Предисловие
Ненасилие: от идеи к практике
Как нравственная идея ненасилие известно испокон века. Как личный выбор, как самоотверженный
вызов несправедливости оно всегда было уделом подвиж-ников. В истории общества
ненасилие выражалось в непротивлении, хотя часто воспринималось всего лишь как
воплощение покорности, пассивности, слабости. В двадцатом столетии ненасилие стало
известно как массовая социальная практика - как стратегия и техника социально-политической
борьбы, разрешения конфлик-тов и посредничества, гражданского (невоенного) сопротивления
агрессору. Наря-ду с законодательной отменой рабства, формированием гражданского
общества и институциональным закреплением политических свобод и прав человека
распро-странение ненасилия как социальной практики является одним из наиболее
зна-менательных нравственных свершений человечества.
По традиции, идущей от учения Льва Толстого, а скорее, от трактовки этого учения
в советском обществоведении и проставляемых им акцентов, ненасилие нередко трактуется
как "непротивление злу". Для массового сознания обычны ас-социации ненасилия
с пассивностью, покорностью, непроти-влением, попусти-тельством. Однако последовательное
ненасилие, наоборот, активно, инициативно, целеустремленно; оно противоположно
насилию.
В современной литературе мы находим два крайних понимания насилия. При первом
подходе насилие понимается как применение силы против человека (в радикальном
выражении это убийство). При втором - как любое воздействие на человека, включая
психическое и моральное, совершающееся против его воли. Крайность второго подхода
становится очевидной при попытке уяснения в кон-кретных случаях принуждения и
применения силы его повода и предмета.
Направленность восприятия этих предметов и рассуждения о них на русском языке
во многом задается тем, что слово "насилие" созвучно и родственно слову
"сила". Насилие означает в буквальном смысле применение силы, насильничанье.
Аналог этого слова в романских языках ("violence", "violenza")
восходит к латинско-му "violentia", родственному "violatio".
Последнее означает нарушение, попрание, неправедное и понудительное воздействие
на человека, - в том числе с приме-нением силы. Такое содержание понятия есть
и в русском языке. Об этом свиде-тельствует В.Даль: "Насилие и насильство
- принужденье, неволя, силование; дей-ствие стеснительное, обидное, незаконное,
своевольное" . Характерно, что он в первую очередь указывает на "силование",
"стеснение", а затем уточняет: "неза-конное", "своевольное":
насилие - это применение силы, сопряженное с неспра-ведливостью, со злом.
Природа насилия и ненасилия неочевидна. Свидетельство тому - христиан-ское учение.
Христианская этика - это этика любви, этика "непротивления злу си-лой".
Но является она и этикой ненасилия? Известный эпизод об изгнании Хри-стом меновщиков,
покупателей и торговцев из храма (Мф. 21:12-13) показывает, что Христос далеко
не всегда воздерживался от применения силы. Иными слова-ми, дело не сводится только
к тому, применяется сила или нет. Не всякое приме-нение силы представляет собой
насилие. Так, действенность системы права в самом что ни на есть демократичном
и правовом государстве основано на инсти-туциональном принуждении и нередко силовом
ограничении действий, представ-ляющих опасность для граждан, общества и государства.
Если принять, что на-силие - это любое использование принуждения в отношении к
людям, то легко придти (по крайней мере логически) к анархическому отрицанию институтов
вла-сти (государственной и гражданской) и правомочности решительных действий по
противодействию по противодействию злодеянию и несправедливости.
В философии на необходимость четкого понятийного различения действий, опосредствованных
применением разного рода принуждения, в том числе физиче-ской силы, и в частности,
насилия специально указал И.А.Ильин. Он рассматривал "насилие" как явление
более узкое, чем "заставление", или "принуждение". Наси-лие
представляет собой предосудительное заставление, исходящее из злой души и направленное
на зло . Не всякое заставление, даже предполагающее применение силы, является
злом. Если заставлением человеку причиняется зло или он понуж-дается ко злу, или
он необоснованно понижается в правах или беспричинно (с его стороны) унижается
в достоинстве, - то оно насильственно.
И.А.Ильин развивал традицию в русской мысли, идущую от Ф.М.Достоевского и В.С.Соловьева.
Так, когда Достоевский в "Братьях Карамазовых" и февральском выпуске
"Дневника писателя" за 1877 г. требовал безусловного вмешательства России
на Балканах и пресечения турецких бесчинств, если понадобиться, силою; или когда
Соловьев в "Трех разговорах" устами Генерала показывает непремен-ность
вооруженного пресечения турецкого разбоя и насилий в Армении, - они не выступали
сторонниками насилия. Они указывали на то, что ситуативно конкрет-ная задача сохранения
жизни, безопасности и благополучия людей и в правовом, и в моральном плане может
допускать принуждение, как физическое, так и психиче-ское.
С гуманистической точки зрения, очевидно, что всегда предпочтительнее из-бегать
применения силы. Психологически и эстетически насилие привлекательно только для
садиста. Политически насилие выгодно и необходимо для террориста. Но что важнее
с этико-гуманистической точки зрения - неприменение силы или противление злу?
В ситуации, когда нужно немедленно противостоять злу, приме-нение силы может оказаться
неизбежным. Истребляющие друг друга в ожесточен-ной межэтнической войне "народно-освободительные
армии" можно остановить порой только силой: народные (полевые) командиры
в запальчивости не могут и не хотят слышать ни резонов, ни слов. Остановить схватку,
не значит разрешить конфликт. Но остановив схватку, можно создать условия для
разрешения конфлик-та - путем переговоров, поиска компромисса и достижения соглашений.
Так же трудно договориться и с человеком, идущим сознательно на разбой. Чтобы
оста-новить его, приходится прибегать к "аргументам" не столько разумным,
сколько сильным и весомым. Для человека, разделяющего философию ненасилия, такие
ситуации не могут не быть противоречивыми.
Ненасилие представляет собой активное противостояние злу, несправедли-вости. Противостояние
именно в противлении, причем безусловном - во имя доб-ра и справедливости. Насилие
всегда негативно и по форме, и по содержанию действия. Но из этого не следует,
что любое применение силы, то есть принужде-ние, давление на волю человека негативны.
Это не значит, что "добро должно быть с кулаками". Но добро должно быть
активным и действенным; противостоя-щим злу не только метафизически, но и практически.
И в нормативном, ценност-ном, и в поведенческом плане принцип добра (или справедливости)
является приоритетным по отношению к принципу ненасилия.
Если соотнести такое понимание насилия и, соответственно, ненасилия с фундаментальными
нравственными принципами, скажем, с заповедью любви, то, разумеется, насилие противостоит
любви. Однако любить это не значит просто делать то и так, что и как хочет другой,
подчинять свою волю воле другого. Лю-бовь - это не попустительство прихотям и
слабостям и тем более не потворство-вание злу. Ведь слабость, прихоть или злобность
могут быть именно сокровен-нейшим самовыражением другого. При милосердно-любовном
отношении в другом предполагается и полагается возможность совершенства. Это любовь
к совер-шенству, к совершенному (пусть потенциально совершенному) в человеке.
Этим милосердная любовь отличается от любви чувственной. Поэтому можно сказать,
что любовь означает ненасилие. Но и любовь не означает отказа от таких форм воздействия
на человека, как принуждение и пресечение.
Помимо любви ненасилие как социально-нравственный опыт сопредельно и иным человеческим
практикам. В сопоставлении с ними и в отличие от них можно лучше понять феномен
ненасилия. По одной из ассоциаций ненасилие почти не-пременно соотносится с идеей
мира и трактуется как умиротворение, примирение. Война и переходящий в кровавые
столкновения гражданский или межнациональ-ный раздор являются средой жесточайшего
массового насилия. Но практически отсутствие войны, перемирие, сосуществование
еще не исчерпывают всего со-держания ненасилия, если не понимать под насилием
только физическое подавле-ние человека. Миротворчество, пацифизм представляют
те принципы деятельно-сти, которые утверждают мир без оружия. Однако миротворчество
противостоит не столько силе, хотя силе тоже, сколько вражде как умонастроению
и житейской установке. Как показывает и исторический, и современный опыт, замиренность
как неприменение военной силы вполне может сочетаться с непримиримостью в идеологии,
политике и этосе взаимных отношений. Идея ненасилия содержит в себе важный императивный
момент - требование или декларацию отказа от при-менения неправой силы, но также
и преодоление такой ситуации, в которой воз-можны применение силы, конфронтация,
недоверие.
В соотнесении ненасилия с миром содержится и другое, существенно важное сопряжение
этой идеи, а именно, с идеей права. Ненасилие исходит из установки сохранения
гражданского мира, а значит, правового состояния общества, ибо пра-вовое состояние
есть непременное условие гражданского мира . Ненасилие, таким образом, представляет
собой один из важных инструментов гражданского общест-ва. Как показывает исторический
опыт, социально-политическая практика ненаси-лия получает развитие именно в условиях
гражданского общества и предполагает действенность не только соответствующих социальных
институтов, но и разви-тость и действительную укорененность в обществе правосознания.
Правовые ин-ституты гражданского общества выполняют важную функцию безличного
коллек-тивного миротворца, посредника и арбитра в конфликтных ситуациях разного
уровня и характера.
***
В связи с этим важным является вопрос о соотношении в ненасилии норма-тивных и
прагматических аспектов: что важно в ненасильственой практике - принципиальность
и последовательность в отстаивании идеи ненасилия или тех-ничность и вооруженность
в его осуществлении?
Сторонники нормативного подхода к ненасилию настаивают именно на прин-ципиальном
характере ненасилия. Они убеждены в том, что в каждом случае при-менения техники
общественной обороны, акций народного сопротивления, "народ-ной силы"
(people power) должно воодушевляться не только непосредственной целью, но и высокими
помыслами, религиозными воззрениями, этическими прин-ципами. Распад народного
движения на Филиппинах после победного свержения диктатуры Маркоса (в 1977 г.)
был следствием именно того, что при достаточно высокой техничности и дисциплинированности
в осуществлении сопротивления диктатуре духовные основы этого движения оказались
на заднем плане. Пораже-ние китайских студентов на площади Тэньаньмэнь (в июне
1989 г.) могло быть не столь трагическим. Речь идет не только о более продуманной
тактике борьбы. Если бы студенты отдавали приоритет высоким целям своего движения,
а не ре-шению важных, но тем не менее частных по сравнению с этими целями задач
той конкретной акции, которая проводилась на площади, возможно, удалось бы сохра-нить
движение и жертв, безусловно, было бы меньше. Техника ненасильственой борьбы может
быть реализована с наибольшей последовательностью и стойко-стью, если люди исповедуют
соответствующие принципы, а не просто выбирают наиболее эффективную тактику из
ряда возможных и останавливаются на ненаси-лии из соображений благоразумия, практичности.
Понимание ненасилия как морального принципа нередко наталкивается на скепсис.
Критики высказывают здесь квазиполитические и квазиреалистические аргументы. Те,
кто привык к мысли о конструктивной роли насилия в истории, ука-зывают именно
на то, что ненасилие не соответствует реалиям общества, соткан-ного из частных
и конкурирующих интересов, и в котором государство держится на силе. А идея ненасилия
рассматривается как форма политического утопизма. Идея ненасилия встречает и морализаторскую
критику как выражение так назы-ваемого "абстрактного гуманизма". Сторонников
ненасилия упрекают в метафизи-ческом отрыве целей от средств и этической абсолютизации
средств. Главное же обвинение заключается в том, что сторонники ненасилия своей
пассивностью и непротивлением потворствуют злу. Но если трактовать ненасилие как
потворство злу, то насилие предстанет как нравственно оправданная, хотя вынужденная,
мера в борьбе со злом и несправедливостью.
Такая критика идеи ненасилия указывает на действительно важную теорети-ческую
проблему в понимании морали и на реальную трудность в моральной прак-тике. Каким
образом общие (абсолютные, универсальные) моральные принципы могут быть воплощены
в конкретных и частных ситуациях человеческой жизни? С социологической или политической
точки зрения, мораль ничего не может предло-жить для перевода высоких принципов
в план социального действия. Однако с моральной точки зрения, такие возможности
есть. Мораль (аналогично религии, хотя и иными средствами) дает человеку основание
верить, несмотря ни на что, в лучшее. Мораль задает определенный стандарт (идеал)
взаимоотношений между людьми. Этот стандарт ориентирует человека на братское единение
и милосерд-ную любовь в отношении к другим. По логике морального мышления, единственно
действенным и непротиворечивым собственным целям средством изменения не-справедливого
мира может быть изменение человеком самого себя, доброе от-ношение к людям и последовательное
неприятие зла. Основная задача, которую ставит мораль перед человеком, заключается
в том, чтобы в первую очередь са-мому соответствовать этому нравственному идеалу.
Строго говоря, как нравственный принцип идея ненасилия ничего нового не сообщает.
Этическое, нормативно-ценностное содержание ненасилия в более ши-рокой версии
известно из того комплекса идей, который называют этикой любви. Однако в учении
о ненасилии логика морали конвертируется в логику массового социального действия.
Этим и оригинальна этика ненасилия. В своей прикладной части она представляет
собой метод социально-практических действий по конст-руктивному разрешению возникающих
в обществе проблем внешнего и внутренне-го свойства. Этика ненасилия задает идейную
основу для приложения моральных принципов к социальной практике и нравственного
обеспечения усилий по преоб-разованию общественной жизни, продуктивному социальному
взаимодействию между людьми, имеющими разные интересы и придерживающимися различных
взглядов. В этом состоит ее непреходящее значение.
С этой точки зрения, правы те сторонники прагматического подхода, которые утверждают,
что принцип ненасилия остается всего лишь благим пожеланием, ес-ли не проработаны
технические возможности его применения в широкомасштаб-ных акциях и общественно-политических
движениях, если эти акции не подготов-лены в специальных групповых треннингах
и проводятся без тщательного страте-гического и тактического руководства. Не случайно
Дж.Шарп склонялся к отказу от термина "ненасилие" как не вполне выражающего
дух учения о борьбе и сопротив-лении без применения военных средств. "Общественная
(гражданская) оборона", или оборона, основанная на акциях протеста, сопротивления
и борьбы, которые осуществляют сами граждане, - вот термин, наиболее адекватный,
по его мне-нию, тактике, к которой прибегли Ганди и Кинг, которая привела к победе
народ-ные силы на Филиппинах и в Чили .
Иными словами, ненасилие рассматривается в первую очередь как метод ак-тивной
борьбы. Ненасилие и заявило о себе именно в социальной борьбе. Инте-ресно отметить,
что Мохандас Ганди какое-то время понимал ненасилие-ахимсу главным образом как
борьбу, в которой не применяется физическая сила. Нередко приводят известные слова
Ганди о том, что ахимса не означает пассивности, и если приходится выбирать всего
лишь между трусостью и насилием во имя борь-бы с несправедливостью, то достойнее
выбрать насилие. Другое дело, что в борьбе предпочтительнее ненасилие. В контексте
этих рассуждений приводятся такие важные аргументы, что ненасильственная борьба
только на первый взгляд кажется менее эффективной. Зато несомненно, что она приводит
к гораздо мень-шим жертвам и позволяет практически полностью исключить невинные
жертвы. Взять хотя бы такие разные по результативности примеры ненасильственной
об-щественной обороны, как в случае вторжения гитлеровских войск в Норвегию и
в случае оккупации армиями стран Варшавского договора Чехословакии. В обоих случаях
именно не применялась сила, и ненасилие осуществлялось в форме ак-тивного гражданского
неповиновения, несотрудничества, неучастия, препятство-вания. Сотрудничество с
агрессором недопустимо ни при каких условиях. Сопро-тивление оккупантам обязательно
со всех точек зрения - патриотической, граж-данской, нравственной. Ненасильственная
тактика позволяет вести такую борьбу, которая, воодушевленная гневом, не возбуждает
тем не менее в борцах злобу и ненависть - чувства, иссушающие душу. Ненасилие
выступает здесь только как средство борьбы.
В ситуациях внешней агрессии задача снятия отчуждения между противобор-ствующими
сторонами не ставится. В случаях же внутринациональной борьбы как средства разрешения
гражданских, политических, религиозных конфликтов оче-видно, что непримиримость,
ненависть, сохранение взаимной отчужденности не являются адекватными условиями
разрешения конфликтов. При любом исходе борьбы людям, представляющим противоборствующие
стороны, предстоит жить вместе. Так что ненасилие - это не просто неприменение
силы, использование мирных, т.е. не уничтожающих людей и не причиняющих им физических
страданий средств борьбы. Благодаря последовательному применению ненасилия вы-страивается
и расширяется особого рода социальное пространство: утверждаю-щее покой, правопорядок
и человеческое достоинство. Последовательное приме-нение ненасилия предполагает
не только чистоту используемых технических средств, но и искренность помыслов.
Опыт народно-патриотического сопротивления коммунистическому режиму в советских
республиках в 1990-1991 гг. показал, что в большинстве случаев нена-сильственные
методы применялись спонтанно и вынужденно; параллельно им всегда допускалась принципиальная
возможность вооруженного сопротивления. Метаморфоза многих предводителей гражданского
сопротивления в военачальни-ков с обретением республиками независимости после
1991 г. свидетельствует именно о вынужденной "бархатности" некоторых
из освободительных народных движений. Также симптоматично, с какой готовностью
некоторые отряды живого кольца вокруг Белого дома в Москве на следующий день после
провала августов-ского путча попытались преобразоваться в военизированные дружины
по защите демократии.
Озабоченность сторонников принципиального ненасилия вызвана не только нравственным
пафосом, но и тем обстоятельством технического свойства, что ненасилие действительно
может применяться чисто прагматически - как эффек-тивное средство для достижения
даже недостойных целей. В прагматическом плане ненасилие оказывается весьма привлекательным
как раз для решения за-дач такого рода. Ведь ненасилие само по себе считается
морально положитель-ным средством борьбы. Осуществляемые публично ненасильственные
акции за-дают властям определенный стандарт взаимоотношений, позволяя вместе с
тем буквально шантажировать власти. Саботаж, забастовка, блокада, - акции подоб-ного
рода ненасильственны по своему характеру, но в них могут доминировать частные
интересы, которые в соединении с такими средствами, как ненасилие, способны разрушительно
воздействовать на общественный организм, быть ис-точником новой несправедливости.
Как показал И.А.Ильин, не всякое применение силы является воплощением зла. Но
очевидно, что и не всякое воздержание от применения физической силы и использование
невооруженных, гражданских методов разрешения социальных конфликтов является воплощением
добра. Особенность ненасильственного со-противления и разрешения конфликтов заключается
в том, что они сориентирова-ны еще и на достижение понимания. Даже в противостоянии
внешней агрессии применение ненасилия призвано возбудить в агрессоре если не понимание
и со-чувствие, то эмпатию, деморализовать солдат противника, заставить их поверить
в правоту сопротивляющихся . Предполагается, что ненасилие должно быть на-полнено
большим, чем неприменение силы, содержанием. И с прагматической точки зрения,
оно бессмысленно, если продолжает и провоцирует противостояние.
В рассуждении о ненасилии важно иметь в виду, что речь идет не просто об этическом
принципе, но о практическом принципе. Ценностная логика ненасилия может быть выявлена
в теоретическом дискурсе. Однако специфика ненасилия как социальной техники может
быть понята только на материале действительного социально-политического опыта.
***
Предлагаемое издание представляет собой первую в отечественной литера-туре попытку
такого рода. Предмет исследования с самого начала был задан дву-мя существенными
ограничениями. Для анализа был выбран, во-первых, опыт со-циально-политических
движений и акций и, во-вторых, социально-политический опыт, ограниченный рамками
двадцатого столетия. Это понятно: именно в два-дцатом столетии, ненасилие впервые
и целенаправленно было воплощено в мас-совой социальной практике, направленной
на решение цельномасштабных обще-ственных задач. Именно в двадцатом веке некоторые
массовые социально-политические движения и акции стали успешными исключительно
благодаря при-менению ненасильственной техники. Это относится в первую очередь
к движени-ям, которые вдоновлял и возглавлял Мохандас Ганди (в Южной Африке и
Индии) и Мартин Лютер Кинг (в США). Победоносность этих движений вдохновила многих
общественных и религиозных деятелей в их политической борьбе. Но эти движе-ния
отнюдь не единственны в истории нашего столетия. Они коренятся и продол-жаются
в разнообразных практиках, в которых ненасилие занимает значительное место. Для
авторов книги было также важно показать российские корреляты нена-сильственной
практики и духовный потенциал ненасилия в русской философской мысли.
Эта книга стала возможной как результат годичного, в 1992-1993 гг., исследо-вательского
семинара в Научно-просветительском центре "Этика ненасилия", поддержанного
Институтом философии РАН и Институтом им. Альберта Эйнштейна (США). А работа над
книгой как таковой в 1994 г. была поддержана Международным научным фондом Дж.Сороса.
Вернуться к оглавлению