Утверждаю Председатель Учебно-методического Совета по
|
I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. ЦЕЛЬ КУРСА
Научиться:
2. ЗАДАЧИ КУРСА
В ходе и итоге курса студент обязан:
3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Курс является теоретическим введением к программе профессиональной подготовки выпускника, раскрывая исторический контекст и общие методологические принципы прикладной этики, дает общую панораму ее содержания.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Студент должен освоить курс на уровне, позволяющем самостоятельно решать все обозначенные выше задачи, и уметь:
1. РАЗДЕЛЫ КУРСА
Раздел I. Философия и мораль: линии сопряжения.
Тема 1. Моральный пафос философии.
Тема 2. Философский образ морали.
Раздел II. Моральные добродетели и моральные законы.
Тема 3. Этика как учение о добродетелях.
Тема 4. Аристотель. «Никомахова этика».
Тема 5. Этика как учение о моральных законах.
Тема 6. И.Кант. «Основоположения к метафизике нравов».
Раздел III.
От философии морали к прикладной этике.
Тема 7. Этика как критика морального сознания.
Тема 8. Ф.Ницше. «К генеалогии морали».
Тема 9. Нравственные основы новоевропейской цивилизации.
Тема 10. Прикладная этика как нравственная культура.
Тема 11. Прикладная этика как исследовательская программа.
Раздел IV. Метафизика и этика поступка.
Тема 12. Обоснование морали.
Тема 13. Язык морали.
Тема 14. Свобода воли и ответственность.
2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Философия и мораль: линии сопряжения.
Тема 1. Моральный пафос философии.
Нравственные предпосылки возникновения философии. Философия как образ жизни и духовная практика. Идеал созерцательного блаженства. Идея единства познания и духовно-нравственного совершенствования личности.
Тема 2. Философский образ морали.
Трехчастная структура философии: физика, логика, этика. Предмет этики как практической философии. Характер связи теоретического и нормативного содержания философии. Место философии морали в моральной культуре.
Раздел II. Моральные добродетели и моральные законы.
Тема 3. Этика как учение о добродетелях.
Высшее благо и моральные добродетели. Добродетель и добродетельная личность. Кардинальные добродетели. Учение о добродетелях как философское обобщение моральной практики традиционного общества.
Тема 4. Аристотель. «Никомахова этика».
Предмет этики. Учение о высшем благе. Учение о добродетелях. Каталог добродетелей. Учение о справедливости. Учение о дружбе. Этическое учение и этические произведения Аристотеля.
Тема 5. Этика как учение о моральных законах.
Естественные законы нравственности и моральная автономия личности. Социально-договорные и натуралистические версии морали. Мораль и право.
Тема 6. И.Кант. «Основоположения к метафизике нравов».
Моральный закон как закон законов. Добрая воля, долг, категорический императив. Автономия воли. Долг против склонности. Свобода и нравственность.
Раздел III. От философии морали к прикладной этике.
Тема 7. Этика как критика морального сознания.
Антинормативизм постклассической этики. Марксистская критика морали как отчужденной формы общественного сознания. Позитивистское релятивирование морального познания. Прагматизм в этике.
Тема 8. Ф.Ницше. «К генеалогии морали».
Мораль рабов и мораль господ. Ресентимент. Добро и зло, хорошее и плохое. Моральный нигилизм.
Тема 9. Нравственные основы новоевропейской цивилизации.
От патернализма к нравственной автономии личности. Протестантский этос и дух капитализма. Нравственное детабуирование общественной практики. Нравственные риски научно-технического прогресса. Изменение характера ответственности в техногенную и глобализирующуюся эпоху.
Тема 10. Прикладная этика как нравственная культура.
Прикладная этика – форма рационально упорядоченной моральной жизни. Диверсифицированность этико-прикладной практики. Прикладная этика и профессиональная мораль. Открытые проблемы морали.
Тема 11. Прикладная этика как исследовательская программа.
Возникновение и развитие прикладной этики как области знания. Различные подходы к пониманию прикладной этики. Новый тип соотношения моральной теории и практики. Структура прикладной этики.
Раздел IV. Метафизика и этика поступка.
Тема 12. Обоснование морали.
Проблема необходимости обосновании морали. Обоснование морали как ее релятивирование. Натуралистическая ошибка в этике. Проблема обоснованности и неизбежной рискованности морального выбора. Принципиальное различие философии морали и прикладной этики в подходе к проблеме морального выбора.
Тема 13. Язык морали.
Основные моральные понятия. Своеобразие моральных суждений. Проблема перехода от фактов к ценностям. Роль мысленного эксперимента и сослагательной модальности в моральном опыте. Л.Витгенштейн о языке морали. Моральная логика как логика поступков.
Тема 14. Свобода воли и ответственность.
Взаимообусловленность свободы и нравственности. Пределы индивидуально-ответственного поведения. Возможность кооперирования морального действия и персонифицированной коллективной ответственности. Философия поступка М.М.Бахтина и этика ответственности Г.Йонаса. Сходство и различие философского и этико-прикладного понимания моральной ответственности.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
К разделу I:
К разделу II:
К разделу III:
К разделу IV:
4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ
Различие между рефератом, эссе и курсовой работой является жанровым. Хотя оно касается больше способа исполнения, чем темы, и определяется по преимуществу стилистическими предпочтениями автора, тем не менее, оно также содержательно обусловлено. Так, например, тема «Соотношение профессиональной этики и прикладной этики» или «Структура философии», которые предполагают обобщение большого материала, анализ разных точек зрения, более уместны для курсовой работы. Темы типа «Учение Аристотеля о высшем благе» или «Как Кант аргументирует разнообразие формулировок категорического императива?», которые замкнуты на конкретные тексты, могут быть лучше решены в жанре реферата. Для эссе больше подходят свободные темы, как, например, «О моральной фантазии» или «Моральный пафос философии и философский смысл морали».
И рефераты, и эссе, и курсовые работы являются самостоятельными опытами исследовательской работы студента. Необходимо стремиться к тому, чтобы тематика была а) конкретной, строго обозначающей границы рассматриваемого вопроса, б) проблемной, указывающей на задачу, которую предстоит решить, в) творческой, позволяющей автору сказать что-то оригинальное, новое. Тема может считаться оптимальной только тогда, когда она соответствует всем трем указанным требованиям, хотя, разумеется, добиться этого на уровне формулировки трудно.
Ниже приводятся некоторые примерные темы по всем разделам, сформулированные по преимуществу в виде вопросов.
Тема реферата, эссе, курсовой работы выбирается самим студентом в согласовании с преподавателем: студент обозначает проблему, которая его интересует, преподаватель помогает сформулировать ее в качестве конкретной темы.
5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего (час.) |
Аудиторные занятия (час.) |
Самостоят. работа (час.) |
|
Лекции |
Семинары |
||||
Раздел I. Философия и мораль: линии сопряжения. | 4 |
4 |
4 |
||
1 |
Моральный пафос философии. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Философский образ морали. |
4 |
2 |
2 |
|
Раздел II.
Моральные добродетели и моральные законы. |
12 |
12 |
12 |
||
3 |
Этика как учение о добродетелях. |
2 |
2 |
2 |
|
4 |
Аристотель. «Никомахова этика». |
4 |
4 |
4 |
|
5 |
Этика как учение о моральных законах. |
2 |
2 |
2 |
|
6 |
И.Кант «Основоположение к метафизике нравов». |
4 |
4 |
4 |
|
Раздел III. От философии морали к прикладной этике. |
12 |
12 |
12 |
||
7 |
Этика как критика морального сознания. |
2 |
2 |
2 |
|
8 |
Ф.Ницше «К генеалогии морали». |
4 |
4 |
4 |
|
9 |
Нравственные основы новоевропейской цивилизации. |
2 |
2 |
2 |
|
10 |
Прикладная этика как нравственная культура. |
2 |
2 |
2 |
|
9 |
Прикладная этика как исследовательская программа. |
2 |
2 |
2 |
|
Раздел IV. Метафизика и этика поступка. |
8 |
8 |
8 |
||
10 |
Обоснование морали. |
2 |
2 |
2 |
|
11 |
Язык морали. |
2 |
2 |
2 |
|
12 |
Свобода воли и ответственность. |
4 |
4 |
4 |
|
Итого: |
36 |
36 |
36 |
Экзамен по итогам:
а) письменного ответа на вопросы, оформленные в виде тестовых заданий (50%);
б) письменных работ по каждому разделу (25%);
в) итоговой исследовательской работы (25%).
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)
2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по отдельным разделам курса)
Раздел I.
Раздел II.
Раздел III.
Раздел IV.
Автор:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А. Гусейнов
Рецензент:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А. Гусейнов