Приложение
Опыт проведения образовательно-тренингового практикума "Выборы и предпочтения
избирателей"
Осенью 1995 г. Научно-просветительский центр "Этика ненасилия" (Москва)
и Международный центр демократии Гавайского университета (International Center
for Democracy, The University of Hawaii, США) осуществили по инициативе директора
Международного центра демократии Б.Джэйкоб образовательный проект "Гражданская
ответственность - осознанный выбор" по подготовке молодых избирателей Калуги
к активному и ответственному участию в выборах в Государственную Думу 17 декабря
1995 года. По идее эту работу следовало бы проводить в "локальных сообществах",
а точнее там, что на английском языке называется "community" - словом,
не переводимым на русский язык в силу отсутствия в российской реальности самого
феномена локального сообщества-общины-community. Поэтому в качестве базы проведения
проекта был взят межвузовский факультет практической психологии Калужского педагогического
университета. Студенты одного учебного заведения, проживающие в общежитии, -
это не просто избиратели, приписанные к определенному избирательному участку,
но еще и некоторая органичная группа, с близкими интересами и социально-политическими
предпочтениями.
Известно, что в отношении выборов в Государственную Думу 1995 года молодежь
- и студенческая молодежь здесь не составляла исключение - занимала пассивную
позицию: зачем голосовать, если никто из претендентов и объединений не вызывает
ни доверия, ни симпатии; зачем голосовать, если от моего голоса ничего не зависит?
Этот скепсис понятен. Тем не менее правильно и честно организованные политические
выборы сами по себе представляют одну из важных процедур демократического общества
и в то же время один из определяющих факторов демократии в обществе. Только
вовлеченность в выборы как можно большего числа людей, представляющих разные
социальные группы населения, обеспечивает адекватное общественным установкам
представительство в Думе политических сил. Что бы ни говорили о роли государства,
средств массовой информации или "денежных мешков" в навязывании общественному
мнению тех или иных кандидатур, российский опыт демократических выборов уже
показал, что рядовые избиратели могут ошибаться, но тем не менее в подавляющем
большинстве они голосуют сообразно своему разумению.
Проект "Гражданская ответственность - осознанный выбор" имел целью
прояснение этого разумения, рационализацию выбора студентов и содействие вдумчивому
голосованию в предстоящих выборах. Проект состоял из двух основных частей -
семинара и практикума. В ходе растянутого на шесть недель восемнадцатичасового
семинара группа студентов как молодых избирателей прошла образовательный курс
по основам демократии - принципам и институтам демократического общества.
Тематика лекций была следующей:
1. Идея и принципы демократии. Развитие демократического государства.
2. Демократический вызов России: упования и образы несостоятельности.
3. Природа гражданского общества.
4. Верховенство права.
5. Частные интересы и общественное благо.
6. Демократия и гражданская ответственность.
7. Закон о выборах. Противоречия предвыборной кампании.
8. Предвыборные политические программы.
9. Как избирателю победить на выборах?
Вторая часть проекта заключалась в локализованном во времени (21-23 ноября)
практикуме в Калуге "Выборы в Государственную Думу: предпочтения и ориентации
избирателей", проведенном совместно с Институтом Ноосферы (Калуга). Практикум
проводился для более широкой группы студентов первого-второго курсов Калужского
педагогического университета.
В первый день американские и российские профессора предложили студентам небольшие
лекции: а) об американском опыте предвыборных кампаний, используемых политиками
методах ухода от ответственности перед избирателями и приемах, которые могут
использовать рядовые избиратели для прояснения действительных взглядов и позиций
политиков (на основе лекции Дж. Дратлер подготовил статью ""Тренинг"
в демократии - как слушать активно и ставить последовательные вопросы",
опубликованную в данном сборнике); б) об опыте гражданских инициатив американских
избирателей с целью давления на политиков (в особенности на уровне штата) по
важным социально-экономическим и политическим вопросам (краткий вариант лекции
Л. Мичэма прилагается ниже) ; в) об имидж-мэйкерстве в политике с иллюстрацией
на конкретных примерах создания и смены имиджей современных российских политиков
(частично материал лекции отражен в статье Т. А. Алексеевой "Выборы как
средство легитимации власти"); г) о политических и экономических ориентациях
на политическом рынке России (частично материал лекции отражен в статье Р. Г.
Апресяна "Гражданское общество: участие и ответственность"). Лекции
сопровождались обстоятельными дискуссиями, которые нередко продолжались и во
время перерывов.
Основным событием практикума стало групповое интервью студентами реальных кандидатов
в депутаты от Калужской области, которое состоялось во второй день практикума.
Интервью предшествовала ролевая игра, на которой одни студенты представляли
различные (как правило вполне узнаваемые, хотя иногда и гротескно передаваемые)
политические платформы, а другие задавали им вопросы с целью выявить скрытые
позиции и противоречия. Анализ игры позволил выработать некоторую тактику для
вопросов приглашенным кандидатам. Формально оба кандидата были независимыми:
фактически же один представлял Промышленную партию, а другой - Земское движение.
Представитель КПРФ в последний момент отказался от участия в практикуме. Интервью
настоящих политиков, при том, что один из кандидатов был действительно опытный
политик со стажем, показал студентам-избирателям, как непросто вскрывать действительные
взгляды, так или иначе закамуфлированные в популистской риторике.
На интервью были приглашены корреспонденты местных газет, репортеры областного
телевидения и радио. Практикум широко освещался в местных средствах массовой
информации. Наиболее существенные эпизоды практикума были записаны на видеомагнитофон
для последующего распространения в образовательных целях.
Л. Мичам (L. Meacham)
Параллельные кризисные проблемы России и Соединенных Штатов в 1990-х годах
Лекция
Преждевременное и преувеличенное восприятие кризиса и упадка - довольно частое
явление в истории, будь-то в раннем периоде Рима, ранней Викторианской Англии
или в России и Соединенных штатах в 1990-х годах. Если отвлечься от крайностей,
то, говоря о текущих политических и экономических проблемах в наших странах,
можно выявить интересные параллели.
"Либералы" и "консерваторы". Прежде всего, мне нужно прояснить
некоторые политические термины как они употребляются в американской политической
лексике. Например, "либерал" и "консерватор" в современном
российском контексте соотносятся соответственно с поддержкой пост-советских
реформ или с оппозицией к ним. Это в какой-то степени сходно с первоначальным
значением этих слов в британской политической традиции XVIII-XIX веков. Классический
английский либерал отстаивал превосходство свободного рынка; классический английский
консерватор отстаивал интересы класса землевладельцев и родовой аристократии.
В американском же контексте либералы в широком смысле слова ратуют за больший
правительственный контроль в экономической сфере и меньший - в социальной, -
в то время как консерваторы предлагают обратное. Например, либералы обычно выступают
за сильный контроль против монополий, за контроль безопасности, контроль защиты
окружающей среды и за аффирмативное действие (affirmative action), дающее женщинам
и представителям национальных меньшинств преимущественное право на поступление
в университет, на работу или на продвижение по службе. Американские консерваторы
выступают против всего этого. Консерваторы ратуют за ограничение или даже запрет
абортов и порнографии. Либералы же выражают в этих вопросах терпимость. Они
обращают больше внимания на социальные затраты на образование, здравоохранение,
социальное страхование и т.д., в то время как консерваторы - меньше.
Итак, если смотреть на американскую политику и экономику через искаженное стекло,
то самые ярые сторонники либеральной экономики в России оказываются по американским
меркам консерваторами.
Теории демократии. В Америке распространены по крайней мере четыре теории демократии.
И все они гораздо шире формального понятия свободных и честных выборов.
Теория прямой демократии идеализирует городские собрания XVI века в Новой Англии,
где всем жителям разрешалось присутствовать, выступать и голосовать. Несмотря
на то, что эти собрания были эгалитарными, какими хотят видеть их американцы,
очевидно, что они непрактичны для стран с населением, превышающим триста миллионов
человек. Однако, городские собрания все же остаются важным элементом американской
политики и выборных кампаний.
Другой вариант - это теория "электронной демократии", в которой люди
регистрируют свои мнения по вопросам, представленным в теле-шоу, по телефону.
Теория представительской демократии идеализирует выбор граждан для представительства
интересов населения в законодательстве и политике. Однако, исследования показывают,
что многие американцы не знают имен своих сенаторов и представителей, и понятия
не имеют, как именно избранные ими парламентарии голосуют по определенным вопросам.
Кроме того, эти представители не являются представителями всех американцев,
ибо они, как правило, мужчины зрелого возраста, в большинстве своем белые, выходцы
из обеспеченных семей. Теория демократии групп интересов (иногда называемая
популистской теорией) говорит о равных правах различных групп населения, которые
в равной степени и открыто конкурируют за влияние на политику. Некоторые из
них больше других и лучше отражают мнения людей, они лучше организованы, лучше
финансируются, имеют лучшие связи и, таким образом, обладают бульшим влиянием.
Например, табачные или оборонные компании имеют несравненно больше власти, а
многие группы либо совсем не представлены, либо представлены очень слабо, например,
матери-одиночки или студенты. Есть попытки объяснить подобные аномалии теорией
демократии групп по интересам. Это обращение в комитеты Конгресса, исполнительные
агентства групп интересов, например, в сфере сельского хозяйства. Эти группы
обмениваются персоналом, денежными средствами и информацией и вырабатывают единый
подход к политике сопротивления давлению других групп.
Элитарная теория утверждает, что небольшая элита контролирует политику во всех
секторах власти групп интересов и влияет на мнение средств массовой информации.
Отражая Железный закон олигархии Митчела, корпоративная верхушка групп интересов
отстаивает свои личные интересы в ущерб простым членам. Существует постоянный
конфликт также и между группами внутри элиты по отдельным вопросам, но в основном
они достигают консенсуса.
Интересно, что существуют как марксистские, так и "консервативные"
теоретики элитарной демократии. Марксисты утверждают, что элита просто эксплуатирует
население в своих собственных интересах. "Консерваторы" наделяют элиту
более демократическими характеристиками и тем самым оправдывают ее. Говорят,
ирония демократии заключается в том, что элита спасает демократию от народа.
В американской политологии идут споры между защитниками элитарной теории и теории
групп интересов. Исследования американского общественного мнения показывают,
что в нем представлены обе теории, но, в то же время, оно тяготеет к прямой
и представительской демократии. Было бы интересно попытаться определить и проанализировать
российское общественное мнение о российской демократии. В частности, узнать,
насколько прочно марксистский анализ элиты сохраняется в российском массовом
сознании, и не получили ли в нем развитие другие концепции.
Демократия и реальность. Исторический опыт демократии полон бесчестного и несправедливого
маневрирования, подтасовок в голосовании, коррупцией и злоупотреблениями. Дж.
Вашингтон проиграл на своих первых местных выборах, потому что проигнорировал
практику покупки спиртного для голосующих. Президентские выборы Дж. Кеннеди
сопровождались обманом машинной компании Чикаго. Л. Джонсон попал в Сенат благодаря
обману с обеих соперничавших сторон. Даже сегодня несмотря на то, что большинство
выборов в Америке проходят честно, есть случаи обмана с использованием открепительных
талонов и сохранения в списках для голосования имен умерших граждан.
Драки и борьба, вовлекающие как мужчин, так и женщин, наблюдались в последнее
время в японском парламенте, в тайваньской Законодательной Палате и т.д. Несколько
десятков лет назад в бразильском Законодательном Собрании были даже перестрелки.
Американские законодатели раньше носили с собой ножи и пистолеты в Конгресс
на случай угрозы или драки. В 1995 году сенатор от Нью-Йорка А. Д'Амато пел
детскую песенку "Old MacDonald Had A Farm", выступая в Сенате. Б.
Клинтон играл на саксофоне по МТV в 1992 году, а потом он увертывался от повторяющихся
вопросов, касающихся этичности поведения и компетентности под мотивчик популярного
танца и при этом удерживал лидерство в предвыборных опросах населения.
Итак, демократия вульгарная, нелепая и преступная сосуществует с демократией
благородной и высокой. И это нормально и не должно мешать объективному анализу.
Принимая в расчет все вышесказанное, давайте спросим, что представляет из себя
российская демократия?
Российская демократия. Несмотря на семьдесят лет абсолютного коммунистического
правления и "реформы" пост-коммунистического периода, что привело
к обнищанию 90% населения, избиратели решительно отвергли возвращение к коммунизму,
отдав большинство голосов другим партиям. Как говорится, выжатую зубную пасту
нельзя вдавить назад в тюбик. Другим положительным признаком было то, что почти
70% населения участвовало в выборах, тем самым показывая свою решимость влиять
на выбор.
Победа Ельцина на президентских выборах во многом была следствием ошеломляющей
предвыборной кампании, которую удалось раскрутить его штабу с использованием
крайне популистских лозунгов, фантастических посулов и щедрых раздач финансовых
и материальных средств, главным образом тех, которые правительство обязано было
выделить в свое время, но задолжало. Ельцинская предвыборная кампания была несправедливой
по отношению к его противникам. Но ведь на это можно посмотреть и другими глазами:
у Ельцина не было иного выхода, как раздавать царские подарки и даже танцевать
твист на стадионе, чтобы победить на выборах. Надо сказать, его популистские
кадровые решения перед вторым туром выборов (альянс с популярным в народе кандидатом
в президенты генералом Лебедем, увольнение начальника Службы безопасности Президента
Коржакова) тоже были сделаны для того, чтобы собрать дополнительные голоса.
И он получил их.
Современная пропорциональная представительская система Российской Конституции
сходна с недавно принятыми в Японии, Новой Зеландии и в других странах. Неиспользование
чрезвычайных полномочий Президентом и сохраняющаяся независимость Думы говорят
о том, что практически есть баланс между обеими ветвями государственной власти.
Несмотря на то, что печатные и электронные средства массовой информации не бесплатны,
здесь существует разнообразие взглядов, и каждая думская фракция имеет возможность
говорить своим голосом. Однако, российское правительственное телевидение еще
не прошло весь путь к действительному плюрализму.
Необходимо открыто говорить о финансировании предвыборных кампаний. В России
данные о финансовых затратах на выборы 1996 года очевидно сфальсифицированы,
а в США потраченные на выборы сотни миллионов долларов "живых денег"
нигде не зафиксированы.
Озабоченность здоровьем Б. Ельцина напоминает о проблемах, связанных со здоровьем
В. Вильсона (инсульты), У. Черчилля (инсульт), Д. Эйзенхауэра (сердечные приступы),
Р. Рейгана (болезнь Альцгеймера) и Ф. Миттерана (рак). Большой проверкой российской
демократии будет избрание преемника Ельцина. В США в 1967 году была принята
поправка к Конституции о Преемнике Президента, что говорит об интересе избирателей
к тем, кто ими управляет.
Российская демократия имеет такие же проблемы, как любая другая демократия.
Однако, поражают ее сила и постоянство в течение только 5 лет после первых свободных
выборов в истории России. Еще 10 лет назад понятие "российская демократия"
было бы воспринято как оксюморон. Сегодня - это реальность.
Американская демократия. Американская демократия страдает от увеличивающегося
уровня "политики больших денег", бесчестной политики, ложных проблем,
отчуждения избирателей и игнорирования важных проблем. На выборах президента
в 1896 году дельцами большого бизнеса в добавление к традиционным партийным
демонстрациям и парадам впервые были использованы в предвыборной кампании дорогие
газеты и буклеты, и способствовали победе У. МакКинли. С тех пор стоимость предвыборной
кампании возросла и достигла в среднем $ 600 тыс. для избрания в Палату Представителей,
$ 4 млн. для избрания в Сенат и до $ 100 млн. для участия в президентской предвыборной
кампании. Радио, почтовые отправления и особенно телевидение стали основными
формами информации. И чтобы расплатиться за все, кандидаты вынуждены отплясывать
запутанный танец с представителями крупного бизнеса на мотив взаимных вымогательств
и посулов.
Перемещение производства за рубеж в низкооплачиваемые страны вызвало с 1973
года уменьшение дохода 60% американцев. Этот экономический спад вызывает страх,
возмущение и поиски козла отпущения. Национальные меньшинства и иммигранты -
основные цели нападения, и уже изобретен целый ряд терминов по этим темам, как,
например, аффирмативное действие. Аффирмативное действие (преимущественное право
на поступление в учебное заведение, на работу и продвижение по службе групп,
в прошлом подвергавшимся дискриминации) в основном помогло белым женщинам из
среднего класса. Когда судья Верховного суда Р. Б. Гинзберг была студенткой
Гарвардской Школы права в пятидесятых годах, она была одной из восьми женщин
из нескольких сот студентов. Когда она закончила учебу, она не смогла найти
работу по специальности в Нью-Йорке, так как была замужем и с детьми. Сегодня,
несмотря на то, что многим женщинам все-таки не удается достичь высокого положения,
в США достигнуто равенство при поступлении в колледж или аспирантуру и в зарплате.
Однако практика аффирмативного действия не сыграла существенной роли в жизни
многих представителей национальных меньшинств. Несмотря на эти факты, аффирмативное
действие стало кодовым словом, объясняющим сокращение рабочих мест и снижение
доходов в кампаниях "консервативных" республиканцев.
Большие изменения в методах голосования произошли на юге США благодаря возведению
в ранг закона прав, защищающих национальные меньшинства. После Гражданской войны
(1861-1865) Республиканская партия выступала за гражданское равноправие освободившихся
рабов. Однако, путем насилия и маневрирования в законах белые не давали черным
приобретать право на голосование и другие права. Демократическая партия решила
не заниматься этой проблемой, и поэтому в течение десятков лет белые всегда
голосовали за демократов. Но в 1964-1965 годах именно Демократическая партия,
наконец, усилила закон о гражданских правах. Как следствие этого, Республиканская
партия, в настоящее время занимающая позицию по гражданским правам прежней Демократической
партии, постепенно завоевала большинство голосов белого населения Юга. И большинство
губернаторов, представителей и сенаторов Юга - республиканцы.
Белые также связывают преступность с национальными меньшинствами, что всегда
звучит темой в выборных кампаниях. (Здесь можно провести аналогии с утверждениями
об этнической окраске организованной преступности в России). Обещания бороться
с преступностью, строить больше тюрем, давать более продолжительные сроки стали
популярными и эффектными в предвыборных кампаниях.
Вначале Дж. Уоллес, а затем Р. Никсон и Р. Рейган поняли, что еще одним путем
завоевать голоса рабочего класса может быть призыв к сохранению традиционных
общественных и семейных ценностей, с одной стороны, и сокращение поддержки семей
родителей-одиночек и прав сексуальных меньшинств, с другой.
После войны во Вьетнаме в Америке выросло число недовольных правительством и
оно в особенности увеличилось после Уотергейта и других скандалов. Как результат
- выросло количество кандидатов, выступающих против самого правительства, против
Вашингтона и заявляющих о намерении сломать государственный аппарат, тот самый,
к которому сами же рвутся.
Американские избиратели хорошо понимают, что все кандидаты их обманывают. В
политике и для политиков наступил кризис доверия избирателей, что показали прошлые
выборы, на которых Р. Перро, третий кандидат, набрал 19% голосов. И в настоящее
время нет доверия избирателей к тому, что Н. Гингрич будет вести дела по-иному.
Преступность, социальные, образовательные и экономические проблемы как были,
так и остаются.
Российская экономика. В эпоху коммунистического правления Советский Союз стал
мощной военной и промышленной державой. Однако постоянно сохранялся дефицит
товаров, и даже согласно официальной статистике, 70% советских граждан жили
ниже уровня бедности. Когда в восьмидесятые годы начались реформы, встал вопрос:
зачем, когда многие страны свернули от капитализма с социализму, нужно идти
в обратном направлении? В смешанных экономиках Британии и Франции успешно сосуществуют
государственная и частная собственности, и никогда не проводилась полная приватизация
государственной собственности. Прослеживая российскую экономику в течение многих
лет, резонно отметить необходимость проведения реформ по западному образцу.
Дж. Сакс из Гарвардского университета и другие теоретики, строят свои выводы
на существовании совершенно свободного рынка, которого нет в капиталистических
странах, и игнорируют другие реалии централизованного планового хозяйства России.
Они выступают за быстрые реформы и считают, что свободный рынок увеличит производство
продуктов питания, машин, компьютеров и других товаров, рекламирующихся на американском
телевидении.
Злоупотребления реформами номенклатурой и мафией, ошибки и безответственность
западных консультантов привели к сворачиванию производства, к увеличению инфляции,
явной и скрытой безработицы, неравенства и преступности. Злоупотребления в ходе
реформ включает распродажу высокодоходных производств и природных ресурсов за
копейки родственникам и деловым партнерам, покупку ценных бумаг и акций у рабочих
за копейки и выпуск бесплатных и дешевых акций для родственников или партнеров.
Все это привело к тому, что 90% россиян живут хуже, чем 10 лет назад. Однако,
Россия вливается в Европейский и Азиатский рынки, имея сильную тяжелую промышленность,
богатые природные ресурсы и хорошо образованное население. Если частный и государственный
секторы станут более эффективными, политика стабилизируется, у России будет
великий потенциал развиться в современную крупную экономически развитую страну.
Экономика США. Во время развития экономики после Гражданской войны было много
подъемов и падений. Основные кризисы происходили в 1870-х, 1890-х и 1930-х годах.
Даже во времена подъема в 1920-х годах многие сектора экономики страдали от
упадка, а население - от бедности. В тридцатых годах Ф. Рузвельт ввел федеральный
контроль над налогообложением и регулирование экономическими циклами и перераспределение
дохода. Однако эта власть не применялась систематично, и Великая Депрессия завершилась
только после Второй мировой войны.
США были единственной промышленно развитой страной не затронутой войной. В результате
этого 40% мировой продукции производилось в США после войны. Пока другие страны
восстанавливались, к шестидесятым годам в США производилось 20-25% мировой продукции,
столько же, сколько до войны. Этот "спад" иногда ошибочно воспринимается
некоторыми старыми американцами как опасный и дестабилизирующий период. Но настоящие
проблемы возникли в начале семидесятых годов. Сначала это было нежелание правительства
повысить налоги для покрытия стоимости войны во Вьетнаме. Резкое увеличение
цен на нефть продолжалось, вызывая инфляцию и дефицит торговли. Холодная война
привела экономические интересы США к тому, что Р. Никсон вынужден был частично
отказаться от Бреттон-Вудского Соглашения, сохранить конвертирование доллара
в золото и сделать цены на золото свободными. Увеличивающаяся иностранная конкуренция
и миллионы работ, уплывающих за рубеж повлияли на доходы как бедного, так и
богатого населения Америки. Начиная с 1973 года доходы 20% населения постоянно
увеличивались, доходы еще 20% оставались неизменными, в основном благодаря работе
по совместительству, а доходы 60% - снизились. Период, когда рабочие имели уровень
среднего класса и давали детям высшее образование, кончился. Рабочие оказывались
без работы и должны были работать за низкую зарплату. Многие районы и сектора
оказались разоренными.
В восьмидесятых годах дела пошли еще хуже. Слабая антимонопольная политика администраций
Рейгана и Буша привела к умножению корпоративного долга и распродаже имущества
предприятий, к увольнению рабочих. Плохая регуляция банковской деятельности
привела к спекуляции и обману налогоплательщиков на 200 миллиардов долларов.
Преступники от бизнеса, чиновники администрации, включая сына Дж. Буша, остались
на свободе и с деньгами, которые они украли.
В промышленности США постепенно снизилось производство, и администрация Рейгана
снизила налоги с богатых, увеличила военные расходы. Национальный долг США увеличился
в 3 раза, что составило почти 20% в выплате по процентам.
В девяностых годах мы наблюдаем продолжение этих тенденций. Зарплата снижается,
долг растет, богатые становятся богаче, а бедные - беднее.
Крупные национальные организации переправляют неквалифицированную работу за
рубеж по договорам, американские студенты отстают по знаниям от студентов других
стран, 20% американцев почти неграмотны, но корпорации и правительство не стараются
улучшить положение дел в этих областях. Экономические проблемы повлекли за собой
социальные патологии употребления алкоголя и наркотиков, возросла преступность.
Совсем немного компаний, учреждений, государственных программ, которые эффективно
занимаются этими проблемами.
***
У России и США много общего. Обе страны развивались, расширяя свои границы и
духовность. Мы были друзьями в войне против тирании, в которой США истратило
много денег, а русские потеряли много жизней. Мы растратили триллионы долларов
на военные расходы. Обе страны развивали промышленность в ущерб окружающей среде.
Сегодня Россия и США сталкиваются с проблемами упадка в политике и экономике,
плохим правительством, неправильной политикой и плохими методами управления,
приводящими к разрушению законности и уровню и стиля жизни. Перед нами период
обновления. Опыт прошлых лет показал, что усилий только правительств для преодоления
этих кризисов недостаточно: мы сами должны решать свои проблемы.
Вернуться к оглавлению