Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению

 

Утверждаю

Председатель Учебно-методического Совета по
философии, политологии и религиоведению УМО
по классическому университетскому образованию,
профессор В.В.Миронов

 

Программа дисциплины

Этика и права человека

Рекомендовано:

Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России

 

Москва
2006

 

I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. ЦЕЛЬ КУРСА

Дать студентам знание о фундаментальных этических основаниях представлений современного общества о правах человека. Раскрыть содержание основных этических концепций, аргументирующих необходимость защиты прав человека. Показать противоречивые стороны практического обеспечения прав человека и раскрыть современные подходы к разрешению этих противоречий.  

2. ЗАДАЧИ КУРСА

а) освоить содержание всех разделов программы;
б) сформировать у студентов умение определения понятия основных прав человека и этических аргументов необходимости их обеспечения;
в) сформировать у студентов умение аргументации необходимости защиты прав человека применительно к конкретным социальным ситуациям.  

3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Данный курс соотносится с другими разделами прикладной этики и с общими положениями курса социальной философии. Он является необходимым элементом образования каждого современного специалиста, так как с социальными вопросами сталкиваются все.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Данный курс предполагает выполнение трех контрольных работ по каждому разделу курса на основе тестового задания. Подготовку индивидуального реферата по проблеме этики прав человека с использованием оригинальных источников (не менее 20 работ). Подготовку коллективной обзорно-реферативной работы для группы студентов в 4-5 человек с использованием оригинальных источников (не менее 50 работ). Положительные результаты итогового контрольного теста по вопросам, подготовленным экзаменатором. Общая оценка выводится на основе среднего арифметического по итогам выполнения всех заданий. Но для получения отличной оценки (завершил курс с отличием) необходимы отличные оценки по всем видам заданий. Невыполнение хотя бы одного из заданий означает необходимость повторения курса.  


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. РАЗДЕЛЫ КУРСА

Раздел I. Представления о правах человека в истории этики.

Введение.
Тема 1. Первые идеи о равенстве людей, их гражданских и политических правах в античной философии.
Тема 2. Представление о жизни как высшей ценности в иудаизме.
Тема 3. Представление о равенстве людей и их взаимопомощи в христианстве.
Тема 4. Концепции прав человека в Новое Время.
Тема 5. Права человека в Русской философии.

Раздел II. Современные концепции прав человека и их нравственное основание.
Тема 6. Политические и гражданские права.
Тема 7. Культурные и образовательные права.
Тема 8. Право на социальную защиту.
Тема 9. Теория справедливости Дж.Ролза.
Тема 10. Критики Дж.Ролза.
Тема 11. Современный парламентаризм в России.

Раздел III. Международные документы о правах человека, проблема международной справедливости.
Тема 12. Проблема международной справедливости.
Тема 13. Кант: «К вечному миру», «Идея истории во всемирно-гражданском плане».
Тема 14. Международные документы о правах человека.
Тема 15. Дж.Ролз: «Политический либерализм».
Тема 16. Глобализм и проблема справедливости.

2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Представления о правах человека в истории этики

Введение.
Раскрывается общее направление курса, показывается его связь с историей этической мысли, теоретическими проблемами этики и морально-правовой практикой жизни современного общества.

Тема 1. Первые идеи о равенстве людей, их гражданских и политических правах в античной философии.
Идея равенства людей по природе у софистов. Идея одинаковости людей в их нравственной способности, в их желании жить согласно разуму как наилучшему вождю.
Идея равенства людей независимо от их гражданства у киников, знание как то, чем могут обладать все.
Идея справедливости у Аристотеля, виды справедливости.
Идея равенства всех людей перед мировым законом в стоической философии. Первые представления о милосердии в позднем стоицизме.
Представление об особых правах и особых моральных обязанностях в римском праве.

Тема 2. Представление о жизни как высшей ценности в иудаизме.
Первые ограничения действия талиона. Представление о невозможности обмена жизни одного человека на жизнь другого. Представления о ценности жизни в ее определенном качестве (история жизни Мафусаила и богини), преставление о долгой жизни как награде за добродетель. Отношение к другому как к самому себе (Левит).

Тема 3. Представление о равенстве людей и их взаимопомощи в христианстве.
Позитивная формулировка золотого правила как первое представление об особых моральных обязанностях. Притча о блудном сыне. Нагорная проповедь, идея ненасилия, право на жизнь. Практические достижения христианской религии в защите прав человека.

Тема 4. Концепции прав человека в Новое Время.
Договорная концепция Гоббса, его представление о войне всех против всех и природном законе в догосударственном состоянии. Развитие договорной теории возникновения государства в представлениях Дж.Локка. Письма о веротерпимости, утверждение права свободы совести. Принцип разделения властей, как создание противовесов, ограничение произвола отдельных лиц. Органы законодательной власти и трактовка естественного закона. Идея Руссо о праве людей на перезаключение договора – идея контроля со стороны масс за деятельностью правительства, мелкая и средняя собственность, сильный средний класс как основа демократического процесса.
Кантовский категорический императив и запрещение отношения к человеку только как к средству. Обсуждение Кантом практических вопросов отношения между государствами, шпионской деятельности, ведения войны.
Юридический позитивизм и критика идеи природного закона. Работа Гегеля «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве».

Тема 5. Права человека в Русской философии.
Спор Соловьева и Чичерина по вопросу допустимости минимального зла как гарантии добра. Государство как моральный субъект, преимущества и недостатки нейтралистского и перфекционистского либерализма. Критика утопической концепции Соловьева о всеединстве. Особенности понимания естественных прав Редькиным. Русские либералы и опыт парламентаризма в дореволюционной России. Этико-правовые взгляды И.Ильина.

Раздел II. Современные концепции прав человека и их нравственное основание.

Тема 6. Политические и гражданские права.
Разъяснение сути политических и гражданских прав. Анализ документов, в которых такие права были впервые зафиксированы: Декларация независимости, Конституция США, Билль о правах человека. Декларация человека и гражданина.

Тема 7. Культурные и образовательные права.
Противоречие между правами первого и второго рода. Практические основания его разрешения. Справедливое налогообложение.

Тема 8. Право на социальную защиту.
Представление об особых моральных обязанностях, совершенные и несовершенные моральные обязанности. Нравственные теории, в их практическом применении к решению социальных вопросов с моральной точки зрения.

Тема 9. Теория справедливости Дж.Ролза.
Справедливость как честность. Новая жизнь теорий общественного договора, выбор справедливого общества в «ситуации незнания». Два принципа справедливости. Соединение черт абсолютной морали и утилитарного подхода в теории Ролза.

Тема 10. Критики Дж.Ролза.
Критика со стороны коммюнитаристов за недостаточное внимание критериям совершенства работы государственных институтов и моральным критериям совершенства каждой отельной личности. Критика со стороны твердых либералов за допущение редистрибутивных функций государства. Критика со стороны этики дискурса за превращение изолированного человека в авторитетный субъект утверждения морального требования. Критика Ролза за абстрактный характер его теории в целом, невозможность решения с помощью нее вопросов международной справедливости, справедливого отношения к животным, справедливого отношения к неполноценным членам общества.

Тема 11. Современный парламентаризм в России.
Нравственная рефлексия институтов современного парламентаризма. Гражданское общество и государство в современной России. Защита прав человека в конституции Российской федерации.

Раздел III. Международные документы о правах человека, проблема международной справедливости.

Тема 12. Проблема международной справедливости.
Первые попытки регулирования межгосударственных отношений в истории человечества. Принцип незыблемости границ, сложившихся после Второй мировой войны и права человека. Документы, фиксирующие международное признание фактов геноцида. Женевские конвенции о «Об обращении с военнопленными», «О защите гражданского населения во время войны», решения ООН о запрещении оружия массового поражения.

Тема 13. Кант: «К вечному миру», «Идея истории во всемирно-гражданском плане».
Кантовские идеи об общественной организации, исключающей войны, о защите малых народов, значении культурного развития человечества в его многообразии. Принцип публичности, возможности и границы его применения. Значение принципа публичности для развития демократического процесса и защиты прав человека.

Тема 14. Международные документы о правах человека.
Всеобщая декларация прав человека, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (с участием США и Канады): заключительный акт. Договор об учреждении европейского сообщества и Единый европейский акт. Практическое воплощение идеи защиты прав человека в жизни международного сообщества и национальных государств. Анализ опыта защиты прав человека в жизни Европейского экономического сообщества. Международный суд в Гааге.

Тема 15. Дж. Ролз: «Политический либерализм».
Проблема, связанная с применением принципов либеральной демократии к жизни международного сообщества. Страны изгои и добропорядочные нелиберальные страны. Отношения демократических государств западного типа к государствам, в которых нарушаются права человека. Проблема международного терроризма.

Тема 16. Глобализм и проблема справедливости.
Различие сценарии развития мира как глобального образование. Разрыв между бедными и богатыми странами, вопрос о международной таксе. Международные гуманистические организации. Ядерный блеф и проблема нераспространения ядерного оружия. Права человека и охрана окружающей среды. Наши нравственные обязательства перед потомками, защита их фундаментальных прав.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

К разделу I:

К разделу II:

К разделу III:

 

4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Абсолютизм и утилитаризм в современной этике.
  2. Принцип публичности и демократический процесс.
  3. Идея защиты личности в христианстве.
  4. Гоббс: Левиафан.
  5. Кант: К вечному миру.
  6. Ролз: Теория справедливости.
  7. Ролз: Политический либерализм.
  8. Современные критики Ролза.
  9. Ядерное оружие и права человека.
  10. Международные документы о правах человека.
  11. Дж.Локк: Письма о веротерпимости.
  12. Понятие свободы совести.
  13. Право на жизнь.
  14. Наше отношение к будущему.
  15. Публичная мораль и права человека.
  16. А.Макинтаир: После добродетели.

5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:

  1. Когда и кем были сформулированы первые идеи о принципиальном равенстве всех людей?
  2. Кто не обладал гражданскими правами в афинской демократии?
  3. Что нового внес стоицизм в представление о равенстве людей?
  4. Какое ограничение Талиона проводится в иудаизме?
  5. Что означает право на достойную жизнь?
  6. Что нового внесло в представление о равенстве людей Христианство?
  7. Чем отличается христианская формулировка «золотого правила» от предшествующих?
  8. Кто из политических деятелей современности считал, что в христианстве были представлены и идеи защиты фундаментальных прав человека?
  9. Что такое природный закон у Гоббса?
  10. Как Гоббс понимал догосударственное состояние, каким правами обладал в нем человек?
  11. Что нового внес Дж.Локк в развитие представлений об общественном договоре?
  12. Что такое свобода совести?
  13. Как понимал естественные права Ж.Ж.Руссо?
  14. Гарантии каких фундаментальных прав отражены в кантовском категорическом императиве?
  15. Какая формулировка кантовского императива более всего отражает идею защиты фундаментальных прав человека?
  16. На каких основаниях Гегель критиковал концепцию естественного права?
  17. Что такое юридический позитивизм?
  18. В чем состояла суть полемики между Вл.Соловьевым и Б.Чичереным?
  19. В чем патриархальный настрой многих русских философов противоречит современным представлениям о правах человека?
  20. Может ли государство иметь моральную точку зрения?
  21. В чем специфика взглядов Редькина на процесс возникновения государства и права?
  22. Допустима ли защита основных прав человека силою? Как вы оцениваете в данной связи концепцию И.Ильина?
  23. Какие вы знаете гражданские и политические права человека?
  24. Какие основные права человека отмечаются в американской Декларации независимости? Французской Декларации прав человека и гражданина.
  25. Кто был автором Декларации независимости?
  26. Могут ли быть какие-то ограничения в праве свободы высказываний?
  27. Что понимается под культурными и образовательными правами, должно ли государство гарантировать эти права?
  28. Является ли дифференцированное налогообложение справедливым с моральной точки зрения?
  29. Чем отличаются конституции США и Франции с точки зрения гарантии основных прав человека?
  30. Всякое ли право однозначно соотносится с некоторой обязанностью?
  31. Что такое совершенные и несовершенные моральные обязанности?
  32. Что такое особые моральные обязанности, связаны ли они с гарантией определенных прав человека?
  33. Каковы основания приобретения особых моральных обязанностей?
  34. Какие решения Э.Фромм предлагал для сглаживания социальных конфликтов, отношения к тем людям, которые не хотят работать?
  35. Когда была опубликована книга Дж.Ролза «Теория справедливости», какое она оказала влияние на развитие представлений о правах человека?
  36. Что такое справедливость как честность?
  37. Какие два принципа справедливости называет Ролз, и с защитой каких прав человека они связаны?
  38. Что такое метод рефлективного эквилибризма?
  39. С каких позиций критикует Ролза Р.Нозик?
  40. В чем различие структурной и исторической концепций справедливости?
  41. С каких позиций критикует Ролза М.Сандел?
  42. В чем видит недостатки теории Ролза М.Насбаум?
  43. Какие права человека гарантируются конституцией Российской федерации?
  44. Какие институты гражданского общества современной России вы можете назвать, и какие права человека они защищают?
  45. Обладает ли президент Российской федерации правом помилования?
  46. Какие государственные структуры России созданы для защиты прав человека в дополнение к органам МВД?
  47. Какие первые мирные договоры между государствами вы можете назвать, какие права граждан они обеспечивали?
  48. В каком году были приняты Женевские конвенции «Об обращении с военнопленными», «О защите гражданского населения во время войны»?
  49. Что такое нравственные ограничения войны, какие ограничения реально выполняются?
  50. В связи с чем была написана работа Канта «К вечному миру».
  51. Как Кант формулирует принцип публичности?
  52. В каком году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, каковы основные положения этого документа?
  53. Какие институты защищают права человека в Европейском экономическом сообществе?
  54. Какие ограничения имеет политический принцип невмешательства во внутренние дела других государств?
  55. Когда была написана работа Ролза «Политический либерализм»?
  56. Можно ли строить отношения между государствами так же как отношения между гражданами внутри национального государства?
  57. Что такое глобальный мир, можно ли представить его как единое государство?
  58. В чем противоречие между развитыми и развивающимися странами?
  59. \каковы корни международного терроризма?
  60. Оправданы ли ограничения прав человека в связи с борьбой против международного терроризма?
  61. Какие международные гуманистические организации вы можете назвать, как они борются за права человека?
  62. Когда и кем был организован международный гуманистический и этический союз?
  63. В чем суть политики нераспространения ядерного оружия, какие возражения она получает со стороны некоторых развивающихся стран?
  64. Каковы перспективы политики ядерного сдерживания?
  65. Каковы наши нравственные обязательства по отношению к потомкам, должны ли мы заботиться об обеспечении их прав?

 

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


п/п
Наименование разделов и тем
Всего
(час.)
Аудиторные занятия
(час.)
Самостоят.
работа
(час.)
Лекции
Семинары
Раздел I. Представления о правах человека в истории этики.
10
10
 
10
1
Первые идеи о равенстве людей, их гражданских и политических правах в античной философии.
2
2
 
2
2
Представление о жизни как высшей ценности в иудаизме.
2
2
 
2
3
Представление о равенстве людей и их взаимопомощи в христианстве.
2
2
 
2
4

Концепции прав человека в Новое Время.

2
2
 
2
5

Права человека в Русской философии.

2
2
 
2
Раздел II. Современные концепции прав человека и их нравственное основание.
12
12
 
12
6
Политические и гражданские права.
2
2
 
2
7

Культурные и образовательные права.

2
2
 
2
8

Право на социальную защиту.

2
2
 
2
9
Теория справедливости Дж.Ролза.
2
2
 
2
10
Критики Дж.Ролза.
2
2
 
2
11
Современный парламентаризм в России.
2
2
 
2

Раздел III. Международные документы о правах человека, проблема международной справедливости.

10
10
 
10
12
Проблема международной справедливости.
2
2
 
2
13

Кант: «К вечному миру», «Идея истории во всемирно-гражданском плане».

2
2
 
2
14

Международные документы о Правах человека.

2
2
 
2
15

Дж. Ролз: «Политический либерализм».

2
2
 
2
16

Глобализм и проблема справедливости.

2
2
 
2
Итого:
32
32
 
32

 

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет или экзамен

Экзамен.
На основе вопросов к разделам курса преподаватель подготавливает тестовое задание, состоящее из 4-вопросов с несколькими возможными ответами и 20 вопросов с двумя альтернативными ответами.

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)

2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по отдельным разделам курса)

Раздел I.

Раздел II.

Раздел III.

 

 

Автор:
д.ф.н., профессор А.В.Разин

Рецензент:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А.Гусейнов