БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА
Программа курса

Тема 1. Биоэтика: ее предмет, статус и круг проблем
Биоэтика в системе прикладной этики. Структура прикладной этики. Соотношение экологической этики, биоэтики, медицинской этики и деонтологии. Биоэтика как учение о ценностном отношении к живому. Причины и источники формирования биоэтики. Антропоцентризм и биоцентризм.
Биоэтика и биомедицинская этика (БМЭ). Содержание и структура БМЭ:
- основные теоретические и прикладные аспекты БМЭ;
- общечеловеческие моральные ценности в медицине;
- медицинская деонтология и принципы взаимоотношений в системе "врач-больной";
- действие принципов биомедицинской этики на экспериментальные исследования лечебного и нелечебного характера и современные биотехнологии;
- биомедицинская этика и социальные проблемы здравоохранения.

Тема 2. Общечеловеческие ценности в биомедицинской этике
Добро и Зло: специфика проявления в медицинской практике. Здоровье и болезнь: акценты и приоритеты.
Страдание и сострадание: вред или польза? Милосердие врача.
Свобода и ответственность в профессиональной деятельности медика. Моральная и юридическая свобода врача: право на риск. Моральная ответственность и врачебная ошибка. Моральный выбор: проблема цели и средства в медицинской практике.
Профессиональный долг врача: в чем его смысл? Честь врача и достоинство пациента.

Тема 3. Проблемы жизни и смерти в биомедицинской этике
Право человека на жизнь. Отношение к жизни и смерти в различных культурах. "Этика жизни" в русской философии. Принцип "благоговения перед жизнью". Проблема ценности жизни человека: вопросы приоритета.
Моральные проблемы искусственного оплодотворения, абортов и "суррогатного материнства". Права матери или права ребенка?
Право человека на смерть. Проблема критерия смерти. Проблема суицида: морально-психологический аспект.
Эвтаназия: милосердие или преступление? Эвтаназия пассивная и активная: за и против. "Умирание с достоинством".

Тема 4. Ситуативные проблемы биомедицинской этики
Современные биотехнологии и "открытые" проблемы БМЭ.
Этическое осмысление проблем генной инженерии: ее возможности, перспективы и опасения. Клонирование и его этические последствия.
Этические аспекты отношения к новорожденным с дефектами развития.
Моральные аспекты проведения исследований и экспериментов на человеке, эмбрионах, умственно и физически "неполноценных" людях.
Морально-правовые аспекты реаниматологии и трансплантологии.
Моральные аспекты экспериментов психотропного характера и опасность манипулирования людьми.
Возможность и целесообразность моратория на некоторые направления, формы и методы биомедицинских исследований.
Морально-этические проблемы иммунологии, радиационной и экологической медицины. Этика эпохи ВИЧ и постчернобыльского синдрома.

Тема 5. Этика отношений в системе "врач-больной"
и медицинская деонтология
Этика взаимоотношений врача и пациента: традиции и новации. Моральные действия врача в условиях зависимости от него жизни и здоровья пациента. Современная медицинская деонтология: статус и функции.
Основные модели взаимоотношений в системе "врач-больной": патерналистская и автономная. Модель "ослабленного патернализма". Принцип "информированного согласия" и "сотрудничество" врача и пациента.
Вмешательство врача в личную жизнь больного. Доверие и откровенность пациента, тактичность врача, отношение к врачебной тайне. Проблема их "дистанции" и субординации во врачебной практике. Эмоциональный контакт врача и пациента: этический аспект.
Морально-психологические отношения в медицинских коллективах: проблемы корпоративности, демократичности, субординации и др.
Моральный Кодекс медицинского работника: идеал и действительность. Клятва Гиппократа. Факультетская клятва врача. Клятва врача Республики Беларусь.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Общечеловеческие моральные принципы и ценности в биомедицинской этике
1. Специфика проявления в биомедицинской этике общечеловеческих моральных принципов и ценностей.
2. Добро и Зло в медицинской практике. Страдание и сострадание: вред или польза?
3. Свобода и ответственность в профессиональной деятельности медика. Право врача на риск, проблема врачебной ошибки и ответственности.
4. Профессиональный долг врача. Понятие профессиональной чести.

Занятие 2. Жизнь и смерть как главная проблема биомедицинской этики
1. Принцип благоговения перед жизнью как главный принцип экологической и биомедицинской этики.
2. Проблема ценности человеческой жизни. Право человека на жизнь и право на смерть.
3. Проблема суицида и проблема эвтаназии.
4. Морально-правовые аспекты реаниматологии и трансплантологии.
5. Моральные проблемы искусственного оплодотворения, абортов, "суррогатного материнства", отношения к новорожденным с дефектами развития.

Занятие 3. "Открытые" проблемы биомедицинской этики
1. Этические проблемы генной инженерии. Клонирование и его этические последствия.
2. Моральные аспекты проведения биомедицинских исследований и экспериментов на человеке.
3. Морально-этические проблемы иммунологии, радиационной и экологической медицины.
4. Этика эпохи ВИЧ и постчернобыльского синдрома.

Занятие 4. Медицинская деонтология
и этика отношений в системе "врач-больной"
1. Современная медицинская деонтология: статус и функции. Моральные действия врача в условиях зависимости от него жизни и здоровья пациента.
2. Основные модели взаимоотношений в системе "врач-больной". Принцип "информированного согласия" и "сотрудничество" врача и пациента.
3. Доверие и откровенность пациента, тактичность врача, отношение к врачебной тайне. Проблема "дистанции" и субординации врача и пациента в медицинской практике.
4. Морально-психологические отношения в медицинских коллективах: проблемы корпоративности, демократичности, субординации и др.
5. Клятва Гиппократа и Кодекс врачебной этики Республики Беларусь.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ "ОСНОВЫ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ"

1. Биомедицинская этика в системе прикладной этики. Биоэтика и биомедицинская этика (БМЭ).
2. Биомедицинская этика: ее предмет, статус и круг проблем
3. Содержание и структура БМЭ:
4. Общечеловеческие ценности в биомедицинской этике: специфика и особенности.
5. Добро и Зло: специфика проявления в медицинской практике.
6. Здоровье и болезнь; страдание и сострадание. Милосердие врача.
7. Свобода и ответственность в профессиональной деятельности медика.
8. Моральная и юридическая свобода врача: право на риск. Моральная ответственность и врачебная ошибка.
9. Моральный выбор: проблема цели и средства в медицинской практике.
10. Профессиональный долг врача.
11. Честь врача и достоинство пациента.
12. Проблема жизни и смерти в Биомедицинской этике
13. Право человека на жизнь: отношение к жизни и смерти в различных культурах.
14. Принцип "благоговения перед жизнью". Проблема ценности жизни человека: вопросы приоритета.
15. Моральные проблемы искусственного оплодотворения, абортов и "суррогатного материнства".
16. Право человека на смерть. Проблема критерия смерти.
17. Проблема суицида: морально - психологический аспект.
18. Проблема эвтаназии: морально-психологический аспект. "Умирание с достоинством".
19. Современные биотехнологии и "открытые" проблемы БМЭ
20. Этические проблемы генной инженерии: ее возможности, перспективы и опасения.
21. Клонирование и его этические последствия.
22. Этические аспекты отношения к новорожденным с дефектами развития.
23.Моральные аспекты проведения исследований и экспериментов на человеке, на эмбрионах, на умственно и физически "неполноценных" людях.
24. Морально-правовые аспекты реаниматологии и трансплантации.
25. Моральные аспекты экспериментов психотропного характера и опасность манипулирования людьми.
26. Морально-этические проблемы иммунологии, радиационной и экологической медицины. Этика эпохи ВИЧ и постчернобыльского синдрома.
27. Современная медицинская деонтология: статус и функции.
28. Этика взаимоотношений врача и пациента: традиции и новации.
29. Модели взаимоотношений в системе "врач-больной": патерналистская и автономная. Модель "ослабленного патернализма".
30. Принцип "информированного согласия" и "сотрудничество" врача и пациента.
31. Эмоциональный контакт врача и пациента: этический аспект. Вмешательство врача в личную жизнь больного.
32. Доверие и откровенность пациента, тактичность врача, отношение к врачебной тайне.
33. Морально-психологические отношения в медицинских коллективах: проблемы корпоративности, демократичности, субординации.
34. Моральный кодекс медицинского работника: идеал и действительность.
35. Клятва врача Республики Беларусь.

ПРАКТИКУМ

1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ДИСКУССИЙ

1. Клятва Гиппократа: ее основные идеи и причины расхождения с современной медицинской практикой.
2. Сопоставить достоинства и недостатки этики добродетелей и этики принципов.
3. Особенности применения утилитаристской и деонтологической этики при анализе моральных проблем биомедицины.
4. Принцип "Не навреди" в медицинской практике.
5. Патернализм и антипатернапизм в современной медицинской практике. Право пациента на выбор лечения и на отказ от медицинского вмешательства.
6. Принцип информированного согласия.
7. Право пациента на конфиденциальность касающейся его информации и возможные ограничения этого права.
8. Биомедицинские исследования с участием человека: основные механизмы их морального регулирования.
9. Биомедицинские исследования с участием человека; соотношение риска и выгод для испытуемых.
10. Медицинские вмешательства в репродукцию человека: что допустимо, а что недопустимо по моральным основаниям.
11. Моральные проблемы пренатальной диагностики.
12. Этические проблемы, возникающие в связи с применением жизнеподдер-живающих технологий. Паллиативное лечение, хоспис, эвтаназия как различные формы контролируемого медициной ухода из жизни.
13. Моральные проблемы трансплантологии: ограничения на использование органов от живых доноров; различные модели забора органов у умерших доноров, ксенотрансплантация - за и против.
14. Критерий смерти мозга в контексте изъятия органов и тканей для трансплантации.
15. Моральные проблемы манипуляций с геномом человека. Медицинские и немедицинские вмешательства в геном человека. Евгеника и неоевгеника.
16. Генетическая диагностика неизлечимых заболеваний: за и против.
17. Конфиденциальность генетической информации.
18. Клонирование человека: различные точки зрения на проблему.
19. Моральная оценка процедур получения и использования эмбриональных стволовых клеток человека.
20. Принцип предосторожности при оценке новых биомедицинских технологий.

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Предлагаем вашему вниманию практические задания, для выполнения которых вам следует обратиться, во-первых, к материалу предыдущих разделов, а во-вторых, к тестам и приложению, помещенным ниже.

1. Учитывая сложность и многомерность проблем - старых, вечных, и новых, возникающих каждодневно, мы пришли к выводу о продуктивности использования в изучении биомедицинской этики метода "экспертной оценки". Наиболее острые и актуальные этические проблемы практической медицины вам предлагается рассмотреть на основе анкет "Биомедицинская проблематика в экспертных оценках". Анкета 1 "Первичные" биоэтические представления" может быть предложена как студентам-первокурсникам, так и абитуриентам медицинских вузов.
2. Ознакомьтесь с анкетой 2 "Открытые" проблемы биомедицинской этики". Обсудите на семинаре круг затронутых проблем, используя их как вопросы для дискуссии. Дополните вопросы анкеты обращением к новым этическим проблемам, которые порождаются развитием современной биологии и медицины. Ответьте на вопросы анкеты, проведя собственную экспертную оценку проблем современной биомедицинской этики.
3. Проведите экспертную оценку на основании вопросов анкеты 3 "Врач и больной: этические и социально-психологические отношения". Тест предназначен для самоанализа и обсуждения в группах старшекурсников или начинающих врачей.
4. В 2000 г. в Минске по инициативе МГМУ и МЭУ им. А.Д. Сахарова была организована и проведена Международная научная конференция "Биомедицинская этика: проблемы и перспективы" и выпущен одноименный сборник тезисов. Предлагаем провести в группах мини-конференции по данной теме с заочным обсуждением материалов "большой" конференции.
5. Профессиональная этика врача предполагает и его общую высокую культуру, проявляющуюся, в частности, в его коммуникативных способностях, в общении с коллегами и пациентами в формальной и неформальной обстановке. Предлагаем вам ответить на вопросы тестов 1-5, которые помогут в чем-то скорректировать свое поведение.
6. Обратите внимание на список литературы в конце пособия, особенно на работы выдающихся врачей и ученых, посвященные проблемам медицинской этики. Рекомендуем ознакомиться с ними и использовать для самостоятельного чтения и в качестве источников при написании рефератов.
7. Ознакомьтесь с различными вариантами профессиональных Кодексов врача: от Клятвы Гиппократа до Кодекса врачебной этики Республики Беларусь (приложение 1). Выскажите свое мнение о них. Предложите собственный проект Морального кодекса врача XXI в.
8. Предлагаем вашему вниманию отрывки из знаменитых "Записок врача" русского писателя и врача начала ХХ в. В.В. Вересаева (приложение 2). Ознакомьтесь с ними, прочтите книгу и сравните проблемы врачебной этики 100 лет назад и сегодня. Выскажите свое отношение к этим проблемам.
9. Проблеме интимных отношений медсестры и больного посвящен роман знаменитой австралийской писательницы К. Маккалоу "Неприличная страсть" (приложение 2). Предлагаем провести этическую "экспертизу" позиции автора и ее героини.
10. Перечитайте трилогию Ю. Германа "Дело, которому ты служишь", "Дорогой мой человек", "Я отвечаю за все". Оцените и обсудите отношение врача к своей профессии "раньше" и "теперь". Что общего и в чем различие позиций?
11. Прочтите книгу американского писателя А. Хейли "Окончательный диагноз". Проведите этико-деонтологическую "экспертизу" романа. Сравните модели отношений в медицине "по вертикали" и "по горизонтали" "у нас" и "у них".

3. БИОЭТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ- КАЗУСЫ

Отличительной чертой биомедицинской этики является, как уже отмечалось, ее ситуативный характер. В медицинской практике конкретные ситуации, требующие своего решения, носят название казусов. Сложность большинства из них и неоднозначность оценок - на уровне международных законодательных актов, теоретической этики, различных религиозных конфессий, обыденного сознания - обусловливает, с одной стороны, их "открытость" для обсуждения, а с другой - возможность и допустимость принятия индивидуальных самостоятельных решений в каждой конкретной ситуации, как со стороны врача, так и пациента.
Предлагаем вам для обсуждения и решения некоторые из наиболее сложных и вместе с тем типичных биоэтических задач-казусов, которые приводятся по книге: Медицина и права человека: Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали / Пер. с франц. (Совет Европы. Европейский секретариат по научным изданиям) М., А/О ИГ "Прогресс", "Прогресс-Интер", 1992.
Постарайтесь дать развернутые аргументированные ответы и сравните их с вариантами решения этих задач, приведенными в данной книге.

Казус 1. Искусственное оплодотворение. Супружеская пара: женщина способна к деторождению, муж страдает азооспермией. Определите с морально-этических позиций необходимость и возможность обращения к донору.
Казус 3. Вынашивающая мать. Молодая супружеская пара. В результате опасного кровотечения, возможно, после аборта, у женщины в 25 лет удалена матка. Супруги отказываются от приемного ребенка и предпочитают способ помещения яйцеклетки жены, оплодотворенной спермой мужа, в матку другой женщины для вынашивания ребенка. Дайте оценку их решения и его возможных этико-правовых последствий.
Казус 5. Добровольная стерилизация женщины. Замужняя женщина, имеющая детей, обращается с просьбой о перевязывании маточных труб. Ваше отношение как врача к подобной операции? Что Вы думаете по поводу ее оценки различными религиозными конфессиями?
Казус 6. Добровольная стерилизация мужчины. Совершеннолетний неженатый мужчина обращается с просьбой о перевязке семенных канатиков для того, чтобы иметь возможность вести более свободную половую жизнь. Ваше отношение как врача к подобной операции? Что Вы думаете по поводу ее оценки различными религиозными конфессиями?
Казус 7. Стерилизация преступника. Опасному преступнику-рецидивисту, находящемуся в заключении за совершение половых преступлений, предлагается полная кастрация в обмен на сокращение срока заключения. Ваше отношение к подобному предложению?
Казус 8. Отказ от лечения больного и умственно отсталого новорожденного. Новорожденный ребенок страдает атрезией заднего прохода и болезнью Дауна. Немедленное хирургическое вмешательство позволило бы, вероятно, спасти жизнь новорожденного, но его интеллект не превысил бы со временем уровня 4-летнего ребенка, а продолжительность жизни составила бы около двадцати лет. Родители отказываются от операции, предпочитая, чтобы ребенок умер естественной смертью. Кому, на Ваш взгляд, принадлежит право решения данной задачи, и как бы Вы решили ее сами?
Казус 9. Отказ матери от аборта. Молодая женщина. Первая беременность. Отношения между супругами устойчивые. Анализ околоплодной жидкости с точностью до 60% указывает на врожденное расщепление позвоночника. Беременная отказывается от аборта. Какое решение посоветовали бы Вы ей как врач? Какое приняли бы на ее месте? На месте отца ребенка?
Казус 10. Трансплантация органов. Женщина, 40 лет. Скончалась в результате несчастного случая. Следует ли, на Ваш взгляд, испрашивать разрешение семьи на немедленный забор роговицы для пересадки? Что по этому поводу предписывает законодательство?
Казус 11. Возражение против аутопсии. Скончавшийся в возрасте 60 лет мужчина исповедовал при жизни ислам. Семья отказывается дать согласие на аутопсию по религиозным мотивам. В каких случаях аутопсия и забор органов для трансплантации производится независимо от согласия родственников?
Казус 13. Эвтаназия. Мужчина, 50 лет, страдающий непроходимостью артериальных сосудов, перенес несколько операций пересадок артерий и ампутацию нижних конечностей, болен бронхопневмонией и декомпенсацией сердца. Лечение возможно только в реанимационном отделении. Можно ли считать, что симптоматическое лечение в данном случае равносильно "пассивной" эвтаназии?
Казус 14. Эвтаназия. Мужчина, 45 лет, страдающий боковым амиотрофическим склерозом с расстройством фонации и глотания. Психическое состояние нормальное. Обращается с просьбой об "активной" эвтаназии. Является просьба пациента юридически и морально обоснованной? В чем в данном случае состоит долг врача?
Казус 15. Интенсивная терапия. Мужчине, 60 лет, перенесшему пять лет назад операцию по поводу рака желудка, три года назад - легочного метастаза и имеющему в настоящий момент церебральный метастаз, предлагается хирургическое вмешательство. Целесообразна ли в данном случае интенсивная терапия? Каково будет пропорциональное соотношение пользы и последующих страданий больного? Какова граница между интенсивной терапией и "пассивной" эвтаназией?
Казус 19. Применение психиатрических методов. Обвиняемый, 28 лет, подозревается в организованном групповом грабеже. Допрос невозможен по причине психического расстройства обвиняемого. Считаете ли Вы допустимым участие психиатра в допросе или назначение им психотропных препаратов?
Казус 21. Трансплантация органов. Гетерозиготные близнецы женского пола 3 лет. Поликистозное заболевание почки у одного из близнецов, гепатомегалия и спленомегалия. Имеется согласие семьи на пересадку одного из парных органов от здоровой сестры в виду отсутствия донорской почки и необходимости срочного проведения операции. Каким образом в данном случае разрешается конфликт между правом на жизнь одной сестры и правом на физическую неприкосновенность и здоровье в будущем - другой (здоровой)?
Казус 22. Трансплантация органов. Мужчина, 20 лет, тяжелейшая черепно-мозговая травма; жизнь поддерживается искусственным путем с целью забора органов для пересадки. Смерть констатирована бригадой врачей, независимой от трансплантологов; на забор органов имеется согласие одних членов семьи и возражение других. Какая линия поведения рекомендуется врачам со стороны морали и права?
Казус 23. Трансплантация органов. Мужчина, 40 лет, находится в посткоматозном состоянии; жизнь поддерживается искусственным путем с целью забора органов для пересадки. Имеется согласие семьи, но действует религиозный фактор (мусульманская вера). Может ли быть произведен забор органа?
Казус 26. Экспериментирование. Мужчина, 72 года. Рак предстательной железы, костные и гепатические метастазы, однако больной не знает, что он обречен. В рамках избранной терапии проводится проверка противоракового препарата (первое испытание на человеке). Согласия больного не испрашивалось. Допустимо ли проведение подобных исследований, если они потенциально могут быть полезны пациенту?
Казус 28. Экспериментирование. Женщина, 25 лет, госпитализирована в связи с добровольным прерыванием беременности. Необходимо согласие пациентки на введение ей за 48 часов до проведения аборта определенных веществ с целью изучения их воздействия (тератогенное действие) на 12-недельный зародыш. Допустимо ли проведение подобного исследования при согласии матери, которая хочет избавиться от ребенка?
Казус 30. Эксперименты на людях. На рассмотрение комиссии по вопросам биоэтики вносится предложение о проведении медицинских экспериментов на заключенных, приговоренных к длительным срокам лишения свободы. Добровольцам предлагается сокращение сроков заключения и улучшение условий содержания. Соблюдается ли в данном предложении принцип добровольности, необходимый для проведения экспериментов на людях?
Казус 31. Эксперименты на людях. С согласия комитета по биоэтике проводится испытание новых лекарственных средств на добровольцах. Может ли лечащий врач воспрепятствовать проведению эксперимента?
Казус 32. Генетические эксперименты. Необходимо получить разрешение комитета по биоэтике для проведения работ, связанных с изменением генома, т.е. для манипулирования с фрагментами хромосомы и создания нового, передаваемого по наследству качества: а) на животном; б) на человеке. При каких условиях и в каких случаях, на Ваш взгляд, допустимо и целесообразно проведение подобных исследований?
Казус 33. Генетические эксперименты. У зародыша обнаружены признаки хореи Гентингтона, проявляющейся в среднем к 45 годам. Родителям сделано предложение об уничтожении зародыша. Мать отказалась, отец согласен. Помогите разрешить создавшуюся коллизию.
Казус 35. Фармакозависимость. Больной, 50 лет, подает жалобу на врача по поводу возникновения у него фармакозависимости. Страдает хронической астмой, в связи с чем врач назначил ему кортикоиды. Больного беспокоят побочные действия препарата и необходимость прекращения лечения. Врач заявляет, что разъяснил больному возможные последствия действия препарата и получил его согласие. Как действует в данном случае принцип "пропорциональности лечения", предусматривающий установление соотношения преимуществ и ущерба от лечения?
Казус 42. Право на информацию. Мужчине 38 лет проведена жизненно необходимая ему операция (поясничная симпатэктомия) по поводу артериита нижних конечностей без предупреждения о возможных последствиях. В результате операции наступила полная импотенция. Оцените правомочность и этичность действий врачей в этом случае.
Казус 43. Право на информацию. Многие противораковые препараты вызывают серьезные побочные действия (выпадение волос, бесплодие, диарея). Следует ли предупреждать о них больного при назначении лечения, если он не знает о своем диагнозе?
Казус 44. Обязательность согласия. Пациенту 60 лет, страдает гипертрофией предстательной железы. Показаны простатэктомия и перевязка семенных канатиков. Требуется ли согласие пациента, с учетом того, что стерильность в результате операции наступит у него в этом возрасте?
Казус 45. Право на врачебную тайну. Водитель трамвая, 40 лет, подвержен приступам эпилепсии, о которых знает только лечащий врач. Обязан ли он сообщить о болезни пациента по месту его работы?
Казус 46. Право на врачебную тайну. Пациент, больной СПИДом, просит не сообщать о его диагнозе партнеру или партнерше. Какие правовые и этические нормы действуют в данном случае? Какой оптимальный вариант поведения врача Вы можете предложить?
Казус 47. СПИД. Хирург систематически проводит тестирование пациентов на ВИЧ без их ведома и отказывается их оперировать в случае положительной реакции. Какие права врача и пациентов нарушаются или, напротив, соблюдаются в данном случае?
Казус 51. Отказ родителей от лечения ребенка. Ребенок 3 лет, страдает врожденным пороком сердца. Необходимость хирургического вмешательства на открытом сердце. Операция не срочная. Родители ("свидетели Иеговы") отказываются от операции в связи с недопустимостью (по их религиозным соображениям) необходимого во время операции переливания крови. Как должны (и имеют право) поступить врачи в этом случае? Мотивируйте Вашу позицию.
Казус 55. Обязательность получения согласия. Мужчина, 42 лет, женат, отец двоих детей; в результате вирусной инфекции страдает сердечно-легочной недостаточностью в последней стадии. С его согласия готовится к операции по пересадке комплекса легкие-сердце. В день операции отказывается от хирургического вмешательства, которое могло бы спасти ему жизнь. Его семья, жена и дети, просят бригаду провести операцию и спасти его. Каковы правовые и моральные обязательства медиков в подобном случае?
Казус 57. Трансплантация органов. Юноша, 19 лет, жертва дорожно-транспортного происшествия, Присутствуют все клинические и параклинические признаки церебральной смерти. Два члена бригады по трансплантации отказываются принимать участие в операции по забору органов с целью пересадки "по морально-этическим соображениям". Какие "морально-этические соображения" могут действовать в данном случае?

4. БИОМЕДИЦИНСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА: ЭТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

В процессе подготовки данного учебного пособия становилось ясно, что традиционный подход, ограничивающийся изложением азбучно-назидательных истин, сегодня малоэффективен. В медицинской этике и раньше самые безупречные и неоспоримые требования (такие, например, как "Не навреди") оборачивались на практике мучительными сомнениями и поисками. Тем более вопрос актуален сегодня, когда возможности и перспективы, задачи и трудности современной медицины все более расширяются и углубляются, когда медицина все теснее касается (в прямом смысле этого слова) не только тела, но и души человека. Предлагаем вам дать собственную экспертную оценку актуальных проблем биомедицинской этики на основе анкет 1, 2 и 3.

Анкета 1 (для первокурсников)
"ПЕРВИЧНЫЕ" БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

1. Какое место, по Вашему мнению, занимает "человек разумный" в живой природе?
а) равное со всеми живыми существами природы;
б) центральное - главное ("венец природы", "хозяин природы" и т.д.)
2. В чем, по Вашему мнению, состоит в настоящее время самая главная задача медицины?
а) сохранение, защита жизни и здоровья человека как полезного для общества гражданина;
б) помощь (медицинская) человеку в рамках его индивидуального представления о собственной жизни и здоровье.
3. Как Вы полагаете, может ли развитие современной медико-биологической науки привести к отрицательным последствиям для общества в целом и для отдельных его представителей?
а) да; б) нет.
Если. "да", то в чем могут заключаться отрицательные последствия? Варианты ответов: угроза жизни, прекращение разумной жизни на Земле, нарушение естественных процессов, биологическое оружие, клонирование и т.д.
4. Как Вы полагаете, могут ли при проведении каких-либо медико-биологических исследований или мероприятий интересы общества быть выше интересов отдельных граждан?
а) да; б) нет.
5. В случае, если в медицинской практике возникает конфликт между требованием закона (национального или международного) и требованием совести врача (исследователя), то как нужно поступать?
а) по закону; б) по совести.
6.Как Вы полагаете, может ли тело человека (живого или умершего) или его отдельные органы и ткани быть объектом "купли-продажи", "дарения" для целей практической медицины или медико-биологических исследований?
а) "купли-продажи"; б) "дарения"; в) "ни то и ни другое".
7. Может ли, по Вашему мнению, социальный статус человека (уровень его общественной "полезности", "заслуг" перед социумом и пр.) быть критерием (основой) для принятия решений по поводу каких-либо медико-биологических манипуляций (забор органов или пересадка, клонирование, эвтаназия, генно-инженерные манипуляции и пр.)?
а) да; б) нет.
8. Как Вы полагаете, является ли современная форма биологического существования человека (способ размножения, конечность жизни, форма получения энергии для физиологического функционирования в виде потребления пищи и т.д.) необходимой (обязательной) и в будущем для существования человеческой цивилизации?
а) да; б) нет.
9. Как Вы полагаете, будет ли для человеческого общества приемлемым в будущем, если развитие медико-биологической науки даст такую возможность человеку (по его желанию или по общественно-признанным критериям), отделять его личное сознание от его тела (переносить в другое "тело" и пр.)?
а) да; б) нет.
10. Как Вы полагаете, что явилось причиной появления этических норм (правил, кодексов, клятв и пр.) в медицине?
а) общественная целесообразность контроля над медициной;
б) наличие "высших" - от Бога, от Высшего Разума правил поведения человека по отношению друг к другу;
в) что-то другое (укажите).
11. Считаете ли Вы, что в наше время врач должен давать какую-то специальную "клятву" для выполнения своей профессиональной деятельности (типа Клятвы Гиппократа или ее национальных модификаций) или достаточно соблюдения общегражданских законов и наличия у него специальных медицинских знаний и умений ?
а) да, клятва необходима.
б) нет, достаточно профессионализма и соблюдения общих законов.

Анкета 2. "ОТКРЫТЫЕ" ПРОБЛЕМЫ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

Вопросы анкеты скомпонованы в несколько блоков, позволяющих выявить как особенности решения некоторых общих этических проблем в медицинской практике, так и специфически медицинскую этическую проблематику. В соответствии с этими задачами выделяются следующие блоки вопросов.
А. Экспертная оценка проявления в медицине высших моральных ценностей (вопросы 1-5);
Б. Рассмотрение конкретных ситуаций в реализации принципа гуманности в медицинской практике (вопросы 6-12);
В. Мнения экспертов о вечных и актуальных нюансах отношений врача и пациента (вопросы 13-16);
Г. Точка зрения экспертов на нравственные нормы отношений врача с коллегами, их взгляды на суть профессионализма, идеальный имидж врача, моральный кодекс медика (вопросы 17-20).
Мы предлагаем студентам, во-первых, ознакомиться с наиболее актуальными проблемами медицинской этики по представленному спектру вопросов; во-вторых, сделать самостоятельный выбор, ответив на анкету; в-третьих, сравнить различные (часто прямо противоположные) точки зрения на проблемы медицинской этики, высказанные вашими товарищами и старшими коллегами (преподавателями, врачами-клиницистами), и обсудить их в группе.

А. Многие специалисты в области теоретической этики оспаривают и даже отрицают правомерность этики профессиональной, мотивируя это тем, что в любом виде деятельности человек должен руководствоваться общечеловеческими моральными нормами и принципами. Каково Ваше отношение к этому? Представляется интересным Ваше мнение по следующим вопросам.
1. Имеет ли проблема Добра и Зла свою специфику в медицине? Всегда ли можно однозначно разграничить эти понятия? Какую роль играет выбор между добром и злом, между "большим" и "меньшим" злом при определении стратегии и тактики лечения? Что здесь, по Вашему мнению, чаще всего выступает критерием: жизнь, здоровье, статистический результат?
2. Как Вы относитесь к проблеме страдания и сострадания? Неизбежны ли страдания в жизни больного? Может и должен ли врач притерпеться к ним, смириться с ними? Где порог вреда и пользы при облегчении страдания?
Милосердие в медицине - в чем его смысл? Возможно ли и реально в современной медицинской практике подлинное сострадание и соболезнование? Что предпочтительнее: сочувствие или соучастие? Помогают или мешают они при оказании помощи больному? В чем это проявляется?
3. Свобода и ответственность врача - в чем они? Чем обеспечена и чем ограничена свобода действий врача? Есть ли у врача право на риск? Насколько "демократичен" или "авторитарен" его выбор поведения по отношению к болезни и личности больного? Мера ответственности врача - необходимая предосторожность или путы, ограничивающие его возможности? Должны ли существовать нормы ответственности, защищающие самого врача (от произвола администрации, от несправедливых обвинений родственников больного и т.д.)?
4. Профессиональный долг врача - в чем Вы видите его смысл? Отличается ли он от долга в общечеловеческом смысле и от профессионального долга в других специальностях?
Какова Ваша оценка роли совести как регулятора профессиональной деятельности врача? Знакомы ли Вам угрызения совести, связанные с Вашей профессиональной деятельностью? Мешают или помогают они Вам? В каких ситуациях может возникнуть у врача противоречие между долгом и совестью и как оно должно разрешиться? Бывали ли подобные противоречия в Вашей практике?
5. Честь врача и достоинство пациента: всегда ли они уважаются? К сожалению, пренебрежение честью врача и унижение человеческого достоинства пациента стало почти нормой нашей системы здравоохранения (от мизерной зарплаты врача до унизительно-зависимого положения пациента). Что здесь зависит от самого медицинского персонала?

Б. По самой своей сущности и определению медицина, призванная помогать человеку и облегчать его страдания, - профессия наигуманнейшая. И все же, как раньше, так в особенности сегодня, в условиях усовершенствованных медицинских технологий проблема гуманизма выступает важнейшей проблемой медицинской этики. Причем именно в медицине гуманизм из области абстрактных общечеловеческих ценностей превращается в конкретные формы выбора, требующие немедленных решений. Предлагаем Вам обозначить и обосновать свою позицию по некоторым наиболее острым и актуальным этическим проблемам сегодняшней медицины.
6. Любая человеческая жизнь представляет для врача первейшую ценность. И все же существуют или должны ли существовать какие-либо приоритеты (не по медицинским, а иным, общечеловеческим показаниям) при спасении, особенно альтернативном, сразу нескольких людей (например, при массовом поражении или катастрофе, или установлении очередности на трансплантацию органов)? Возможны ли здесь нарушения морально-этического или профессионального долга? Как предотвратить эти нарушения?
7. Человек - хозяин своей жизни. Является ли, по Вашему мнению, его неотъемлемым правом не только право на жизнь, но и право на смерть? Ваше отношение в связи с этим к проблеме эвтаназии?
Считаете ли Вы создание хосписов, в которых безнадежному больному обеспечиваются достойные условия умирания, проявлением гуманности по отношению к нему? Следует ли вводить у нас подобную практику?
8. Проблема сохранения жизни при физической или душевной "неполноценности". Что гуманнее: сохранять жизнь новорожденному с явными признаками неполноценности, предпринимать усилия по его спасению, предоставить все течению событий или помочь ему и родителям избавиться от будущих страданий? При всем кажущемся цинизме поставленных вопросов и их однозначной правовой оценке перед практикующим врачом, к сожалению, довольно часто встают подобные проблемы, требующие серьезного нравственного осмысления и обсуждения, особенно в наших постчернобыльских условиях.
9. Являетесь ли Вы сторонником или противником идеи искусственного оплодотворения, вынашивания плода "суррогатной" матерью? Какие нравственные коллизии смущают или, напротив, воодушевляют Вас здесь?
10. Несомненный успех медицинской техники и технологии - трансплантация внутренних органов. Однако не секрет, что ее реализация тормозится часто факторами не медицинского, а нравственного характера. Какие из них Вы считаете наиболее важными, трудно устранимыми (проблема донорства, выбор реципиента, криминальный аспект - торговля органами, "противоречивость" функций и ожиданий реаниматоров и трансплантологов, другие факторы)?
11. Реанимация, восстановление, сохранение и продление жизни больного - всегда ли это врачебный долг и профессиональная необходимость? Существуют ли определенные нравственные проблемы в этой области медицины? Например, до каких пор следует поддерживать "вегетативное" существование больного? Отключение аппаратуры - убийство, акт милосердия или рутинная процедура?
12. Существуют ли в современной медицине и биологии человека такие направления, на развитие которых следовало бы наложить мораторий или ограничения? Какие основания могут быть для этого: экономические, технологические, нравственно-правовые? Какие последствия в обществе могли бы иметь подобные запреты, и как Вы сами относитесь к ним?

В. Отношения в системе "врач-больной", "врач-пациент" сложны и многомерны. Это отношения, если так можно выразиться, "по вертикали" - отношения неравенства, зависимости, а порой и беспомощности больного перед врачом. Они регулируются нормами медицинской деонтологии, складывавшимися веками. И, все же, это не закрытый свод неизменных истин: меняются времена, меняются нравы. Предлагаем Вам высказать свое отношение к некоторым проблемам медицинской деонтологии.
13. Как известно, существует две модели взаимоотношений врача и больного: патерналистская и автономная. Какая из этих моделей более эффективна и современна и почему? Какой придерживаетесь Вы?
14. Одна из самых сложных проблем медицинской этики - откровенность врача со своим пациентом, особенно когда речь идет о его неизлечимой болезни или безнадежном состоянии. Здесь существуют разные позиции: от полной и подробной информированности больного до "лжи во спасение". Какой позиции придерживаетесь Вы и почему? Бывали ли в Вашей практике случаи, когда Вы нарушали свои принципы в этом вопросе? Что заставляло Вас делать это?
Каково Ваше отношение к врачебной тайне? Всегда ли она должна соблюдаться? Что именно должно включаться в область врачебной тайны, что может быть достоянием других лиц и в каких случаях?
15. Как Вы считаете, "человеческие отношения" врача со своим пациентом идут на пользу или во вред делу? Вы сторонник "дистанции" или взаимных доверительных отношений, эмоционального контакта с больным? Считаете ли Вы необходимым и возможным проявлять интерес к личности, характеру, жизни больного? Что Вы думаете о возможности интимных отношений между врачом и пациентом?
16. Каково Ваше отношение к институту домашнего врача и возникающим в связи с этим этическим проблемам? Как Вы относитесь к платной медицине и оплачиваемым медицинским услугам? Влияет ли это на добросовестность врача и медицинского персонала? Подарок врачу - естественная благодарность, гонорар или взятка? В чем может проявляться в деятельности рядового врача "использование служебного положения в личных целях"? Имеет ли врач на это право? Этично ли это?

Г. Следующая группа вопросов относится к нравственной стороне отношений в медицине "по горизонтали" - между коллегами, так сказать, в ординаторской. Сюда же включены вопросы, касающиеся отношения медиков к их собственной профессии и выступающие нередко предметом личных размышлений и обсуждений между коллегами.
17. Какой смысл Вы вкладываете в понятие "профессионализм" в медицинской деятельности? Могли бы Вы составить перечень необходимых качеств, характеризующих настоящего врача-профессионала? Можете ли Вы назвать врача, который являлся или является для Вас воплощением этих качеств? Каков, на Ваш взгляд, уровень профессионализма сегодняшнего медицинского персонала?
Что значит "добиться успеха" в медицинской практике? В чем может выражаться этот успех: славе, авторитете, деньгах, карьере? Вы считаете себя "успешным профессионалом"? Что Вам понадобилось или чего Вам не хватало, чтобы стать им? Счастье и успех - для Вас это одно и то же?
18. Каково Ваше отношение к корпоративности в медицине? Считаете ли Вы, что следует охранять ее от непосвященных, что сохранение медицинских тайн и "таинств" - только на пользу человечеству? Каково Ваше отношение к защите "чести мундира", стремлению отстоять честь и имя коллеги, даже если он был не прав или ошибся?
19. В некоторых видах профессиональной деятельности традиционно высока роль субординации в служебных отношениях. К ним относится и медицина. Считаете ли Вы, что в условиях демократизации общества и здесь должны произойти изменения? Нужна ли сегодня субординация в отношениях медицинского персонала и почему? Какие изменения здесь могут быть целесообразны?
20. В заключение просим Вас высказать свое отношение к Клятве Гиппократа: является ли она исчерпывающим сводом нравственных правил профессионального поведения врача? Насколько современны и актуальны ее требования сегодня? Какие уточнения и коррективы внесли бы Вы в нее с позиций сегодняшнего состояния медицины? Если бы перед Вами стояла задача создания морального кодекса врача XXI в., какие пункты Вы предложили бы внести в него?

Анкета 3. ВРАЧ И БОЛЬНОЙ: ЭТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Преодоление кризисных состояний нашего общества предполагает возрождение духовных основ личности, ее свободы, ответственности, достоинства и интеллектуальных возможностей. Врач и больной - это неповторимые и неисчерпаемые индивидуальности. Как найти им взаимопонимание, сбалансировать интересы, избежать конфликтов? Как направить усилия медицинского коллектива на творческий труд во имя здоровья людей? Ответы на эти вопросы помогут Вам углубить представления о проблемах и практических задачах медицинской этики и деонтологии.

1. Социально-нравственные и правовые аспекты взаимоотношений врача и больного

А. Современные модели взаимоотношений врача и больного

1. В современной медицинской литературе оживленно обсуждаются две основные модели взаимоотношений врача и больного. Какая из них, на Ваш взгляд, наиболее эффективна?
а) патерналистская: в соответствии с ней врач полностью берет на себя ответственность за лечение и его исход; предоставление информации пациенту находится в исключительной компетенции врача;
б) автономная: в соответствии с ней врач сообщает больному все имеющиеся в его распоряжении сведения о состоянии здоровья пациента, о возможных методах лечения, о степени риска; врач и больной выступают в качестве равноправных партнеров, принимающих согласованное решение.
2. Какого рода информацию и в каком объеме Вы считаете нужным сообщать больному?
а) насколько возможно, объем сообщаемой информации должен соответствовать конкретной ситуации (состояние больного, его интеллект, психика и т.д.);
б) в распоряжение больного должна быть предоставлена вся имеющаяся информация о характере его заболевания и способах лечения;
в) объем сообщаемой информации должен позволять больному сделать самостоятельный выбор того или иного способа лечения.
3. Как, на Ваш взгляд, должен применяться в медицинской практике принцип информирования пациентов?
а) необходимо законодательно закрепить право больных (их родственников, опекунов) на полную информацию о характере заболевания, методах лечения и т.д.;
б) такого рода информация должна быть лишь моральным обязательством врача по отношению к пациенту (его родственникам, опекунам);
в) другие варианты (допишите).
4. Существуют ли в Вашей профессии инструкции, предписания, регламентирующие характер и объем той информации, которую вам разрешено (или не разрешено) сообщать больному?
а) нет; б) затрудняюсь ответить; в) да.
Если "да", то какого рода эти инструкции и предписания (гласные, негласные) и какого рода действия они разрешают и запрещают (напишите).
5. В связи с расширением прав и свобод врача и больного новым содержанием наполняется понятие врачебной тайны. Известно, что главные нравственно-психологические принципы врачебной тайны - это:
· защита больным как личностью своих сокровенных переживаний от "посягательств" извне;
· конфиденциальность - взаимное доверительное отношение пациента и врача, не подлежащее огласке.
Какие еще важные принципы врачебной тайны Вы можете назвать? (Напишите).
6. В каких случаях врач имеет право сделать врачебную тайну достоянием некоторых заинтересованных лиц?
а) когда заболевание пациента угрожает здоровью или безопасности других;
б) если больной "лечился" у шарлатанов от медицины, действия которых опасны для общественного здоровья;
в) в каких еще обстоятельствах врач может доверить врачебную тайну третьим лицам? (Напишите).

Б. Биомедицинская этика: жизнь и смерть глазами клинициста

7. В ходе развития и взаимодействия религиозных и научных традиций выработался один из важнейших гуманистических принципов: "Не убий". В "Клятве Гиппократа" эта заповедь, в частности, звучит так: "… Не давать смертельных лекарств, даже если меня об этом попросят, или советов, которые могут привести к смерти". В то же время в некоторых странах признается право умирающего больного, испытывающего невыносимые физические боли и моральные страдания, на легкую, гуманную смерть - эвтаназию. Исходя из сказанного, какие из ниже перечисленных аргументов кажутся вам наиболее убедительными?
а) эвтаназия неприемлема, ибо может привести к преступным злоупотреблениям;
б) эвтаназия как содействие легкой смерти - это не убийство, но акт сострадания;
в) эвтаназию необходимо признать по той причине, что человек должен иметь право на смерть в такой же мере, как и право на жизнь;
г) эвтаназия недопустима, поскольку религия считает страдания умирающего залогом его перехода к новой жизни;
д) эвтаназию нельзя допускать, поскольку врачебная этика, вобравшая опыт поколений, призывает бороться до конца за жизнь самого безнадежного больного;
е) эвтаназию надо отвергнуть, исходя из тайны и святости человеческой жизни: бог даровал ее людям, и только он может ее забрать;
ж) эвтаназия приемлема, поскольку, с позиций гуманизма и здравого смысла, облегчение страданий любого больного (тем более умирающего) - это добро.
8. Как Вы полагаете, надо ли пытаться продлить жизнь больного новорожденного, анатомические и психо-морфологические дефекты которого тотальны и неустранимы?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
9. Целесообразно ли прекращать поддержание жизни больных, находящихся в необратимом вегетативном состоянии?
а) нет; б) затрудняюсь ответить; в) да.
Право решения должно принадлежать:
· врачам;
· родственникам больного;
· судебным органам;
· кому-то еще. (Напишите).
10. Допустимо ли сообщать неизлечимому больному о его близкой кончине?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
11. Нужно ли в нашей стране создавать хосписы или особые больницы для умирающих, в которых облегчались бы последние дни их страданий?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
12. Надо ли в нашей стране по примеру некоторых западных государств ввести в практику составление больными "прижизненных завещаний", в которых оговаривалось бы право пациентов на отказ от экстраординарных методов поддержания жизни в случае наступления клинической смерти, необратимого вегетативного состояния и т.п.?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
13. Считаете ли Вы необходимым провести широкую дискуссию в обществе об эвтаназии?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

В. Экспериментальная медицина и ее нравственно-правовые аспекты

14. Откроем Библию (Книга Бытия, гл. 30, ст. 1-6): "И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней: пусть она родит на колена мои, чтобы я имела детей от нее. И дала она Валлу, служанку свою, в жены ему; и вошел к ней Иаков. Валла зачала, и родила Иакову сына. И сказала Рахиль: судил мне бог, и услышал голос мой, и дал мне сына". Эта легенда - одно из первых приближений к практике "суррогатного материнства", берущей свое начало в глубокой древности и все шире распространяющейся сейчас во многих странах.
Представьте себе, что Вы с супругой (супругом) оказались в ситуации, описанной в Библии. Какому из перечисленных ниже вариантов Вы отдали бы предпочтение, как наиболее приемлемому?
а) предпочли бы ничего не делать;
б) усыновили бы ребенка, взятого из детского дома;
в) выбрали бы "библейский вариант";
г) решились бы избавиться от бесплодия с помощью любого из способов оплодотворения ("ребенок в пробирке").
15. Следует ли в нашей стране ввести практику вынашивания ребенка женщиной - "суррогатной матерью" с последующей передачей его супружеской паре, не способной иметь детей?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
16. Допустимо ли прерывать беременность в ситуации, когда "возраст" плода - 20 и более недель?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

Г. Правовая регуляция врачебной деятельности

17. Во многих странах в медицинских государственных учреждениях эффективно действуют различные комитеты и комиссии по биомедицинской этике. Как Вы полагаете, надо ли создавать такие комитеты и в системе нашего здравоохранения?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
18. Считаете ли Вы необходимым внести в кодекс о браке и семье вопрос о правовой защите ребенка, родившегося у "суррогатной матери"?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
19. Следует ли юридически оформлять права и обязанности женщин-носительниц и семей, принимающих от них детей?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
20. Исходя из значительных достижений эмбриональной хирургии, трансплантологии и генной инженерии, считаете ли Вы необходимым законодательно закрепить права "донора" и "реципиента"?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

2. Здоровье и духовно-нравственный мир личности

Д. Здоровье как общечеловеческая ценность

21. Какая из встречающихся формулировок понятия "здоровье" кажется Вам наиболее правильной?
а) здоровье - это такое состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с воздействиями внешней среды;
б) здоровье - это нормальное состояние тела и разума;
в) здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов;
г) здоровье - это гармоничное взаимодействие в человеке тела, души и духа, способствующее гуманизации всех отношений людей в обществе
22. Считаете ли вы, что медицинская помощь должна оказываться в равной степени (одинаково) всем гражданам?
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.
Если "нет", то какой из названных групп надо отдать предпочтение?
· работающим;
· пенсионерам;
· детям;
· инвалидам;
· застрахованным (в зависимости от условий медицинского страхования).

Е. Психология и этика межличностных отношений

23. Какая из перечисленных характеристик личности, на Ваш взгляд, наиболее полно раскрывает ее сущность?
а) личность - это особая целостность человека, в которой с максимальной полнотой раскрываются его физические, интеллектуальные, нравственные и волевые качества;
б) личность - это всякий человек, обладающий самосознанием;
в) личность - это синтез в человеке индивидуально неповторимых, социально-специфических и общечеловеческих качеств;
г) личность - это вершина многообразия душевных и духовных качеств человека, вырастающая из глубины его природной индивидуальности.
24. Какие качества относятся к "душе", а какие - к "духу"? Отметьте перечисленные качества "души".
а) разум, углубленные размышления;
б) чувства гнева и ненависти;
в) идеалы истины, добра и свободы;
г) страсть к злым помыслам и поступкам;
д) сердечные муки;
е) воля и самообладание;
ж) жажда знаний.
25. Если Вы обижаетесь на критические замечания (острые, но часто справедливые) в свой адрес, однако не хотите отвечать "обидчику" тем же, а стараетесь понять его, то какие аспекты "понимания" имеете в виду? (Отметьте два-три).
а) все понять - все простить;
б) понимать - значит видеть в критикующем и его намерениях прежде всего хорошее;
в) понимать - значит четко осознавать те свои недостатки, которые стали объектом критики;
г) понимать - означает умерить свои эмоции и разумно оценить достоинства и недостатки критикующего.
26. Какие из названных ниже описаний (оценок) означают проявления лести по отношению к другим, а какие - действительно признание их достоинств? (Отметьте проявления лести).
а) говорить другим то, что они сами о себе думают;
б) хвалить у других символы их престижа: мебельный гарнитур, дачу, машину, модную одежду и т.п.;
в) бескорыстно хвалить личностные качества другого: интеллекта, умения, доброжелательности и т.п.;
г) говорить о достоинстве других, но сквозь зубы;
д) признавать преимущества других над Вами (в чем-либо) и радоваться их успехам;
е) умело дозировать похвалу, чтобы облегчить подавленное состояние другого;
ж) говорить другому правду о нем, нисколько не умаляя его достоинств.
27. Разделяете ли Вы мнения тех, кто осуждает как проявления зла такие социальные преобразования, как переход к рыночной экономике в нашей стране, приватизацию, развитие частного предпринимательства, в том числе в медицине и здравоохранении?
а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет;
д) затрудняюсь ответить.
28. Какому из перечисленных ниже направлений борьбы со злом Вы бы отдали предпочтение? (Перечислите несколько направлений).
а) карающему мечу, силовым способам;
б) соблюдению заповедей: зло нельзя преодолеть злом, а только добром, ненависть не побеждается ненавистью, а только любовью;
в) созданию такого духовно-нравственного климата нашей жизни, в котором люди навсегда примирились бы с фактом собственного несовершенства и проявляли бы максимум взаимной терпимости;
г) разработке правовых и юридических норм, создающих благоприятные условия для возвращения в общество осужденных людей как его полноправных граждан, обладающих человеческим достоинством.


Литература
Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., 1993.
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
Бахур В.Т. Болезнь и больной. М., 1987.
Basic ethical principles in european bioethics and biolaw. J.D.Reindtorff and P. Kemp (Editors). Vol. I. Autonomy, dignity, integrity and vulnerability, 428 p. Vol. II. Partners' research, 372 p. Barselona, 2000. Рецензия Б.Г. Юдина // Вопр. филос., 2003, №5.
Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского, Ю.М. Лопухина. М., 1997. Вып. 1; М., 1999. Вып. 2; М., 2002. Вып. 3.
Биомедицинская этика: проблемы и перспективы: Материалы междунар. конференции, Минск, 12-13 окт. 2000 г. Мн., 2000.
Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Под ред. Б.Г. Юдина. М., 1998.
Биоэтика: проблемы и перспективы / Под ред. А.П. Огурцова. М., 1992.
Блохин Н.Н. Деонтология в онкологии. М., 1977.
Богораз И.В. Больной и врач. М., 1982.
Бойко Ю.Г. Врачебная эрология как один из важнейших аспектов медицинской деонтологии. Гродно, 2000.
Бойко Ю.Г., Силяева Н.Ф. Клинико-анатомический анализ врачебных ошибок. Мн., 1994.
Бойко Ю.Г., Силяева Н.Ф. Проблема врачебных ошибок в медицинской деонтологии // Мед. новости, 1999. № 9.
Борзенков В.Г. От философии жизни к биофилософии // Человек. 1998, №5.
Вагнер Е.А. Раздумья о врачебном долге. Пермь, 1991.
Введение в биоэтику: Учеб. пособие / Под ред. Б.Г. Юдина, П.Д. Тищенко. М.,1998.
Вельтищев Ю.Е. Этика, медицинская деонтология и биоэтика в педиатрии. М., 1994.
Вересаев В.В. Записки врача // Собр. соч.: В 4 т. М., 1985. Т.1.
Врач и пациент: этико-правовой аспект. М., 1990.
Врачи, пациенты, общество. Права человека и профессиональная ответственность врача в документах международных организаций. Киев, 1999.
Геращенко Л.И. Медицинские аспекты проблемы прав человека. СПб., 1996.
Геселевич А.М., Руфанов И.Г. "Анналы" Н.И. Пирогова и их значение // Н.И. Пирогов. Собр. соч.: В 8 т. М., 1959. Т. 2.
Гиппократ. Этика и общая медицина / Под ред. С.Ю. Трохачева; Пер. с древнегреч. СПб. 2001.
Гнездилов А.В. Духовные аспекты танатологии // Философский век. Альманах. Вып. 21. Науки о человеке в современном мире. СПб., 2002.
Денисов С.Д., Ярошевич С.П. Преподавание основ медицинской этики и деонтологии в курсе анатомии человека/ Метод. рекомендации. Мн., 1999.
Деонтологические особенности при изучении пропедевтики внутренних болезней. Метод. советы студентам мед.-психол. фак. / Разраб. М.А. Лис, М.А. Добродей. Гродно, 1999.
Деонтология в медицине: В 2 т. / Под общ. ред. Б.В. Петровского. М., 1988.
Дуброва В.П. и др. Психологическая компетентность врача: технология выполнения учеб.-исслед. заданий по психологии. Метод. пособие. Витебск, 1999.
Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1997.
Зильбер А.П. Трактат об эвтаназии. Петрозаводск. 1998.
Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М., 1990.
Кант И. О способностях духа силою только воли побеждать болезненные ощущения // Трактаты и письма. М., 1980.
Кассиль Г.Н. Наука о боли. М., 1975.
Кассирский И.А. О врачевании: Проблемы и раздумья. М., 1970.
Катастрофы сознания (о самоубийстве). Мн., 1996.
Клонирование человека // Человек, 1998, №3.
Комаров Ф.И. Философия и нравственная культура врачевания. Киев, 1988.
Коновалова Л.В. Прикладная этика. Вып.1 Биоэтика и экоэтика. М., 1998.
Концевич И.А. Долг и ответственность врача. Киев, 1983.
Король К.М. Проблемы медицинской этики за рубежом // Медицина, 1998. № 2.
Косарев И.И., Сахно А.В. Нравственная ответственность врача в современном мире. М., 1987.
Кук Ф. Заговор против пациента / Пер. с англ. М., 1972.
Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Антология мировой философии: В 4 т. М.,1971. Т.3.
Ламонт К. Иллюзия бессмертия / Пер. с англ. М., 1984.
Леонтьев О.В., Колкутин В.В., Леонтьев Д.В., Гурова Е.В. Врач и закон. М., 1998.
Лисицин Ю.П., Петленко В.П. Метамедицина. СПб., 1996.
Магазиник Н.А. Искусство общения с больными. М., 1991.
Макшанов И.Я. Врачебная деонтология: Учеб. пособие для мед. институтов. Мн., 1998.
Малеина М.Н. Человек и медицина в современном мире. М., 1995.
Марков Б.В. Мертвое и живое // Фигуры Танатоса. СПб.,1998.
Медицина и права человека: Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали / Пер. с франц. М., 1992.
Медицинская этика и деонтология (для мед.-психол. фак.): Учеб.-метод. пособие. Гродно, 1998.
Медицинская этика и деонтология: Метод. разраб. для студентов и врачей-стажеров / Сост. Н.И. Артишевская и др. Мн., 1997.
Международные этические правила для биомедицинских исследований // Материалы семинара 25-26 мая 1999 г. СПб., 2001.
Международный семинар для комитетов по этике России и стран участников СНГ. СПб., 2001.
Методологические и социальные проблемы медицины и биологии. М., 1994.
Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика: Теория, принципы и проблемы. М., 1995.
Молль А. Врачебная этика. Пер. с нем. СПб., 1903.
Мудров М.Я. Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных (1820) // Хрестоматия по истории медицины. М., 1968.
Неговский В.А. Очерки по реаниматологии. М., 1986.
О биоэтической и правовой проработке вопросов применения генотерапии // Вестн. РАМН, 1997, №8.
Орлов А.Н. Культура общения врача: слово с этической позиции. Красноярск, 1987.
Орлов А.Н. Милосердие: Избр. лекции по деонтологии. Красноярск, 1993.
Орлов А.Н. О внешней культуре врача. Красноярск, 1990.
Орлов А.Н. Право на жизнь. Эйтаназия и дети-уроды // Мед. вестн. 2001, №1.
Основы фармацевтической деонтологии. СПб., 1993.
Островский В.Ю. Борьба с болью, или человек на операционном столе. М., 1983.
Петров В.И., Седова Н.Н. Практическая биоэтика: Этические комитеты в России. М., 2002.
Пилипцевич Н. "Принимая с глубокой признательностью даруемое мне право врача" // Медицина. 1997. № 2.
Пирогов Н.И. Анналы хирургического отделения клиники императорского Дерптского университета // Собр. соч.: В 8 т. М., 1959.
По ту сторону смерти. М., 1994.
Поттер В.Р. Биоэтика. Мост в будущее. Киев, 2002.
Прихотько В.А. Является ли хосписное движение альтернативой эвтаназии? // Философский век. Альманах. Вып. 21. Науки о человеке в современном мире. СПб., 2002.
Проблемы биоэтики: Реферат. сб. / Отв. ред. Б.Г. Юдин. М., 1993.
Пулмэн Д. Достоинство человека, боль и страдание // Человек, 2001, №3.
Рязанцев С. Танатология: учение о смерти. СПб., 1994.
Сабиров В.Ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти. М., 1987.
Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика: Учеб. М., 2001.
Сидоров П.И., Парминов А.В. Личность и болезнь // Введение в клиническую психологию. Екатеринбург, 2000.
Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 1997.
Силуянова И.В. Современная медицина и православие. М., 1998.
Смольняков А.И., Федоренко Е.Г. Врачебная этика. Киев, 1982.
Сорокина Т.С. История медицины: Учеб. М., 1994.
Тищенко П.Д. Био-власть в эпоху биотехнологий. М., 2001.
Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича // Собр. соч.: В 22 т. М., 1982. Т. 12.
Угрюмов Б.Л. О врачебном долге. Киев, 1987.
Уиклер Д. и др. На грани жизни и смерти: Краткий очерк современной биоэтики в США. М., 1989.
Уолкер А.Э. Смерть мозга / Пер. с англ. М., 1988.
Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. М., 1996.
Философия и медицина / Ред. В.Ф. Сержантов, А.А. Корольков. М., 1989.
Философский век. Альманах. Вып. 21. Науки о человеке в современном мире. СПб., 2002.
Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1986.
Харакас С. Православие и биоэтика // Человек. 1994, №2.
Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
Шимусик А. Деонтология в психиатрии // Руководство по психиатрии. В 2 т. М., 1988. Т.1.
Щепин О.П., Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Медицина и общество. М., 1983.
Эльштейн Н.В. Диалог о медицине. Таллинн, 1986.
Эпикур. Письма и фрагменты // Материалисты Древней Греции. М., 1955.
Этика. Учеб. пособие / Под. Ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. Мн., 2002.
Этика биомедицинских исследований. Реферат. сборник. М., 1989.
Этика, биоэтика и медицинская деонтология: история, проблемы и перспективы // Философ. век. Альманах. Вып. 21. Науки о человеке в современном мире. СПб., 2002.
Этика геномики // Человек, 1999, №4,5.
Этика практической психиатрии. Рук. для врачей / Под ред. В.А. Тихоненко. М., 1996.
Этика психиатрии: Сб. ст. / Ред. С. Блох, П. Чодофф; Пер. с англ. Киев, 1998.
Этические и правовые проблемы клинических испытаний и
экспериментов на человеке и животных. М., 1994.
Яровинский М.Я. Лекционный курс по медицинской этике (Биоэтика). Ч. 1, 2. М., 1999, 2000.


ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ: ИНТЕРНЕТ-АДРЕСА

http://www.biomedcentral.com/bmcmedethics
http://www.scidev.net/dossiers/index.cfm?fuseaction=dossierItem&dossier=5
http://europa.eu.int/comm/research/science-society/ethics/rules en.html
http://www.cordis.lu/science-society
http://www.cordis.lu/rtd2002/science-society/ethics.htm
www.uic.edu/sph/glakes/global/conferences/sofia2003
http://www.uic.edu/sph/glakes/global/conferences/sofia2003/index.htm



БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Этико-гуманистический аспект медицинского образования (Мишаткина Т.В., Черников В.М.)

Раздел I. Этика и медицина: эволюция отношений
Глава 1. Добро и Зло. У истоков проблемы (Уваров Л.В.)
1.1. Облики добра и зла в древних мифах
1.2. Добро и зло: "борьба" или взаимная дополнительность?
1.3. Мировая и человеческая душа: символизм Платона
1.4. Начала деонтологии у Платона
1.5. Счастье, мудрость, здоровье в учении стоиков
1.6. В лабиринте этических парадоксов: мудрость скептиков
1.7. Добродетель: "середина между крайностями"
1.8. Нравственные добродетели в прикладной этике Аристотеля
1.9. Умиротворение конфликта добра и зла - путь нравственно-психологического совершенствования

Глава 2. Добро и Зло. Опыт решения проблемы (Уваров Л.В.)
2.1. "Золотое правило" нравственности и медицинская этика
2.2. Добро как синтез морального долга, права и традиций
2.3. Добро и зло как результат свободы выбора
2.4. Автономия и патернализм в медицинской этике
2.5. Личностные миры врача и больного: символические измерения

Раздел II. Теоретические основания биомедицинской этики
Глава 3. Биомедицинская этика: научный статус и круг проблем (Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С.)
3.1. Биомедицинская этика: возникновение и место в системе естественнонаучного, этического и социального знания
3.2. Проблематика и структура биомедицинской этики

Глава 4. Общечеловеческие ценности и основные этические принципы биомедицины (Мишаткина Т.В., Фонотова Э.А., Яскевич Я.С.)
4.1. Основные принципы биомедицинской этики
4.2. Добро и Зло: специфика в медицинской практике
4.3. Страдание и сострадание: вред или польза?
4.4. Свобода и ответственность в медицине
4.5. Долг и совесть, честь и достоинство врача
4.6. Жизнь как высшая ценность

Раздел III. Прикладные аспекты биомедицинской этики
Глава 5. Ситуативные проблемы биомедицинской этики (Мишаткина Т.В., Семенюк В.А., Фонотова Э.А., Яскевич Я.С.)
5.1. Право человека на жизнь и право человека на смерть
5.2. Эвтаназия - милосердие или преступление?

Глава 6. Современные биотехнологии и "открытые проблемы"
биомедицинской этики (Мишаткина Т.В., Фонотова Э.А., Яскевич Я.С.)
6.1. Этические проблемы генной инженерии
6.2. Этические проблемы клонирования
6.3. Этические аспекты воспроизводства потомства человека
6.4. Этические проблемы проведения экспериментов над человеческим эмбрионом
6.5. Этические проблемы трансплантологии

Глава 7. Этические аспекты современной психиатрии и исследований психики человека (Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. )
7.1. Морально-этические проблемы клинической психиатрии
7.2. Этические аспекты нейролингвистического программирования

Раздел IV. Основы медицинской деонтологии
Глава 8. Этика взаимоотношений в системе "врач-больной" (Мишаткина Т.В., Фонотова Э.А., Яскевич Я.С.)
8.1. Врач и больной: отношения "по вертикали"
8.2. Автономная и патерналистская модели отношений врача и больного
8.3. Врачебная тайна, доверие и откровенность в медицинской этике
8.4. Эмоциональный контакт врача и пациента: этический аспект

Глава 9. Медицинская деонтология: понятие, задачи, сферы действия (Бурак Е.Н.)

Глава 10. Деонтологический кодекс: принципы и нормы медицинской деонтологии (Бурак Е.Н.)
10.1. Требования к личности врача
10.2. Взаимоотношения между врачом и пациентом
10.3. Взаимоотношения врача и больного ребенка
10.4. Взаимодействие врача с родственниками больных
10.5. Взаимоотношения между врачами-коллегами
10.6. Взаимоотношения врача со средним и младшим медперсоналом
10.7. Врач, информация и врачебная тайна
10.8. Врач и медицинские исследования на человеке
10.9. Врач и политика

Глава 11. Медицинская этика и деонтология в учебном процессе (Денисов С.Д., Ярошевич С.П.)
11.1. Формирование представлений о медицинской этике и деонтологии в курсе анатомии человека
11.2. Психологическая адаптация студентов к условиям обучения на кафедре анатомии
11.3. Значение анатомии в подготовке врача. Анатомические препараты
11.4. Формирование клинического мышления у студентов
11.5. Воспитание гуманного отношения к человеку

Раздел V. Биомедицинская этика: практикум (сост. Мишаткина Т.В.)
1. Вопросы для обсуждения и дискуссий
2. Практические задания
3. Биоэтические задачи-казусы
4. Биомедицинская проблематика: этическая экспертиза
5. Тесты на определение коммуникативных способностей медицинского работника

Вместо заключения. Этические проблемы современного биомедицинского знания: тенденции и перспективы развития (Яскевич Я.С.)

Приложения (сост. Мишаткина Т.В., Фонотова Э.А., Яскевич Я.С.)
1. Основополагающие документы по биомедицинской этике
2. Проблемы биомедицинской этики в художественно-публицистической литературе
3. Методическое приложение. Примерная программа курса, планы семинарских занятий, вопросы к зачету

Терминологический справочник по биомедицинской этике (сост. Мишаткина Т.В., Фонотова Э.А., Яскевич Я.С.)