Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
 

 

Утверждаю

Председатель Учебно-методического Совета по
философии, политологии и религиоведению УМО
по классическому университетскому образованию,
профессор В.В.Миронов

 

Программа дисциплины

Нормативная этика

Рекомендовано:

Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России

 

2006

 

I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. ЦЕЛЬ КУРСА

По окончании курса студент должен понимать место нормативной этики в структуре этического знания, своеобразие ее методов и уметь их использовать в решении конкретных аналитических и исследовательских задач.  

2. ЗАДАЧИ КУРСА

В ходе курса студент должен:

а) освоить содержание всех разделов программы;
б) познакомиться в минимальном объеме c классической и новейшей литературой;
в) уметь проводить нормативно-этический анализ (текстов и ситуаций);
г) продемонстрировать свои знания и умения в контрольных письменных работах по каждому разделу курса и итоговой экзаменационной письменной работе.

3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Данный курс, наряду с курсом «Философия морали и прикладная этика» призван обеспечить полноту базовых общих знаний студентов в области этики, способствовать выработке у студентов понимания нормативно-этических проблем, умения и навыка их анализировать в различных этических и практических контекстах.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В результате курса студент должен:

а) знать и понимать основные понятия нормативной этики (минимально – в объеме, отраженном в программе курса);
б) знать и понимать основные подходы к нормативной этике, типы нормативно-этических теорий и учений, методы нормативно-этического исследования;
в) уметь применять свои знания в анализе философских, моралистических, политических, художественных текстов;
г) провести самостоятельное исследование, продемонстрировав упомянутое в пп. (а)–(в).

 

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. РАЗДЕЛЫ КУРСА

Раздел I. Предмет и метод нормативной этики.
Тема 1. Место нормативной этики в структуре этического знания.
Тема 2. Типы нормативно-этической теории.

Раздел II. Феномен морали в нормативной этике.
Тема 3. Моральные суждения.
Тема 4. Моральная императивность.
Тема 5. Основные моральные понятия.
Тема 6. Способы институционализации морали.

Раздел III. Фундаментальные моральные правила.
Тема 7. Талион.
Тема 8. Золотое правило.
Тема 9. Заповедь любви.
Тема 10. Нормативные следствия и практические приложения.

Раздел IV. Основные нормативно-этические программы.
Тема 11. Гедонизм.
Тема 12. Дилеммы гедонизма.
Тема 13. Прагматизм.
Тема 14. Дилеммы прагматизма.
Тема 15. Перфекционизм.
Тема 16. Дилеммы перфекционизма.
Тема 17. Агапизм.
Тема 18. Дилеммы агапизма.

2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Предмет и метод нормативной этики.

Тема 1. Место нормативной этики в структуре этического знания.
Структура этического знания: философская, нормативная и прикладная этика. – Предмет и задачи философской, нормативной и прикладной этики. – Методы нормативной этики.

Тема 2. Типы нормативно-этической теории.
По характеру моральной мотивации: телеоцентричная этика, – деонтоцентричная этика, – правоцентричная этика. – По характеру конечной цели: гедонизм, – прагматизм, – перфекционизм, – агапизм. – Этика добродетели.

Раздел II. Феномен морали в нормативной этике.

Тема 3. Моральные суждения.
Природа моральных суждений. – Обосновывающие суждения (принципы) и «непосредственные» суждения (требования, оценки). Дескриптивный и прескриптивно-эвалютивный компоненты в моральных суждениях. – Универсализуемость моральных суждений.

Тема 4. Моральная императивность.
Природа моральной императивности. – Формы моральной императивности (принципы, правила, рекомендации, пожелания). – Долг. – Совесть.

Тема 5. Основные моральные понятия.
Идеал. – Добро и зло. – Правильное и неправильное. – Добродетель и порок. – Смысл жизни. – Счастье.

Тема 6. Способы институционализации морали.
Моральные кодексы. – Этическое регулирование в корпорациях и профессиях. – Этические комитеты и уполномоченные по этике.

Раздел III. Фундаментальные моральные правила.

Тема 7. Талион.
Содержание и нормативные контексты Талиона. – Этика воздаяния: возмездие и благодарность. – Исторические истоки и тенденции развития Талиона.

Тема 8. Золотое правило.
Содержание и нормативные контексты Золотого правила. – Золотое правило в различных культурных традициях. – Особенный характер взаимности и равенства в Золотом правиле. – Золотое правило и категорический императив Канта. – Золотое правило и концепция «исходной позиции» Ролза.

Тема 9. Заповедь любви.
Содержание и нормативные контексты Заповеди любви. – Этическое содержание Заповеди любви в различных культурных традициях. – Метаэтическое содержание Заповеди любви.

Тема 10. Нормативные следствия и практические приложения.
Различные нравственно-практические приложения Талиона, Золотого правила и Заповеди любви. – Наказание. – Принципы справедливой войны. – Благотворительность.

Раздел IV . Основные нормативно-этические программы

Тема 11. Гедонизм.
Гедонизм – этика наслаждения. – Эвдемонистическая спецификация. – Этические ограничения принципа наслаждения.

Тема 12. Дилеммы гедонизма.
Наслаждение и страдание. – Парадокс наслаждения. – Принцип наслаждения и стратегии сексуального поведения. – Творчество. – Принцип наслаждения и принцип реализма (Фрейд)

Тема 13. Прагматизм.
Прагматизм – этика пользы. – Полезность, успешность, эффективность. – Реалистичность принципа пользы. – Этические ограничения прагматизма.

Тема 14. Дилеммы прагматизма.
Социально-этические характеристики принципа пользы. – Принцип пользы и предпринимательство. – Продуктивное и спекулятивное предпринимательство (Вебер). – Патриархальная, религиозная, аристократическая, пролетарская критика предпринимательства.

Тема 15. Перфекционизм.
Перфекционизм – этика совершенства. – Этические требования перфекционизма. – Этические ограничения принципа совершенства.

Тема 16. Дилеммы перфекционизма.
Парадоксы совершенствования. – Аскетизм. – Этика и мистика.

Тема 17. Агапизм.
Агапизм – этика милосердия и заботы. – Милосердие и справедливость. – Критика этики милосердия. – Этические ограничения принципа заботы.

Тема 18. Дилеммы агапизма.
Благодеяние. – Этика заботы. – Этика заботы и принцип заботы о себе (Фуко). – Прагматика милосердия. – Различие тактик деятельной любви.


3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

К разделу I:

К Теме 1:

К Теме 2:

К разделу II:

К Теме 3:

К Теме 4:

К Теме 5:

К Теме 6:

К разделу III:

К Теме 7:

К Теме 8:

К Теме 9:

К Теме 10:

К разделу IV:

К Теме 11:

К Теме 12:

К Теме 13:

К Теме 14:

К Теме 15:

К Теме 16:

К Теме 17:

К Теме 18:

 

4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ

Тему рефератов, эссе, курсовых работ студент выбирает сам, согласовывая с преподавателем. При этом допускается жанровое разнообразие работ.

Жанр I.   Реконструкция одной из тем спецкурса на основе определенного идейно-мысли­тельного материала. Задачей такой работы является изложение или осмысление выбранной темы с опорой на какие-либо художественные, философские или иные тексты (к примеру: «Проблема идеала в русской нравственной философии»; «Проблематика Талиона в "Эвдемовой этике" Аристотеля»).

Жанр I.   Анализ одной из тем спецкурса на основе сопоставления различных источников. Задачей такой работы является описание и объяснение различных подходов к какой-либо моральной форме (принципу, норме, ценности, правилу и т.д.) в различных художественных, философских или иных текстах (к примеру, «Золотое правило в Талмуде, Новом Завете и Коране (сопоставительный анализ)»; «Представление о справедливости и социальная дифференциация постсоветского российского общества»).

Жанр  III.   Историко-культурный или субкультурный (локально-нормативный) очерк. Задачей такой работы является описание какой-либо моральной формы (принципа, нормы, ценности, правила и т.д.) в исторически и локально определенной культуре (к примеру, «Норма "не сквернословь" у австралийского племени миндьи»; «Норма уважения достоинства человека в современных международных нормативных документах»).

Жанр IV.   Нормативно-этический, шире, императивно-ценностный анализ художественного произведения. Задачей такой работы является анализ персонажей или событий выбранного художественного произведения в свете тематики спецкурса (к примеру, «Персонификация типов мнимого благодеяния в романе "Братья Карамазовы" (г-жа Хохлакова, Катерина Ивановна, Ракитин, Миусов, Алеша)»; «Любовь и ненависть в романе Дж.Фаулза "Коллекционер"»).

5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:

  1. Предмет и метод нормативной этики.
  2. Место нормативной этики в структуре этического знания.
  3. Методы нормативной этики.
  4. Типы нормативно-этической теории.
  5. Феномен морали в нормативной этике.
  6. Природа моральных суждений.
  7. Обосновывающие суждения (принципы) и «непосредственные» суждения (требования, оценки).
  8. Дескриптивный и прескриптивно-эвалютивный компоненты в моральных суждениях.
  9. Универсализуемость моральных суждений.
  10. Природа моральной императивности.
  11. Формы моральной императивности (принципы, правила, рекомендации, пожелания).
  12. Долг и совесть как регулятивные механизмы морали.
  13. Идеал.
  14. Добро и зло.
  15. Правильное и неправильное.
  16. Добродетель и порок.
  17. Смысл жизни.
  18. Счастье.
  19. Способы институционализации морали.
  20. Моральные кодексы.
  21. Этическое регулирование в корпорациях и профессиях.
  22. Этические комитеты и уполномоченные по этике.
  23. Содержание и нормативные контексты Талиона.
  24. Исторические истоки и тенденции развития Талиона.
  25. Содержание и нормативные контексты Золотого правила.
  26. Золотое правило в различных культурных традициях.
  27. Золотое правило и категорический императив Канта.
  28. Золотое правило и концепция «исходной позиции» Ролза.
  29. Содержание и нормативные контексты Заповеди любви.
  30. Метаэтическое содержание Заповеди любви.
  31. Различные нравственно-практические приложения Талиона, Золотого правила и Заповеди любви.
  32. Наказание.
  33. Принципы справедливой войны.
  34. Благотворительность.
  35. Гедонизм – этика наслаждения.
  36. Этические ограничения принципа наслаждения.
  37. Наслаждение и страдание.
  38. Парадокс наслаждения.
  39. Принцип наслаждения и стратегии сексуального поведения.
  40. Принцип наслаждения и принцип реализма.
  41. Прагматизм – этика пользы.
  42. Этические ограничения прагматизма.
  43. Социально-этические характеристики принципа пользы.
  44. Принцип пользы и предпринимательство.
  45. Патриархальная, религиозная, аристократическая, пролетарская критика предпринимательства.
  46. Перфекционизм – этика совершенства.
  47. Этические ограничения принципа совершенства.
  48. Парадоксы совершенствования.
  49. Этика и мистика.
  50. Агапизм – этика милосердия и заботы.
  51. Милосердие и справедливость.
  52. Этические ограничения принципа заботы.
  53. Благодеяние.
  54. Этика заботы.
  55. Этика заботы и принцип заботы о себе.
  56. Прагматика милосердия.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


п/п
Наименование разделов и тем
Всего
(час.)
Аудиторные занятия
(час.)
Самостоят.
работа
(час.)
Лекции
Семинары
Раздел I.
4
4
 
4
1
Место нормативной этики в структуре этического знания
2
2
 
2
2
Типы нормативно-этической теории
2
2
 
2
Раздел II.
8
8
 
8
3
Моральные суждения
2
2
 
2
4
Моральная императивность
2
2
 
2
5
Основные моральные понятия
2
2
 
2
6
Способы институционализации морали
2
2
 
2
Раздел III.
8
8
 
8
7
Талион
2
 
2
8
Золотое правило
2
 
2
9
Заповедь любви
2
 
2
10
Нормативные следствия и практические приложения
2
 
2
Раздел IV.
16
16
 
16
11
Гедонизм
2
2
 
2
12
Дилеммы гедонизма
2
2
 
2
13
Прагматизм
2
2
 
2
14
Дилеммы прагматизма
2
2
 
2
15
Перфекционизм
2
2
 
2
16
Дилеммы перфекционизма
2
2
 
2
17
Агапизм
2
2
 
2
18
Дилеммы агапизма
2
2
 
2
Итого:
36
36
 
36

 

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Экзамен по итогам:

а) участия студента в аудиторных обсуждениях (20%),
б) контрольных работ по каждому разделу (40%),
в) итоговому исследовательскому эссе (40%).

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)

2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по отдельным разделам курса)

Раздел I.

Раздел II.

Раздел III.

Раздел IV.

Автор:
д.ф.н., профессор Р.Г.Апресян

Рецензент:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А. Гусейнов