ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Программа курса

Тема 1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания
Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности.
Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность. Частные принципы профессиональной этики. Специфика и разновидности профессиональной этики. Профессиональные деонтологии и моральные кодексы.

Тема 2. Специфика деятельности педагога и нравственные основы его отношения к своему труду
Специфика педагогической деятельности. Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога. Полифункциональный характер педагогической деятельности. Социальные задачи отбора (селекции), хранения (консервации) и передачи (трансляции) знания. Опасность личного консерватизма педагога. Творчество и проблема "конкурентоспособности" в педагогической деятельности.
Моральные нормы отношения педагога к своему труду как отражение специфики педагогической деятельности. Нравственный смысл вопроса о профессиональной пригодности. Соответствие педагога требованиям современной школы. Необходимость постоянного самосовершенствования учителя.

Тема 3. Этика отношений в системе "педагог - учащийся"
Отношения в системе "педагог - учащийся": общение "по вертикали". Переход от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям в общении педагога и учащихся в условиях демократизации общества и гуманизации образования. Специфика и "барьеры" общения "по вертикали". "Противоположность" установок педагога и учащихся. Необходимость учета различий взаимодействующих сторон (особенностей возрастной психологии, интересов и потребностей, уровня культуры).
Принципы гуманизма и демократизма как основа общения в системе "педагог - учащийся". Доброжелательность, доверие и терпимость к взглядам и личности учащегося. Необходимость и умение управлять своими чувствами, воспитывать в себе положительное отношение, чувство любви к учащимся. Недопустимость неприязни и равнодушия в общении с учащимися.
Нормы и требования к общению в системе "педагог - учащийся": корреляция действий педагога с мнениями и ожиданиями учащихся; недопустимость унижения достоинства учащихся; "требования к требовательности" педагога; проблема дистанции в современной педагогике.

Тема 4. Этика отношений в системе "педагог - педагог"
Общие морально-психологические основы профессионально-делового общения. Роль морально-психологического климата в коллективе: отрицательный и положительный микроклимат, формальные и неформальные отношения в коллективе.
Структура коллектива. Социально-психологические слои коллектива. Коллективисты, индивидуалисты, претензионисты, подражатели, пассивные, изолированные - учет их особенностей в профессиональном общении. Статус личности в коллективе: "звезды", "предпочитаемые", "отверженные" и др. Распределение "ролей" в коллективе ("генераторы идей", "исполнители", "эксперты", "критики" и др.).
Культура делового общения. Демократичность, компетентность, толерантность как общие принципы современных деловых отношений. Надежность, обязательность, гибкость мышления и поведения, порядочность и коммуникабельность как нормы поведения в деловом общении. Некоторые принципы и "секреты" делового общения.
Профессионально-деловые отношения в педагогическом коллективе: "по горизонтали" - с коллегами и "по вертикали" - с администрацией.
Этика общения в педагогическом коллективе "по горизонтали" - в системе "педагог - педагог" ("отношения в учительской"). Общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения между педагогами. Диалогичность, плюрализм, толерантность как основа общения "по горизонтали".
Специфика взаимоотношений в педагогическом коллективе. Объективные факторы, определяющие эту специфику: сложности в оценке педагогического труда и их последствия; проблема "неравенства" в педагогическом коллективе; проблема педагогического авторитета и мастерства; проблема критики в педагогическом коллективе; общение с молодыми коллегами. Субъективные факторы, влияющие на микроклимат в педагогическом коллективе: разница в уровне общей и профессиональной культуры, во взглядах и убеждениях; "индивидуализм" педагогической деятельности; обостренная потребность педагога в авторитете и "профессиональные заболевания" (амбициозность, максимализм, подозрительность, обидчивость). Штампы и стереотипы в поведении учителя. Недопустимость и преодоление в себе "педагогического чванства", высокомерия, самоуверенности и самолюбования, максимализма и бескомпромиссности. Толерантность, тактичность, терпимость к инакомыслию, стремление к взаимопониманию - необходимая основа педагогической культуры.
Отношения "по вертикали" - административные отношения управления и подчинения в педагогическом коллективе. Роль "человеческих отношений" в административно-деловом общении. Стиль руководства: демократический, авторитарный, либеральный. Проблема лидерства и авторитета. Принцип социальной справедливости и демократичности и их проявление в общении руководителя с подчиненными в педагогическом коллективе.
Этикет делового общения. Служебный этикет, его нормы и правила. Проблема субординации в педагогическом коллективе. Манеры поведения и внешний вид педагога, его имидж.

Тема 5. Этика педагога и ученого в системе высшего образования
Специфика вузовского образования. Особенности отношения вузовского педагога к своему труду: творческий индивидуальный подход, большая свобода действий, особенности взаимоотношений со студентами. Демократизация современного вузовского образования и переход от парадигмы "обучения" к парадигме "учения" будущих специалистов.
Научная деятельность как атрибут профессиональной работы педагога в вузе: педагог как ученый. Требования, предъявляемые к личности и поведению ученого: соблюдение научной объективности в исследованиях; честность и добросовестность (проблема ошибки, компиляции и плагиата); требование доказательности; скромность и самокритичность; уважение оппонентов и трудов предшественников.
Нравственные проблемы взаимоотношений и общения в научном коллективе. Психологическая совместимость и несовместимость и их роль в научном коллективе. Специфика конфликтов в научных коллективах. Основные причины конфликтов: разномасштабность мышления, претензионизм, недоверие к научному потенциалу руководителя, неудовлетворенность оценкой своего труда, появление "варягов".
Роль научного руководителя в организации продуктивного общения в научном коллективе: умение поставить задачу, аргументированно убеждать, распределять "роли" в коллективе. Соблюдение руководителем этических норм общения и управления. "Искусство руководства" научными сотрудниками.
"Моральные кодексы" ученых и их роль в регуляции общения в вузовских научных коллективах.

Тема 6. Этика гражданственности и политическая культура педагога
Этика гражданственности как нравственное основание политической культуры учащихся. Политическая культура педагога.
Нормативный характер этики гражданственности. Основные понятия этики гражданственности: гражданское общество, гражданин, гражданственность. Права и обязанности, свободы и ответственность гражданина. Понятия равенства и справедливости, чести и достоинства гражданина. Патриотизм и космополитизм.
Политическая культура гражданина. Демократичность, плюрализм, толерантность - основные моральные принципы политических отношений. Политическая компетентность, историческая память, национальное самосознание - моральные качества и нормы гражданского поведения.
Гражданственность и формы социально-политической активности личности. Гражданственность и отношение к политической власти: этика сотрудничества и противостояния. Конформизм и нонконформизм. Насилие и этика ненасилия. Политический тоталитаризм и авторитаризм, экстремизм, национализм, терроризм, фанатизм как проявления антикультуры в политике.

Тема 7. Экологическая этика и экологическая культура педагога
Экологическая этика как нравственное основание формирования экологической культуры учащихся. Экологическая культура педагога.
Нормативный характер экологической этики; ее основные проблемы. Современная экологическая ситуация в обществе. Глобальность моральной ответственности личности за экологическую ситуацию на планете.
Новое экологическое мышление. Формирование энвайронментальной этики. "Нравственно-понимающее" отношение к природе. "Этика благоговения перед жизнью": сущность и парадоксы.
Биоэтика и биомедицинская этика: "открытые проблемы".

Тема 8. Этика и культура межличностного общения педагога
Общение как нравственная ценность. Общение в профессиональной деятельности педагога. Роль общения в познавательно-когнитивной деятельности. Общение как способ профессиональной самореализации педагога и как средство манипулятивного воздействия на личность учащегося.
Нравственные основания общения. Роль моральных принципов и норм в общении. Гуманизм и авторитаризм, альтруизм и эгоизм в общении.
Психо-эмоциональные основания общения: возрастные, половые, психические характеристики личности. Экстравертность и интровертность. Знание себя и другого как психологическая основа общения. Психологический тип личности и его влияние на характер межличностного общения. Совместимость и несовместимость, симпатия и антипатия в общении.
Культура общения: понятие, признаки, структура. Диалог как основная форма общения. Умение слушать и вести диалог как признаки профессионализма педагога. Понимание и взаимопонимание в общении. Терпимость и нетерпимость в общении. Антикультура в общении. Диагностика и преодоление "дефектных уровней" и "барьеров" общения. "Секреты" и "тайны" общения.
Роль педагога в формировании культуры общения учащихся. Педагог в проблемном поле молодежной субкультуры: этика взаимопонимания и общения. Проблемы общения в современном технизированном мире и виртуальной реальности: профессиональная готовность педагога.


Тема 9. Этикет в профессиональной культуре педагога
Понятие и предназначение этикета. Этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности. Этика и этикет. Условно-согласительный характер этикета. Отражение в этикете социокультурных и национальных особенностей общества.
Основные требования этикета: вежливость, тактичность, обязательность, скромность, деликатность, корректность. Уважение к людям, почтительность, любезность как показатели культуры поведения человека в обществе.
Общие принципы и нормы этикетной культуры. Правила этикета в конкретных ситуациях. Приветствия, обращение, знакомство. Манеры, жесты, мимика, позы.
Этикет в речевой деятельности. Культура речи и речевой этикет. Этикет ведения беседы. Этикет телефонного общения.
Простейшие правила поведения в общественных местах: на улице, в транспорте, кино, театре, дискотеке; в деловой обстановке - на занятиях и на работе.
Этикет официальных и неофициальных мероприятий. Официальные приемы: организация и проведение. Правила поведения в ресторане и в гостях. Этикет застолья. Культура в одежде.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Этика отношения педагога к своему труду
1. Специфика педагогической деятельности. Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога.
2. Полифункциональный характер педагогической деятельности.
3. Возможности творчества в педагогической деятельности.
4. Моральные нормы отношения педагога к своему труду.
5. Проблема соответствия педагога требованиям современной школы.

Занятие 2. Этика отношений в системе "педагог - учащийся"
1. Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения в общении педагога и учащихся.
2. Гуманизм и демократичность - основные принципы общения в системе "педагог - учащийся".
3. Нормы и требования к поведению и общению педагога в его отношениях с учащимися
4. Любовь и уважение к учащемуся - норма и форма проявления.
5. "Открытые" проблемы в системе отношений "педагог - учащийся".

Занятие 3. Этика отношений в системе "педагог - педагог"
1. Морально-психологические основы профессионально-делового общения педагога. Формальные и неформальные отношения в коллективе.
2. Структура коллектива и статус личности в коллективе; их особенности в педагогическом коллективе.
3. Культура делового общения. Общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения между педагогами.
4. Объективные и субъективные факторы, определяющие специфику отношений в педагогическом коллективе.
5. Профессиональные "ловушки" и стереотипы в нравственной регуляции поведения педагога.
6. Проблема субординации в педагогическом коллективе. Отношения "по вертикали" - административные отношения управления и подчинения.
7. Служебный этикет, манеры поведения и внешний вид педагога.

Занятие 4. Этика и культура межличностного общения педагога
1. Общение в профессиональной деятельности педагога.
2. Нравственные основания общения. Моральные принципы и нормы общения.
3. Психо-эмоциональные основания общения. Знание себя и другого как психологическая основа общения.
4. Культура общения: понятие, признаки, структура.
5. Диалог как основная форма общения. Умение слушать и вести диалог как признаки профессионализма педагога.
6. Антикультура в общении. "Дефектные уровни" и "барьеры" общения.

Занятие 5. "Открытые" проблемы современной культуры общения
1. Формирование культуры общения учащихся и роль педагога в этом процессе.
2. Проблемное поле молодежной субкультуры: особенности, этика взаимопонимания и общения.
3. Проблемы общения в современном технизированном мире. Виртуальное общение: перспективы и опасности.

Занятие 6. Этикет в профессиональной культуре педагога
1. Этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности.
2. Основные принципы и нормы этикета.
3. Правила этикета в конкретных ситуациях (приветствия, обращение, знакомство). Манеры, жесты, мимика, позы.
4. Культура речи и речевой этикет.
5. Простейшие правила поведения в общественных местах.
6. Правила поведения за столом.
7. Культура в одежде.

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Профессиональная этика педагога
1. Свобода и ответственность в деятельности педагога.
2. Педагог - профессия творческая?
3. Консерватизм - добро или зло в педагогической профессии?
4. Проблема дистанции в общении педагога и учащегося.
5. Уважение и унижение ребенка - в чем они проявляются?
6. Внутренний и внешний имидж педагога.
7. Эмоциональный мир педагога.
8. Нравственные аспекты оценки педагогического труда.
9. Нравственные коллизии отношений в учительской.

Этика гражданственности
10. Мораль и власть.
11. Политическое насилие и нравственность.
12. Политика - "грязное дело"?
13. Нравственный принцип толерантности в политике.
14. Формы морального протеста в демократическом обществе.
15. Моральная демагогия и политические репрессии.
16. Национальное самосознание как фактор нравственной культуры народа.
17. Историческая память и исторический манкуртизм.
18. Нравственно-психологические основы тоталитаризма.
19. Конформизм и нонконформизм как индекс нравственной культуры.

Экологическая этика
20. Этика экологическая и этика биомедицинская: точки соприкосновения.
21. Проблема жизни и смерти как центральная нравственная проблема .
22. Гуманность как основа биомедицинской деятельности.
23. Морально-этические проблемы научно-технического прогресса в медицине.
24. Этические проблемы генной инженерии и клонирования.
25. Нравственные проблемы эвтаназии: гуманность и врачебный долг.
26. Хосписы - готовы ли мы к ним?

Этика и культура общения
27. Общение: искусство или наука?
28. Общение как ценность.
29. Творчество в общении и общение в творчестве.
30. Проблема понимания в общении.
31. Трагедия непонимания в общении.
32. Одиночество - альтернатива общения.
33. Симпатия и антипатия в общении.
34. Толерантность в общении: значение, границы, мера.
35. Человек - цель или средство общения?
36. " Барьеры" общения и их преодоление.
37. Общение и юмор.
38. Моральные конфликты: предупреждение и преодоление.
39. Духовность и душевность в общении.
40. Милосердие как нравственный принцип отношения человека к человеку.
41. "Секреты" общения в семье.
42. Отцы и дети: парадоксы общения.
43. Дружба как высшая нравственная ценность.
44. Любовь как отношение и влечение.
45. Любовь и ее парадоксы.
46. Любовь и верность, любовь и ревность.
47. Любовь, секс, эротика.
48. Любовь мужчины и любовь женщины.
49. Отношение к женщине как показатель уровня культуры личности.
50. Супружеские конфликты: способы выхода из них.
51. Реферат по книге Ю. Рюрикова "Три влечения".
52. Реферат по книге Э. Фромма "Искусство любви".
53. Реферат по книге "Русский эрос" (раздел по выбору).

Этикет и его нормы
54. Этикет: исторические корни и современный смысл.
55. Этикет народов мира.
56. Роль этикета в деловом общении.
57. Светский этикет.
58. Как вести себя в гостях.
59. Как принимать гостей.
60. Правила поведения за столом.
61. Современный речевой этикет.
62. Мода и этикет.

ПРАКТИКУМ

1. ТЕСТЫ ПО ЭТИКЕ И КУЛЬТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА

Профессиональная этика предполагает высокий уровень общей культуры специалиста, проявляющейся, в частности, в различных ситуациях его общения с коллегами и другими людьми в формальной и неформальной обстановке. Но, пожалуй, особенно большую роль культура общения играет в жизни педагога. Предлагаем ответить на вопросы тестов, которые помогут Вам скорректировать свое поведение и выявить качества, необходимые в профессиональном общении учителя.
Тестирование, помогающее человеку - в шутку или всерьез - лучше узнать себя, другого и проверить собственный уровень нравственной культуры и воспитанности, эффективнее всего проводить индивидуально, по заранее подготовленным вопросам. Однако если размножить их не представляется возможным, тестирование можно провести вслух, аудиторно. У этого метода есть свои преимущества: он дает возможность педагогу прокомментировать, а слушателям - обсудить результаты тестирования. Но аудиторное тестирование требует соблюдения некоторых правил, которые должны быть доведены до учащихся: 1) на вопросы теста следует отвечать быстро, не задумываясь; 2) при ответе на вопрос недопустимо советоваться с кем-либо; З) во время ответа не допускается никаких комментариев (шуток, улыбок, комментариев и т.п.), дабы ненароком не повлиять на мнение соседа; 4) ответ должен быть предельно откровенным, искренним и честным - ведь отвечаешь для себя; 5) перед началом тестирования не желательно называть тему теста, так как это может дать определенную установку на тот или иной ответ; 6) раскрытие "ключа" и комментирование преподаватель должен проводить анонимно, не требуя от учащихся оглашения полученных результатов.

ТЕСТ 1. Определение уровня Вашей общительности
Коммуникабельность - необходимое качество в профессиональной этике педагога. Проверьте, насколько развито оно у Вас и что Вам необходимо для совершенствования собственной техники общения. На вопросы отвечайте "да", "иногда", "нет".
1. Если Вам предстоит обычная или деловая встреча, выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
3. Вызывает ли у Вас смятение неожиданное поручение выступить с докладом, сообщением в незнакомой до этого аудитории?
4. Если Вам предложат поехать по делам в город, в котором Вы никогда не бывали и не имеете никаких знакомых, приложите ли Вы максимум усилий, чтобы этого не сделать?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с малознакомыми людьми?
6. Раздражает ли Вac просьба незнакомца на улице показать ему дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос?
7. Считаете ли Вы, что людям разных поколений бывает трудно понять проблемы друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, взятые в долг несколько месяцев назад?
9. Если Вам в ресторане или кафе подадут явно недоброкачественное блюдо, промолчите ли, рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он?
11. Избегаете ли Вы вставать в длинную очередь, где бы она ни была (в магазине, буфете, кинотеатре)?
12. Избегаете ли Вы участвовать в комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации?
13. Вы всегда имеете собственное мнение по поводу прочитанных книг, просмотренных спектаклей и фильмов?
14. Предпочитаете ли Вы промолчать, если услышите явно ошибочное суждение по хорошо известному вам вопросу или факту?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме или служебном деле?
16. Предпочитаете ли Вы излагать свою точку зрения в письменной форме устному изложению?

Оценка: за ответ "да" - 2 балла, "иногда" - 1 балл, "нет" - 0 баллов.
Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
30-32 балла. Вы явно некоммуникабельны, от чего сами сильно страдаете. Близким людям с Вами нелегко. Ha Ваc трудно положиться в деле, требующем групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя;
25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете уединение. У Вас мало друзей. Новая работа, обстановка, новые контакты с людьми тяготят вас. Необходим тренинг;
19-24 балла. Вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. Но с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. Эти недостатки исправимы;
14-18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение;
9-13 баллов. Вы общительны, иногда даже сверх нормы и меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что иногда раздражает окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вам недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами;
4-8 баллов. Вы, должно быть, - "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом...
3 балла и ниже. Вы слишком говорливы, многословны. Ваша коммуникабельность для окружающих просто болезненна.

ТЕСТ 2. Этикет и культура Вашего общения
Знание этикета и основных требований культуры общения необходимы педагогу как для себя, так и для обучения своих воспитанников. Подберите ответы, которые более всего соответствуют манере Вашего поведения, и запишите их индексы (например, 1а, 2в, 3б и т. д.).
1. Если Вас приглашает в гости человек, которому Вы не симпатизируете, примете ли Вы его приглашение?
а) да; б) только в исключительном случае; в) нет.
2. Представьте, что в гостях Вы вынуждены сидеть около человека, которого считаете своим врагом. Как Вы себя поведете?
а) не будете обращать на него внимания;
б) будете отвечать только на его вопросы;
в) попытаетесь завязать с ним непринужденный разговор.
3. Вы только что собрались позвонить в одну квартиру. Внезапно слышите, что за дверью возник семейный спор. Что Вы делаете?
а) все-таки звоните; б) подождете, пока спор прекратится; в) уйдете.
4. Что Вы сделаете, если Вам в гостях предложат нелюбимое блюда?
а) несмотря на отвращение, съедите его;
б) скажете хозяевам, что не можете этого сделать;
в) пожалуетесь на отсутствие аппетита.
5. Какой бутерброд со стола Вы обычно выбираете?
а) самый лучший; б) самый маленький; в) ближайший к Вам.
6. Что Вы предпримете, если в компании внезапно наступит перерыв в разговоре?
а) подождете, пока кто-нибудь начнет разговор;
б) сами найдете какую-нибудь тему.
7. Представьте, что Вы попали в неприятную ситуацию. Расскажете ли Вы об этом своим знакомым?
а) обязательно; б) только друзьям; в) ни одному человеку.
8. Добавляете ли Вы что-либо от себя, пересказывая чужую историю?
а) да; б) с незначительными "улучшениями"; в) нет.
9. Носите ли Вы с собой фотографию любимого человека и показываете ли ее окружающим?
а) да; б) нет; в) никогда.
10. Что Вы делаете, если не поняли рассказанной шутки?
а) смеетесь вместе с остальными;
б) остаетесь серьезным;
в) просите, чтобы кто-нибудь объяснил смысл этой шутки.
11. Что Вы предпринимаете, если, находясь в компании, почувствовали резкую головную боль?
а) тихо терпите; б) просите таблетку от головной боли; в) идете домой.
12. Что Вы делаете, если, находясь в гостях, узнаете, что по телевидению должны начать интересующую вас программу?
а) просите, чтобы хозяин включил телевизор;
б) начинаете смотреть телевизор в соседней комнате, чтобы не помешать остальным гостям;
в) отказываетесь от интересующей вас передачи.
13. Вы находитесь в гостях. Когда Вы чувствуете себя лучше?
а) когда развлекаете гостей; б) когда Вас развлекают другие.
14. Решаете ли Вы заранее, как долго будете оставаться в гостях?
а) нет; б) иногда; в) да.
15. Корреспондент газеты берет у Вас интервью.
а) Вам льстит, что интервью с Вами напечатают в газете;
б) Вы хотели бы, чтобы это было уже в прошлом;
в) Вам это совершенно безразлично.
16. Можете Вы объективно оценивать людей, которых не можете терпеть?
а) безусловно;
б) только в виде исключения;
в) не задумывались над таким вопросом.
17. Соглашаетесь ли Вы с мнением других людей, даже если оно справедливо, но для вас неблагоприятно?
а) не всегда;
б) если оно подтверждает Ваше мнение;
в) а, собственно говоря, зачем я должен это делать?
18. Когда Вы обычно прекращаете спорить?
а) чем скорее, тем лучше; б) когда спор не имеет никакого смысла;.
в) после того как Вы сумеете убедить своего оппонента.
19. Если Вы знаете стихи, то будете ли читать их в обществе?
а) с удовольствием; б) если об этом попросят; в) ни в коем случае.
20. Представьте, что Вы живете во времена графа Монте Кристо, сидите в подземной тюрьме и внезапно узнаете, что в соседней камере заключен Ваш самый злейший враг. Когда Вы начнете с ним перестукиваться?
а) как можно скорее;
б) когда не сможете больше терпеть одиночества; в) никогда.
21. Встречаете ли Вы Новый год на главной площади города?
а) да; б) нет; в) под Новый год я всегда сплю.

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами пунктами и их оценкой в табл. 3.

Таблица 3

А
Б
в
а
б
В
1
20
5
10
11
5
10
0
2
0
5
25
12
0
5
10
3
5
10
0
13
20
5
0
4
10
0
5
14
0
5
15
5
0
5
10
15
10
0
5
6
5
15
0
16
15
5
0
7
30
5
0
17
25
5
0
8
15
5
0
18
0
5
10
9
0
5
10
19
0
5
10
10
0
5
10
20
20
5
0
21
5
0
10

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
280-300 баллов. Возникает подозрение, что Вы не всегда искренне отвечали. Проверьте себя еще раз;
200-280 баллов. Вы должно быть довольны собой. В основном это относится к Вашим коммуникативным способностям. Вы охотно проводите свободное время среди людей и в любом обществе являетесь желанным участником. Вы обладаете живым умом, впечатлительны, хороший слушатель и рассказчик. Эти и некоторые другие способности приводят к тому, что Вы часто становитесь душой общества;
100-200 баллов. Ваше отношение к общению нелегко определить. С одной стороны, Вы обладаете свойствами и наклонностями, которые делают Вас приятным членом общества. С другой стороны, прочие качества Вашего характера как бы тормозят первые. В целом в компании Вы можете чувствовать себя вполне удовлетворительно. Однако Вам нелегко удается приспосабливаться к любому окружению. Это зависит также и от Вашего настроения. Но среди людей, которым Вы симпатизируете, Вы чувствуете себя довольно комфортно;
50-100 баллов. Как правило, Вы любите одиночество. В узком семейном кругу Вы чувствуете себя значительно лучше, чем в большой компании. Кстати, многие знаменитые личности, вошедшие в историю, нередко принадлежали к этой категории людей;
50 баллов и меньше. Вам нужно стараться быть пообщительней.
И еще одно: постарайтесь отнестись к своему результату с юмором.

ТЕСТ 3. "Любят ли Вас люди?"
Доверие, симпатия и даже любовь - чувства, которые должен вызывать учитель, и без которых у него не может быть подлинного авторитета. Проверьте, как относятся к Вам окружающие, и подумайте, от чего это зависит. Ответьте "да", если Вы согласны с утверждением, и "нет", если не согласны.
1. Вы должны помнить, что почти постоянно в течение дня Вас пристально оценивают те, с кем Вам приходится общаться.
2. У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, независимо от того, разделяют они или нет его увлечение.
3. Самое мудрое - это сохранять достоинство даже тогда, когда у Вас имеется сильный соблазн поступить иначе.
4. Если человек замечает ошибки в речи других, ему следует их поправлять.
5. Когда Вы встречаетесь с незнакомыми людьми, Вы должны быть достаточно остроумны и привлекательны, чтобы произвести на них впечатление.
6. Когда Вас представляют другому человеку, а Вы не расслышали его имя, Вы должны попросить его повторить свое имя.
7. Вы уверены, что Вас уважают за то, что Вы никогда не позволяете другим подшучивать над собой.
8. Вы должны быть всегда настороже, не то окружающие начнут подшучивать над Вами и выставлять в смешном виде.
9. Если Вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование, а отдать ему должное и выйти из разговора.
10. Человек должен всегда стараться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.
11. Вы должны всегда помогать своим друзьям, потому что может прийти время, когда Вам очень понадобится их помощь.
12. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что в конце концов очень немногие оценивают эти услуги по достоинству.
13. Лучше, если другие зависят от Вас, чем если Вы зависите от других.
14. Настоящий друг всегда старается помогать своим друзьям.
15. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили.
16. Если в компании рассказывают анекдот, который Вы уже слышали, Вы должны остановить рассказчика.
17. Если в компании рассказывают анекдот, который Вы уже слышали, Вы должны быть достаточно вежливы, чтобы от сердца посмеяться над анекдотом.
18. Если Вас пригласили к другу, а Вы предпочитаете сходить в кино, Вы должны сказать, что у Вас болит голова, или придумать какое-то другое объяснение, но не рисковать возможностью обидеть друга, сообщая ему действительную причину.
19. Настоящий друг требует, чтобы его близкие поступали всегда наилучшим для него образом, даже когда они не хотят этого.
20. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выразит противоположное мнение.

Оценка. За каждый ответ, совпадающий с "правильным", начислите себе по 5 баллов. Правильные ответы: "да" 6-й, 13-й, 14-й и 20-й; "нет" - все остальные.
Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
85-100 - отлично;
75-80 - хорошо;
65-70 - удовлетворительно;
0-60 - плохо.
Чем выше сумма баллов, тем больше у Вас оснований считать, что окружающие Вас любят.

ТЕСТ 4. "Умеете ли Вы слушать и слышать другого?"
Умение слушать, выслушать ученика - профессиональное качество учителя, от этого зависит и умение налаживать хорошие отношения с людьми. Хороший ли Вы слушатель? Выяснить это поможет данный тест. Но запомните: отвечать надо честно, выбирая максимально подходящий для Вас вариант ответа на каждый вопрос.
1. Ваш приятель(ница) пустился(лась) в длинный рассказ о каких-то своих делах, и в конце концов Вы окончательно запутались. Ваша реакция:
а) осторожно переводите разговор на другую тему, чтобы избавить и себя и коллегу от неловкой ситуации;
б) честно говорите, что потеряли нить повествования и просите повторить все с самого начала;
в) задаете вопрос, чтобы прояснить самое запутанное место в рассказе;
г) делаете вид, что все понимаете: в конце концов все выяснится.
2. Ваша подруга или друг очень расстроены: ее возлюбленный (его возлюбленная) сделал(ла) нечто, из-за чего он (она) чувствует себя ужасно. Вы:
а) выслушивая со всем вниманием, побуждаете ее (его) излить всю накопившуюся горечь;
б) помимо этого говорите, что и сами оказывались в сходной ситуации;
в) выражаете солидарность, рассказав о тех ударах, которые наносили Вам Ваши близкие;
г) сообщаете, что ее парень (его девушка) - первоклассный мерзавец, и предлагаете познакомить ее (его) с одним из своих приятелей (приятельниц).
3. После самых нежных и страстных минут Ваш партнер замечает, что Вы в эти минуты были как бы далеки, отвлечены чем-то. Вы:
а) уверяете его(ее), что это неправда;
б) пытаетесь выяснить, почему он(она) так подумал(а);
в) принимаете его(ее) замечание: впредь Вам надо будет последить за собой;
г) чувствуете себя обиженно - и говорите ему(ей) об этом.
4. Предположим, что близкий человек говорит что-то для Вас обидное. Что происходит с Вами?
а) стараетесь подавить свой гнев - Вы не любите ссориться;
б) пытаетесь тактично выяснить, почему он так думает;
в) спешите "поставить его на место";
г) предпринимаете контратаку.
5. Ваш собеседник - человек, который Вам по-настоящему дорог, - долго и нудно рассказывает о том, что Вас совершенно не интересует. Какова Ваша реакция? (Выберите столько ответов, сколько пожелаете.)
а) вежливо киваете;
б) улыбаетесь;
в) смотрите ему в глаза;
г) задаете нейтральные вопросы;
д) пересказываете наиболее важные моменты (Ага, значит ...), чтобы он видел вашу заинтересованность;
е) бормочете что-то одобрительное: "Угу", "М-м-м", "Ах, вот как ...";
ж) помимо одобрительного мычания исторгаете нечто вроде "Действительно?!" или "О, как интересно!";
з) не делаете ничего из вышеперечисленного. Напротив, честно признаетесь, что совершенно ничего не смыслите в предмете разговора, и что говорить с Вами на данную тему - бессмысленная трата времени.
6. Ваши отношения с близкими (родственниками, любимыми, друзьями):
а) холодноватые;
б) слишком бурные;
в) теплые и добрые;
г) Вы страдаете от того, что они недостаточно теплые и близкие.
7. Во время разговоров с дорогими для Вас людьми Вы в основном выступаете в роли слушателя на:
а) от 0 до 25%; б) от 26 до 50%; в) от 50 до 75%; г) от 76 до100%.
8. В умении понимать человека очень большую роль играет способность не только слушать произносимые слова, но и "читать" жесты, интонацию. Как Вы их прочитываете? Что, по вашему мнению, в действительности происходит, когда говорящий … (выберите одну из кажущихся вам правильной интерпретаций следующих "невербальных посланий"):
а) говорящий дотрагивается пальцем до носа или щеки. Вам кажется, что он:
1) подчеркивает свое превосходство;
2) пытается утаить правду;
3) испытывает неловкость.
б) Вы чувствуете, что говорящий напряжен. Вам кажется, что он:
1) что-то скрывает;
2) сердится;
3) испытывает неловкость.
в) начинает говорить громче или тише обычного:
1) защищается;
2) особенно заинтересован именно в этом вопросе;
3) хочет, чтобы разговор поскорее закончился.
9. Как часто Вы (пометьте цифрой "3", если "часто"; "2" - "иногда"; "1" - "редко"; "0" - "никогда"):
а) заканчиваете предложения, начатые собеседником(цей);
б) во время деловых переговоров размышляете, где это Ваш собеседник(ница) раздобыл(ла) такой замечательный портфель или нашел(ла) такого чудесного парикмахера;
в) смеетесь за секунду до того, как рассказчик завершил анекдот;
г) используете в качестве объяснения своего опоздания на работу рассказ Вашего друга или подруги о каком-то случившемся с ним приключении;
д) чувствуете себя обманутым, когда Ваш друг или подруга, поведав Вам о чем-то неприятном, плохом, продолжает шагать по опасной тропинке;
е) используете против близкого Вам человека нечто, рассказанное Вам в порыве откровенности;
ж) когда близкий Вам человек начинает на что-то жаловаться, думаете: "Ну, вот, опять началось";
з) чувствуете, что должны удержать за собой последнее слово в споре;
и) уходите от дискуссии, считая, что в этом споре все равно ничего ценного родиться не может.
10. Правдивы или ложны следующие утверждения? (Ставьте П, если правдивы; Л - если ложны; (?) - если не знаете ответа):
а) перерыв в беседе заставляет Вас чувствовать себя неловко;
б) слушая друга, Вам приходится делать над собой усилие, чтобы нить повествования не ускользнула от Вас;
в) считаете, что давать советы не имеет смысла;
г) как правило, заранее знаете, что собеседник собирается Вам поведать;
д) люди всегда лезут к Вам со своими личными проблемами.

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами пунктами
и их оценкой по следующей схеме:

1
а - 3;
б - 2;
в - 1;
г - 0.
2
а - 0;
б - 1;
в - 3;
г - 2.
3
а - 3;
б - 1;
в - 0;
г - 2.
4
а - 0;
б - 1;
в - 3;
г - 4.
5
a - 0;
б - 0;
в - 0;
г - 1;
д - 1; е - 0; ж - 2; з - 5.
6
a - 3;
б - 2;
в - 1;
г - 0.
7
a - 3;
б - 2;
в - 1;
г - 0.
8
а 1) - 1;
а 2) - 2;
а 3) - 0;
б 1) - 2;
б 2) - 1;
б 3) - 0;
в 1) - 1;
в 2) - 0;
в 3) - 2.
9
Оценка пунктов означает Ваши баллы.
10
П
Л
?
а
3
0
1
б
1
3
2
в
1
3
2
г
2
0
1
д
0
3
1

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
54 балла и более. По правде говоря, Вы плохой слушатель, к тому же каждый раз, когда собеседник умолкает, Вы стремитесь переложить на него свои проблемы. Такое поведение разрушает Ваши отношения с людьми, а поэтому - учитесь слушать;
36-53 балла. Хотя вы и думаете, что прислушиваетесь к тому, что происходит вокруг, окружающие так не считают. В чем Ваша ошибка? Когда говорят о том, что Вас раздражает, Вы либо отключаетесь, либо переводите разговор и уходите в сторону. Вообще-то многие из нас склонны слушать только то, что хотят услышать, однако подобное поведение может разрушить теплую дружбу или даже семью;
18-35 баллов. Поздравляем Вас! Вы - идеальный слушатель, а значит - идеальный собеседник, друг и сотрудник;
17 баллов и менее. Вы - "ходячая аудитория" для всех и каждого, но Ваша проблема в том, что Вы ничего, кроме своего "уха", предложить человеку не можете. К тому же Вы принадлежите к тому типу людей, которые боятся рисковать чем бы то ни было, а ведь человеческие отношения - рискованное дело!

ТЕСТ 5. "Кто ты: ведущий или ведомый?"
Одно из важнейших профессиональных качеств педагога - его способность и предназначенность к лидерству. И поэтому не мешает определить, кто Вы в жизни: ведущий или ведомый. Если хотите знать, обладаете ли Вы способностью влиять на окружающих, ответьте на следующие вопросы.
1. Как Вы думаете, подошла бы Вам профессия актера или политика?
2. Раздражают ли Вас люди, которые стремятся одеваться или вести себя экстравагантно?
3. Можете ли Вы разговаривать с другим человеком о Ваших интимных проблемах?
4. Сразу ли Вы реагируете на малейшие проявления неверного понимания Ваших слов и поступков?
5. Чувствуете ли Вы дискомфорт, когда другие добиваются успеха в той сфере, где Вы сами хотели бы его добиться?
6. Любите ли Вы заниматься каким-нибудь очень трудным делом, чтобы показать, что Вы способны на это?
7. Могли бы Вы посвятить всего (всю) себя достижению чего-нибудь выдающегося?
8. Устраивает ли Вас один и тот же круг друзей?
9. Предпочитаете ли Вы вести жизнь размеренную, расписанную по часам?
10. Любите ли Вы менять мебель в квартире?
11. Нравится ли Вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?
12. Любите ли Вы "осаживать" того, кто, на Ваш взгляд, слишком самоуверен?
13. Нравится ли Вам демонстрировать, что ваш начальник или лицо, почитаемое за авторитет, оказывается неправым?

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами ответами и их оценкой в табл. 4.

Таблица 4

да
нет
да
нет
да
нет
1
5
0
5
5
0
9
0
5
2
0
5
6
5
0
10
5
0
3
5
0
7
5
0
11
5
0
4
5
0
8
0
5
12
5
0
13
5
0


Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
65 - 35 баллов. Вы - человек, обладающий хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнения, советовать, управлять ими. Во взаимоотношениях с людьми Вы чувствуете себя вполне уверенно. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться в стороне и думать только о себе. Вы чувствуете в себе потребность что-то делать для окружающих, руководить ими, указывать им на ошибки, учить их. А тех, кто не разделяет Ваши принципы, надо убеждать, и Вы это умеете. Однако Вам необходимо себя контролировать, чтобы Ваше отношение к людям не принимало крайних проявлений. Иначе Вы превратитесь в фанатика или тирана;
30 - 0 баллов. Вы бываете малоубедительны, даже когда абсолютно правы.

ТЕСТ 6. "Прежде чем стать классным руководителем…"
Вам следует выбрать один из трех возможных вариантов поведения в предлагаемых ситуациях. Отвечайте сразу, не раздумывая.
1. Что в жизни лучше:
а) быть капитаном торгового корабля; 6) космонавтом; в) игроком?
2. Если Вы видите человека в опасности, Вы:
а) бросаетесь его спасать, даже рискуя жизнью;
6) просчитываете все возможные варианты;
в) бежите за помощью?
3. Какая из следующих игр Вам больше нравится:
а) карты; б) бильярд; в) мозаика?
4. Если зазвонил телефон, Вы думаете, что:
а) звонят по поводу работы; б) звонят друзья; в) случилось несчастье?
5. Если предстоит важное собрание, Вы:
а) отправляетесь одетым как обычно;
б) тщательно выбираете одежду;
в) думаете только о деле?
6. Когда пожилой человек рассказывает о прошлом, Вы:
а) хотите знать больше подробностей; б) скучаете; в) прерываете его?
7. В компании Вы обычно:
а) веселитесь; б) скучаете; в) думаете о своих неприятностях?
8. Если предстоит поездка, Вы:
а) оповещаете об этом своих близких;
6) ничего не говорите им;
в) вскользь упоминаете, что поедете куда-то?
9. Если Вы попали в затруднительное положение, Вы:
а) обсуждаете это с коллегами и друзьями;
б) делитесь в семье;
в) ничего никому не говорите?
10. Если Вы собираетесь приобрести картину, какую бы Вы выбрали:
а) абстрактную; б) импрессионистскую; в) реалистическую?
11. Вы замечаете, что с рабочего стола исчез нужный Вам предмет. Вы:
а) ищете его;
б) думаете, что его кто-то украл;
в) сразу забываете об этом и продолжаете работу?
12. Вы располагаете свободным временем в незнакомом городе. Вы:
а) посещаете музей;
б) рассматриваете карту города, решая, куда пойти;
в) возвращаетесь в гостиницу отдохнуть?
13. Если возник спор, Вы:
а) настаиваете на своем, пока собеседник не сдастся;
б) ищете компромиссное решение;
в) уступаете упорству другого?
14. Перед старой семейной фотографией:
а) Вы испытываете сильное волнение;
б) она кажется Вам смешной;
в) Вам почему-то становится неприятно?
15. Перед совещанием Вы замечаете, что забыли важные документы:
а) быстро возвращаетесь, чтобы их взять;
б) доверяете своей памяти и способности импровизировать;
в) отказываетесь участвовать в переговорах?
16. Вы проснулись на заре:
а) чувствуете себя бодрым;
б) завидуете тому, кто еще спит;
в) работаете без особых усилий?
17. Чем Вы заполняете свое свободное время:
а) спортом; б) встречей с друзьями; в) чтением?
18. В ситуации экономического кризиса в стране Вы будете:
а) искать способ извлечь выгоду;
б) беспокоиться о его социальных последствиях;
в) ждать развития событий?
19. Вы предпочитаете:
а) быть наедине с собой; 6) находиться в семье; в) среди других людей?
20. В снежную бурю только Ваша машина остается на ходу. Вы:
а) продолжите путь, не заботясь о других;
б) заберете столько человек, сколько уместится в машине;
в) возьмете только тех, кто принадлежит к числу Ваших знакомых?

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами пунктами и их оценкой в табл. 5.

Таблица 5

а
б
в
а
б
в
а
б
в
1
10
5
3
8
10
3
5
15
5
10
3
2
5
10
3
9
3
5
5
16
10
3
5
3
5
10
3
10
3
10
5
17
5
10
3
4
3
10
5
11
5
3
10
18
10
3
5
5
5
10
3
12
5
3
3
19
3
5
10
6
10
3
5
13
5
10
3
20
3
10
5
7
10
3
5
14
10
5
3


Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
200 - 140 баллов. Вы имеете все возможности достичь успеха в работе. У Вас налицо равновесие между инстинктом и разумом, между частной и общественной жизнью, размышлениями и действиями;
139 - 70 баллов. Вы располагаете необходимыми качествами, чтобы утвердиться в коллективе. Однако должны контролировать себя и не позволять тлеющим подсознательно конфликтам влиять на Ваши отношения с коллегами и учащимися;
69 - 60 баллов. Вам нужно больше верить в себя и больше раскрываться перед людьми. Так Вы сможете полностью реализовать свои способности.

ТЕСТ 7. "Круг Айзенка"
В установлении личных и профессиональных, формальных и неформальных отношений решающая роль принадлежит знанию и умению определять психологические параметры собственной личности и личности другого. Предлагаемый Вашему вниманию тест современного американского психолога Г. Айзенка вот уже десятки лет является самым популярным в мире и считается самой надежной основой психодиагностики личности.
На каждый вопрос отвечайте "да" или "нет". Не тратьте время на обдумывание вопросов, здесь не может быть ответов хороших или плохих, а должны быть только ответы искренние.
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить и посочувствовать Вам?
3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли Вам трудно отказаться от своих намерений?
5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?
7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите?
9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой причины для этого не было?
10. Верно ли, что "на спор" Вы способны решиться на все?
11. Испытываете ли Вы смущение, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
13. Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам не следовало что-то делать или говорить?
15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что Вас легко задеть?
17. Любите ли Вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у Вас такие мысли, которыми Вам бы не хотелось делиться с другими?
19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны знергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?
20. Стараетесь ли Вы ограничивать кpyг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?
21. Много ли Вы мечтаете?
22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?
23. Считаете ли Вы все свои привычки хорошими?
24. Часто ли у Вас появляется чувство, что Вы в чем-то виноваты?
25. Способны ли Вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто натянуты до предела?
27. Слывете ли Вы за человека живого и веселого?
28. После того как дело сделано, часто ли Вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?
29. Чувствуете ли Вы себя неспокойно, находясь в большой компании?
30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
32. Если Вы хотите что-то узнать, то предпочитаете найти это в книге, нежели спросить у людей?
33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли Вам работа, требующая сосредоточения?
35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?
36. Всегда ли Вы говорите правду?
37. Бывает ли Вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли Вы?
39. Нравится ли Вам работа, требующая быстроты действия?
40. Верно ли, что Вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
42. Опаздываете ли Вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?
43. Часто ли Вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?
45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться с друзьями?
47. Вы нервный человек?
48. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые явно Вам не нравятся?
49. Вы уверенный в себе человек?
50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?
51. Трудно ли Вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много людей?
52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
56. Любите ли Вы подшутить над другими?
57. Страдаете ли Вы бессонницей?

Подведение итогов.
1. Оценка экстравертности - интровертности (Э - И). Суммируйте ответы "да" на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответы "нет" на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Полученная характеристика:
0-10 баллов. Вы интроверт - человек, направленный на себя, замкнутый в себе;
15-24 балла. Вы экстраверт - человек общительный, обращенный к внешнему миру;
11-14 баллов. Вы амбиверт, т.е. общаетесь с людьми, когда чувствуете в этом потребность.
2. Оценка степени нейротизма (Н). Суммируйте ответы "да" на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Полученная характеристика:
0-10 баллов. Вы эмоционально устойчивы;
11-16 баллов. Вы слишком эмоциональны и впечатлительны;
17-22 балла. Наблюдаются отдельные признаки расшатанности нервной системы;
23-24 балла. Степень нейротизма, граничащая с патологией; возможен срыв.
3. Оценка достоверности ответов. Суммируйте ответы "да" на вопросы: 6, 24, 36 и ответов "нет" на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54.
0-3 балла. Норма человеческой лжи, ответам можно доверять;
4-5 баллов. Ответы сомнительны;
6-9 баллов. Ответы недостоверны.
Если Ваши ответы достоверны, то по полученным характеристикам 1 и 2 строится график - "КРУГ АЙЗЕНКА" ( см. рис.).


Отложите по горизонтальной оси Ваш результат Э - И, характеризующий Вашу экстра- или интровертность; по вертикальной оси - результат Н, характеризующий уровень стабильности Вашей нервной системы. Проведите перпендикуляры от обеих точек на обеих осях до их пересечения в одном из секторов. Это и будет точка, характеризующая Ваш темперамент.
Сектор I. Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, активен, может быть оптимистичен. Работоспособность и настроение цикличны, подвержены изменениям. В ситуации стресса склонен к истерично-психопатическим реакциям.
Сектор II. Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, жизнерадоcтен, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, стремится к лидерству, имеет много друзей.
Сектор III. Флегматик-интроверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов настроения и ущерба для здоровья.
Сектор IV. Меланхолик-интроверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса склонен к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности.

II. ПСИХОТРЕНИНГ

1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АУТОТРЕНИНГА
Рекомендуем взять за правило регулярно проделывать следующие упражнения, которые помогут Вам преодолеть барьеры и овладеть некоторыми сторонами культуры общения, стать более коммуникабельными, что так необходимо педагогу. И помните, что сказал Демокрит: "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы". Тем более, что и Конфуций утверждал, что "побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра".
Упражнение 1 "Улыбка", вырабатывающее привычку "носить" приветливое выражение лица. Сначала проведите своеобразный тест: обратите внимание, часто ли к Вам обращаются посторонние люди с какой-нибудь просьбой или вопросом. Если нет, то у Вас, возможно, бывает угрюмое, неприветливое, слишком самоуглубленное выражение лица. Вы не располагаете людей к себе, а отпугиваете их. Надо срочно "менять лицо"!
Для этого каждое утро, как только встанете с постели, сразу же отправляйтесь к зеркалу и покажите себе язык. Это забавное зрелище вызовет у Вас улыбку. Постарайтесь сохранить такое улыбчивое выражение лица на весь день. А если не получается, то доставайте время от времени карманное зеркальце и незаметно показывайте себе язык. Честное слово, помогает! И помните, что сказал барон Мюнхгаузен: "Умное лицо это еще не признак ума. Самые большие глупости в мире делались именно с этим выражением лица. Поэтому улыбайтесь, господа, улыбайтесь!"
Упражнение 2 "Чужая судьба", позволяющее развивать способность быстро входить в положение другого. Проверьте себя: замечаете ли Вы, запоминаете ли лица людей на улицах? Скорее всего нет: слишком поглощены своими проблемами и поэтому в общении склонны больше рассматривать все "с собственной колокольни", не вдаваясь в проблемы собеседника.
Способность входить в положение другого развивается следующим упражнением. В очереди, в транспорте, на улице "выберите" какого-либо человека, внимательно, но незаметно вглядитесь в него и начните придумывать его судьбу: кто, откуда, чем занимается и т. д. Придумайте, как Ваш "избранник" повел бы себя в той или иной ситуации. Иными словами, привыкайте думать не только о себе и своих близких, но и о "дальних", чужих людях.
Упражнение 3 "Комплимент", помогающее овладеть искусством эмоционально "согреть" собеседника, воздействовать на него через положительные эмоции, похвалу. Ведь заслуженная похвала - потребность каждого человека, в том числе и Вашего ученика, побуждающая его браться за все более сложные задачи.
Научиться этому можно. Понаблюдайте несколько минут за работающим человеком - продавцом в магазине, почтальоном на почте, землекопом на улице - а затем скажите ему что-нибудь приятное, похвалите его. Повторяйте это упражнение, пока не почувствуете, что оно не вызывает у вас смущения и затруднений.


2. УМЕЙТЕ СЛУШАТЬ ДРУГОГО
Рекомендации, с которыми мы Вас познакомим, плюс сознательное желание овладеть искусством слушать собеседника, помогут Вам установить взаимопонимание с коллегами и учащимися.
1. Развивайте свои способности. Старайтесь сдерживать себя в попытке прервать собеседника. Прежде чем отвечать, дайте ему возможность высказаться. Своими действиями подчеркните, что Вам интересно его слушать. Если Вам недостаточно полученной информации, попросите повторить или пояснить то, что не совсем понятно. Постоянно оценивайте свое понимание любого сообщения.
2. Дайте собеседнику время высказаться. Многие люди думают вслух и идут к своей точке зрения наугад, поэтому первоначальное высказывание часто является лишь грубым приближением к их основной мысли. Чтобы человек открылся и выразил свою мысль до конца, Вы должны дать ему время высказаться свободно и не торопясь. Не подчеркивайте своим поведением, что собеседника слишком трудно слушать.
3. Проявите полное внимание к собеседнику. Случайного кивка, восклицания или замечания порой достаточно, чтобы подчеркнуть заинтересованность.
4. Повторите высказывание говорящего. Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это дает гарантию от любых неясностей и недопонимания.
5. Избегайте поспешных выводов. Они - один из главных барьеров эффективного общения. Постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.
6. Не заостряйте внимания на разговорных особенностях собеседника. "Какой медлительный!", "Какой монотонный субъект!", "Какой надоедливый!" - такие мысли может вызвать иной собеседник. Однако, если Вы считаете себя хорошим слушателем, Вас не должны отвлекать манера и выразительные средства, которыми пользуется партнер. Необходимо воспринимать только информацию, которую несет его речь.
7. Спокойнее реагируйте на высказывания собеседника. Если один из собеседников чрезмерно возбужден, это влияет на восприятие второго. Еще больше влияют на взаимопонимание излишняя убежденность в своей правоте одного и предубежденность другого. В этом случае слушатель с трудом подбирает контраргументы, чтобы защититься, и переходит к полному отрицанию того, что говорит партнер. Хороший слушатель всегда сдерживает волнение, не разбрасывается по мелочам, а ищет и находит главную мысль, суть высказывания, основное содержание сообщения.
8. Не отвлекайтесь. Плохого слушателя все отвлекает: сирена на улице, телефонный звонок, хождение людей. Хороший слушатель сядет либо так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентрирует внимание только на словах партнера.
9. Не монополизируйте разговора. Собеседник, который стремится занять доминирующее положение в любой ситуации или который, как ему кажется, знает все о предмете разговора, чаще всего плохой слушатель. "Входные отверстия" его разума настолько крепко закрыты, что не впускают новых идей и мыслей. В любой дискуссии он просто выжидает момент, чтобы противостоять всему, что противоречит его убеждениям.
10. Приспосабливайте темп мышления к речи собеседника. Скорость мышления в 3-4 раза опережает скорость речи. Когда Вы слушаете собеседника, Вы не пассивны: Ваш мозг усиленно работает.
11. Готовьте контраргументы заранее. Чтобы получить преимущество перед собеседником, старайтесь готовить контраргументы, пока говорит партнер: суммируйте все сказанное, взвесьте и оцените очевидное, спросите себя, те ли факты Вы выбираете для анализа, объективна ли Ваша точка зрения, действительно ли партнер говорит Вам самое главное или "утопил" суть в словах.


3. ПЯТЬДЕСЯТ СПОСОБОВ ПОБЕДИТЬ СТРЕСС

Все люди страдают от стрессов. Но, пожалуй, у педагогов стресс - профессиональное явление. В конечном итоге стресс, напряжение, тревога вырастают в проблему, если вовремя не побеспокоиться об этом. Вот некоторые рекомендации, как победить стресс, которые дает Лиза Стьюардс в газете "Дейли экспресс".
Общие советы
Скажите "нет", если Вы действительно решили не брать дополнительную работу или не связывать себя дополнительными обязательствами.
Поговорите о своих проблемах с кем-нибудь из близких.
Напомните сами себе, что Вы человек и поэтому имеете право на ошибки.
Не уподобляйтесь страусу, не прячьтесь от собственных проблем.
Не терзайте сами себя.
Если Вы чувствуете, что хотите высказаться, не глушите в себе это желание. Часто именно произнесенное слово может успокоить.
Скажите себе: "Нужно расслабиться".
Избегайте фраз типа "Мне нужно это сейчас, сию минуту". Пусть все идет своим чередом.
Только время поможет привыкнуть к таким крупным переменам в жизни, как вступление в брак или покупка дома.
Держитесь настоящего друга или человека, который понимает Вас.
Запомните - Вы не можете отвечать за настроение других людей.
Не смотрите на жизнь как на серию неудач: это всего лишь уроки, которые она дает.
Спросите себя: "Что может случиться самое плохое?" Затем подумайте, как Вы поступите, если это произойдет. И Вы поймете, что сумеете справиться.
Постарайтесь перестать беспокоиться о том, что находится вне предела Вашего контроля, над чем Вы не властны.
Дома
Взгляните на фотографии из семейного альбома, чтобы вспомнить о былом и хорошем.
Сходите в кино на Ваш любимый старый фильм.
Отключите телефон и полежите в теплой ванне.
Купите сами себе букетик цветов.
Поставьте старую пластинку, усядьтесь поудобнее и закройте глаза.
Сходите в парк или посидите в саду.
Вспомните самые счастливые мгновения в Вашей жизни.
Отправьтесь за город.
Позвоните другу с хорошим чувством юмора.
Выпейте бокал хорошего вина.
Позвольте себе что-нибудь вкусное.
Пофантазируйте о чем-нибудь приятном хотя бы пять минут.
Выберите такое хобби, которое явно отличалось бы от работы.
Устройте себе спортивную разминку.
Понежьте себя - очень неплохо помогает массаж.
Сделайте что-либо приятное для своего друга (подруги).
Напишите все письма, которые собирались написать месяц назад.
Сделайте сами себе какой-нибудь подарок.
Побывайте у парикмахера. .
Подумайте о том, как Вы питаетесь, и поменяйте рацион.
Встаньте утром пораньше, прогуляйтесь, хорошо позавтракайте.
Неплохое лекарство - эмоции, рождаемые чувственностью.
Не ходите по магазинам в часы пик.
Купите пару золотых рыбок и любуйтесь ими.
Купите кассету с шумом дождя, прибоя или джунглей.
Примите вечером ароматическую ванну.
Скопите денег и купите посудомойку.
Сделайте что-нибудь приятное исключительно и только для себя.
На работе
Иногда обедайте в одиночку, чтобы избежать разговоров о работе.
Не сердитесь на справедливую критику и сделайте вывод.
Перед встречей или свиданием оставьте себе десять свободных минут.
Старайтесь делать так, чтобы обеденный перерыв был и временем отдыха.
Выбрасывайте безжалостно все лишнее, что мешает работе (старые бумаги и т.д.).
Купите себе игрушку, напоминающую начальство: глуповато, но есть на ком сорвать злость.
Время от времени вытяните ноги, поводите головой из стороны в сторону, выпрямите спину.
После окончания работы расслабьтесь, посидите с закрытыми глазами десять минут.


Литература
Профессиональная этика педагога
Анисимов О.С. Профессиональное мышление преподавателя // Вестн. высш. шк. 1987. № 9.
Бороздина Г.В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы: опыт, проблемы, перспективы. // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог. Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф. Киров, 2003.
Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. Пособие для руководителей общеобразоват. школ. М.,2001.
Галицких Е.О. Становление интегрального стиля профессионального мышления будущего педагога. // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог. Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф. Киров, 2003.
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление. Пособие для классных руководителей и педагогов. Мн., 1998.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимодействия: Метод. пособие. Мн., 1993.
Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Мн., 1996.
Кочигер Я С., Чампер В.И. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.
Кухарев Н.В. Директор учится…Обратная связь в педагогической системе. Мн., 1989.
Кухарев Н.В., Решетько В.С. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества: Опыт, критерии измерения, прогнозирование. Мн., 1996.
Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи. Мн., 2001.
Лаптенок С.Д. Этика и этикет: Уч.-метод. пособие для учителей. - Мн., 1998.
Лаптенок С.Д. Этическое просвещение: теоретико-методологические проблемы // Весцi БелАА. 1997. № 1.
Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. Ставрополь, 1994.
Мамед-заде Р. Профессиональная этика учителя. Баку, 1990.
Мiшаткiна Т.В. Педагагiчная культура: запрашэнне да роздуму // Адукацыя и выхаванне. 1993. № 10 - 12.
Мишаткина Т.В. Проблемы преподавания этики // Методический бюллетень (Республиканский институт высшей школы БГУ). Мн., 1996.
Мишаткина Т.В. Этика. Учеб. пособие. Мн., 2002.
Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. Мн., 1997.
Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. Л.К. Аверченко. Новосибирск, 1997.
Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.
Педагогическая этика. Владимир, 1985.
Педагогические нововведения в высшей школе: технологии, методики, опыт: Материалы III Всерос. науч.-методич. конф. Краснодар, 1998. Ч. 2
Педагогические технологии. / Под ред. В.С. Кукушкина. Ростов-на-Дону, 2002.
Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. М., 1998.
Писаренко В. И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. Мн., 1986.
Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной. М., 1997.
Русецкий А.В., Гащенко Л.А. Формирование патриотических ценностей в высшей школе.// Вышэйшая школа, 2001, №6.
Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М., 2000.
Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог. Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф. Киров, 2003.
Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1961.
Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. М., 1963
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Киев, 1969.
Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1982.
Университетское образование и наука в XXI столетии. Материалы международ. науч.-методич. конф. Минск, 2003.
Харин С.С., Башлакова Л.Н., Клышевич Н.Ю. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов. Мн., 1996.
Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988.
Шейнов В.П., Шишко Г.Б. Руководителю об управлении. Мн., 1991.
Шумская Л.И., Завадская Ж.Е. Основы воспитательной работы с учащейся молодежью. Мн., 2000.
Этическая педагогика: Сб. СПб., 1993.
Robert B. Barr, John Tagg. From Teaching to Learning: A New Paradigm for Undergraduate // Education. Change. November-Decembe. r. 1995.

Вспомогательная литература
Этика гражданственности
Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Игра по правилам (политическая этика). М., 1991.
Бакштановский В.И, Согомонов Ю.В. Этика гражданского общества // Будь лицом: ценности гражданского общества. Т. 1. Томск, 1993.
Дейч М. Коричневые. Неофашизм в России. М., 2003.
Жакунова Т.С. Политика и мораль. М., 1992.
Кравченко И.И. Рациональное и иррациональное в политике // Вопр. филос. 1996. № 3.
Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993.
Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение. М., 1991.
Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб., 2002.
Патриотические традиции русского народа. СПб., 1993.
Райх В. Массовая психология фашизма // Свободная мысль. 1992. № 10.
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
Юнг К.Г. Современность и будущее. Мн.,1992.

Экологическая этика
Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., 1993.
Биоэтика: принципы, правила, проблемы: Сб. ст. / Отв. ред. и сост. Б.Г. Юдин. М., 1998.
Введение в биоэтику: Учеб. пособие. М., 1999.
Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.
Вернандский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
Водопьянов П.А. Великий день гнева: экология и эсхатология. Мн., 1993.
Вронский В.А. Прикладная экология: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 1996.
Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1992.
Гирусов Э.В., Широкова И.Ю. Экология и культура. М., 1989.
Гор Л. Земля на чаше весов. М., 1993;
Григорьев Ал.А. Экологические уроки исторического прошлого и современности. Л., 1991.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли // Соч. М., 1994.
Жибуль И.Я. Экология: потребности, сущность, динамика, перспективы. М., 1991.
Жизнь и смерть: загадки и противоречия. М., 1990.
Клаузура ноосферы: Сб. тезисов и статей по естественнонаучному обоснованию общечеловеческой этики. М., 1990.
Коновалова Л.В. Прикладная этика: Биоэтика и экоэтика. М., 1998. Вып. 1.
Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М., 1988.
Леопольд А. Природная пирамида // Экологическая Антология. М., 1992.
Лось В.А. Взаимоотношения общества и природы. М., 1990.
Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. М., 1991.
По ту сторону смерти. М., 1994.
Проблемы биоэтики: Реферат. сб. / Отв. ред. Б.Г. Юдин. М., 1993.
Сафонов И.А. Философские проблемы единства человека и природы. СПб., 1994.
Токар Б. "Зеленая" альтернатива: создание экологического будущего. М., 1990.
Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.
Хесле В. Философия и экология. М., 1993.
Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.
Экологическая альтернатива. М., 1990.

Этика и культура общения
Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
Бринкман Р., Кершнер Р. Гений общения. СПб., 1997.
Брудный А.А. Понимание и общение. М., 1989.
Виртуальная реальность. М., 1997.
Вишнякова Н.Ф. Конфликт - это творчество: Тренинговый практикум по конфликтологии. Мн., 1996.
Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. М., 2002.
Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие. М., 2002.
Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М., 1991.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. М., 2000.
Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб.; Рига, 1997.
Каган М.С. Мир общения. М., 1988.
Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995.
Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей? Мн., 1990.
Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям? М., 1994.
Крутов Н.Н., Крутова О.Н. Человек среди людей. М., 1989.
Леви В.Л. Искусство быть собой. М., 1991.
Леви В.Л. Искусство быть другим. М., 1980.
Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. СПб., 1997.
Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым: Учеб. пособие по психотерапии и психологии общения. Ростов н/Д, 2002.
Литвак М.Е. Психологический вампиризм. Ростов н/Д, 2002.
Лукьян Я.А. Барьеры общения. Конфликты. Стресс. Мн., 1986.
Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Феномен общения в философии и культуре ХХ века. Мн., 2000
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.
Паламарь А.О. Мудрость общения. М., 1990.
Пиз А. и Б. Язык взаимоотношений. Мужчина-женщина. М., 2000.
Сафьянов В.И. Этика общения. М., 1991.
Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. М., 1990.
Умеете ли Вы общаться? М., 1991.
Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992.
Шостром Э. Антикарнеги. М., 1992.

Этика и этикет
Безруких М. Я и другие Я, или правила поведения для всех. М., 1991.
Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим... М., 1991.
Основы этикета и искусство общения. СПб., 1993.
Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. М., 1991.
Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М., 2002.
Хороший тон: Сб. правил и советов на все случаи жизни. М., 1990.
Шепель В.М. Секреты личного обаяния. М., 1994.
Школа этикета: поучения на всякий случай. Екатеринбург, 1995.
Этикет: дома и в гостях. Мн., 1993.
Ягодинский В.Н. Как себя вести. М., 1991.



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вместо введения. Прикладная этика как "практическая философия"
Глава 1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания
Глава 2. Профессиональная этика педагога: сущность, содержание, функции
2. 1. Специфика педагогической деятельности
2.2. Этика отношения педагога к своему труду
Глава 3. Этика отношений в системе "педагог - учащийся"
3.1 Основные принципы межличностных отношений педагога и учащихся.
3.2. Морально-психологическая культура педагога и "барьеры" его общения с учащимися.
Глава 4. Этика отношений в системе "педагог - педагог"
4.1. Этика служебных отношений "по горизонтали"
4.2. Этика служебных отношений "по вертикали"
Глава 5. Особенности педагогической этики в вузе
5.1.Специфика вузовского образования и этика отношений в системе "педагог-студент"
5.2. Вузовское образование и этика науки
Глава 6. Этика гражданственности и политическая культура педагога
6.1. Гражданское общество, гражданин, гражданственность
6.2. Особенности, ценности, идеалы этики гражданственности
6.3. Политическая этика и политическая культура
6.4. Патриотизм - основной принцип этики гражданственности
6.5. Национальные особенности патриотизма и политической культуры
6.6. Насилие и ненасилие: моральный выбор гражданина
Глава 7. Экологическая этика и экологическая культура педагога
7.1. Экологическая этика: предмет, нравственное содержание, ценности
7.2. Основные принципы и императивы экологической этики
7.3. Экология человека и "открытые" проблемы биомедицинской этики
7.4. Формирование экологической культуры будущих специалистов в вузе
Глава 8. Культура общения и этика педагога
8.1. Общение как нравственная ценность: сущность и предназначение
8.2. Культура и антикультура общения
8.3. Этика интимных отношений
8.4. Этика общения в виртуальной реальности
8.5. Молодежная субкультура: моральные проблемы общения
Глава 9. Этикет в профессиональной культуре педагога
9.1. Этикет и его особенности
9.2. Краткий очерк истории этикета
9.3. Основные нормы и принципы современного этикета
9.4. Общие правила этикета в конкретных ситуациях
9.5. Культура речи, речевое поведение, речевой этикет
9.6. Этикетная культура в одежде
9.7. Этикет "неформальных" мероприятий
9.8. Правила поведения за столом
Практикум
I. Материал для самостоятельного анализа.
Сухомлинский В.А. О воспитании
II. Тесты по этике и культуре межличностного и делового общения педагога
Тест 1. Определение уровня Вашей общительности
Тест 2. Этикет и культура Вашего общения
Тест 3. "Любят ли Вас люди?"
Тест 4. "Умеете ли Вы слушать и слышать другого?"
Тест 5. "Умеете ли Вы слушать?"
Тест 6. Изучение эмпатии личности
Тест 7. "Конфликтная ли Вы личность?"
Тест 8. "Кто ты: ведущий или ведомый?"
Тест 9. "Прежде чем стать классным руководителем…"
Тест 10. "Круг Айзенка"
Тест 11. Самооценка психических состояний (по Айзенку)
Тест 12. Комплекс неполноценности
III. Психотренинг
1. Упражнения для аутотренинга
2. Умейте слушать другого
3. 50 способов победить стресс
Заключение
Методическое приложение
1. Программа курса "Основы педагогической этики"
2. Планы семинарских занятий
3. Темы для рефератов и самостоятельной работы