Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
|
Утверждаю
Председатель Учебно-методического Совета по
философии, политологии и религиоведению УМО
по классическому университетскому образованию,
профессор В.В.Миронов
|
Программа дисциплины
Этика образования
Рекомендовано:
Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России
2006
I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. ЦЕЛЬ КУРСА
По окончании курса студент должен понимать характер и круг проблематики этики образования, своеобразие методов этико-прикладного рассуждения и исследования в области образования и уметь их использовать в решении конкретных аналитических и исследовательских задач.
2. ЗАДАЧИ КУРСА
В ходе курса студент должен:
а) освоить содержание всех разделов программы;
б) познакомиться в минимальном объеме с предложенной литературой;
в) научиться анализировать тексты с этико-образовательной точки зрения;
г) продемонстрировать свои знания и умения в контрольных письменных работах по каждому разделу курса и итоговой экзаменационной письменной работе.
3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Данный курс призван подготовить студентов к этико-прикладному анализу и исследованию в области образования и, тем самым, способствовать выработке у студентов понимания этико-образовательных проблем, умения и навыка их анализировать в различных педагогических контекстах.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В результате курса студент должен:
а) знать и понимать основную проблематику этики образования (минимально – в объеме, отраженном в программе курса);
б) знать и понимать методы этико-прикладного исследования в области образования;
в) уметь применять свои знания в анализе педагогических, политических, философских, художественных текстов;
г) провести самостоятельное исследование, продемонстрировав упомянутое в пп. (а)–(в).
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. РАЗДЕЛЫ КУРСА
Раздел I. Этика, обучение, воспитание.
Тема 1. Введение в проблематику.
Тема 2. Идея образования.
Тема 3. Образование как благо.
Тема 4. Образование в плюралистическом обществе.
Раздел II. Свободное образование.
Тема 5. Идеал свободного образования. Руссо и Толстой.
Тема 6. Образование как формирование личности. Концепция Дж.Дьюи.
Тема 7. Концепция воспитания свободой А.Нилла.
Тема 8. Фактор свободы в Педагогике Сотрудничества.
Раздел III. Нравственное воспитание.
Тема 9. Можно ли учить добродетели?
Тема 10. Нравственное развитие и воспитание личности.
Тема 11. Ценностные парадигмы и стратегии воспитания.
Тема 12. Социальная среда обучения и воспитания.
Раздел IV. Профессиональная этика.
Тема 13. Этика педагога.
Тема 14. Педагогика ненасилия.
2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I . Этика, обучение, воспитание.
Тема 1. Введение в проблематику.
Общая характеристика проблемной области «Этика образования». – Мораль и этика. – Критерии нравственной оценки социальных явлений. – Этические проблемы обучения и воспитания.
Тема 2. Идея образования.
Пайдейя – греческий архетип образования. – Идеалы героического, крестьянского, спартанского, гражданского образования.
Тема 3. Образование как благо.
Характер блага образования, средства его распределения и приобретения. – Справедливость распределения образовательных услуг. – Фокус российского общественного мнения относительно предоставления и получения образовательных услуг.
Тема 4. Образование в плюралистическом обществе.
Феномен поликультурности. Опасения в отношении глобализации. – Поликультурные ситуации в образовании. – Принцип толерантности. – Национальная школа в поликультурном сообществе; поликультурный контекст национального образования.
Раздел II. Свободное образование.
Тема 5. Идеал свободного образования. Руссо и Толстой.
С.И.Гессен об идеале и программе свободного образования. – Сопоставление идеалов свободного образования Ж.-Ж.Руссо и Л.Н.Толстого.
Тема 6. Образование как формирование личности. Концепция Дж.Дьюи.
Традиционное и альтернативное образование («старая школа» и «новая школа»). – Концепция «учения через опыт». Три функции школы как образовательного института. – Образование как передача опыта посредством общения. Образование как партнерство.
Тема 7. Концепция воспитания свободой А.Нилла.
Показатели несвободного воспитания. Условия и режим несвободы. – Цель и принципы свободного воспитания. – Свобода, дисциплинированность и ответственность. – Единство семейного и школьного воспитания.
Тема 8. Фактор свободы в Педагогике Сотрудничества.
Педагогический опыт, педагогическая концепция и общественное движение педагогики сотрудничества. Сотрудничество как средство освобождения ребенка и освоения им свободы. Освобождающее взаимодействие.
Раздел III. Нравственное воспитание.
Тема 9. Можно ли учить добродетели?
Вопрос Сократа, и разные ответы на него в «Меноне» и «Протагоре». – Аристотель о научении добродетели. – Смысл нравственного воспитания и этические контексты образования, в том числе профессионального образования.
Тема 10. Нравственное развитие и воспитание личности.
Ступени нравственного развития личности (по Л.Кольбергу). – Ступени нравственного воспитания (по С.И.Гессену). – Цель нравственного воспитания. Динамика воспитательных задач на каждой ступени.
Тема 11. Ценностные парадигмы и стратегии воспитания.
Основные ценностные ориентации, отражающие отношение человека к себе, к другим людям и к высшему – гедонизм, прагматизм, перфекционизм, агапизм. – Отражение релевантных воспитательных парадигм в художественной литературе. – Социальные, ценностные и этико-психологические характеристики дисциплино-ориентированного и личностно-ориентированного воспитания. Аксиологическая и практическая составляющая этих воспитательных программ.
Тема 12. Социальная среда обучения и воспитания.
Социальная организация и социально-нравственно-правовая среда образования. – Школа как социальное и исследовательское сообщество. – Типы образовательно-воспитательных сред Я.Корчака и В.А.Ясвина.
Раздел IV . Профессиональная этика
Тема 13. Этика педагога.
Педагогическая деонтология и педагогическая этика. – Профессиональные педагогические кодексы. – Риски и требования информационной эпохи. Мультимедийные стандарты образования.
Тема 14. Педагогика ненасилия.
Понятия ненасилия. Критерии и пределы ненасилия. – Насилие и ненасилие в отношениях между воспитателем и воспитуемым. – Принципы и техника ненасильственной педагогики.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
К разделу I:
К Теме 1:
- Каковы основные коннотации выражения «этика образования» и как они количественно соотносятся (по материалам Рунета)?
- В педагогической теории считается, что образование состоит из обучения и воспитания. Можно ли сказать, что в обучении и воспитании этические проблемы актуализированы в разной степени?
К Теме 2:
- Внутренне неоднородная парадигма греческого образования-пайдейи справедливо рассматривается как общезначимая и архетипическая модель образования. Что делает ее таковой? В чем универсальное содержание греческой пайдейи? В чем ее локальное содержание, столь часто упускаемое из виду исследователями?
- Отличия в идеалах (не моделях) героического, крестьянского, спартанского, гражданского образования разительны и очевидны. Что общего в этих идеалах, что позволяет говорить о единстве греческой пайдейи?
К Теме 3:
- По данным различных исследований, коррупция стала системным признаком российского образования. Каковы наиболее существенные факторы коррупции в сфере образования?
- Существуют различные формы филантропической поддержки образования. По каким критериям оценивать эффективность филантропической деятельности в области образования?
К Теме 4:
- Смысл поликультурности в образовании - воспроизведение в содержании образования и в социальной организации школы принимаемого в динамике культурного разнообразия местного сообщества. Каковы возможности образовательных учреждений для влияния на развитие местного сообщества как открытого сообщества?
- В разных школах толерантность может институционализоваться по-разному – это зависит от характера выстраиваемого школьного сообщества. Если взять школу как микросоциум и как институт, то можно предположить, что толерантность здесь будет характеризоваться диффузностью и динамичностью. Каков характер институционализации толерантности в школе?
К разделу II:
К Теме 5:
К Теме 6:
- В чем видел Дж.Дьюи роль «социальной среды» образования?
- Каков нравственно-психологический смысл различения Дьюи образования и тренировки?
К Теме 7:
- Исходный тезис А.Нилла состоит в том, что несвобода человека обусловлена не только теми ограничениями, которые существуют в обществе, но и несвободным воспитанием, полученным им в детстве; за редким исключением каждый ребенок обречен на несвободное воспитание. Каковы основные проявления несвободного воспитания, по Ниллу?
- Традиционному воспитанию Нилл противопоставляет свободное воспитание. Цель свободного воспитания - свободная и способная к саморегуляции личность. Каковы основные принципы свободного воспитания? Что гарантирует от подмены свободы вседозволенностью? В чем в действительности проявляется любовь и забота? Как не допустить появление в детях страхов и как преодолевать детские страхи? Как быть с детскими фантазиями, деструктивностью, лживостью? Чем обеспечиваются дисциплинированность и ответственность?
К Теме 8:
- В отличие от педагогических концепций, выдвигающих в качестве идеала свободу, Педагогика Сотрудничества предлагает соединить свободу с сотрудничеством. Свобода, предоставленная детям, если она не подкреплена сотрудничеством с детьми, оборачивается безудержным своеволием детей. Сотрудничество здесь - важнейшее средство освобождения ребенка и освоения им свободы, т.е. осуществления в нем личности. В Педагогике Сотрудничества учитель становится важнейшим фактором обретения ребенком свободы. Каковы особенности освобождающего взаимодействия? Каковы характерные черты воспитания и образования как общения?
К разделу III:
К Теме 9:
-
В «Меноне» и «Протагоре» Сократ дает разные ответы на вопрос, «Можно ли учить добродетели?». Чем определялось различие этих ответов?
- В каком виде и каким образом мораль, ценности могут быть предметом образовательной трансляции?
К Теме 10:
- Гессен утверждает необходимость трех ступеней нравственного воспитания, или свободного образования - ступень аномии, гетерономии и автономии. Какова динамика воспитательных задач на каждой ступени?
- Целью нравственного воспитания, по Гессену, является формирование свободной личности, в частности, посредством преодоления того принуждения, которому ребенок уже был подвергнут. Каковы смысл и стратегия преодоления принуждения? С помощью каких средств преодолевается принуждение?
- Что понимает под нравственным воспитанием А.Нилл, отмечая, что «именно нравственное воспитание делает ребенка плохим», а исправление ребенка возможно на основе разрушения полученного им нравственного воспитания?. Каким должно или может быть нравственное воспитание после его деструкции Ниллом?
К Теме 11:
- Как утверждает Гессен, образование является свободным по цели, а по средствам оно необходимо принудительно. В чем обнаруживается диалектика свободы и принуждения? Каков характер дисциплины в свободном образовании? Что является предметом дисциплинирования?
- Попытки демократизации постсоветского российского общества нашли одно из своих выражений в де-этатизации образования, главным образом, воспитания. Можно ли сказать, что воспитание стало более свободным? Или изменились условия и режим несвободы? Какие тенденции наблюдаются в российском воспитательном этосе 1990 – начале 2000-х годов? Можно ли говорить о характерном для россиян стиле отношения к детям – в семье, в школе?
К Теме 12:
- Важной характеристикой открытости сообщества является индивидуализм. Преодолевая критическую и негативистскую трактовку индивидуализма (фактически сводящую последний к эгоизму), следует понимать, что индивидуализм может одобряться при либеральном подходе и (отчасти) перфекционистском подходе. А как быть с индивидуализмом при коммунитарной точке зрения, отдающей приоритет коллективным традициям, коллективной целостности и стабильности? И как совместить индивидуализм и коммунитаризмом?
К разделу IV:
К Теме 13:
- Что представляет собой « этика образования» как профессиональная этика педагога, т.е. принципы и правила взаимоотношений в образовательном сообществе вообще и в каждой отдельном учебном заведении, в преподавательском коллективе, в отношениях между преподавателями и студентами?
- Возможна ли аналогичная этике преподавателя этика студента (учащегося)? Если возможна, то каковы были бы ее содержание, способы поддержания ее действенности, санкции?
- Какие изменения в образовательную ситуацию вносит развитие Интернета, доступных информационных сетей и баз данных?
К Теме 14:
- Э.Фромм выдвинул концепцию «авторитарной» и «гуманистической этики», говоря о морали вообще, о ее обнаружении в сфере социальных отношений. Она, несомненно, актуальна и для дифференциации типов отношений в школе. Как специфицируется эта концепция для понимания различных стратегий выстраивания образовательной среды и тактик педагогического поведения?
- Каков смысл понятия институционального, или структурного насилия по отношению к школе?
4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ
Тему рефератов, эссе, курсовых работ студент выбирает сам, согласовывая с преподавателем. При этом допускается жанровое разнообразие работ.
Жанр I. Реконструкция одной из тем спецкурса на основе определенного идейно-мыслительного материала. Задачей такой работы является изложение или осмысление выбранной темы с опорой на какие-либо педагогические, художественные, философские или иные тексты.
Жанр II. Анализ одной из тем спецкурса на основе сопоставления различных источников. Задачей такой работы является описание и объяснение определенных феноменов образования в различных художественных, философских или иных текстах.
Жанр III. Историко-культурный или субкультурный (локально-нормативный) очерк. Задачей такой работы является описание какой-либо педагогического или этико-образовательного опыта в исторически и локально определенном контексте.
Жанр IV. Этико-прикладной (этико-образовательный) и нормативно-этический анализ политико-педагогического документа, педагогической доктрины или художественного произведения. Задачей такой работы является анализ названных типов текста в свете тематики спецкурса.
5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:
- Критерии нравственной оценки социальных явлений.
- Этические проблемы обучения и воспитания.
- Идеалы героического, крестьянского, спартанского, гражданского образования.
- Образование как благо, средства его распределения и приобретения.
- Критерии справедливости распределения образовательных услуг.
- Образование в плюралистическом обществе.
- Поликультурные ситуации в образовании.
- Принцип толерантности в педагогической работе.
- Национальная школа в поликультурном сообществе.
- Идеал свободного образования Руссо и Толстого.
- С.И.Гессен об идеале и программе свободного образования.
- Концепция образования как формирования личности Дж.Дьюи.
- Анализ Дж.Дьюи традиционного и альтернативного образования.
- Функции школы как образовательного института.
- Образование как партнерство.
- Концепция воспитания свободой А.Нилла.
- Свобода, дисциплинированность и ответственность.
- Фактор свободы в Педагогике Сотрудничества.
- Сотрудничество как средство освобождения ребенка и освоения им свободы (в Педагогике Сотрудничества).
- Сократ о возможности научения добродетели.
- Смысл нравственного воспитания и этические контексты образования, в том числе профессионального образования.
- Ступени нравственного развития личности (по Л.Кольбергу).
- Ступени нравственного воспитания (по С.И.Гессену).
- Базовые ценностные ориентации и основания их различения.
- Дисциплино-ориентированное и личностно-ориентированное воспитание.
- Социальная организация и социально-нравственно-правовая среда образования.
- Школа как социальное и исследовательское сообщество.
- Типы образовательно-воспитательных сред Я.Корчака и В.А.Ясвина.
- Педагогическая деонтология и педагогическая этика.
- Профессиональные педагогические кодексы.
- Риски и требования информационной эпохи.
- Критерии насилия и ненасилия в педагогической деятельности.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№
п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего
(час.) |
Аудиторные занятия
(час.) |
Самостоят.
работа
(час.) |
Лекции |
Семинары |
Раздел I. |
8 |
8 |
|
8 |
1 |
Введение в проблематику. |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
Идея образования. |
2 |
2 |
|
2 |
3 |
Образование как благо. |
2 |
2 |
|
2 |
4 |
Образование в плюралистическом обществе. |
2 |
2 |
|
2 |
Раздел II. |
12 |
12 |
|
12 |
5 |
Идеал свободного образования. Руссо и Толстой. |
4 |
4 |
|
4 |
6 |
Образование как формирование личности. Концепция Дж.Дьюи. |
4 |
4 |
|
4 |
7 |
Концепция воспитания свободой А.Нилла. |
2 |
2 |
|
2 |
8 |
Фактор свободы в Педагогике Сотрудничества. |
2 |
2 |
|
2 |
Раздел III. |
8 |
8 |
|
8 |
7 |
Можно ли учить добродетели? |
2 |
2 |
|
2 |
8 |
Нравственное развитие и воспитание личности. |
2 |
2 |
|
2 |
9 |
Ценностные парадигмы и стратегии воспитания. |
2 |
2 |
|
2 |
10 |
Социальная среда обучения и воспитания. |
2 |
2 |
|
2 |
Раздел IV. |
4 |
4 |
|
4 |
10 |
Этика педагога. |
2 |
2 |
|
2 |
11 |
Педагогика ненасилия. |
2 |
2 |
|
2 |
Итого: |
32 |
32 |
|
32 |
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Зачет по итогам:
а) участия студента в аудиторных обсуждениях (20%),
б) контрольных работ по каждому разделу (40%),
в) итоговому исследовательскому эссе (40%).
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)
- Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.
2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по отдельным разделам курса)
Раздел I.
- Ведомости [НИИПЭ]. Вып. 26. Этика образования / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2005. С. 64–87.
- Галицкий Е.Б., Левин М.И. Коррупция в системе образования. Информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, 2004, http://isek.hse.ru/part3.html.
- Гусейнов А.А. Античная этика. М.: Гардарики, 2003. С. 110–116.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учебное пособие. М.: Логос, 2000. С. 197–215.
- Йегер В. Пайдейя. Т. 1: Воспитание античного грека. М.: Греко-латинский кабинет, 2001.
- Лёвит К. От Гегеля к Ницше: Революционный перелом в мышлении ХIХ века [III. Проблема образования]. СПб.: «Владимир Даль», 2002. С. 468–488.
- Сыродеева А.А. Поликультурное образование. М.: МИРОС, 2001.
- Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. [III. Дисциплина] / Пер. с фр. В.Наумова, под ред. И. Борисовой. М.: Ad Marginem. 1999.
- Macfarlane B. Teaching with Integrity: The Ethics of Higher Education Practice. London; New York: RoutledgeFalmer, 2004.
Раздел II.
- Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 2000.
- Йегер В. Пайдейя. Т. 2: Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем. М.: Греко-латинский кабинет, 1997.
- Нилл А. Саммерхилл - воспитание свободой. М.: Педагогика-пресс, 2000.
- Фромм Э. Психоанализ и этика // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
- Школа сотрудничества. М.: «Первое сентября», 2000.
Раздел III.
- Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М.: Серебряные нити, 2001.
- Апресян Р.Г. Моральные ценности // Философия: Университетский курс / Под общ. ред. проф. С.А.Лебедева. М.: ФАИР-Пресс, 2003. С. 420–439.
- Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика и этос воспитания: социодинамика контекстов. Тюмень: НИИПЭ, 2002.
- Бенхабиб С. Притязания культуры: Равенство и разнообразие в глобальную эру / Пер. с англ. под ред. В.Л.Иноземцева. М.: Логос, 2003.
- Горланова Н., Букур В. Роман воспитания // Новый мир, 1995. № 8-9.
- Липовецкий Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: «Владимир Даль», 2001.
- Поппер К. Открытое общество и враги: В 2 т. М.: Культурная инициатива, 1992.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Просвещение, 1975.
- Фрумин И. Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск: Знание, 1998.
- Campbell E. Connecting the Ethics of Teaching and Moral Education // Journal of Teacher Education, 1997. Vol. 48, No. 4. P. 255–263.
- Chazan B. Contemporary approaches to moral education: Analyzing alternative theories. New York: Teachers College Press. 1985.
Раздел IV.
- Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия . СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2000.
- Кодекс чести учителя // Начальная школа, 2005, № 6, http://www.school2100.ru/arch_mag_stat/magst_06-05_14.pdf.
- Левитан К.M. Основы педагогической деонтологии. Учебное пособие для высшей школы. М.: Наука, 1994.
- Уолцер М. О терпимости. М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000.
- Nash R.J. Three conceptions of ethics for teacher educators. Journal of Teacher Education, 1991. Vol. 42. No. 3. P. 163–172.
- Watras J . Will teaching applied ethics improve schools of education? // Journal of Teacher Education, 1986, 37(3). Р. 13–16.
Автор:
д.ф.н., профессор
Р.Г.Апресян
Рецензент:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А.Гусейнов