический постулат.
2.2. «Удовольствие» как нормативный принцип. Иерархия удовольствий. Моралистические аргументы, оправдывающие жизненную программу гедонизма.
3. Теории эгоизма.
3.1. Трактовка человека как «природного эгоиста». Концепция «разумного эгоизма». Теория эгоизма как методологический принцип объяснения сущности и происхождения основных социальных институтов (Т.Гоббс).
3.2. Моралистическое «оправдание» эгоизма. Эгоизм как нормативный принцип, составляющий одно из идеологических оснований демократии и либерализма.
4. Утилитаризм.
4.1. Утилитаристская концепция «человеческой природы». Принцип «максимизации счастья» как моральный императив.
4.2. Эклектичность и непоследовательность утилитаристской этики, смешение в ней эгоистических и альтруистических мотивов. Утилитаристская модель морального выбора: расчет последствий поступка как суммы выгод и потерь. Рациональные моменты и дефекты этой модели.
5. Этика Ф.Ницше.
5.1. Теоретические основания ницшеанской этики: натурализм, субъективизм, отрицание общезначимых ценностей. Понятие «мораль» в трактовке Ницше; смешение «морали» и «нравов».
5.2. Элементы общечеловеческой морали и отклонения от нее в жизнеучении Ницше. Критика Ницше христианской морали: рациональные моменты. Эстетизация «морали господ» как способ ее обоснования.
6. Этика платонизма.
Платонистская трактовка морали как знания об объективном благе. Постулирование «мира идей» как места обитания высших ценностей. Умопостигаемость высших ценностей; разум и мораль.
7. Этика стоицизма.
7.1. Онтология стоицизма как основание его этического учения: разумность и гармония мирового целого, объективная необходимость всего происходящего.
7.2. Содержание этического учения стоицизма. Апатия как идеал мудреца. Космополитизм. Противоречие между постулатами предопределенности и свободы воли.
8. Религиозная этика.
8.1. Общие черты религиозно-этических учений, принадлежащих разным конфессиям.
8.2. Основные этические идеи христианства. Заповеди любви и непротивления злу. Христианская мораль и общечеловеческая мораль. Принцип любви и принцип долга.
8.3. Философские (метафизические) основания христианской этики. Грех, ответственность, искупление. Свободная воля и предопределение. Теодицея.
9. Этика русского идеализма (конец 19-го – середина 20-го вв.).
9.1. «Высшие ценности как критерий морали» – основополагающая идея этических учений русского идеализма. Вл.Соловьев: дилемма автономии и теономии морали.
9.2. Ницшеанские мотивы в русской этике. Н.Бердяев, С.Франк: критика «морализма». Этика любви к «ближнему» и «дальнему».
10. Марксистская этика.
10.1. Марксистская нормативная этика и коммунистическая мораль. Коммунистическая и общечеловеческая мораль, их соотношение. Моральное обоснование социальной программы коммунизма. Коммунизм как моральный идеал и критерий нравственности. Обоснование морали через «объективную историческую необходимость».
10.2. Марксистское объяснение морали как социального феномена, как одной из форм общественного сознания. Трактовка морали в свете методологических принципов марксизма: социального детерминизма и классового подхода («общественное бытие определяет сознание», «у каждого класса – своя мораль»). Элементы абсолютизма и релятивизма в марксистской этике.

Литература

 

Тема 9. Практические приложения этики

1. Преподавание (изучение) этики как средство нравственного воспитания.
1.1. Необходимость различения нормативных и теоретических компонентов этики. Воспитательный потенциал нормативной этики: воздействие на ценностные ориентиры людей через усвоение ее содержания.
1.2. Теоретическая этика: использование даваемых ею знаний о морали (о механизмах ее формирования и функционирования) для осуществления воспитательных акций.
2. Профессиональная (прикладная) этика.
2.1. Моральный выбор как практическая проблема. Моральная «казуистика». Профессиональные кодексы как приложение общих принципов морали к типовым ситуациям, характерным для данной сферы деятельности.
2.2. Некоторые этико-прикладные проблемы нашего времени и сложившиеся подходы к их решению (экология; смертная казнь; аборты; эвтаназия; медицинские эксперименты, генная инженерия и др.).

Литература