Р.Г.Апресян, О.В.Артемьева
Этико-философские проблемы пола
(гендерный контекст)
План спецкурса
№
темы
|
Название темы
|
Кол-во часов
(всего - 32) |
1. |
|
4 |
2. |
|
4 |
3. |
|
2 |
4. |
|
2 |
5. |
|
2 |
6. |
|
2 |
7. |
|
4 |
8. |
|
4 |
9. |
|
4 |
10. |
|
4 |
Программа спецкурса
Тема 1. Феминистская парадигма в современной философии
1. «Декларация прав женщины и гражданки» О. де Гуж (1791). Женское движение (в Западной Европе и Северной Америке) и его этапы: культурный «пред-феминизм» XIX в., – «большая волна» первой половины XX в. (суфражистское движение, движение за равноправие в образовании и преподавании), – вклад социализма, – борьба за изменение общественного сознания, за изменения в культуре и обществе (со втор. пол. ХХ в.).
2. Проблема женщины и «женский вопрос» в классической философско-политической мысли. Идея женского равноправия в «О равенстве полов» П. де Барра. Социальный консерватизм классической философии (Платон, Кант, Гегель, Шопенгауэр). – Особый пример: «позитивистский феминизм» О.Конта: признавая исключительную роль женщины в мире и ее особую миссию (наряду с философами и пролетариями) в преобразовании мира, Конт выводил эту роль из женщины из ее «истинной природы» (разуму и власти мужчины женщина противопоставляет чувство, интуицию и любовь), консервируя ее реальное место в маскулинно-ориентированном обществе.
«Женский вопрос» в социалистической мысли (А. де Син-Симон, Ш.Фурье). Перемещение «женского вопроса» в контекст освобождения наемного труда в марксизме. (К.Маркс и Ф.Энгельс, А.Бебель). Ограниченность классового подхода к «женскому вопросу»: а) в феминистском движении за женское равноправие марксисты усматривали косвенное признание институтов «буржуазной политической системы», феминизм критиковался с классово-пролетарских позиций; б) при классовом подходе не принимается во внимание репрессивно-маскулинный, патриархатный характер цивилизации вообще, а не только ее «буржуазной» стадии (Э.Морен).
Значение книги С. де Бовуар «Второй пол» (1949) в конституировании феминистской теоретической мысли. Эгалитарный феминизм де Бовуар.
3. Формирование гендерного подхода и развитие гендерных исследований. Теоретические источники гендерных исследований: либерализм (идеи свободы и эмансипации, равенства, автономии, прогресса), социализм и марксизм (идеи социальной обусловленности отношений между полами и разделения труда как фактора обособления полов), психоанализ (идеи социальной конституированности пола и половой идентичности как социокультурного феномена). Идейно-методологическая роль постструктурализма в развитии гендерных исследований.
Конфронтация феминизма с традиционной западной философией: критика (а) натурализации (биологизации) отношений между полами, полового статуса и половой идентичности; (б) маскулинных (андроцентричных, «фаллоцентричных») стереотипов мышления; (в) элиминации отношений между полами из артикулированных представлений о социуме и власти; шире, элиминации полового порядка из социокультурной сферы. Гендерная репредметизация дискурса; в том числе и тех его сфер, которые задаются традиционно-либеральными концептами – «право», «политическая экономия», «власть».
4. Разновидности феминизма. Феминизм как идеология освобождения женщины; соответственно разновидности феминизма зависят от того, с чем связывается осуществление этой цели. Либеральный феминизм: правовое равенство женщин и мужчин; равенство возможностей. Социалистический феминизм: социальное и экономическое равенство женщин и мужчин. Радикальный феминизм: отказ от попыток использовать существующие, пусть и реформированные, социальные институты для освобождения женщин; женщины должны создавать свои формы жизни, коммуникации и самореализации. Постмодернистский феминизм: подчиненное положение женщины – результат самого факта деления на мужское и женское; женщина обретает освобождение на путях множественной (гендерно не акцентированной) идентичности.
Литература
- Введение в гендерные исследования. Ч. I.: Учебное пособие / Под ред. И.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя. 2001.
- Айвазова С.К. К истории феминизма // Общественные науки и современность, 1992, № 6. С. 153-168.
- Айвазова С.К. Симона де Бовуар: этика подлинного существования // Бовуар де С. Второй пол. М.: АО «Прогресс»; СПб.: Алетейя, 1997. С. 5-20.
- Бебель А. Женщина и социализм. М.; П.: Гос. изд-во, 1923.
- Брайсон В. Политическая теория феминизма: Введение. М.: Идея-Пресс, 2001.
- Жеребкина И. Феминистская теория 90-х годов: проблематизация женской субъективности // Введение в гендерные исследования. Ч. I.: Учебное пособие / Под ред. И.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя. 2001. С.49-79.
- Клименкова Т.А. Философские проблемы неофеминизма 70-х годов // Вопросы философии, 1988, № 5.
- Клингер К. Гендерные исследования // Современная западная философия: Словарь. М.: ТОН; Остожье, 1998. С. 95-98.
- Клингер К. Либерализм – Марксизм – Постмодернизм. Феминизм и его счастливый или несчастный «брак» с различными теоретическими течениями 20-го столетия // Гендерные исследования, 1998, № 1, с.36.
- Конт О. Общий обзор позитивизма. [Ч. IV. Роль женщины в позитивизме] // Родоначальники позитивизма. Вып. V.: Огюст Конт. / Под ред. Э.Л.Радлова. СПб.: Брокгауз-Ефронъ, 1913. С. 58-107.
- Поленина С. Гендерная проблематика в праве: права женщин // Введение в гендерные исследования. Ч. I.: Учебное пособие / Под ред. И.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя. 2001. С. 606-634.
- Попкова Л. Теория и практика современного феминизма: женское движение в США // Введение в гендерные исследования. Ч. I.: Учебное пособие / Под ред. И.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя. 2001. С. 635-663.
- Социокультурный анализ гендерных отношений. Саратов: Саратовский государственный университет, 1998.
- Темкина А. Женское движение второй волны: истоки, концептуализация и результаты // Введение в гендерные исследования. Ч. I.: Учебное пособие / Под ред. И.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя. 2001. С. 664-695.
- Теория и история феминизма: Курс лекций. Саратов: Ф-Пресс, 1996.
- хукс б. Феминистская теория: от края к центру (Гл. II. Феминизм – движение против угнетения по признаку пола) // Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. С. 236-253.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. М.: Госполитиздат, 1961. С. 25-27, 34-85.
- Ярская-Семенова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. Ч.I.: Учебное пособие / Под ред. И.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя. 2001. С. 17-48.
***
- Айвазова С.К. Идейные истоки женского движения в России // Общественные науки и современность, 1991, № 4.
- Арманд И.Ф. Маркс и Энгельс по вопросу семьи и брака // Арманд И.Ф. Статьи, речи, письма. М.: Политиздат, 1975. С. 83, 105. Или по изданию: Философия любви в 2 т. Т. 2. М.: Издательство политической литературы, 1990. С. 318-319.
- Арманд И.Ф. Письмо к дочери, И.А.Арманд, осень 1916 // Арманд И.Ф. Статьи, речи, письма. М.: Политиздат, 1975. С. 247-250. Или по изданию: Философия любви в 2 т. Т. 2. М.: Издательство политической литературы, 1990. С. 319-323.
- Залкинд А.Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата // Родник, 1989, № 9. С. 63-68. Или по изданию: Философия любви в 2 т. Т. 2. М.: Издательство политической литературы, 1990. С. 334-355.
- Коллонтай А.М. Любовь и новая мораль // Коллонтай А.М. Новая мораль и рабочий класс. М.: Издательство ВЦИК. С.36-47. Или по изданию: Философия любви в 2 т. Т. 2. М.: Издательство политической литературы, 1990. С. 323-334.
- Ленин В.И. Письмо к И.Ф.Арманд, 17 января 1915 г. // ПСС, 5 изд. М.: Издательство политической литературы, 1970. Т. 49. С. 51-52. Или по изданию: Философия любви в 2 т. Т. 2. М.: Издательство политической литературы, 1990. С. 316-317.
- Силласте Г.Г. Гендерные исследования: размышления участника международного семинара // Социс, 1992, № 6. С. 29-35.
- Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир [V-VI]. Фурье Ш. Избр. соч. Т. II. М.: Госоцэкгиз, 1939.
- Baier A.C. What Do Women Want in a Moral Theory // Nous, 1985, Vol. 19. P. 53-63.
- Benhabib S., Butler J., Cornell D., Fraser N. Feminist Contentions: A Philosophical Exchange. London: Routledge, 1995.
- Braidotti R. Patterns of Dissonance: A Study of Women in Contemporary Philosophy. Cambridge: Polity Press, 1991.
- Hartsock N.C.M. The Feminist Standpoint: Developing the Grounds for a Specifically Feminist Historical Materialism // Discovering Reality: Feminist Perspectives on Epistemology, Metaphysics, Methodology and Philosophy of Science / eds. S.Harding, M.B.Hintikka. Dordrecht, Boston, London: D.Reidel Publishing Company, 1983. P. 283-310.
- Mill J.S. The Subjection of Women / Feminist Philosophies: Problems, Theories, and Applications / eds. J.A. Kourany, J.P. Sterba, R. Tong, New Jersey: Englwood Cliffs. P. 261-268.
- Morality in Practice [Sex Equality] / ed. J.Sterba. Belmont, Ca.: Wadsworth Publishing Company, 1988. P.215-258.
- Mothering: Essays on Feminist Theory / ed. J.Trebilcot. Totowa, NJ.: Rowman&Allanheld, 1984.
- Jaggar A.M. Feminist Politics and Human Nature. Totowa, NJ.: Rowman&Allanheld, 1983.
- Roszak B. Women's Liberation // Moral Problems: A Collection of Philosophical Essays / ed. J.Rachels. New York, e.a.: Harper&Row, Publishers, 1979. P. 25-35.
- Sterba J. How to Make People Just: A Practical Reconciliation of Alternative Conceptions of Justice [I.5: Feminist Justice]. Totowa, NJ: Rowman&Littlefield, 1988. Р. 63-73.
- The Feminist Papers: From Adams to de Beauvoir / Ed. by A.S.Rossi. Boston: Northeastern U.P., 1988.
- Wollstoncraft M. A Vindication of the Rights of Woman. Harmondsworth: Pelican, 1975.
Тема 2. Проблема пола в гендерных исследованиях
1. Категории «пол» и «гендер». Трансформация категории «пол» (который бывает женским или мужским) в категорию «гендер» (который бывает фемининным или маскулинным) в контексте социокультурного и, в частности, символического конструирования. Основные подходы к пониманию пола.
Натурализм, или эссенциализм: как пол, так и гендер даны человеку изначально – от природы (либо от Бога); пол не отделим от биологических половых признаков индивида (З.Фрейд).
Теория полоролевой (гендерной) социализации: пол как результат процесса обучения традиционно сложившимся образцам поведения (Т.Парсонс, Р.Бейлс, М.Мид); половые роли обусловлены социальной структурой общества и осваиваются в процессе социализации. С. де Бовуар: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся».
Социальный конструктивизм: пол формируется в процессе социального взаимодействия и общения, в контексте которого не только усваиваются, воспроизводятся, но и создаются представления о мужском и женском как базовых социокультурных категориях (К.Уэст, Д. Циммерман). Неестественность гендера. Перфомативный аспект гендера (Дж.Батлер, К.Борнстайн): пол как образ жизни, подлежащий манифестации; Концепция множественной идентичности, концепция дискурсивных практик, посредством которых множественная идентичность осуществляет себя.
2. Половая идентичность. Дилемма: выбор – предопределенность. Различие концепций половой идентичности в зависимости от трактовки пола.
«Теория инаковости» (Queer Theory) – рационализация диалога между лесбиянками, гомосексуалистами, бисексуалами и людьми трансгендерной идентичности по поводу социальной организации и «перфоманса» сексуальности, сексуальных практик, толкования патологии, – а также этнической, расовой и классовой и любой другой принадлежности. Понятие «трансгендера» обозначает лиц вне фемининной или маскулинной идентификации – транссексуалов, трансвеститов, гермафродитов, лиц с неопределенной половой идентификацией, а также тех, кто отказался от какой-либо самоидентификации.
Критика концепции идентичности в «теории инаковости»: диссоциация биологического пола, социокультурного пола (гендера) и сексуального устремления. «Идентичность» как неустойчивый конгломерат разрозненных элементов. Идентичность как особая форма насилия над личностью. «Теория инаковости» и феминизм.
Идея «третьего пола» В.В.Розанова и теория инаковости.
3. Гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов. Социальный стереотип как схематизированный, устойчивый, эмоционально окрашенный, ценностно определенный образ, сформировавшийся на основе обобщения каких-либо (необязательно существенных) характеристик субъектов, явлений, процессов и т.п. Позитивная и негативная роль социальных стереотипов. Гендерные стереотипы в различных контекстах противопоставления маскулинности и фемининности в истории культуры. Гендерные и расовые, этнические, религиозные, возрастные стереотипы.
Литература
- Батлер Дж. Гендерное беспокойство (гл. 1. Субъекты пола/гендера/желания) // Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. С. 297-346.
- Воронина О.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о Средствах массовой информации [1. Понятие гендера и методологические основы гендерного анализа]. М.: Эслан, 1998.
- Воронина О.А. Категории пол/гендер в философии феминизма // Философские исследования. 1995, № 4.
- Гапова Е. Гендерная проблематика в антропологии // Введение в гендерные исследования. Ч. I.: Учебное пособие / Под ред. И.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя. 2001. С. 370-389.
- Глоссарий // Московский центр гендерных исследований.
- Дэвис А. Расизм и миф о черном насильнике // Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. С. 190-217.
- Жеребкина И. Феминизм и психоанализ // Введение в гендерные исследования. Ч. I.: Учебное пособие / Под ред. И.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя. 2001. С. 346-369.
- Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория // Введение в гендерные исследования. Ч. I.: Учебное пособие / Под ред. И.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя. 2001. С. 147-173.
- Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Феминистская критика эпистемологических оснований социологии: перспективы социологии гендерных отношений // Там же. С. 174-196.
- Иванова Е. Гендерные исследования в психологии // Введение в гендерные исследования. Ч. I.: Учебное пособие / Под ред. И.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя. 2001. С. 312-345.
- Иригарэй Л. Пол, который не единичен // Гендерные исследования, № 3 2/1999). С. 64-70.
- Ковалев Г., Ганьшина Е. Пол – категория космическая // Архетип, 1996 № 3-4. С. 43-48.
- Кон И. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч. I.: Учебное пособие / Под ред. И.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя. 2001. С. 562-605.
- Лауретис Т. де. Риторика насилия. Рассмотрение репрезентации и гендера // Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. С. 347-373.
- Месснер М. Маскулинность и профессиональный спорт // Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. С.218-235.
- Мишель А. Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в книгах для детей и школьных учебниках. Париж, 1986.
- Розанов В.В. Люди лунного света // Розанов В.В. Соч. Т. II. М.: Правда, 1990. С. 26-47.
- Рубин Г. Обмен женщинами: заметки по политэкономии пола // Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. С. 99-113.
- Рубин Г. Размышляя о поле: заметки о радикальной теории сексуальных политик // Гендерные исследования, 1999, № 3. С. 5 – 63.
- Силласте Г.Г. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа // Социс, 1997, № 12.
- Скот Дж. Гендер: полезная категория исторического анализа // Введение в гендерные иследования. Часть II: Хрестоматия. СПб.: Алетейя, 2001, сс.405 – 436.
- Усманова Э. Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований // Введение в гендерные исследования. Ч. I.: Учебное пособие / Под ред. И.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя. 2001. С. 427-464.
- Уэст К., Циммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради: Труды Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН. (СПб.) 1997. Вып. 1.
- Ушакин С. Поле пола: в центре и по краям // Вопросы философии, 1999, № 5. С. 71-85.
- Фрейд З Три статьи по теории сексуальности // Фрейд З. Основной инстинкт. М.: Олимп, 1997. С. 15-122.
- Фридан Б. Загадка женственности. М.: Прогресс, 1994. С. 70-110, 179-205, 238-266.
- Хубер Дж. Теория гендерной стратификации // Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. С.
- Чодороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола (часть III. Половая идентификация и воспроизводство материнства) // Там же. С. 29-76.
***
- Баскакова М.Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. М.: МЦГИ, 1998.
- Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви // Бердяев Н.А. Эрос и личность (Философия пола и любви). М.: Прометей, 1989. С. 17-51.
- Гендерные аспекты социальной трансформации / Отв. ред. М.М.Малышева. М.: ИСЭПН РАН, 1996.
- Женщина, гендер, культура / Отв. ред. З.А.Хоткина, М.: МЦГИ, 1998.
- Мольтманн-Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину // Вопросы философии, 1991. С. 91-104.
- Ушакин С. Видимость мужественности // Знамя, 1999, № 2.
- Эвола Ю. Метафизика пола. М.: Беловодье, 1996.
- Baier A. Postures of the Mind. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1985.
- Bornstein K. Gender Outlaw. London: Routledge. 1995.
- Braidotti R. Cyberfeminism with a difference
- De Lauretis T. Queer Theory: Lesbian and Gay Sexsualities // Differences: A Journal of Feminist Cultural Studies, 1991, 2-3. P. III-XVIII.
- Holmes B.C. Transgender Identity
- Judith Butler Jagose A. Queer Theory
- Lloyd G. The Man of Reason: Male and Female in Western Philosophy. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1984.
Тема 3. Кто и о чем говорит «иным голосом»?
1. Смысл идеи «второго пола» С. де Бовуар: традиционно женщина идентифицируется относительно мужчины как существо определенного пола; мужчина – Субъект и Абсолют, женщина – Другой. Женщина – это то, что сделало общество из девочки. Дистанцированность де Бовуар к радикальному феминизму: отрицание ею «специфической женской субъективности», «онтологической предопределенности женской сущности», «права женщины не копировать мужской образ жизни и жить на свой манер». Идентичность мужчины и женщины в социокультурном плане; различность – в анатомическом. Борьба полов; отношения мужчины и женщины – разновидность товарообмена; «равенство в неравенстве». «Женственность» – традиционное орудие женщины; – может ли современная женщина вполне отказаться от него? «Сменить кожу», «скроить для себя собственную одежду» женщина сможет лишь благодаря эволюции всего общества.
2. Концепция «иного голоса» К.Гиллиган. «Голос» – ключ для понимания психологического, социального и культурного порядка. Голос: единство физиологии, психологии и культуры. Проблемы человеческих отношений в психологическом, экономическом, политическом и др. аспектах как фундаментальные проблемы человеческого существования: как жить в отношениях с другими, что делать в ситуации конфликта. Человеческие отношения – пространство существования голоса; голос как способ утверждения отношений с другими: способность слушать других, понимать их язык, принимать их точку зрения; голос как способ выражения самости.
Два голоса в понимании человеческих отношений: а) маскулинный, ориентированный на обособление, независимость, автономию; б) фемининный, ориентированный на утверждение соединенности с другими. «Инаковость» фемининного голоса: утверждение ненасильственных человеческих отношений в мире обособленности и установления новых границ между людьми. Два голоса – два языка: язык универсальных прав человека и язык ответственности.
Возможность трактовки «иного голоса» как восполнения маскулинного голоса или как его преодоления.
3. Глобальные аналогии. Латиноамериканская «философия освобождения» (Э.Дуссель, Р.Форнет-Бетанкур) – выражение «голоса» Другого, т.е. человека «третьего мира» (африканца, азиата, латиноамериканца). «Тотальности» мачистской европейской культуры противопоставляется «альтеридад» (инаковость, иное) латиноамериканской культуры, этосу господства – этос освобождения, монологу – диалог.
Литература
- Артемьева О.В. Человек = мужчина+женщина // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. М.: Политиздат, 1992. С. 345-351.
- Бовуар С. де. Второй пол [1,I; 1,III, 1,3; 2,II,10; IV]. М.: АО «Прогресс»; СПб.: Алетейя, 1997.
- Гиллиган К. Иным голосом (Фрагмент из книги) // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. М.: Политиздат, 1992. С. 352-371.
- Горошко Е. Гендерная проблематика в языкознании // Введение в гендерные исследования. Ч. I.: Учебное пособие / Под ред. И.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя. 2001. С. 508-542.
- Жеребкина И. Феминистская литературная критика // Введение в гендерные исследования. Ч. I.: Учебное пособие / Под ред. И.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя. 2001. С. 543-561.
- Зиммель Г. Женская культура // Зиммель Г. Избранное в 2 т. Т. 2: Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. С.234-265.
- Уолцер М. Симона де Бовуар и ассимилированная женщина // Уолцер М. Компания критиков: Социальная критика и политические пристрастия ХХ века. М.: Идея-Пресс; Дом интел-лектуальной книги, 1999. С. 225-248.
- Усманова А. Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований // Введение в гендерные исследования. Ч. I.: Учебное пособие / Под ред. И.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя. 2001. С. 427-464.
- Фромм Э. Здоровое общество [III] // Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: АСТ,1998. С. 146-185.
***
- Арманд И.Ф. Письмо к дочери, И.А.Арманд, осень 1916 // Арманд И.Ф. Статьи, речи, письма. М.: Политиздат, 1975. С. 247-250. Или по изданию: Философия любви в 2 т. Т. 2. М.: Издательство политической литературы, 1990. С. 319-323.
- Коллонтай А.М. Любовь и новая мораль // Коллонтай А.М. Новая мораль и рабочий класс. М.: Издательство ВЦИК. С.36-47. Или по изданию: Философия любви в 2 т. Т. 2. М.: Издательство политической литературы, 1990. С. 323-334.
- Фромм Э. Революция надежды // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. С. 261-265, 268-270.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. С. 202-205.
- Хорни К. Уход от женственности. Комплекс маскулинности у женщин глазами мужчин и женщин // Хорни К. Женская психология. СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа, 1993. С. 26-40.
- Baier A.C. What Do Women Want in a Moral Theory // Nous, 1985, Vol. 19. P. 53-63.
- Gilligan C. Letter to Readers // Gilligan C. In a Different Voice. Psychological Theory and Women's Development. Cambridge, Massachusetts, London: Harvard UP, 1993. P. IX-XXVII.
Тема 4. Ценностное сознание: патернализм и матернализм
1. Феномен патернализма. Отцовство и патернализм. Отец как представитель социальных требований и ценностей культуры. Дисциплинирующе-соцализирующая функция отцовства. Социокультурный стереотип отцовства – патернализм.
Патернализм и воля к власти. Этический архетип патернализма: а) покровительствующая забота, б) договор, в) права и обязанности, г) порядок.
Патернализм и матернализм: покровительство – забота.
2. Феномен матернализма. Материнство и матернализм. Мать как личность, берущая на себя заботу о других (C.Радэк). Уход за ребенком, его воспитание и обучение – функции материнства. Этический архетип матернализма («матернальной работы»): a) бескорыстие и самоотверженная забота, б) спонтанность, в) безусловность, нетребовательность, г) инициативность, принципиальность, д) автономия. Гендерная вариативность исполнителей «матернальной работы»; матернализм – по ту сторону гендерных различий.
Материнство как пример продуктивной любви; различие материнской и эротической любви, с точки зрения единения и разобщения (Э.Фромм).
Матернализм как фемининный образ мысли. Альтернативность матернализма идеалу европейской рациональности; ограниченность рационалистических реконструкций материнства как образа жизни, мысли, действия. Матернализм и этика заботы.
Литература
- Апресян Р.Г. Идея морали... С. 99-106, 111-122. Или его же. Первичные детерминанты нравственного опыта // Вопросы философии, 1993, № 8. С. 32-43.
- Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания [А.II. Великая мать]. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1998. С.63-128.
- Фромм Э. Здоровое общество [Укорененность и братство в противовес кровосмешению]. М.: АРС, 1998. С. 161-180.
***
- Dworkin G. Paternalism // The Monist, 56 (January 1972). Р. 62-84.
- Miller P., Etsenberg N., Fabes R., Shell R. et.al. Mother's emotional arousal as a moderator in the socialization of children's empathy // New Directions for Child Development, 1989, No. 44. P. 65-83.
- Neumann E. The Great Mother: An Analysis of the Archetype. Princeton: Princeton U.P., 1974.
- Noddings N. Caring: A Feminine Approach to Ethics and Moral Education. Berkley: University of California Press, 1984.
- Ruddick S. Maternal Thinking: Toward a Politics of Peace [I-II]. Boston: Beacon Press, 1989.
- Mothering: Essays on Feminist Theory / ed. J.Trebilcot. Totowa, NJ.: Rowman&Allanheld, 1984.
- Warren M.A. Is Androgyny the Answer to Sexual Stereotypes? // «Femininity», «Masculinity», «Androgyny» / ed. M.Vetterling-Braggin. Totowa, NJ: Littlefield; Adams, 1982.
Тема 5. Андрогинный идеал
1. Платоновский миф о перволюдях-андрогинах и идея целостности в любви («Пир»). Три типа перволюдей: андрогины (муже-жены), «андроандрии» (муже-мужи) и «геногинии» (жено-жены). Радикальный антифеминизм Платона: дискредитация женского.
Героический энтузиазм Дж.Бруно: преодоление пола в любви к Богу.
Андрогинные мотивы в концепции «социального индивида» А. де Сен-Симона.
2. Утопия сигизии В.С.Соловьева. Духовное соединение двух (эмпирических мужчины и женщины) в «одной абсолютно идеальной личности». Истинный и идеальный человек, по Соловьеву – не мужчина и не женщина, но высшее единство обоих. Смысл любви в том, чтобы осуществить это единство и создать истинного человека как свободное единство мужского и женского начал, сохраняющих свою формальную обособленность и преодолевающих свою существенную рознь и распадение. С гендерной точки зрения, Соловьев уходит от социально-культурых проблем пола и консервирует status quo.
3. Андрогинный идеал в современной феминистской литературе. Две формы «андрогинизма» (Дж.Требилкот): а) идеальная личность соединяет в себе характерные черты как мужчины, так и женщины; б) конкретные личности различаются в многообразии характерологических проявлений от «чистой» фемининности до «чистой» маскулинности (при том, что половой статус не совпадает с гендерным); общество должно гарантировать равные возможности каждому, независимо от гендерного статуса. Разрушение сексуальных стереотипов в идеале андрогинизма. Андрогинный идеал и новый общественный идеал. И новая модель коммуникативного пространства, сохраняющего традиционные добродетели женщины и мужчины, но отрицающего традиционную ассоциацию этих добродетелей с женщиной или мужчиной.
Андрогинный идеал в социально-философских дискуссиях по проблеме справедливости, его место в ряду различных концепций справедливости (либеральной, социалистической, либертаристской, коммунитарной).
Литература
- Бруно Дж. О героическом энтузиазме. М.: Госхудлит, 1953; Или современ. изд-е: Киев: Новый Акрополь, 1996.
- Платон. Пир // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 81-134.
- Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 493-547.
- Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.: Восточно-Европейский ин-т психоанализа, 1994. С. 161-183.
***
- Ковалев Г., Ганьшина Е. Пол – категория космическая // Архетип, 1996 № 3-4. С. 43-48.
- Сен-Симон де А., Тьерри О. О преобразовании европейского общества [III] // Родоначальники позитивизма. Вып. III: Сен-Симон. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1911.
- Bell-Meterau R. Hollywood Androgyny, New York: Columbia University Press, 1985.
- Beond Sex-Role Stereotypes: Readings toward a Psychology of Androgyny / eds. A.G.Caplan, J.Bean. Boston: Little; Brown, 1976.
- Bergstrom J. Androids and Androgyny // Close Encounters. Film, Feminism, and Science Fiction / ed. C.Penley et al. Minneapolis; Oxford: University of Minnesota Press, 1991: 32-61.
- «Femininity», «Masculinity», «Androgyny» / ed. M.Vetterling-Braggin. Totowa, NJ: Littlefield; Adams, 1982.
- Sterba J. How to Make People Just: A Practical Reconciliation of Alternative Conceptions of Justice [I.5: Feminist Justice; II.9: From Fairness to Androgyny]. Totowa, NJ: Rowman&Littlefield, 1988. Р. 63-73; 125-131.
- Trebilcot D.A. Two Forms of Androgynism // Feminism and Philosophy / eds. M.Vetteling-Braggin, F.Elliston, J.English. Totowa, NJ.: Rowman&Allanheld, 1977.
- Young I. Humanism, Gynocentrism, and Feminist Politics // Women's Studies International Forum 8. № 3.
Тема 6. Справедливость и милосердие
1. Справедливость и милосердие – фундаментальные моральные принципы, определяющие функционирование морали на социальном и межличностном уровнях. Справедливость – принцип, регулирующий взаимоотношения между людьми по поводу распределения (перераспределения), в том числе взаимного социальных ценностей. Милосердие – принцип сострадательного, доброжелательного и безусловно-любовного отношение к другому человеку. Морально-философская традиция разделения справедливости и милосердия (Т.Гоббс, Д.Юм, И.Кант, А.Шопенгауэр, В.С.Соловьев).
Относительность разведения справедливости и милосердия по различным сферам коммуникативного опыта (Э.Дюркгейм) и ассоциации этих добродетелей с различными гендерными (маскулинным или фемининным) типами.
2. Справедливость и милосердие (забота) в гендерном контексте. К.Гиллиган: моральный императив женщин: требование заботиться и быть ответственным за распознавание и разрешение проблем конкретного другого; моральный императив мужчин: требование уважать и соблюдать права других на жизнь и самореализацию, тем самым защищать себя от вмешательства с их стороны. Логика морали милосердия – психологическая достоверность человеческих отношений, логика морали справедливости – формальная логика равенства. Обязанности по отношению к другим: в морали милосердия – инициативная помощь и ответственность; в морали справедливости – невмешательство. Обязанности по отношению к себе: в морали милосердия – самокритичность в посвящении себя другим; в морали справедливости – сохранение личностной целостности посредством соблюдения моральных правил и фундаментальных принципов справедливости. Моральный идеал как интеграция позиций милосердия и справедливости.
Литература
- Апресян Р.Г. Милосердие // Человек, 1994, № 1-3.
- Артемьева О.В. Человек = мужчина+женщина // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. М.: Политиздат, 1992. С. 345-351.
***
- Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1991. С. 117-119.
- Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. С. 208-224.
- Feminist Justice // Justice: Alternative Political Perspectives / ed. J.Sterba. Belmont, Ca: Wadsworth Publishing Company, 1991. P. 273-345.
- Flanagan O. Jackson K. Justice, Care, and Gender: The Kohlberg-Gilligan Debate Revisited // Feminism and Political Theory / ed. C.R.Sunstein. Chicago, London: University of Chicago Press, 1990. P. 37-52.
- Gilligan C. In a Different Voice. Psychological Theory and Women's Development. Cambridge, Massachusetts, London: Harvard UP, 1993.
- Hardwig J. Should Women Think in Terms of Rights? // Feminism and Political Theory / ed. C.R.Sunstein. Chicago, London: University of Chicago Press, 1990. P. 53-68.
- Okin S. Reason and Feeling in Thinking about Justice // Feminism and Political Theory / ed. C.R.Sunstein. Chicago, London: University of Chicago Press, 1990. P. 15-36.
Тема 7. Этика заботы
1. Идея заботы в моральной философии. Понятия дружеской любви-привязанности (Аристотель, Цицерон), благодеяния (Сенека); милосердной любви; благожелательности (Ф.Хатчесон, И.Кант); человеколюбия (А.Шопенгауэр) в классической этике.
Понятие заботы в феминистской этике. Естественная и моральная забота. Забота: а) устремленность к другому; б) понимание реальности другого; активность. Сфера заботы: межчеловеческие отношения (Л.Блюм, К.Гиллиган, Н.Ноддингс, С.Радек) или мир в целом (Дж.Тронто). Забота в гендерном (Л.Блюм, К.Гиллиган, Н.Ноддингс, С.Радек) и в универсальном измерениях (Дж.Тронто).
Забота как политический идеал и политическая стратегия. Замещение заботы покровительством в патриархально-маскулинной культуре.
2. Этика заботы: смена морально-философской парадигмы. (а) Мораль: от трансцендентности к имманентности жизни, от абсолютности и универсальности к относительности, контекстуальности, вариативности и партикулярности. (б) Моральный субъект: от автономии, равенства, рациональности к взаимозависимости и личностной определенности. (в) Моральная эпистемология: от рационально-логических способов распознавания и решения моральных проблем к их целостному переживанию и проживанию. Этика заботы и нефеминистские философские концепции (экзистенциализм, персонализм, прагматизм, ситуативная этика).
Этика заботы как фемининная и феминистская этика. Феминистская критика этики заботы.
3. Этика заботы как фемининная и феминистская этика. Феминизм критикует в этике заботы: а) акцент на фемининной природе заботы потенциально репрессивен в отношении женщин, поскольку может вести к закреплению подчиненного положения женщины в обществе и культуре; б) возвеличивание фемининной морали заботы ведет к выстраиванию новой ценностной иерархии и тем самым воспроизводится маскулинный культурный стереотип. Критика философских предпосылок этики заботы (противопоставления идеального – реальному, абстрактного – конкретному, универсального – партикулярному, рационального – эмоциональному и интуитивному).
Литература
- Гиллиган К. Иным голосом (Фрагмент из книги) // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. М.: Политиздат, 1992. С. 352-371.
- Артемьева О.В. Человек = мужчина+женщина // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. М.: Политиздат, 1992. С. 345-351.
- Артемьева О.В. Этика заботы: феминистская альтернатива классической философии // Этическая мысль. М.: Институт философии РАН, 2000.
***
- Аристотель. Никомахова этика [1155-1169] // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984.
- Кант И. Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 2. М.: Мысль, 1964. С. 125-183.
- Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4(2). М.: Мысль, 1965. С. 388-404.
- Нойман Э. Глубинная психология и новая этика [V]. СПб.: Гуманитарное агентство «Гуманистический проект», 1999. С. 103-137.
- Сенека Л.А. О благодеяниях // Римские стоики. М.: Республика, 1995. С. 14-166.
- Фуко М. Забота о себе: История сексуальности III. Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998.
- Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. С. 180-230.
- Цицерон М.Т. О дружбе // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1993. С. 31-57.
- Цицерон М.Т. Об обязанностях [I] // Там же. С. 58-98.
- Шопенгауэр А. Об основе морали [III] // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. С. 187-246.
- Grimshaw J. Philosophy and Feminist Thinking. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1986. P. 104-254.
- Mayeroff M. On Caring. New York: Harper and Row, 1971.
- Noddings N. Caring: A Feminine Approach to Ethics and Moral Education. Berkley: University of California Press, 1984.
- Tronto J.C. Moral Boundaries. A Political Argument for an Ethic of Care, New York, London: Routledge, 1993.
Тема 8. Этика любви
1. Андрогинный идеал и представление о любви как стремлении к целостности (Платон). Развитие этого представления в философии любви В.С.Соловьева и Д. фон Гильдебранда. Любовь, по Соловьеву, как преодоление эгоизма, признание значения другого, соединение с другим и утверждение другого в своей любви к нему; разрыв частичности индивидуального существования – прорыв к «всемирному единению». Гильдебранд: любовь как проявление intentio unionis (установки на единение); взаимность в любви. Философский идеал (совершенной) любви – отказ от отношений доминирования и подчинения.
2. Любовь и власть. Власть, подчинение и зависимость в любви. Любовь и власть как средства разрешения психологических проблем личности. Любовь-привязанность, любовь-защита: обретение безопасности в повиновении. Власть и возможность обладания как средство завоевания любви-повиновения. Фемининные и маскулинные стереотипы в отношениях любви-ненависти. Для властной личности любовь близкого человека проявляется в послушании; поведение, не отвечающее ожиданиям воспринимается как проявление нелюбви. Стремление к обладанию, выраженное в собственническом отношении к людям – как средство защиты от потери любви. Конфликт стремления к любви и стремления к власти. Аберрации любви в стремлении подчиняться и властвовать.
Смирение и гордыня – тенденции мазохизма и садизма.
Принцип удовольствия и принцип реальности (от З.Фрейда к Г.Маркузе). Свобода (как раскрепощенность, неподотчетность) против власти (как порядка). Репрессивность власти в отношении удовольствий. Роль языка в репрессии в политике ограничений. М.Фуко о характере (о мнимости) репрессивности: власть не столько подавляет, сколько организует сексуальность: секс (желание) трансформируется («выводится») в дискурс. Таким образом обеспечивается возвышение любви (от тела – к душе). Трансформация сексуальности в Эрос (Маркузе).
Тема любви и власти, властного усилия упорядочить любовь – в антиутопиях ХХ в.
Литература
- Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: ИСА, 1995.
- Салецл Р. (Из)вращения любви и ненависти [Гл.2. Любовь. Между желанием и влечением. Гл. 3. Молчание женского наслаждения]. М.: Художественный журнал, 1999. С.
- Хорни К. Переоценка любви. О распространенном в наше время феминном типе // Хорни К. Женская психология. СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа, 1993. С. 149-179.
- Хорни К. Невроз и личностный рост: Борьба за самореализацию [8-9]. СПб.: Восточно-Европейский ин-т психоанализа, 1997.
- Фромм Э. Искусство любить // Фромм Э. Душа человека. М.: АСТ-ЛТД, 1998. С. 216-220, 241-261.
- Фуко М. Воля к знанию {История сексуальности-I} // Фуко М. Воля к истине. М.: Магистериум; Касталь, 1996. С. 111-132.
***
- Джонсон Р. Мы. Источник и предназначение романтической любви. М.: Гиль-Эстель, 1998. С. 20-22.
- Платон. Пир // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 81-134.
- Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1989. С. 382-424.
- Firestone Sh. Dialectic of Sex // Morality in Practice / ed. J.Sterba. Belmont, Ca.: Wadsworth Publishing Company, 1988. P.236-242.
Тема 9. Этика ненасилия
1. Понятия насилия и ненасилия. Традиционная философия и этика ненасилия (Л.Н.Толстой, М.Ганди, М.Л.Кинг). Критерии насилия. Принципы милосердия и заботы – этическая основа ненасилия. И.А.Ильин: правая сила против насилия.
2. Идейная и историческая близость феминистского и ненасильственного движений. Жизнь и борьба Лукреции Мотт (1793-1880): соединение борьбы за права женщин с идеями демократии, пацифизма и ненасилия. Элементы гражданского неповиновения в суфражистском движении (XIX в.), в движениях за гражданское равноправие и против распространения ядерного оружия (втор. пол. ХХ в.).
3. Принципы ненасилия и нормы матернализма. Опыт взаимодействия матери с растущим и взрослеющим ребенком; убеждение и принуждение в конструктивном преодолении внутренних конфликтов; мать на защите ребенка. Генерализация этого опыта в политиках мира. Роль матери в умиротворении (appeasement) коммунальных (communal) конфликтов.
Феминизм: противостояние милитаризму.
Литература
- Ганди М. Моя жизнь. М.: Восточная литература, 1969.
- Ильин И.А. О противлении злу силой // Ильин И.А. Путь очевидности. М.: Республика, 1993.
- Конышева Л.П., Коченов М.М. Влияние поведения жертвы сексуальных посягательств на их исход // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 8. Насилие: тенденции и альтернативы. М.: Институт социологии РАН, 1995. С. 209-219.
- Лауретис Т. де Риторика насилия. Рассмотрение репрезентации и гендера // Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. С. 297-346.
- Насилие и ненасилие: философия, политика, этика: Материалы международной интернет-конференции, проходившей 15 мая – 31 июля 2002 г. на информационно-образовательном портале www.auditorium.ru / Под ред. Р.Г.Апресяна. М.: Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) – Россия; Институт философии РАН.
- Силласте Г.Г. Защитить семью (о судьбе законопроекта о предотвращении насилия в семье) // Мир женщины, 1997, № 3.
- Соловьев В.С. Оправдание добра // Указ. изд. Т. 1. С. 281-300, 339-357.
- Салецл Р. (Из)вращения любви и ненависти [Гл. 6. Не видеть зла и не злословить: речь-ненависть и права человека]. М.: Художественный журнал, 1999.
- Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Толстой Л.Н. Собр.соч. в 22 т. Т. XVI. М.: Худ-лит,1983. С.166-231, 360-396.
***
- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 1998 (2000). С. 443-460.
- Заритовская З.А. Философско-методологические проблемы «теологии освобождения» // Из истории философии Латинской Америки ХХ века. М.: Наука, 1988. С. 267-286.
- Петякшева Н.И. «Этическая философия» Энрике Дусселя // Из истории философии Латинской Америки ХХ века. М.: Наука, 1988. С. 214-235.
- Силласте Г.Г. Женщины как объект и субъект социальной безопасности // Социс, 1998, № 12.
- Bacon M.H. Nonviolence and Women // Reweaving the Web of Life: Feminism and Nonviolence / ed. P.McAllister. Philadelphia: New Society Publishers, 1982.
- Ferguson J. The Politics of Love: The New Testament and Nonviolent Revolution.Nyack, NY.: Fellowship Publication, 1979.
- Ruddick S. Maternal Thinking: Toward a Politics of Peace [III. Maternal Nonviolence: A Truth in the Making]. Boston Beacon Press, 1989. P. 160-184.
- Women and Militant Nonviolence in the Nuclear Age // Nonviolence: Theory and Practice / ed. R.Holmes. Belmont, Ca.: Wadsworth Publishing Company, 1990. P.95-112.
Тема 10. Эксплуатация женского образа. Реклама. Порнография.
Проституция.
1. Гендерные и сексуальные стереотипы в визуальной рекламе. Приемы эротизации и сексуализация в рекламе. Сексистский эффект сексуализации рекламы: в такой рекламе используется и косвенно навязывается фетишизация (предположительно) обнаженного тела; нарушаются права человека женщин: женское тело оказывается использованным в качестве приманки при продвижении товара на рынке; нарушается принцип равноправия женщин и мужчин.
Направления и методы государственного и общественного регулирования и саморегулирования рекламного бизнеса.
2. Порнография как социально-этическая проблема. Порнография и проблема свободы [права] самовыражения. Роль современных информационных технологий в распространении порнографии. Морализаторский и социально-правовой подходы к порнографии. Основные аргументы в современных дебатах относительно порнографии: консервативный, либеральный и феминистский подходы. Согласно феминизму, в порнографии женщина дискриминируется на основе пола и подвергается сексуальному подчинению со стороны насильственных мужчин; подчинение женщины мужчине сексуализируется, насилие против женщин эротизируется. Порнография – элемент властных отношений.
3. Проституция – предоставление за плату сексуальных услуг: а) при широком подходе – любых услуг сексуального характера; б) при узком подходе – строго определенных услуг, направленных на телесное возбуждение (к чему не относятся услуги, направленные на зрительное или слуховое возбуждение) клиента. Проституция – элемент сексуальной индустрии.
Либеральный подход к проституции; рассмотрение индивидуальной проституции как разновидности предпринимательства, платного предоставления услуг, а именно, сексуальных услуг. Согласно марксизму проституция представляет собой разновидность наемного труда, в которой проявляется как классовая, так и межполовая эксплуатация. При феминистском подходе проституция трактуется как архетип женского отношения к мужчине в маскулинном обществе: все разновидности этих отношений предполагают продажу женщины одному или многим мужчинам; проституция – как институционализированная форма господства мужчины над женщиной; следовательно, уничтожение проституции возможно лишь с ликвидацией экономической монополии мужчин и разрушением взгляда на женщину как на преимущественно сексуальный объект.
Литература
- Гроарк Л. Практический разум и полемика вокруг порнографии // Мораль и рациональность. М.: ИФРАН, 1995. С. 180-196.
- Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
- Воронина О.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о Средствах массовой информации [III. 2-4.]. М.: Эслан, 1998.
- Грошев И. Образ женщины в рекламе // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999 С. 331-343.
- Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х гг. // Логос, № 11-12 (1999). С. 131-155.
- Дворкин А. Порнография: мужчины обладают женщинами // Гендерные исследования, № 4 (1/2000). С. 6-17.
- Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной тео-рии. Минск: Пропилеи, 2000. С. 280-296.
- Рихтер А. Порнография по-американски
- Усманова А. Женщины и искусство: политики репрезентации // Введение в гендерные исследования. Ч. I.: Учебное пособие / Под ред. И.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя. 2001. С. 465-492.
***
- Бодрийяр Ж. Соблазн / Пер. А.Гараджи. М.: Ad Marginem, 2000.
- Райх В. Сексуальная революция. М.; СПб.: Университетская книга; АСТ, 1997.
- Шашков С.С. Исторические судьбы женщин, детоубийство и проституция // Шашков С.С. Собр.соч. в 2 т. Т. 1. СПб.: Изд. О.Н.Попова, 1898.
- Hoshii I. The World of Sex. Vol. IV. Sex in Ethics and Law. Woodchurch: Paul Norbury Publications Ltd, 1987. P.177-209
- Jaggar A.M. Prostitution // Philosophy of Sex: Contemporary Readings / ed. A. Soble. Totowa, NJ.: Littlefield, Adams and Co., 1980.
- Kappeler S. The Pornography of Representation. Cambridge: Polity Press, 1986.
- Lacan J. The meaning of the Phallus // ed. J.Mitchell, J.Rose. Feminine Sexuality: Jacques Lacan and the Ecole Freudienne, New York: Norton, 1985.
- MacKinnon C.A. Sexuality, Pornography, and Method: «Pleasure under Patriarchy» // Feminism and Political Theory / ed. C.R.Sunstein. Chicago, London: University of Chicago Press, 1990. P. 207-241.
- Narveson J. Moral Matters [Pornography]. Peterborough, On.: Broadview Press, 1993. P. 226-242.
- Shrage L. Should Feminists Oppose Prostitution? // Feminism and Political Theory / ed. C.R.Sunstein. Chicago, London: University of Chicago Press, 1990. P. 185-200.
«Институт Открытое общество Фонд Содействия» (Грант №1XE01)