Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
 

 

Утверждаю

Председатель Учебно-методического Совета по
философии, политологии и религиоведению УМО
по классическому университетскому образованию,
профессор В.В.Миронов

 

Программа дисциплины

Социально-этические проблемы распределения ресурсов

Рекомендовано:

Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России

 

Москва
2006

 

I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. ЦЕЛЬ КУРСА

По окончании курса студент должен иметь целостное и отчетливое представление о конкурирующих и дополняющих друг друга нормативных принципах распределения ресурсов, а также об обеспечивающих его социальных механизмах; он должен уметь использовать свои знания по отношению к конкретным социально-экономическим проблемам современного общества.  

2. ЗАДАЧИ КУРСА

В ходе курса студент должен:

3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Данный курс, призван обеспечить соединение базовых знаний студентов в области нормативной этики и философии морали с социологическими, политологическими, экономическими представлениями о современном обществе; он должен способствовать выработке у студентов понимания нормативных проблем социальной практики и первичных навыков, необходимых для участия в связанном с ними общественно-политическом дискурсе.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В результате курса студент должен:


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. РАЗДЕЛЫ КУРСА

Раздел I. Распределительная справедливость в этической теории
Тема 1. Концепции обоснования распределительной справедливости.
Тема 2. Критерии справедливого распределения (сравнительное равенство).
Тема 3. Критерии справедливого распределения (социальное признание и достаточный уровень жизни).
Тема 4. Критерии справедливого распределения (управомоченное владение и заслуга).

Раздел II. Справедливость и основные направления деятельности «государства всеобщего благосостояния»
Тема 5. История «государства всеобщего благосостояния», его типы и теории возникновения.
Тема 6. Нормативные основы системы материального обеспечения пожилых граждан.
Тема 7. Нормативные основы общественного финансирования образования.
Тема 8. Нормативные основы общественного финансирования культуры.
Тема 9. Нормативные основы распределения ресурсов в сфере здравоохранения.
Тема 10. Нормативные основы регулирования рынка труда.
Тема 11. «Государство всеобщего благосостояния» в постиндустриальном, глобализованном мире.

Раздел III. Частные проблемы распределительной справедливости
Тема 12. Распределение сырьевых доходов.
Тема 13. «Государство всеобщего благосостояния» в гендерной перспективе.
Тема 14. Распределительные коллизии мультикультурных обществ.
Тема 15. Международное распределение ресурсов.

Раздел IV. Благотворительность
Тема 16. Благотворительность: общая характеристика явления.
Тема 17. Благотворительность и государство.
Тема 18. Нормативные основы благотворительной деятельности.

2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Распределительная справедливость в этической теории

Тема 1. Концепции обоснования распределительной справедливости.
Утилитаризм (смысл термина «полезность», измерение полезности, оптимальные способы прогнозирования будущего и установления конечных состояний, убывающее значение будущих событий, утилитаризм правил и утилитаризм действий). Интуитивизм (выявление интуитивно очевидных нормативных оснований (прав, обязанностей, параметров человеческой природы и т.д.), дедукция частных нормативных выводов). Контракторизм (приоритет правильности над благом, гипотетический договор как средство определения «правильного», условия честного соглашения). Коммунитаризм («социальный тезис», этическое рассуждение как обобщение и систематизация традиции)

Тема 2. Критерии справедливого распределения (сравнительное равенство).
Строгий и радикальный эгалитаризм. Индекс распределяемых благ. Экономическое неравенство как средство улучшения положения каждого. Место принципа приоритетности нужд наименее преуспевших членов общества в эгалитаристской социальной этике. Правило максимина. Правило лексимина. Проблема определения группы (групп) «наименее преуспевших». Содержательное наполнение идеи равенства: благосостояние или ресурсы. Идеал равного распределения и ответственное поведение получателей. Уменьшение зависти как цель справедливого распределения.

Тема 3. Критерии справедливого распределения (социальное признание и достаточный уровень жизни).
Справедливое распределение ресурсов без сравнения положения получателей. Человеческая природа и «функциональные возможности человека». Справедливость как создание гарантий «социального признания». Справедливость как обеспечение «качества жизни». «Принцип достаточности» в теории справедливости и его соотношение с «принципом приоритетности». Справедливость как обеспечение «базовых потребностей». Правила определения достаточного уровня жизни в конкретных сообществах и ситуациях.

Тема 4. Критерии справедливого распределения (управомоченное владение и заслуга).
Либертаризм. Абсолютный приоритет прав человека первого поколения. Сугубо процедурное понимание справедливости: обмен без насилия и обмана. Социальное налогообложение как «рабство талантливых». Правила компенсации несправедливого обмена. Теория заслуги. Социальные и экономические следствия незаслуженных неравенств. Вопрос о заслуженности индивидуальных оснований заслуги. Критерии заслуги: вклад в общее дело, трудовые усилия, уровень потерь, степень риска, талант.

Раздел II. Справедливость и основные направления деятельности «государства всеобщего благосостояния»

Тема 5. История «государства всеобщего благосостояния», его типы и теории возникновения.
Этапы формирования «государства всеобщего благосостояния» (от реформ Бисмарка до современного кризиса). Теории происхождения «государства всеобщего благосостояния»: теория потребностей индустриальной экономики; теория успехов рабочего движения; теория нравственного прогресса государства; теория электорального маневрирования властных элит. Типология «государств всеобщего благосостояния»: 1) либеральные; 2) социал-демократические; 3) консервативно-корпоратистские; 3) транзитивные (развивающиеся и посткоммунистические).

Тема 6. Нормативные основы системы материального обеспечения пожилых граждан.
Основные черты послевоенного «контракта поколений»: система солидарности поколений и максимальный уровень замещения допенсионных доходов. Пенсионная система в условиях стареющего общества. Дебаты о «честности между поколениями» в Европе и Америке. От принципа «равенства преимуществ» к принципу «равенства относительных позиций». Способы обеспечения совместной ответственности гражданина и общества за уровень пенсионных доходов. Идеал «современного выхода на пенсию».

Тема 7. Нормативные основы общественного финансирования образования.
Система образования в свете различных принципов распределительной справедливости. Модели финансирования образования: ориентированная на свободный рынок, ориентированная на общественный рынок, модель антирыночной социальной инженерии. Этически обоснованный масштаб обязательного бесплатного образования. Справедливость и эффективность государственного финансирования учебных заведений: субсидирование производителя или трансферты потребителю. Этические достоинства и недостатки платного образования. Справедливая система кредитования образовательных расходов граждан. Статус частных образовательных учреждений и государственная поддержка их деятельности.

Тема 8. Нормативные основы общественного финансирования культуры.
Культура как часть «человеческого капитала» и важная составляющая «качества жизни». Подвижные границы коммерческой и некоммерческой культуры. Невозможность экономической окупаемости некоторых видов деятельности в сфере культуры («болезнь Баумоля»). Идеал моральной нейтральности государства и этические ограничения государственной поддержки «высокой» культуры. Поддерживающие и развивающие функции культурной политики государства. Нормативные принципы финансирования сетей социально-культурного обслуживания и самодеятельного творчества граждан. Гарантии независимости творческой деятельности в условиях ее государственного финансирования.

Тема 9. Нормативные основы распределения ресурсов в сфере здравоохранения.
Три нравственных приоритета системы здравоохранения: равенство доступа к медицинским услугам, эффективность и качество их предоставления. Этические достоинства и недостатки централизованной, бюджетной системы бесплатного здравоохранения. Этические достоинства и недостатки обязательного медицинского страхования. Допустимые масштабы добровольного медицинского страхования и прямой оплаты медицинского обслуживания. Бесплатное здравоохранение и индивидуальная ответственность граждан за свое здоровье. Этические основания финансирования целевых исследовательских и лечебных программ. Распределение медицинских ресурсов внутри лечебного учреждения.

Тема 10. Нормативные основы регулирования рынка труда.
Общественная цена безработицы: фискальные потери, социальная эксклюзия и стигматизация, потеря «готовности к труду», падение качества жизни. Социальная справедливость и «базовый доход». Пассивные меры по борьбе с безработицей: возмещение потерянных доходов безработным, посредничество между безработными и работодателями. Страхование от безработицы или социальные выплаты безработным (этические плюсы и минусы). Активные меры по борьбе с безработицей: создание рабочих мест в государственном секторе экономики, информационная поддержка ищущих работу, программы переподготовки кадров. «Государство всеобщего благосостояния» и «государство поддержки труда».

Тема 11. «Государство всеобщего благосостояния» в постиндустриальном, глобализованном мире.
Подрыв экономических функций «государства всеобщего благосостояния» (исчезновение необходимости в «резервной армии труда», формирование «общества хронически неполной занятости»). Ослабление его финансовой основы (отток инвестиционного капитала в «новые экономики», стремление «старых экономик» сохранить конкурентоспособность в рамках мировой торговой системы). Ослабление его политической основы (потеря влияния профессиональных союзов, уменьшение способности национальных государств, не опирающихся на гражданскую активность населения, эффективно «декоммодифицировать труд»). Возможности адаптации «государства всеобщего благосостояния».

Раздел III. Частные проблемы распределительной справедливости

Тема 12. Распределение сырьевых доходов.
Проблема справедливости по отношению к будущим поколениям в социальной этике. Правило замещения «невозобновимого» капитала «возобновимым» и принцип сохранения положительного уровня «истинных сбережений». Этические принципы создания долгосрочных национальных сберегательных фондов. Оптимальный баланс четырех целей экономической политики «сырьевого государства»: борьбы с неравенством, обеспечения макроэкономической стабильности, преодоления симптомов «голландской болезни» и минимизации последствий «рентоискательства».

Тема 13. «Государство всеобщего благосостояния» в гендерной перспективе.
Социальная справедливость и внутрисемейное разделение труда. Этическая критика «государства всеобщего благосостояния для кормильцев семьи». Система финансовой поддержки материнства (в том числе, одиноких матерей). Мероприятия социального государства по повышению рождаемости. Нравственные проблемы общественного обеспечения повседневной заботы о детях и престарелых. Гендерные последствия адаптации «государства всеобщего благосостояния» к новым экономическим условиям.

Тема 14. Распределительные коллизии мультикультурных обществ.
«Государство всеобщего благосостояния» и либерализм культурного безразличия. Обоснование межкультурной справедливости в современной социальной этике. Права человека третьего поколения: социально-экономический аспект. Международное законодательство по обеспечению прав культурных меньшинств. Механизмы и масштабы финансового обеспечения культурной интеграции иммигрантов и сохранения коренных народов. Культурные сообщества и «идея ассиметричного федерализма».

Тема 15. Международное распределение ресурсов.
«Вестфальское» понимание международной справедливости (принципы «невмешательства» и «нераспределения»). Моральное значение государственных границ. Международное распределение ресурсов как ответ на чрезвычайные ситуации, разруху и голод. Международное распределение ресурсов как способ повышения качества жизни и уменьшения неравенства. Различные модели космополитической социальной этики. Практические механизмы международной справедливости: интернациональная система налогообложения и глобальные институты распределения ресурсов. Политические и экологические аспекты международной распределительной справедливости.

Раздел IV. Благотворительность

Тема 16. Благотворительность: общая характеристика явления.
Благотворительность (филантропия) и милостыня. Благотворительность как комплексное социальное явление (альтруистические мотивации и корпоративно-статусные интересы). Многообразие целей благотворительной деятельности: гуманитарная помощь в условиях чрезвычайных ситуаций; систематическая материальная поддержка экономически уязвимых слоев населения; предоставление организационных, технических, образовательных возможностей для улучшения их социально-экономического статуса; реализация программ по обеспечению «общественных» и «достойных благ». Потенциальные негативные эффекты благотворительности. Благотворительность как социальная инженерия.

Тема 17. Благотворительность и государство.
Место благотворительных организаций в современном гражданском обществе: акторы, потенциально свободные от давления рынка и политической прагматики. Историческая вариативность стратегий государства по отношению к благотворительности (противодействие, безразличие, стимулирование). Правовой статус благотворительных организаций в России и за рубежом. Способы противодействия политической инструментализации филантропии (юридические ограничения, обеспечение гласности и нравственная саморегуляция благотворителей). Механизмы сотрудничества между государством и благотворительными организациями, разделение их функций.

Тема 18. Нормативные основы благотворительной деятельности.
Нравственные принципы благотворительного «фандрайзинга». Нравственные принципы взаимодействия доноров и благотворительных организаций. Механизмы предотвращения корпоративной коррупции и нецелевого расходования средств. Обеспечение прозрачности благотворительных фондов для общества и государства, внешний аудит их деятельности. Критерии оценки эффективности деятельности в области благотворительности. Правила отбора реципиентов благотворительных программ. Обязательства реципиентов (условная и безусловная благотворительная помощь).

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

К Теме 1:

К Теме 2:

К Теме 3:

К Теме 4:

К разделу II:

К Теме 5:

К Теме 6:

К Теме 7:

К Теме 8:

К Теме 9:

К Теме 10:

К Теме 11:

К разделу III:

К Теме 12:

К Теме 13:

К Теме 14:

К Теме 15:

К разделу IV:

К Теме 16:

К Теме 17:

К Теме 18:

4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ

Тему рефератов, эссе, курсовых работ студент выбирает сам, согласовывая с преподавателем. Преподаватель предлагает студентам возможные общие направления работы.

Направление 1. Целостная реконструкция одной из концепций распределительной справедливости (примеры: «Распределение ресурсов и характер труда в концепции справедливости П.Ж.Прудона», «Понятие справедливости и проблема распределения ресурсов в марксизме», «Распределение ресурсов в теории справедливости Дж.Ролза»)

Направление 2. Характеристика одного из критериев распределительной справедливости или отдельной дискуссионной темы теории справедливости на материале нескольких концепций (примеры: «Критика утилитаризма в теории справедливости», «Понятие индивидуальной заслуги в социальной этике: pro et contra», «Разнообразие методологических оснований либертаризма (Ф.Хайек и Р.Нозик)», «Содержательный аспект эгалитаристкой теории справедливости: благосостояние, ресурсы, функциональные возможности»).

Направление 3. Анализ нормативных оснований различных сфер деятельности «государства всеобщего благосостояния» или конкретных проблем, свойственных для той или иной сферы («Дилеммы распределительной справедливости в «стареющем» обществе», «Общественное финансирование «высокой культуры»: принципы, проблемы и механизмы», «Опасности популизма для функционирования социальных государств»).

Направление 4. Анализ конкретных политических стратегий (решений, законодательных актов) в свете критериев распределительной справедливости (примеры: «Этическая экспертиза изменений в российском законодательстве о занятости населения», «Сравнительная этическая экспертиза систем медицинского обслуживания России, Германии Великобритании и США», «Монетаризация льгот в России: социально-этический анализ»).

5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:

  1.   Справедливость как социально-этическая категория.
  2. Утилитаризм в теории справедливости.
  3. Интуитивизм в теории справедливости.
  4. Контракторизм в теории справедливости.
  5. Коммунитаризм в теории справедливости.
  6. Критерии справедливого распределения (сравнительное равенство).
  7. Критерии справедливого распределения (достаточный уровень жизни).
  8. Критерии справедливого распределения (социальное признание).
  9. Критерии справедливого распределения (управомоченное владение).
  10. Критерии справедливого распределения (заслуга).
  11. История «государства всеобщего благосостояния».
  12. Теории и типы «государства всеобщего благосостояния».
  13. Нормативные основы системы материального обеспечения пожилых граждан.
  14. Типология пенсионных систем и опыт современных пенсионных реформ.
  15. Нормативные основы общественного финансирования образования.
  16. Нормативные основы общественного финансирования культуры.
  17. Нормативные основы распределения ресурсов в сфере здравоохранения.
  18. Принципы финансирования медицинских исследований.
  19. Распределение медицинских ресурсов внутри лечебного учреждения.
  20. Нормативные основы регулирования рынка труда.
  21. Идеал «государства поддерживающего труд» в современной социальной этике.
  22. «Государство всеобщего благосостояния» в постиндустриальном, глобализованном мире.
  23. Проблема распределения сырьевых доходов.
  24. «Государство всеобщего благосостояния» в гендерной перспективе.
  25. Распределительные коллизии мультикультурных обществ.
  26. Международное распределение ресурсов: помощь в чрезвычайных ситуациях.
  27. Международное распределение ресурсов: обеспечение равенства и устойчивого развития.
  28. Благотворительность: общая характеристика явления.
  29. Благотворительность и государство.
  30. Нормативные основы благотворительной деятельности.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


п/п
Наименование разделов и тем
Всего
(час.)
Аудиторные занятия
(час.)
Самостоят.
работа
(час.)
Лекции
Семинары
Раздел I.
8
8
 
8
1
Концепции обоснования распределительной справедливости
2
2
 
2
2
Критерии справедливого распределения (сравнительное равенство)
2
2
 
2
3
Критерии справедливого распределения (социальное признание и достаточный уровень жизни)
2
2
 
2
4
Критерии справедливого распределения (управомоченное владение и заслуга)
2
2
 
2
Раздел II.
14
14
 
14
5
История «государства всеобщего благосостояния», его типы и теории возникновения
2
2
 
2
6
Нормативные основы системы материального обеспечения пожилых граждан
2
2
 
2
7
Нормативные основы общественного финансирования образования
2
2
 
2
8
Нормативные основы общественного финансирования культуры
2
2
 
2
9
Нормативные основы распределения ресурсов в сфере здравоохранения
2
2
 
2
10
Нормативные основы регулирования рынка труда
2
2
 
2
11
«Государство всеобщего благосостояния» в постиндустриальном, глобализованном мире.
2
2
 
2
Раздел III.
8
8
 
8
12
Распределение сырьевых доходов
2
 
2
13
«Государство всеобщего благосостояния» в гендерной перспективе
2
2
 
2
14
Распределительные коллизии мультикультурных обществ
2
 
2
15
Международное распределение ресурсов
2
 
2
Раздел IV.
6
6
 
6
16
Благотворительность: общая характеристика явления
2
2
 
2
17
Благотворительность и государство
2
2
 
2
18
Нормативные основы благотворительной деятельности
2
 
2
Итого:
36
36
 
36

 

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Экзамен по итогам:

а) участия студента в аудиторных обсуждениях (40%),
б) контрольных работ по каждому разделу (30%),
в) итоговому исследовательскому эссе (30%).

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)

2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по отдельным разделам курса)

Раздел I.

Раздел II.

Раздел III.

Раздел IV.



Автор:
к.ф.н., доцент А.В.Прокофьев

Рецензент:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А. Гусейнов