Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
|
Утверждаю
Председатель Учебно-методического Совета по
философии, политологии и религиоведению УМО
по классическому университетскому образованию,
профессор В.В.Миронов
|
Программа дисциплины
Этика
Рекомендовано:
Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России
Москва
2006
I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. ЦЕЛЬ КУРСА
- сформировать у слушателей целостное представление об этике как самостоятельной области знания;
- показать место моральной регуляции в истории мировой культуры;
- дать представление об этическом осмыслении современных процессов глобализации.
2. ЗАДАЧИ КУРСА
- определить предмет этики и основные исторические вехи ее развития;
- выделить важнейшие понятия этики и морального сознания;
- указать важнейшие вехи развития нравов;
- проанализировать различные социокультурные интерпретации понятия морали;
- рассмотреть наиболее злободневные проблемы прикладной этики.
3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Курс «Этика» дает представление об одной из важнейших частей (аспектов) философии и является неотъемлемым элементом профессиональной подготовки выпускника, а так же служит теоретической базой для программы «Прикладная этика».
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
По итогам изучения курса слушатель должен:
- знать основные этапы развития этического знания;
- понимать значение важнейших категорий морального сознания;
- ориентироваться в истории нравов;
- иметь представление о дискуссиях вокруг нравственных коллизий в современном мире;
- уметь оценивать окружающие социальные явления с точки зрения моральных ценностей.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. РАЗДЕЛЫ КУРСА
Раздел I. Основные этапы истории этики.
Введение: Предмет этики.
Тема 1. Античная этика.
Тема 2. Этика Средневековья.
Тема 3. Этика Нового времени.
Тема 4. Постклассическая этика: XIX-ХХ века.
Раздел II. Нравственность в истории культуры.
Тема 5. Предыстория нравственности.
Тема 6. Нравственно-правовые кодексы древних цивилизаций.
Тема 7. Этические кодексы эпохи Средневековья.
Тема 8. Гуманизм в истории этики.
Тема 9. Этика прав человека.
Раздел III. Теоретические проблемы этики.
Тема 10. Понятие морали в истории этики.
Тема 11. Обоснование морали.
Тема 12. Моральные поступки.
Тема 13. Моральные ценности.
Тема 14. Добро и зло.
Тема 15. Свобода и ответственность.
Тема 16. Прикладная этика.
2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Основные этапы истории этики.
Введение. Предмет этики.
Этимологическое и философское содержание терминов «этика», «мораль», «нравственность». Место этики в системе философского знания, этика как практическая философия. Специфика этического знания. Сущее и должное. Основное проблемное поле этики. Оценочная, нормативная и ценностная составляющая морали. Различные теоретические и мировоззренческие образы этики. Этика как рефлексия над нравственными основаниями культуры. Гуманистическая направленность этики.
Тема 1. Античная этика.
Гомеровский героический этос как моральный канон античности. Моральные поучения Семи мудрецов. Единство онтологии и моральности в этике досократиков. Софистика: отличие культуры от природы с точки зрения моральности. Интеллектуализм Сократа. Сократические школы. Индивидуальная и социальная этика Платона. Классические эллинские добродетели. Этика добродетелей Аристотеля. Нравственные доктрины эпохи эллинизма: эпикуреизм и стоицизм. Римский стоицизм
Тема 2. Этика Средневековья.
Библия как нравственный канон средневековой культуры. Различие моральных установок Ветхого и Нового Завета. Рецепция христианской этикой античных идей. Теономное обоснование морали Августином, его полемика о свободе воли и благодати с Пелагием. Этика в схоластике. Философия поступка П. Абеляра. Учение Бонавентуры о восхождении души к Богу. Фома Аквинский о соотношении воли и интеллекта; его систематизация добродетелей и учение о высшем благе.
Тема 3. Этика Нового времени.
Обоснование суверенности личности как морального субъекта в этике Нового времени. Героический энтузиазм Дж. Бруно как вера в неограниченные возможности человеческого разума. Скептицизм Монтеня. Разум против страстей. Декарт: механистическая модель поведения; временные правила морали. Спиноза: единство этики и онтологии; интеллектуальная любовь к Богу как выражение субстанциальности человека. Натуралистический эвдемонизм: Локк, Мандевиль, Гельвеций. Разум как высшая нравственная ценность Просвещения. Критика Кантом гетерономных этических программ. Кантианская мораль как добрая воля, долг, формальный закон. Категорический императив, постулаты чистого практического разума. Эвдемонизм Фейербаха.
Тема 4. Этика ХХ века.
Критика кантовской моральной философии Гегелем и Шопенгауэром. Марксизм и этика. Имморализм Ницше. Метаэтика и анализ языка морали. Проблема свободы и различия подлинного и неподлинного бытия в экзистенциализме. Моральная критика основ современной цивилизации А. Швейцером и представителями Франкфуртской школы. Философия трагического чувства жизни М. де Унамуно. Феноменологическая аксиология об абсолютных и относительных ценностях. Нравственные основания либерализма и теория справедливости Дж. Ролза. Коммуникативная этика «Другого» (М. Бубер, Ж.-П. Сартр, Э. Левинас).
Раздел II. Нравственность в истории культуры.
Тема 5. Предыстория нравственности.
Институт табу в первобытном обществе. Запрет инцеста и запрет убийства человека из своего тотема как два важнейших табу. Значение и функции ритуала: живая, священная история рода, связь с предками и легендарными временами. Моральное значение жертвоприношения. Правило талиона и возникновение отношений обмена-дарения. Разложение классического талиона.
Тема 6. Нравственно-правовые кодексы древних цивилизаций.
Законы Хаммурапи. Декалог Моисея как моноэтнический религиозный морально-правовой кодекс. Обоснование кастового строя в философско-нормативной системе законов Ману. Кодификация нравственности в полисной античной культуре: законы Ликурга против роскоши, Драконта против убийства и Салона против долгового рабства. Отражение моральных требований в Римском праве: Законы двенадцати таблиц, Дигесты Юстиниана как обоснование статуса и прав гражданина Римского государства.
Тема 7. Этические кодексы эпохи Средневековья.
Ценности евангельской морали: идея универсальной любви, прощения, сострадания, помощи ближнему, победы над смертью. Рыцарский и монашеский этосы как выражения нравственного идеала Средневековья. Возникновение, расцвет и закат рыцарства как военных, политических и религиозных союзов. Добродетели рыцарства: мужество, товарищество, вера, верность клятве, щедрость, честь. Рыцарские ордена, их уставы и ценностное содержание. Монашество как религиозное и этическое движение, как идеальное сообщество. Правила послушания, воздержания, бедности. Идеал святости. Уставы монашеских орденов: бенедиктинцы, доминиканцы, францисканцы.
Тема 8. Гуманизм в истории этики.
Понятие и ценности гуманизма. Возрожденческий гуманизм как вера в неограниченные возможности человека. Гуманизм Реформации, идея призвания и ответственности. Гуманизм Нового времени; его основные идеи: свобода личности, естественные права, право на счастье и на удовлетворение личного интереса, идея вечного мира. Марксистский гуманизм как неприятие эксплуатации человека человеком. Гуманизм ХХ века, его трагический пафос. Идея исключительной ценности человеческой жизни, идея защиты прав человека и права личности на благополучие и благосостояние. Идея ненасилия.
Тема 9. Этика прав человека.
Идея «естественного права» от античности до Нового времени. Неотчуждаемое право человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, собственность и мирный труд. Закрепление идеи прав человека в исторических документах, различные варианты и толкования прав человека. Великая хартия вольностей, Декларация независимости США, Конституция США, Билль о правах, Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституция Франции 1791 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт об политических, экономических и культурных правах. «Три поколения» прав человека. Критика идеи прав человека.
Раздел III. Теоретические проблемы этики.
Тема 10. Понятие морали в истории этики.
Мораль как самостоятельная сфера духовно-практического освоения действительности. Реальность, стоящая за феноменом морали: поступки, их мотивы, нормы, ценности, оценки, идеалы. Относительное и абсолютное, эмоциональное и рациональное в моральном сознании. Мораль и нравы. Индивидуальная и социальная мораль. Различные теоретические образы морали: этика долга и этика добродетелей, этика закона и этика благодати, автономная и гетерономная мораль, нормативная и аксиологическая этика.
Тема 11. Обоснование морали.
Обоснование морали как важнейшая задача этики. Проблема поиска рациональных оснований морали и проблема выведения должного из сущего. Многообразие способов обоснования морали: конвенционализм, утилитаризм, гедонизм, эвдемонизм, абсолютно-гетерономные, абсолютно-автономные теории, интуитивизм, перфекционизм, натурализм и его разновидности, эволюционная этика, социологические теории. Моральный догматизм как отказ от обоснования морали. Феномен морализаторства.
Тема 12. Моральные поступки.
Понятие поступка в этике. Структура поступка: объективное и субъективное, сознательное и неосознанное в нем. Поступок и поведение. Нравственность как система поступков, нравов и нравственных отношений. Моральная мотивация. Элементы сознания, выступающие в качестве мотивов: эмоции, настроения, рациональные решения, нормы, ценности и т.д. Мотивы побуждения и «оправдательные мотивы». Проблема выделения доминирующего мотива. Принципы моральной оценки поступков в единстве их структурных элементов: мотивов, обстоятельств, последствий.
Тема 13. Моральные ценности.
Понятие ценности, различные философские понимания сущности и статуса ценности. Моральная аксиология. Специфика моральных ценностей, их роль в мотивации поведения. Абсолютные и относительные, положительные и отрицательные ценности, иерархия ценностей. Различные отношения ценностей. Взаимодействие норм и ценностей. Виды моральных ценностей. Категории морального сознания как ценности: добро, благо, справедливость, счастье, свобода и т.д.
Тема 14. Добро и зло.
Добро и зло как важнейшие категории этики и морального сознания. Добро как высшая ценность в иерархии моральных ценностей. Добро как оценка, нравственный мотив, правильный поступок и идеал жизни. Различные исторические представления о добре как благе, добродетели, подлинной жизни, справедливости, свободе и т.д. Зло; виды морального зла: невоздержанность, невежество, порок, грех, «поврежденность» бытия, несправедливость, нарушение прав личности. Концепции соотношения добра и зла. Возможности преодоления морального зла.
Тема 15. Свобода и ответственность.
Свобода как категория этики. Различные интерпретации и теоретические образы свободы. Свобода как вменяемость человеческих поступков, управление страстями, возможность выбора, автономия воли, политические вольности и права человека. Ступени свободы; положительная отрицательная свобода, произвол. Соотношение свободы и нравственности. Антиномии и парадоксы свободы по Н. Гартману. Ответственность как обратная необходимая сторона свободы. Виды ответственности, глобальная ответственность.
Тема 16. Прикладная этика.
Появление прикладной этики в ХХ веке. Ее специфика в сравнении с теоретической этикой. Междисциплинарный характер прикладной этики, сферы ее применения. Круг вопросов, входящих в ее компетенцию. Открытость, дискуссионность и многомерность ее проблематики. Функции прикладной этики в современном мире. Ведущие направления исследований прикладной этики. Институализация прикладной этики: этические комитеты, советы, международные организации. Соотношение прикладной и профессиональной этики.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
К разделу I:
- Какова этимология и происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность»?
- В каком смысле справедливо утверждать, что этика является «практической философией»?
- Каково место этики в системе философского знания?
- В чем состоит специфика этического знания в сравнении с другими областями философского знания?
- В каких формах и теоретических образах существовало этическое знание?
- В чем состоял моральный канон античности?
- Какие добродетели составили суть героического этоса в поэмах Гомера?
- В чем нравственная сущность учения Семи мудрецов?
- Какие идеи позволяют говорить о единстве этики и онтологии в философии досократиков?
- Каково отличие культуры от природы в софистике?
- В чем суть моральности по Сократу?
- В каком направлении развивали этику Сократа школы его последователей?
- Какие важнейшие добродетели обосновывает в своей этике Платон?
- В чем суть платоновского понимания справедливости?
- Как Аристотель определяет счастье?
- В чем состоит оригинальность учения о добродетелях Аристотеля?
- Как Аристотель понимает справедливость?
- В чем состоит высшее благо, согласно Аристотелю?
- В чем специфика учения Эпикура о наслаждении и счастье?
- Как соотносятся добродетель и счастье в этике стоиков?
- Что представляет собой «адиафорон» в этике стоиков?
- Что нового внесла римская Стоя в этику стоицизма?
- В чем различие морального учения Ветхого и Нового Завета?
- Какие идеи заимствовала христианская этика от античной?
- Как Августин определяет добро и зло?
- Каковы основные постулаты учения Августина о свободе воли?
- В чем заключается ценность поступка, согласно П. Абеляру?
- Какие ступени на пути к совершенству проходит душа, согласно учению Бонавентуры?
- Как соотносятся воля и интеллект в учении Фомы Аквинского?
- Как Фома Аквинский модернизировал учение Аристотеля о добродетелях?
- Что новое в этику внесла философия Возрождения?
- В чем суть «героического энтузиазма» Дж. Бруно?
- В чем заключается истинное благо, согласно учению Л. Валлы?
- Каковы основные черты скептицизма М. Монтеня?
- Что Р. Декарт понимал под «временными правилами морали»?
- Как Б. Спиноза трактовал свободу?
- Что такое «интеллектуальная любовь к Богу», согласно учению Б. Спинозы?
- Как Дж. Локк понимал счастье?
- В чем суть критики Мандевилем устоявшихся моральных представлений?
- В чем особенности учения о счастье в философии Просвещения?
- В чем суть кантовской критики эвдемонистических и натуралистических моральных учений?
- Как И. Кант раскрывает понятие «добрая воля»?
- В чем различие гипотетических и категорического императивов в этике И. Канта?
- Как в этике И. Канта соотносятся свобода и моральность?
- Как в этике И. Канта соотносятся мотивы долга и счастья?
- В чем суть критики Г.В.Ф. Гегелем моральной философии И. Канта?
- Как в этике Г.В.Ф. Гегеля соотносятся понятия «мораль» и «нравственность»?
- Каковы основные моменты критики кантовской этики А. Шопенгауэром?
- В чем суть эвдемонизма Л. Фейербаха?
- В чем суть имморализма Ф. Ницше?
- Какие теоретические установки легли в основание метаэтики?
- Как в философии экзистенциализма трактовалось понятие «подлинное бытие»?
- В чем суть учения экзистенциализма о свободе?
- Что А. Швейцер понимал под принципом «благоговение перед жизнью»?
- В чем суть моральной критики основ современной цивилизации в философии Франкфуртской школы?
- Что такое «трагическое чувство жизни», согласно М. де Унамуно?
- Как понимал этические ценности Н. Гартман?
- Каковы основные нравственные ценности философии либерализма?
- Каковы принципы справедливости в теории Дж. Ролза?
- В чем заключаются основные черты гуманизма «Другого» в философии М. Бубера, Ж-П. Сартра и Э. Левинаса?
К разделу II:
- Что такое табу для древнего человека, и какие интерпретации этого института существуют в научной литературе?
- Какие существовали виды табу?
- Какие виды ритуала были распространены в архаическую эпоху?
- Какова роль ритуала в нравственной жизни древних общин?
- Что такое правило талиона?
- Как на разложение классического талиона повлияли обряды обмена и дарения?
- Какова роль дара в архаической нравственности?
- В чем заключались моральные аспекты древних жертвоприношений?
- Какие отношения преимущественно регулировались древними нравственно-правовыми кодексами?
- Какова роль сакрального и социального обоснования норм в древних нравственно-правовых кодексах?
- Как разграничены моральные и правовые нормы в Законах Хаммурапи?
- В чем выражается этический, религиозный и социально-политический смысл Декалога Моисея?
- Как проявляется талион в законах Моисея?
- Как строится моральное обоснование кастового разделения общества в Законах Ману?
- В чем состояла этическая направленность законов Ликурга?
- Какова взаимосвязь раннеполисной морали и драконовских законов против убийства?
- Какова историческая, политическая и этическая роль законов Солона?
- Чем характеризуется долговое право в Законах XII таблиц?
- Какова этическая направленность Кодекса Юстиниана?
- В чем состоит ранний и оригинальный смысл христианского гуманизма?
- Как христианская этика понимает любовь, милосердие, помощь ближнему?
- В чем различия рыцарского и монашеского идеалов как двух основных этосов Средневековья?
- Каковы основные добродетели рыцарства?
- Каковы основные составляющие идеала рыцарства?
- Каковы основные добродетели монашества?
- В чем различие монашеских уставов бенедиктинцев, доминиканцев и францисканцев?
- Что включает в себя монашеский идеал святости?
- Где традиционно находят истоки европейского гуманизма?
- Какие проблемы обсуждали гуманисты Возрождения?
- Какие решения проблемы свободы воли предлагались в гуманизме Ренессанса?
- Как формируется идея долга-призвания в этике протестантизма?
- Каковы основные черты гуманизма Нового времени?
- В чем суть эвдемонистического идеала в европейском гуманизме Нового времени?
- В чем и как осуществился классический европейский гуманизм Нового времени?
- Какие условия выдвигались гуманистами Нового времени для наступления вечного мира?
- В чем принципиальная особенность, теоретическое основание, концепткальная модель марксистского представления о гуманизме?
- Каковы особенности гуманизма ХХ века?
- Назовите крупнейших представителей и основные течения гуманистической мысли ХХ века. В чем сходства и различия их концепций?
- Какие этапы проходит идея естественного права?
- Какой смысл вкладывали в понятие свободы и равенства И. Кант и Дж. Локк?
- Какие и чьи права предусматривала «Великая хартия вольностей»?
- Каким образом идея всеобщего равенства и свободы находит закрепление в раннебуржуазных конституциях?
- Какие права человека закреплены в Конституции США и Билле о правах?
- В чем заключается нравственный смысл Всеобщей декларации прав человека 1948 г.?
- Каковы три поколения прав человека?
- Какие виды защиты прав человека предусматривает международное право?
К разделу III:
- Каковы основные определения морали, встречающиеся в этической литературе?
- Какая реальность стоит за феноменом морали?
- Какие функции выполняет мораль?
- В чем состоит различие между моралью и нравами?
- Можно ли назвать мораль социальным институтом?
- Чем представлено относительное и абсолютное в морали?
- Как выражено эмоциональное и рациональное начало в моральном сознании?
- Какие существуют теоретические образы (модели) морали?
- В чем различие между этикой долга и этикой добродетели?
- В чем различие между нормативной и аксиологической этикой?
- Почему необходимо теоретическое обоснование морали?
- Какие способы обоснования морали вы знаете?
- В чем различие автономных и гетерономных способов обоснования морали?
- Как обосновывает мораль эволюционная этика?
- Чем морализаторство отличается от философской этики?
- Что этика понимает под поступком и поведением?
- Как определяется мотив и мотивация в этике?
- Что традиционно включалось этикой в понятие мотива?
- Что такое «субъективное» и «объективное» в поступке?
- В чем проявляется сознательное и бессознательное в моральной деятельности?
- Что такое «последствия поступка»? За какие последствия своего поступка человек несет ответственность?
- Какие критерии оценки поступков предлагались в этике?
- В чем состоит острота дилеммы выбора целей и средств?
- Какие понимания статуса ценности существуют в философии?
- В чем состоит специфика моральных ценностей?
- Какую роль играют ценности в мотивации поступков?
- Что в аксиологии традиционно понималось под абсолютными и относительными ценностями?
- Какие иерархии ценностей существовали в моральной аксиологии?
- Какие важнейшие отношения между ценностями усматривал Н. Гартман?
- Как в моральном сознании соотносятся нормы и ценности?
- Какие важнейшие понимания добра существовали в этике?
- В чем основные различия между античной и христианской трактовкой добра?
- Как в истории этики понималось зло?
- Какие концепции соотношения добра и зла существовали в истории этики?
- Какие способы преодоления морального зла традиционно указывались этикой?
- Какая реальность стоит за понятием моральной свободы?
- Какие интерпретации свободы существовали в этике?
- В чем суть стоической концепции свободы?
- Как развивалось понимание свободы в философии Августина?
- В чем была суть полемики о свободной воле между М. Лютером и Эразмом?
- Какие понимания свободы выбора существовали в моральной философии?
- Как в истории этики трактовалось соотношение моральности и свободы?
- Какие антиномии свободы усматривает Н. Гартман?
- Как соотносятся свобода и ответственность?
- Какие виды ответственности вы знаете?
- Каковы были предпосылки появления прикладной этики во второй половине ХХ в.?
- Какие функции выполняет прикладная этика?
- В чем состоит специфика прикладной этики в сравнении с теоретической моральной философией?
- Чем характеризуются проблемы, ставшие предметом исследования прикладной этики?
- Какие ведущие направления современной прикладной этики вы знаете?
4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ
- Героический этос в поэмах Гомера.
- Тождество этики и онтологии в философии досократиков.
- Мораль против культуры: кинический образ жизни.
- Социальная этика Платона.
- Полисная мораль в этике Аристотеля.
- Парадоксы моральной жизни у стоиков.
- Этика самопревосхождения Плотина.
- Идеал мудреца в античной этике.
- Учение о четырех добродетелях в античной философской традиции.
- Античные добродетели и христианская вера.
- Идеал калокагатии и идеал святости.
- Свобода действия и свобода выбора в этике Августина.
- Свобода воли и благодать в этике Августина.
- Свобода воли и нравственный закон (полемика Эразма и Лютера).
- Этика героического энтузиазма Дж. Бруно.
- Интеллектуальная любовь к Богу в этике Б. Спинозы.
- Свобода и нравственность в этике И. Канта.
- Постулаты практического разума в моральной философии И. Канта.
- Мораль и нравственность в «Философии права» Г.В.Ф. Гегеля.
- Г.В.Ф. Гегель о единстве субъективного и объективного в поступке.
- Философия страдания А. Шопенгауэра.
- Имморализм Ф. Ницше.
- Антиномии свободы в этике Н. Гартмана.
- Гуманизм А. Швейцера.
- Философия любви Э. Фромма.
- Теоретические основания метаэтики.
- Либеральная философия Дж. Ролза.
- Тотем и табу в сознании древнего человека.
- Золотое правило нравственности и его роль в реальном опыте нравственной жизни человека.
- Талион в нравственно-правовых кодексах древних цивилизаций.
- Законы Ликурга, Драконта, Салона в системе раннеполисной морали.
- Моральная идеология рыцарства.
- Нравственный смысл идеи призвания в протестантской этике.
- Справедливость: моральные и юридические аспекты.
- Сущность и виды совести.
- Обоснование морали: возможности и пределы.
- Моральные мотивы поступков: специфика и виды.
- Моральные нормы в структуре социальных норм.
- Абсолютное и относительное в моральном сознании.
- Принципы нравственной оценки поступка.
- Формальная этика долга и материальная этика ценностей: Кант и Шелер.
- Иерархия моральных ценностей: различные виды в истории этики.
- Эмоции в моральном выборе.
- Этика и онтология: взаимоотношения в истории этики.
- Порок и грех как виды морального зла.
- Цели и средства: проблема соотношения.
- Прикладная этика в структуре этического знания.
- Возможно ли моральное оправдание насилия?
- Существуют ли случаи этически оправданного отступления от нормы «не лги»?
- Смертная казнь: аргументы «за» и «против».
5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:
- Этические идеи Сократа.
- Этика Платона.
- Этические взгляды киников и киренаиков.
- Учение Аристотеля о добродетелях.
- Учение Аристотеля о счастье и высшем благе.
- Этика Эпикура.
- Нравственное учение стоицизма.
- «Нагорная проповедь»: нравственное содержание.
- Проблема свободы воли в этике Августина.
- Учение Фомы Аквинского о благе, свободе воли, божественной благодати.
- Возрожденческий гуманизм Л. Валла.
- Нравственные воззрения М. Лютера.
- Идейное содержание гуманизма Нового времени.
- Этика Б. Спинозы.
- Этическое учение Д. Юма.
- Нравственный идеал Просвещения.
- Критика И. Кантом гетерономных этических программ.
- И. Кант о свободе воли.
- Категорический императив И. Канта.
- Этика А. Шопенгауэра.
- Г.В.Ф. Гегель о различии понятий «мораль» и «нравственность».
- Эвдемонизм Л. Фейербаха.
- Ф. Ницше о ресентименте в истории европейской морали.
- Ф. Ницше об аскетическом идеале.
- Философия морали А. Бергсона.
- Вл. Соловьев «Оправдание добра».
- Этика русского космизма.
- Интуитивизм Дж. Э. Мура.
- Гуманизм ХХ века: основные идеи и представители.
- Принципы справедливости в учении Дж. Ролза.
- Нарративная теория А. Макинтаира.
- Принцип ответственности Г. Йонаса.
- Этика дискурса.
- Тотем и табу в сознании людей первобытного общества.
- Исторические структуры нравственного сознания. Тенденция аристократизма и мещанства в нравах.
- Нравственно-правовые кодексы эпохи древних цивилизаций: Законы Хаммурапи, Моисея и Ману.
- Древнегреческие нравственно-правовые кодексы: законы Ликурга, Драконта, Солона.
- Нравственные основания Римского права (Законы XII таблиц и Дигесты Юстиниана).
- Рыцарский нравственный идеал.
- Нравственные проблемы, порожденные современной техникой.
- Исторические и международные документы о правах человека и их нравственное содержание.
- Глобальные проблемы современности: их нравственное осмысление.
- Нравственный прогресс и его критерии.
- Предмет этики и уровни этической теории.
- Понятие морали: общие определения и основные теоретические подходы.
- Происхождение морали как проблема этики.
- Проблема обоснования морали в теоретической этике.
- Гедонизм в истории этики.
- Утилитаризм в истории этики.
- Натурализм в истории этики.
- Эвдемонизм в истории этики.
- Конвенционализм в этике.
- Добро и зло как категории этики.
- Этика долга и этика добродетелей: различие принципов построения теорий.
- Долг как нравственный мотив.
- Золотое правило нравственности.
- Категории чести и достоинства.
- Любовь и дружба.
- Мораль и политика.
- Мораль и право.
- Мораль и религия.
- Моральная ответственность.
- Моральные нормы.
- Моральный выбор.
- Нравственный идеал.
- Понятие поступка в этике.
- Понятие справедливости, виды справедливости.
- Особые моральные обязанности и универсальные принципы: вопросы соотношения.
- Смысл жизни: основные тенденции осмысления в истории этики.
- Счастье как категория этики.
- Совесть.
- Проблемы современной биоэтики.
- Системы профессиональной этики и их взаимосвязь с общей теорией морали.
- Нравственные ограничения войны.
- Понятия насилия и ненасилия в истории этики.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№
п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего
(час.) |
Аудиторные занятия
(час.) |
Самостоят.
работа
(час.) |
Лекции |
Семинары |
Раздел I. Основные этапы истории этики. |
12 |
12 |
|
12 |
|
Введение: Предмет этики. |
2 |
2 |
|
2 |
1 |
Античная этика. |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
Этика Средневековья. |
2 |
2 |
|
2 |
3 |
Этика Нового времени. |
4 |
4 |
|
4 |
4 |
Этика ХХ века. |
2 |
2 |
|
2 |
Раздел II. Нравственность в истории культуры. |
10 |
10 |
|
10 |
5 |
Предыстория нравственности. |
2 |
2 |
|
2 |
6 |
Нравственно-правовые кодексы древних цивилизаций. |
2 |
2 |
|
2 |
7 |
Этические кодексы эпохи Средневековья. |
2 |
2 |
|
2 |
8 |
Гуманизм в истории этики. |
2 |
2 |
|
2 |
9 |
Этика прав человека. |
2 |
2 |
|
2 |
Раздел III. Теоретические проблемы этики. |
14 |
14 |
|
14 |
10 |
Понятие морали в истории этики. |
2 |
2 |
|
2 |
11 |
Обоснование морали. |
2 |
2 |
|
2 |
12 |
Моральные поступки. |
2 |
2 |
|
2 |
13 |
Моральные ценности. |
2 |
2 |
|
2 |
14 |
Добро и зло. |
2 |
2 |
|
2 |
15 |
Свобода и ответственность. |
2 |
2 |
|
2 |
16 |
Прикладная этика. |
2 |
2 |
|
2 |
Итого: |
36 |
36 |
|
36 |
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Экзамен.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)
- Гусейнов А.А. Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
- История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. М., 2003.
- Этика: Учебник / Под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М., 2004.
- Этика: Энциклопедический словарь / Под. ред. Р.Г. Апресян и А.А. Гусейнова. М., 2001.
2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по отдельным разделам курса)
Раздел I.
- Абеляр П. Тео-логические трактаты. М., 1995.
- Августин. О бессмертии души. М., 2004.
- Антология мировой философии: Возрождение. Мн., М., 2001.
- Аристотель. Никомахова этика // Сочинения. В 4-х т. Т. 3. М., 1981.
- Бруно Д. О героическом энтузиазме. К., 1996.
- Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.
- Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. М., 2006.
- Витгенштейн Л. Лекция по этике // Историко-философский ежегодник. М., 1989.
- Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
- Гильдебранд Д. фон. Этика. СПб., 2001.
- Гусейнов А.А. Античная этика. М., 2003.
- Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1995.
- Жильсон Э. Избранное. Том 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М., СПб., 1999.
- Иодль Ф. История этики в новой философии. Т. 1-2. М., 1896-1898.
- Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.
- Левинас Э. Гуманизм другого человека // Левинас Э. Избранное: трудная свобода. М., 2004.
- Майоров Г.Г. Этика в средние века. М., 1986.
- Мур Дж.Э. Природа моральной философии. М., 1999.
- Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М., 1989.
- Паульсен Ф. Основа этики. М., 1906.
- Платон. Собрание сочинений в 4 т. М., 1994-1996.
- Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
- Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т.1. М., 1989.
- Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Об усовершенствовании разума: Сочинения. М., Харьков, 1998.
- Унамуно М. де. О трагическом чувстве жизни. К., 1997.
Раздел II.
- Архаический ритуал в фольклорных и раннекультурных памятниках. М., 1998.
- Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.
- Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.
- Бородай Ю.М. Эротика – смерть – табу: трагедия человеческого сознания. М., 1996.
- Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. М., 1977.
- Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.
- Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1998.
- Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.
- Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М., 1998.
- Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.
- Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992.
- Кин М. Рыцарство. М., 2002.
- Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма. М., 1993.
- Лосев А.Ф. Гомер. М., 1994.
- Мосс М. Общества-обмен-личность. М., 1996.
- Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. М., 1987.
- Памятники римского права. М., 1997.
- Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
- Рафаил (Карелин), архимандрит. Умение умирать или искусство жить. М., 2005.
- Фрейд З. Тотем и табу. Избранное. М., 1989.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
- Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993.
- Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1989.
Раздел III.
- Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. М., 2001.
- Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995.
- Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005.
- Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1974.
- Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1986.
- Гартман Н. Этика. СПб., 2002.
- Гусейнов А.А. Мораль // Общественное сознание и его формы. М., 1986.
- Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.
- Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. М., 2005.
- Иванов В.Г. Этика. СПб., 2006.
- Лютер М. О рабстве воли // Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994.
- Максимов Л.В. Проблема обоснования морали. М., 1991.
- Назаров В.Н. Прикладная этика. М., 2005.
- Предмет и система этики. М.-София, 1973.
- Разин А.В. Нравственный мир человека. М., 2003.
- Судаков А.К. Абсолютная мораль: автономия воли и безусловный закон. М., 1998.
- Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
- Что такое мораль? М., 1988.
- Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
Автор:
академик РАН, профессор, д.ф.н. А.А. Гусейнов; профессор, д.ф.н. Е.Л. Дубко; к.ф.н. А.А. Скворцов
Рецензент:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А. Гусейнов