Утверждаю Председатель Учебно-методического Совета по
|
I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. ЦЕЛЬ КУРСА
Выработать осмысленное личное отношение к этике ненасилия и навык аргументированного рассуждения о допустимости насилия во благо.
2. ЗАДАЧИ КУРСА
а) научиться логически корректно пользоваться понятиями насилия и ненасилия и точно описывать проблемное поле их соотношения;
б) освоить основные социально-этические диспозиции и концептуальные подходы к соотношению насилия и ненасилия;
в) показать умение этически сфокусированного анализа проблем терроризма, справедливой войны, смертной казни;
г) научиться выявлять связь особых форм ненасильственной практики с ненасилием как всеобщим и превалирующим вектором общественной активности.
3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Тема соотношения насилия и ненасилия составляет особый срез прикладной этики. Она важна для понимания единства различных сфер прикладной этики, их общетеоретических и нормативных оснований.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
1. РАЗДЕЛЫ КУРСА
Раздел I.
Понятие насилия и ненасилия.
Тема 1. Понятие насилия.
Тема 2. Что такое ненасилие?
Раздел II. Насилие в истории.
Тема 3. Право на насилие: от талиона к государству.
Тема 4. Насилие и священное.
Тема 5. Справедливая война.
Тема 6. Терроризм.
Тема 7. Насилие сквозь призму исторической социологии и этики.
Раздел III.
Ненасильственные опыты XX века.
Тема 8. Этика непротивления Л.Н. Толстого.
Тема 9. Ненасильственная политика М. Ганди.
Тема 10. М.-Л. Кинг и борьба за гражданские права афроамериканцев.
Раздел IV . Современные ненасильственные практики.
Тема 11. Ненасильственные движения.
Тема 12. Смертная казнь: за и против.
Тема 13. Ненасильственное решение конфликтов.
2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Понятие насилия и ненасилия.
Тема 1. Понятие насилия.
Насилие и природная агрессивность. Насилие и другие формы общественного принуждения. Насилие как моральное зло. Проблема возможности насилия во благо.
Тема 2. Что такое ненасилие?
Ненасилие как отказ от насилия. Ненасилие и борьба за справедливость. Психология ненасилия. Антропология и этика ненасилия. Идея ненасилия и мировые религии.
Раздел II. Насилие в истории.
Тема 3. Право на насилие: от талиона к государству.
Равное возмездие как первое ограничение неурегулированной межплеменной вражды. Разрушительная логика талиона и переход к государственной монополии на насилие. Моральные аргументы в обосновании легитимного насилия.
Тема 4. Насилие и священное.
Необходимость превращенных форм насилия. Исторические формы ритуализации насилия. Религиозно – нравственный смысл мифа об Аврааме и Исааке.
Тема 5. Справедливая война.
Исторические представления о справедливой войне. Нравственные ограничения войны. Проблема нравственного оправдания войны и этики войны. Может ли быть война справедливой в условиях опасности применения оружия массового поражения.
Тема 6. Терроризм.
Терроризм в прошлом и настоящем. Глобализация терроризма. Внутренняя фальшь идеологии терроризма. Моральная неадекватность поведения смертников.
Тема 7. Насилие сквозь призму исторической социологии и этики.
Необходимость насилия в истории. О праве народа на насилие. Соотношение насилия и ненасилия в истории. Историческое событие и индивидуальное действие. Массовые преступления и проблема коллективной вины. Судьбы диктаторов в современном мире.
Раздел III. Ненасильственные опыты XX века.
Тема 8. Этика непротивления Л.Н.Толстого.
Духовный переворот в жизни Толстого. Новое прочтение Нагорной проповеди Иисуса Христа. Непротивление злу силой как адекватное выражение золотого правила и заповеди любви. Толстой и толстовство. Критика И.А. Ильиным учения Толстого и полемика вокруг нее.
Тема 9. Ненасильственная политика М.Ганди.
Жизненный путь и религиозные убеждения. Традиция ненасилия в индийской культуре. Идеология и тактика ненасилия в борьбе против английских колонизаторов. Ненасилие и современная цивилизация.
Тема 10. М.-Л. Кинг и борьба за гражданские права афроамериканцев.
Религиозно-политические убеждения М.-Л. Кинга. Начало и история борьбы за гражданские права афроамериканцев в 50-60-е годы XX века. Основные принципы ненасильственной борьбы Кинга.
Раздел IV. Современные ненасильственные практики.
Тема 11. Ненасильственные движения.
Всемирный союз примирения. Пацифизм. Религиозно-общинные опыты ненасильственных форм жизни. Этика и конкретные практики ненасилия.
Тема 12. Смертная казнь: за и против.
Характер и место смертельной казни в системе наказаний: историческая динамика. Практика борьбы за отмену смертной казни в Западной Европе и России. Психологические, социологические и этические аргументы в спорах о допустимости смертной казни.
Тема 13. Ненасильственное решение конфликтов.
Особая природа конфликтов, порождающих насилие. Этическая диспозиция ненасильственного решения межличностных и общественных конфликтов. Насильственные и ненасильственные формы речевой коммуникации.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
К разделу I:
К разделу II:
К разделу III:
К разделу IV:
4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ
5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего (час.) |
Аудиторные занятия (час.) |
Самостоят. работа (час.) |
|
Лекции |
Семинары |
||||
Раздел I.
Понятие насилия и ненасилия. |
4 |
4 |
4 |
||
1 |
Понятие насилия. |
2 |
2 |
2 |
|
2 |
Что такое ненасилие? |
2 |
2 |
2 |
|
Раздел II.
Насилие в истории. |
14 |
14 |
14 |
||
3 |
Право на насилие: от талиона к государству. |
4 |
4 |
4 |
|
4 |
Насилие и священное. |
2 |
2 |
2 |
|
5 |
Справедливая война. |
2 |
2 |
2 |
|
6 |
Терроризм. |
2 |
2 |
2 |
|
7 |
Насилие сквозь призму исторической социологии и этики. |
4 |
4 |
4 |
|
Раздел III. Ненасильственные опыты ХХ века. |
8 |
8 |
8 |
||
8 |
Этика непротивления Л.Н. Толстого. |
4 |
4 |
4 |
|
9 |
Ненасильственная политика М. Ганди. |
2 |
2 |
2 |
|
10 |
М.-Л. Кинг и борьба за гражданские права афроамериканцев. |
2 |
2 |
2 |
|
Раздел IV. Современные ненасильственные практики. |
6 |
6 |
6 |
||
11 |
Ненасильственные движения. |
2 |
2 |
2 |
|
12 |
Смертная казнь: за и против. |
2 |
2 |
2 |
|
13 |
Ненасильственное решение конфликтов. |
2 |
2 |
2 |
|
Итого: |
32 |
32 |
32 |
Зачет.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)
2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по отдельным разделам курса)
Раздел I.
Раздел II.
Раздел III.
Раздел IV.
Автор:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А. Гусейнов
Рецензент:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А. Гусейнов