Р.Г.Апресян, О.В.Артемьева

Этико-философские проблемы пола

(гендерный контекст)

 

План спецкурса

 

№ темы

Название темы Кол-во часов

(всего - 32)

1.
4
2.
4
3.
2
4.
2
5.
2
6.
2
7.
4
8.
4
9.
4
10.
4

 

Программа спецкурса

 

Тема 1. Феминистская парадигма в современной философии

1. «Декларация прав женщины и гражданки» О. де Гуж (1791). Женское движение (в Западной Европе и Северной Америке) и его этапы: культурный «пред-феминизм» XIX в., – «большая волна» первой половины XX в. (суфражистское движение, движение за равноправие в образовании и преподавании), – вклад социализма, – борьба за изменение общественного сознания, за изменения в культуре и обществе (со втор. пол. ХХ в.).

2. Проблема женщины и «женский вопрос» в классической философско-политической мысли. Идея женского равноправия в «О равенстве полов» П. де Барра. Социальный консерватизм классической философии (Платон, Кант, Гегель, Шопенгауэр). – Особый пример: «позитивистский феминизм» О.Конта: признавая исключительную роль женщины в мире и ее особую миссию (наряду с философами и пролетариями) в преобразовании мира, Конт выводил эту роль из женщины из ее «истинной природы» (разуму и власти мужчины женщина противопоставляет чувство, интуицию и любовь), консервируя ее реальное место в маскулинно-ориентированном обществе.
«Женский вопрос» в социалистической мысли (А. де Син-Симон, Ш.Фурье). Перемещение «женского вопроса» в контекст освобождения наемного труда в марксизме. (К.Маркс и Ф.Энгельс, А.Бебель). Ограниченность классового подхода к «женскому вопросу»: а) в феминистском движении за женское равноправие марксисты усматривали косвенное признание институтов «буржуазной политической системы», феминизм критиковался с классово-пролетарских позиций; б) при классовом подходе не принимается во внимание репрессивно-маскулинный, патриархатный характер цивилизации вообще, а не только ее «буржуазной» стадии (Э.Морен).
Значение книги С. де Бовуар «Второй пол» (1949) в конституировании феминистской теоретической мысли. Эгалитарный феминизм де Бовуар.

3. Формирование гендерного подхода и развитие гендерных исследований. Теоретические источники гендерных исследований: либерализм (идеи свободы и эмансипации, равенства, автономии, прогресса), социализм и марксизм (идеи социальной обусловленности отношений между полами и разделения труда как фактора обособления полов), психоанализ (идеи социальной конституированности пола и половой идентичности как социокультурного феномена). Идейно-методологическая роль постструктурализма в развитии гендерных исследований.
Конфронтация феминизма с традиционной западной философией: критика (а) натурализации (биологизации) отношений между полами, полового статуса и половой идентичности; (б) маскулинных (андроцентричных, «фаллоцентричных») стереотипов мышления; (в) элиминации отношений между полами из артикулированных представлений о социуме и власти; шире, элиминации полового порядка из социокультурной сферы. Гендерная репредметизация дискурса; в том числе и тех его сфер, которые задаются традиционно-либеральными концептами – «право», «политическая экономия», «власть».

4. Разновидности феминизма. Феминизм как идеология освобождения женщины; соответственно разновидности феминизма зависят от того, с чем связывается осуществление этой цели. Либеральный феминизм: правовое равенство женщин и мужчин; равенство возможностей. Социалистический феминизм: социальное и экономическое равенство женщин и мужчин. Радикальный феминизм: отказ от попыток использовать существующие, пусть и реформированные, социальные институты для освобождения женщин; женщины должны создавать свои формы жизни, коммуникации и самореализации. Постмодернистский феминизм: подчиненное положение женщины – результат самого факта деления на мужское и женское; женщина обретает освобождение на путях множественной (гендерно не акцентированной) идентичности.

Литература

***

 

Тема 2. Проблема пола в гендерных исследованиях

1. Категории «пол» и «гендер». Трансформация категории «пол» (который бывает женским или мужским) в категорию «гендер» (который бывает фемининным или маскулинным) в контексте социокультурного и, в частности, символического конструирования. Основные подходы к пониманию пола.
Натурализм, или эссенциализм: как пол, так и гендер даны человеку изначально – от природы (либо от Бога); пол не отделим от биологических половых признаков индивида (З.Фрейд).
Теория полоролевой (гендерной) социализации: пол как результат процесса обучения традиционно сложившимся образцам поведения (Т.Парсонс, Р.Бейлс, М.Мид); половые роли обусловлены социальной структурой общества и осваиваются в процессе социализации. С. де Бовуар: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся».
Социальный конструктивизм: пол формируется в процессе социального взаимодействия и общения, в контексте которого не только усваиваются, воспроизводятся, но и создаются представления о мужском и женском как базовых социокультурных категориях (К.Уэст, Д. Циммерман). Неестественность гендера. Перфомативный аспект гендера (Дж.Батлер, К.Борнстайн): пол как образ жизни, подлежащий манифестации; Концепция множественной идентичности, концепция дискурсивных практик, посредством которых множественная идентичность осуществляет себя.

2. Половая идентичность. Дилемма: выбор – предопределенность. Различие концепций половой идентичности в зависимости от трактовки пола.
«Теория инаковости» (Queer Theory) – рационализация диалога между лесбиянками, гомосексуалистами, бисексуалами и людьми трансгендерной идентичности по поводу социальной организации и «перфоманса» сексуальности, сексуальных практик, толкования патологии, – а также этнической, расовой и классовой и любой другой принадлежности. Понятие «трансгендера» обозначает лиц вне фемининной или маскулинной идентификации – транссексуалов, трансвеститов, гермафродитов, лиц с неопределенной половой идентификацией, а также тех, кто отказался от какой-либо самоидентификации.
Критика концепции идентичности в «теории инаковости»: диссоциация биологического пола, социокультурного пола (гендера) и сексуального устремления. «Идентичность» как неустойчивый конгломерат разрозненных элементов. Идентичность как особая форма насилия над личностью. «Теория инаковости» и феминизм.
Идея «третьего пола» В.В.Розанова и теория инаковости.

3. Гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов. Социальный стереотип как схематизированный, устойчивый, эмоционально окрашенный, ценностно определенный образ, сформировавшийся на основе обобщения каких-либо (необязательно существенных) характеристик субъектов, явлений, процессов и т.п. Позитивная и негативная роль социальных стереотипов. Гендерные стереотипы в различных контекстах противопоставления маскулинности и фемининности в истории культуры. Гендерные и расовые, этнические, религиозные, возрастные стереотипы.

Литература

***

 

Тема 3. Кто и о чем говорит «иным голосом»?

1. Смысл идеи «второго пола» С. де Бовуар: традиционно женщина идентифицируется относительно мужчины как существо определенного пола; мужчина – Субъект и Абсолют, женщина – Другой. Женщина – это то, что сделало общество из девочки. Дистанцированность де Бовуар к радикальному феминизму: отрицание ею «специфической женской субъективности», «онтологической предопределенности женской сущности», «права женщины не копировать мужской образ жизни и жить на свой манер». Идентичность мужчины и женщины в социокультурном плане; различность – в анатомическом. Борьба полов; отношения мужчины и женщины – разновидность товарообмена; «равенство в неравенстве». «Женственность» – традиционное орудие женщины; – может ли современная женщина вполне отказаться от него? «Сменить кожу», «скроить для себя собственную одежду» женщина сможет лишь благодаря эволюции всего общества.

2. Концепция «иного голоса» К.Гиллиган. «Голос» – ключ для понимания психологического, социального и культурного порядка. Голос: единство физиологии, психологии и культуры. Проблемы человеческих отношений в психологическом, экономическом, политическом и др. аспектах как фундаментальные проблемы человеческого существования: как жить в отношениях с другими, что делать в ситуации конфликта. Человеческие отношения – пространство существования голоса; голос как способ утверждения отношений с другими: способность слушать других, понимать их язык, принимать их точку зрения; голос как способ выражения самости.
Два голоса в понимании человеческих отношений: а) маскулинный, ориентированный на обособление, независимость, автономию; б) фемининный, ориентированный на утверждение соединенности с другими. «Инаковость» фемининного голоса: утверждение ненасильственных человеческих отношений в мире обособленности и установления новых границ между людьми. Два голоса – два языка: язык универсальных прав человека и язык ответственности.
Возможность трактовки «иного голоса» как восполнения маскулинного голоса или как его преодоления.

3. Глобальные аналогии. Латиноамериканская «философия освобождения» (Э.Дуссель, Р.Форнет-Бетанкур) – выражение «голоса» Другого, т.е. человека «третьего мира» (африканца, азиата, латиноамериканца). «Тотальности» мачистской европейской культуры противопоставляется «альтеридад» (инаковость, иное) латиноамериканской культуры, этосу господства – этос освобождения, монологу – диалог.

Литература

***

 

Тема 4. Ценностное сознание: патернализм и матернализм

1. Феномен патернализма. Отцовство и патернализм. Отец как представитель социальных требований и ценностей культуры. Дисциплинирующе-соцализирующая функция отцовства. Социокультурный стереотип отцовства – патернализм.
Патернализм и воля к власти. Этический архетип патернализма: а) покровительствующая забота, б) договор, в) права и обязанности, г) порядок.
Патернализм и матернализм: покровительство – забота.

2. Феномен матернализма. Материнство и матернализм. Мать как личность, берущая на себя заботу о других (C.Радэк). Уход за ребенком, его воспитание и обучение – функции материнства. Этический архетип матернализма («матернальной работы»): a) бескорыстие и самоотверженная забота, б) спонтанность, в) безусловность, нетребовательность, г) инициативность, принципиальность, д) автономия. Гендерная вариативность исполнителей «матернальной работы»; матернализм – по ту сторону гендерных различий.
Материнство как пример продуктивной любви; различие материнской и эротической любви, с точки зрения единения и разобщения (Э.Фромм).
Матернализм как фемининный образ мысли. Альтернативность матернализма идеалу европейской рациональности; ограниченность рационалистических реконструкций материнства как образа жизни, мысли, действия. Матернализм и этика заботы.

Литература

***

 

Тема 5. Андрогинный идеал

1. Платоновский миф о перволюдях-андрогинах и идея целостности в любви («Пир»). Три типа перволюдей: андрогины (муже-жены), «андроандрии» (муже-мужи) и «геногинии» (жено-жены). Радикальный антифеминизм Платона: дискредитация женского.
Героический энтузиазм Дж.Бруно: преодоление пола в любви к Богу.
Андрогинные мотивы в концепции «социального индивида» А. де Сен-Симона.

2. Утопия сигизии В.С.Соловьева. Духовное соединение двух (эмпирических мужчины и женщины) в «одной абсолютно идеальной личности». Истинный и идеальный человек, по Соловьеву – не мужчина и не женщина, но высшее единство обоих. Смысл любви в том, чтобы осуществить это единство и создать истинного человека как свободное единство мужского и женского начал, сохраняющих свою формальную обособленность и преодолевающих свою существенную рознь и распадение. С гендерной точки зрения, Соловьев уходит от социально-культурых проблем пола и консервирует status quo.

3. Андрогинный идеал в современной феминистской литературе. Две формы «андрогинизма» (Дж.Требилкот): а) идеальная личность соединяет в себе характерные черты как мужчины, так и женщины; б) конкретные личности различаются в многообразии характерологических проявлений от «чистой» фемининности до «чистой» маскулинности (при том, что половой статус не совпадает с гендерным); общество должно гарантировать равные возможности каждому, независимо от гендерного статуса. Разрушение сексуальных стереотипов в идеале андрогинизма. Андрогинный идеал и новый общественный идеал. И новая модель коммуникативного пространства, сохраняющего традиционные добродетели женщины и мужчины, но отрицающего традиционную ассоциацию этих добродетелей с женщиной или мужчиной.
Андрогинный идеал в социально-философских дискуссиях по проблеме справедливости, его место в ряду различных концепций справедливости (либеральной, социалистической, либертаристской, коммунитарной).

Литература

***

 

Тема 6. Справедливость и милосердие

1. Справедливость и милосердие – фундаментальные моральные принципы, определяющие функционирование морали на социальном и межличностном уровнях. Справедливость – принцип, регулирующий взаимоотношения между людьми по поводу распределения (перераспределения), в том числе взаимного социальных ценностей. Милосердие – принцип сострадательного, доброжелательного и безусловно-любовного отношение к другому человеку. Морально-философская традиция разделения справедливости и милосердия (Т.Гоббс, Д.Юм, И.Кант, А.Шопенгауэр, В.С.Соловьев).
Относительность разведения справедливости и милосердия по различным сферам коммуникативного опыта (Э.Дюркгейм) и ассоциации этих добродетелей с различными гендерными (маскулинным или фемининным) типами.

2. Справедливость и милосердие (забота) в гендерном контексте. К.Гиллиган: моральный императив женщин: требование заботиться и быть ответственным за распознавание и разрешение проблем конкретного другого; моральный императив мужчин: требование уважать и соблюдать права других на жизнь и самореализацию, тем самым защищать себя от вмешательства с их стороны. Логика морали милосердия – психологическая достоверность человеческих отношений, логика морали справедливости – формальная логика равенства. Обязанности по отношению к другим: в морали милосердия – инициативная помощь и ответственность; в морали справедливости – невмешательство. Обязанности по отношению к себе: в морали милосердия – самокритичность в посвящении себя другим; в морали справедливости – сохранение личностной целостности посредством соблюдения моральных правил и фундаментальных принципов справедливости. Моральный идеал как интеграция позиций милосердия и справедливости.

Литература

***

 

Тема 7. Этика заботы

1. Идея заботы в моральной философии. Понятия дружеской любви-привязанности (Аристотель, Цицерон), благодеяния (Сенека); милосердной любви; благожелательности (Ф.Хатчесон, И.Кант); человеколюбия (А.Шопенгауэр) в классической этике.
Понятие заботы в феминистской этике. Естественная и моральная забота. Забота: а) устремленность к другому; б) понимание реальности другого; активность. Сфера заботы: межчеловеческие отношения (Л.Блюм, К.Гиллиган, Н.Ноддингс, С.Радек) или мир в целом (Дж.Тронто). Забота в гендерном (Л.Блюм, К.Гиллиган, Н.Ноддингс, С.Радек) и в универсальном измерениях (Дж.Тронто).
Забота как политический идеал и политическая стратегия. Замещение заботы покровительством в патриархально-маскулинной культуре.

2. Этика заботы: смена морально-философской парадигмы. (а) Мораль: от трансцендентности к имманентности жизни, от абсолютности и универсальности к относительности, контекстуальности, вариативности и партикулярности. (б) Моральный субъект: от автономии, равенства, рациональности к взаимозависимости и личностной определенности. (в) Моральная эпистемология: от рационально-логических способов распознавания и решения моральных проблем к их целостному переживанию и проживанию. Этика заботы и нефеминистские философские концепции (экзистенциализм, персонализм, прагматизм, ситуативная этика).
Этика заботы как фемининная и феминистская этика. Феминистская критика этики заботы.

3. Этика заботы как фемининная и феминистская этика. Феминизм критикует в этике заботы: а) акцент на фемининной природе заботы потенциально репрессивен в отношении женщин, поскольку может вести к закреплению подчиненного положения женщины в обществе и культуре; б) возвеличивание фемининной морали заботы ведет к выстраиванию новой ценностной иерархии и тем самым воспроизводится маскулинный культурный стереотип. Критика философских предпосылок этики заботы (противопоставления идеального – реальному, абстрактного – конкретному, универсального – партикулярному, рационального – эмоциональному и интуитивному).

Литература

***

 

Тема 8. Этика любви

1. Андрогинный идеал и представление о любви как стремлении к целостности (Платон). Развитие этого представления в философии любви В.С.Соловьева и Д. фон Гильдебранда. Любовь, по Соловьеву, как преодоление эгоизма, признание значения другого, соединение с другим и утверждение другого в своей любви к нему; разрыв частичности индивидуального существования – прорыв к «всемирному единению». Гильдебранд: любовь как проявление intentio unionis (установки на единение); взаимность в любви. Философский идеал (совершенной) любви – отказ от отношений доминирования и подчинения.

2. Любовь и власть. Власть, подчинение и зависимость в любви. Любовь и власть как средства разрешения психологических проблем личности. Любовь-привязанность, любовь-защита: обретение безопасности в повиновении. Власть и возможность обладания как средство завоевания любви-повиновения. Фемининные и маскулинные стереотипы в отношениях любви-ненависти. Для властной личности любовь близкого человека проявляется в послушании; поведение, не отвечающее ожиданиям воспринимается как проявление нелюбви. Стремление к обладанию, выраженное в собственническом отношении к людям – как средство защиты от потери любви. Конфликт стремления к любви и стремления к власти. Аберрации любви в стремлении подчиняться и властвовать.
Смирение и гордыня – тенденции мазохизма и садизма.
Принцип удовольствия и принцип реальности (от З.Фрейда к Г.Маркузе). Свобода (как раскрепощенность, неподотчетность) против власти (как порядка). Репрессивность власти в отношении удовольствий. Роль языка в репрессии в политике ограничений. М.Фуко о характере (о мнимости) репрессивности: власть не столько подавляет, сколько организует сексуальность: секс (желание) трансформируется («выводится») в дискурс. Таким образом обеспечивается возвышение любви (от тела – к душе). Трансформация сексуальности в Эрос (Маркузе).
Тема любви и власти, властного усилия упорядочить любовь – в антиутопиях ХХ в.

Литература

***

 

Тема 9. Этика ненасилия

1. Понятия насилия и ненасилия. Традиционная философия и этика ненасилия (Л.Н.Толстой, М.Ганди, М.Л.Кинг). Критерии насилия. Принципы милосердия и заботы – этическая основа ненасилия. И.А.Ильин: правая сила против насилия.

2. Идейная и историческая близость феминистского и ненасильственного движений. Жизнь и борьба Лукреции Мотт (1793-1880): соединение борьбы за права женщин с идеями демократии, пацифизма и ненасилия. Элементы гражданского неповиновения в суфражистском движении (XIX в.), в движениях за гражданское равноправие и против распространения ядерного оружия (втор. пол. ХХ в.).

3. Принципы ненасилия и нормы матернализма. Опыт взаимодействия матери с растущим и взрослеющим ребенком; убеждение и принуждение в конструктивном преодолении внутренних конфликтов; мать на защите ребенка. Генерализация этого опыта в политиках мира. Роль матери в умиротворении (appeasement) коммунальных (communal) конфликтов.
Феминизм: противостояние милитаризму.

Литература

***

 

Тема 10. Эксплуатация женского образа. Реклама. Порнография. Проституция.

1. Гендерные и сексуальные стереотипы в визуальной рекламе. Приемы эротизации и сексуализация в рекламе. Сексистский эффект сексуализации рекламы: в такой рекламе используется и косвенно навязывается фетишизация (предположительно) обнаженного тела; нарушаются права человека женщин: женское тело оказывается использованным в качестве приманки при продвижении товара на рынке; нарушается принцип равноправия женщин и мужчин.
Направления и методы государственного и общественного регулирования и саморегулирования рекламного бизнеса.

2. Порнография как социально-этическая проблема. Порнография и проблема свободы [права] самовыражения. Роль современных информационных технологий в распространении порнографии. Морализаторский и социально-правовой подходы к порнографии. Основные аргументы в современных дебатах относительно порнографии: консервативный, либеральный и феминистский подходы. Согласно феминизму, в порнографии женщина дискриминируется на основе пола и подвергается сексуальному подчинению со стороны насильственных мужчин; подчинение женщины мужчине сексуализируется, насилие против женщин эротизируется. Порнография – элемент властных отношений.

3. Проституция – предоставление за плату сексуальных услуг: а) при широком подходе – любых услуг сексуального характера; б) при узком подходе – строго определенных услуг, направленных на телесное возбуждение (к чему не относятся услуги, направленные на зрительное или слуховое возбуждение) клиента. Проституция – элемент сексуальной индустрии.
Либеральный подход к проституции; рассмотрение индивидуальной проституции как разновидности предпринимательства, платного предоставления услуг, а именно, сексуальных услуг. Согласно марксизму проституция представляет собой разновидность наемного труда, в которой проявляется как классовая, так и межполовая эксплуатация. При феминистском подходе проституция трактуется как архетип женского отношения к мужчине в маскулинном обществе: все разновидности этих отношений предполагают продажу женщины одному или многим мужчинам; проституция – как институционализированная форма господства мужчины над женщиной; следовательно, уничтожение проституции возможно лишь с ликвидацией экономической монополии мужчин и разрушением взгляда на женщину как на преимущественно сексуальный объект.

Литература

***

 


«Институт Открытое общество Фонд Содействия» (Грант №1XE01)