Приложение
Опыт проведения образовательно-тренингового практикума "Выборы и предпочтения избирателей"
Осенью 1995 г. Научно-просветительский центр "Этика ненасилия" (Москва) и Международный центр демократии Гавайского университета (International Center for Democracy, The University of Hawaii, США) осуществили по инициативе директора Международного центра демократии Б.Джэйкоб образовательный проект "Гражданская ответственность - осознанный выбор" по подготовке молодых избирателей Калуги к активному и ответственному участию в выборах в Государственную Думу 17 декабря 1995 года. По идее эту работу следовало бы проводить в "локальных сообществах", а точнее там, что на английском языке называется "community" - словом, не переводимым на русский язык в силу отсутствия в российской реальности самого феномена локального сообщества-общины-community. Поэтому в качестве базы проведения проекта был взят межвузовский факультет практической психологии Калужского педагогического университета. Студенты одного учебного заведения, проживающие в общежитии, - это не просто избиратели, приписанные к определенному избирательному участку, но еще и некоторая органичная группа, с близкими интересами и социально-политическими предпочтениями.
Известно, что в отношении выборов в Государственную Думу 1995 года молодежь - и студенческая молодежь здесь не составляла исключение - занимала пассивную позицию: зачем голосовать, если никто из претендентов и объединений не вызывает ни доверия, ни симпатии; зачем голосовать, если от моего голоса ничего не зависит? Этот скепсис понятен. Тем не менее правильно и честно организованные политические выборы сами по себе представляют одну из важных процедур демократического общества и в то же время один из определяющих факторов демократии в обществе. Только вовлеченность в выборы как можно большего числа людей, представляющих разные социальные группы населения, обеспечивает адекватное общественным установкам представительство в Думе политических сил. Что бы ни говорили о роли государства, средств массовой информации или "денежных мешков" в навязывании общественному мнению тех или иных кандидатур, российский опыт демократических выборов уже показал, что рядовые избиратели могут ошибаться, но тем не менее в подавляющем большинстве они голосуют сообразно своему разумению.
Проект "Гражданская ответственность - осознанный выбор" имел целью прояснение этого разумения, рационализацию выбора студентов и содействие вдумчивому голосованию в предстоящих выборах. Проект состоял из двух основных частей - семинара и практикума. В ходе растянутого на шесть недель восемнадцатичасового семинара группа студентов как молодых избирателей прошла образовательный курс по основам демократии - принципам и институтам демократического общества.
Тематика лекций была следующей:
1. Идея и принципы демократии. Развитие демократического государства.
2. Демократический вызов России: упования и образы несостоятельности.
3. Природа гражданского общества.
4. Верховенство права.
5. Частные интересы и общественное благо.
6. Демократия и гражданская ответственность.
7. Закон о выборах. Противоречия предвыборной кампании.
8. Предвыборные политические программы.
9. Как избирателю победить на выборах?
Вторая часть проекта заключалась в локализованном во времени (21-23 ноября) практикуме в Калуге "Выборы в Государственную Думу: предпочтения и ориентации избирателей", проведенном совместно с Институтом Ноосферы (Калуга). Практикум проводился для более широкой группы студентов первого-второго курсов Калужского педагогического университета.
В первый день американские и российские профессора предложили студентам небольшие лекции: а) об американском опыте предвыборных кампаний, используемых политиками методах ухода от ответственности перед избирателями и приемах, которые могут использовать рядовые избиратели для прояснения действительных взглядов и позиций политиков (на основе лекции Дж. Дратлер подготовил статью ""Тренинг" в демократии - как слушать активно и ставить последовательные вопросы", опубликованную в данном сборнике); б) об опыте гражданских инициатив американских избирателей с целью давления на политиков (в особенности на уровне штата) по важным социально-экономическим и политическим вопросам (краткий вариант лекции Л. Мичэма прилагается ниже) ; в) об имидж-мэйкерстве в политике с иллюстрацией на конкретных примерах создания и смены имиджей современных российских политиков (частично материал лекции отражен в статье Т. А. Алексеевой "Выборы как средство легитимации власти"); г) о политических и экономических ориентациях на политическом рынке России (частично материал лекции отражен в статье Р. Г. Апресяна "Гражданское общество: участие и ответственность"). Лекции сопровождались обстоятельными дискуссиями, которые нередко продолжались и во время перерывов.
Основным событием практикума стало групповое интервью студентами реальных кандидатов в депутаты от Калужской области, которое состоялось во второй день практикума. Интервью предшествовала ролевая игра, на которой одни студенты представляли различные (как правило вполне узнаваемые, хотя иногда и гротескно передаваемые) политические платформы, а другие задавали им вопросы с целью выявить скрытые позиции и противоречия. Анализ игры позволил выработать некоторую тактику для вопросов приглашенным кандидатам. Формально оба кандидата были независимыми: фактически же один представлял Промышленную партию, а другой - Земское движение. Представитель КПРФ в последний момент отказался от участия в практикуме. Интервью настоящих политиков, при том, что один из кандидатов был действительно опытный политик со стажем, показал студентам-избирателям, как непросто вскрывать действительные взгляды, так или иначе закамуфлированные в популистской риторике.
На интервью были приглашены корреспонденты местных газет, репортеры областного телевидения и радио. Практикум широко освещался в местных средствах массовой информации. Наиболее существенные эпизоды практикума были записаны на видеомагнитофон для последующего распространения в образовательных целях.

Л. Мичам (L. Meacham)
Параллельные кризисные проблемы России и Соединенных Штатов в 1990-х годах

Лекция

Преждевременное и преувеличенное восприятие кризиса и упадка - довольно частое явление в истории, будь-то в раннем периоде Рима, ранней Викторианской Англии или в России и Соединенных штатах в 1990-х годах. Если отвлечься от крайностей, то, говоря о текущих политических и экономических проблемах в наших странах, можно выявить интересные параллели.
"Либералы" и "консерваторы". Прежде всего, мне нужно прояснить некоторые политические термины как они употребляются в американской политической лексике. Например, "либерал" и "консерватор" в современном российском контексте соотносятся соответственно с поддержкой пост-советских реформ или с оппозицией к ним. Это в какой-то степени сходно с первоначальным значением этих слов в британской политической традиции XVIII-XIX веков. Классический английский либерал отстаивал превосходство свободного рынка; классический английский консерватор отстаивал интересы класса землевладельцев и родовой аристократии.
В американском же контексте либералы в широком смысле слова ратуют за больший правительственный контроль в экономической сфере и меньший - в социальной, - в то время как консерваторы предлагают обратное. Например, либералы обычно выступают за сильный контроль против монополий, за контроль безопасности, контроль защиты окружающей среды и за аффирмативное действие (affirmative action), дающее женщинам и представителям национальных меньшинств преимущественное право на поступление в университет, на работу или на продвижение по службе. Американские консерваторы выступают против всего этого. Консерваторы ратуют за ограничение или даже запрет абортов и порнографии. Либералы же выражают в этих вопросах терпимость. Они обращают больше внимания на социальные затраты на образование, здравоохранение, социальное страхование и т.д., в то время как консерваторы - меньше.
Итак, если смотреть на американскую политику и экономику через искаженное стекло, то самые ярые сторонники либеральной экономики в России оказываются по американским меркам консерваторами.
Теории демократии. В Америке распространены по крайней мере четыре теории демократии. И все они гораздо шире формального понятия свободных и честных выборов.
Теория прямой демократии идеализирует городские собрания XVI века в Новой Англии, где всем жителям разрешалось присутствовать, выступать и голосовать. Несмотря на то, что эти собрания были эгалитарными, какими хотят видеть их американцы, очевидно, что они непрактичны для стран с населением, превышающим триста миллионов человек. Однако, городские собрания все же остаются важным элементом американской политики и выборных кампаний.
Другой вариант - это теория "электронной демократии", в которой люди регистрируют свои мнения по вопросам, представленным в теле-шоу, по телефону.
Теория представительской демократии идеализирует выбор граждан для представительства интересов населения в законодательстве и политике. Однако, исследования показывают, что многие американцы не знают имен своих сенаторов и представителей, и понятия не имеют, как именно избранные ими парламентарии голосуют по определенным вопросам. Кроме того, эти представители не являются представителями всех американцев, ибо они, как правило, мужчины зрелого возраста, в большинстве своем белые, выходцы из обеспеченных семей. Теория демократии групп интересов (иногда называемая популистской теорией) говорит о равных правах различных групп населения, которые в равной степени и открыто конкурируют за влияние на политику. Некоторые из них больше других и лучше отражают мнения людей, они лучше организованы, лучше финансируются, имеют лучшие связи и, таким образом, обладают бульшим влиянием. Например, табачные или оборонные компании имеют несравненно больше власти, а многие группы либо совсем не представлены, либо представлены очень слабо, например, матери-одиночки или студенты. Есть попытки объяснить подобные аномалии теорией демократии групп по интересам. Это обращение в комитеты Конгресса, исполнительные агентства групп интересов, например, в сфере сельского хозяйства. Эти группы обмениваются персоналом, денежными средствами и информацией и вырабатывают единый подход к политике сопротивления давлению других групп.
Элитарная теория утверждает, что небольшая элита контролирует политику во всех секторах власти групп интересов и влияет на мнение средств массовой информации. Отражая Железный закон олигархии Митчела, корпоративная верхушка групп интересов отстаивает свои личные интересы в ущерб простым членам. Существует постоянный конфликт также и между группами внутри элиты по отдельным вопросам, но в основном они достигают консенсуса.
Интересно, что существуют как марксистские, так и "консервативные" теоретики элитарной демократии. Марксисты утверждают, что элита просто эксплуатирует население в своих собственных интересах. "Консерваторы" наделяют элиту более демократическими характеристиками и тем самым оправдывают ее. Говорят, ирония демократии заключается в том, что элита спасает демократию от народа.
В американской политологии идут споры между защитниками элитарной теории и теории групп интересов. Исследования американского общественного мнения показывают, что в нем представлены обе теории, но, в то же время, оно тяготеет к прямой и представительской демократии. Было бы интересно попытаться определить и проанализировать российское общественное мнение о российской демократии. В частности, узнать, насколько прочно марксистский анализ элиты сохраняется в российском массовом сознании, и не получили ли в нем развитие другие концепции.
Демократия и реальность. Исторический опыт демократии полон бесчестного и несправедливого маневрирования, подтасовок в голосовании, коррупцией и злоупотреблениями. Дж. Вашингтон проиграл на своих первых местных выборах, потому что проигнорировал практику покупки спиртного для голосующих. Президентские выборы Дж. Кеннеди сопровождались обманом машинной компании Чикаго. Л. Джонсон попал в Сенат благодаря обману с обеих соперничавших сторон. Даже сегодня несмотря на то, что большинство выборов в Америке проходят честно, есть случаи обмана с использованием открепительных талонов и сохранения в списках для голосования имен умерших граждан.
Драки и борьба, вовлекающие как мужчин, так и женщин, наблюдались в последнее время в японском парламенте, в тайваньской Законодательной Палате и т.д. Несколько десятков лет назад в бразильском Законодательном Собрании были даже перестрелки. Американские законодатели раньше носили с собой ножи и пистолеты в Конгресс на случай угрозы или драки. В 1995 году сенатор от Нью-Йорка А. Д'Амато пел детскую песенку "Old MacDonald Had A Farm", выступая в Сенате. Б. Клинтон играл на саксофоне по МТV в 1992 году, а потом он увертывался от повторяющихся вопросов, касающихся этичности поведения и компетентности под мотивчик популярного танца и при этом удерживал лидерство в предвыборных опросах населения.
Итак, демократия вульгарная, нелепая и преступная сосуществует с демократией благородной и высокой. И это нормально и не должно мешать объективному анализу. Принимая в расчет все вышесказанное, давайте спросим, что представляет из себя российская демократия?
Российская демократия. Несмотря на семьдесят лет абсолютного коммунистического правления и "реформы" пост-коммунистического периода, что привело к обнищанию 90% населения, избиратели решительно отвергли возвращение к коммунизму, отдав большинство голосов другим партиям. Как говорится, выжатую зубную пасту нельзя вдавить назад в тюбик. Другим положительным признаком было то, что почти 70% населения участвовало в выборах, тем самым показывая свою решимость влиять на выбор.
Победа Ельцина на президентских выборах во многом была следствием ошеломляющей предвыборной кампании, которую удалось раскрутить его штабу с использованием крайне популистских лозунгов, фантастических посулов и щедрых раздач финансовых и материальных средств, главным образом тех, которые правительство обязано было выделить в свое время, но задолжало. Ельцинская предвыборная кампания была несправедливой по отношению к его противникам. Но ведь на это можно посмотреть и другими глазами: у Ельцина не было иного выхода, как раздавать царские подарки и даже танцевать твист на стадионе, чтобы победить на выборах. Надо сказать, его популистские кадровые решения перед вторым туром выборов (альянс с популярным в народе кандидатом в президенты генералом Лебедем, увольнение начальника Службы безопасности Президента Коржакова) тоже были сделаны для того, чтобы собрать дополнительные голоса. И он получил их.
Современная пропорциональная представительская система Российской Конституции сходна с недавно принятыми в Японии, Новой Зеландии и в других странах. Неиспользование чрезвычайных полномочий Президентом и сохраняющаяся независимость Думы говорят о том, что практически есть баланс между обеими ветвями государственной власти.
Несмотря на то, что печатные и электронные средства массовой информации не бесплатны, здесь существует разнообразие взглядов, и каждая думская фракция имеет возможность говорить своим голосом. Однако, российское правительственное телевидение еще не прошло весь путь к действительному плюрализму.
Необходимо открыто говорить о финансировании предвыборных кампаний. В России данные о финансовых затратах на выборы 1996 года очевидно сфальсифицированы, а в США потраченные на выборы сотни миллионов долларов "живых денег" нигде не зафиксированы.
Озабоченность здоровьем Б. Ельцина напоминает о проблемах, связанных со здоровьем В. Вильсона (инсульты), У. Черчилля (инсульт), Д. Эйзенхауэра (сердечные приступы), Р. Рейгана (болезнь Альцгеймера) и Ф. Миттерана (рак). Большой проверкой российской демократии будет избрание преемника Ельцина. В США в 1967 году была принята поправка к Конституции о Преемнике Президента, что говорит об интересе избирателей к тем, кто ими управляет.
Российская демократия имеет такие же проблемы, как любая другая демократия. Однако, поражают ее сила и постоянство в течение только 5 лет после первых свободных выборов в истории России. Еще 10 лет назад понятие "российская демократия" было бы воспринято как оксюморон. Сегодня - это реальность.
Американская демократия. Американская демократия страдает от увеличивающегося уровня "политики больших денег", бесчестной политики, ложных проблем, отчуждения избирателей и игнорирования важных проблем. На выборах президента в 1896 году дельцами большого бизнеса в добавление к традиционным партийным демонстрациям и парадам впервые были использованы в предвыборной кампании дорогие газеты и буклеты, и способствовали победе У. МакКинли. С тех пор стоимость предвыборной кампании возросла и достигла в среднем $ 600 тыс. для избрания в Палату Представителей, $ 4 млн. для избрания в Сенат и до $ 100 млн. для участия в президентской предвыборной кампании. Радио, почтовые отправления и особенно телевидение стали основными формами информации. И чтобы расплатиться за все, кандидаты вынуждены отплясывать запутанный танец с представителями крупного бизнеса на мотив взаимных вымогательств и посулов.
Перемещение производства за рубеж в низкооплачиваемые страны вызвало с 1973 года уменьшение дохода 60% американцев. Этот экономический спад вызывает страх, возмущение и поиски козла отпущения. Национальные меньшинства и иммигранты - основные цели нападения, и уже изобретен целый ряд терминов по этим темам, как, например, аффирмативное действие. Аффирмативное действие (преимущественное право на поступление в учебное заведение, на работу и продвижение по службе групп, в прошлом подвергавшимся дискриминации) в основном помогло белым женщинам из среднего класса. Когда судья Верховного суда Р. Б. Гинзберг была студенткой Гарвардской Школы права в пятидесятых годах, она была одной из восьми женщин из нескольких сот студентов. Когда она закончила учебу, она не смогла найти работу по специальности в Нью-Йорке, так как была замужем и с детьми. Сегодня, несмотря на то, что многим женщинам все-таки не удается достичь высокого положения, в США достигнуто равенство при поступлении в колледж или аспирантуру и в зарплате. Однако практика аффирмативного действия не сыграла существенной роли в жизни многих представителей национальных меньшинств. Несмотря на эти факты, аффирмативное действие стало кодовым словом, объясняющим сокращение рабочих мест и снижение доходов в кампаниях "консервативных" республиканцев.
Большие изменения в методах голосования произошли на юге США благодаря возведению в ранг закона прав, защищающих национальные меньшинства. После Гражданской войны (1861-1865) Республиканская партия выступала за гражданское равноправие освободившихся рабов. Однако, путем насилия и маневрирования в законах белые не давали черным приобретать право на голосование и другие права. Демократическая партия решила не заниматься этой проблемой, и поэтому в течение десятков лет белые всегда голосовали за демократов. Но в 1964-1965 годах именно Демократическая партия, наконец, усилила закон о гражданских правах. Как следствие этого, Республиканская партия, в настоящее время занимающая позицию по гражданским правам прежней Демократической партии, постепенно завоевала большинство голосов белого населения Юга. И большинство губернаторов, представителей и сенаторов Юга - республиканцы.
Белые также связывают преступность с национальными меньшинствами, что всегда звучит темой в выборных кампаниях. (Здесь можно провести аналогии с утверждениями об этнической окраске организованной преступности в России). Обещания бороться с преступностью, строить больше тюрем, давать более продолжительные сроки стали популярными и эффектными в предвыборных кампаниях.
Вначале Дж. Уоллес, а затем Р. Никсон и Р. Рейган поняли, что еще одним путем завоевать голоса рабочего класса может быть призыв к сохранению традиционных общественных и семейных ценностей, с одной стороны, и сокращение поддержки семей родителей-одиночек и прав сексуальных меньшинств, с другой.
После войны во Вьетнаме в Америке выросло число недовольных правительством и оно в особенности увеличилось после Уотергейта и других скандалов. Как результат - выросло количество кандидатов, выступающих против самого правительства, против Вашингтона и заявляющих о намерении сломать государственный аппарат, тот самый, к которому сами же рвутся.
Американские избиратели хорошо понимают, что все кандидаты их обманывают. В политике и для политиков наступил кризис доверия избирателей, что показали прошлые выборы, на которых Р. Перро, третий кандидат, набрал 19% голосов. И в настоящее время нет доверия избирателей к тому, что Н. Гингрич будет вести дела по-иному. Преступность, социальные, образовательные и экономические проблемы как были, так и остаются.
Российская экономика. В эпоху коммунистического правления Советский Союз стал мощной военной и промышленной державой. Однако постоянно сохранялся дефицит товаров, и даже согласно официальной статистике, 70% советских граждан жили ниже уровня бедности. Когда в восьмидесятые годы начались реформы, встал вопрос: зачем, когда многие страны свернули от капитализма с социализму, нужно идти в обратном направлении? В смешанных экономиках Британии и Франции успешно сосуществуют государственная и частная собственности, и никогда не проводилась полная приватизация государственной собственности. Прослеживая российскую экономику в течение многих лет, резонно отметить необходимость проведения реформ по западному образцу. Дж. Сакс из Гарвардского университета и другие теоретики, строят свои выводы на существовании совершенно свободного рынка, которого нет в капиталистических странах, и игнорируют другие реалии централизованного планового хозяйства России. Они выступают за быстрые реформы и считают, что свободный рынок увеличит производство продуктов питания, машин, компьютеров и других товаров, рекламирующихся на американском телевидении.
Злоупотребления реформами номенклатурой и мафией, ошибки и безответственность западных консультантов привели к сворачиванию производства, к увеличению инфляции, явной и скрытой безработицы, неравенства и преступности. Злоупотребления в ходе реформ включает распродажу высокодоходных производств и природных ресурсов за копейки родственникам и деловым партнерам, покупку ценных бумаг и акций у рабочих за копейки и выпуск бесплатных и дешевых акций для родственников или партнеров. Все это привело к тому, что 90% россиян живут хуже, чем 10 лет назад. Однако, Россия вливается в Европейский и Азиатский рынки, имея сильную тяжелую промышленность, богатые природные ресурсы и хорошо образованное население. Если частный и государственный секторы станут более эффективными, политика стабилизируется, у России будет великий потенциал развиться в современную крупную экономически развитую страну.
Экономика США. Во время развития экономики после Гражданской войны было много подъемов и падений. Основные кризисы происходили в 1870-х, 1890-х и 1930-х годах. Даже во времена подъема в 1920-х годах многие сектора экономики страдали от упадка, а население - от бедности. В тридцатых годах Ф. Рузвельт ввел федеральный контроль над налогообложением и регулирование экономическими циклами и перераспределение дохода. Однако эта власть не применялась систематично, и Великая Депрессия завершилась только после Второй мировой войны.
США были единственной промышленно развитой страной не затронутой войной. В результате этого 40% мировой продукции производилось в США после войны. Пока другие страны восстанавливались, к шестидесятым годам в США производилось 20-25% мировой продукции, столько же, сколько до войны. Этот "спад" иногда ошибочно воспринимается некоторыми старыми американцами как опасный и дестабилизирующий период. Но настоящие проблемы возникли в начале семидесятых годов. Сначала это было нежелание правительства повысить налоги для покрытия стоимости войны во Вьетнаме. Резкое увеличение цен на нефть продолжалось, вызывая инфляцию и дефицит торговли. Холодная война привела экономические интересы США к тому, что Р. Никсон вынужден был частично отказаться от Бреттон-Вудского Соглашения, сохранить конвертирование доллара в золото и сделать цены на золото свободными. Увеличивающаяся иностранная конкуренция и миллионы работ, уплывающих за рубеж повлияли на доходы как бедного, так и богатого населения Америки. Начиная с 1973 года доходы 20% населения постоянно увеличивались, доходы еще 20% оставались неизменными, в основном благодаря работе по совместительству, а доходы 60% - снизились. Период, когда рабочие имели уровень среднего класса и давали детям высшее образование, кончился. Рабочие оказывались без работы и должны были работать за низкую зарплату. Многие районы и сектора оказались разоренными.
В восьмидесятых годах дела пошли еще хуже. Слабая антимонопольная политика администраций Рейгана и Буша привела к умножению корпоративного долга и распродаже имущества предприятий, к увольнению рабочих. Плохая регуляция банковской деятельности привела к спекуляции и обману налогоплательщиков на 200 миллиардов долларов. Преступники от бизнеса, чиновники администрации, включая сына Дж. Буша, остались на свободе и с деньгами, которые они украли.
В промышленности США постепенно снизилось производство, и администрация Рейгана снизила налоги с богатых, увеличила военные расходы. Национальный долг США увеличился в 3 раза, что составило почти 20% в выплате по процентам.
В девяностых годах мы наблюдаем продолжение этих тенденций. Зарплата снижается, долг растет, богатые становятся богаче, а бедные - беднее.
Крупные национальные организации переправляют неквалифицированную работу за рубеж по договорам, американские студенты отстают по знаниям от студентов других стран, 20% американцев почти неграмотны, но корпорации и правительство не стараются улучшить положение дел в этих областях. Экономические проблемы повлекли за собой социальные патологии употребления алкоголя и наркотиков, возросла преступность.
Совсем немного компаний, учреждений, государственных программ, которые эффективно занимаются этими проблемами.
***
У России и США много общего. Обе страны развивались, расширяя свои границы и духовность. Мы были друзьями в войне против тирании, в которой США истратило много денег, а русские потеряли много жизней. Мы растратили триллионы долларов на военные расходы. Обе страны развивали промышленность в ущерб окружающей среде.
Сегодня Россия и США сталкиваются с проблемами упадка в политике и экономике, плохим правительством, неправильной политикой и плохими методами управления, приводящими к разрушению законности и уровню и стиля жизни. Перед нами период обновления. Опыт прошлых лет показал, что усилий только правительств для преодоления этих кризисов недостаточно: мы сами должны решать свои проблемы.
Вернуться к оглавлению