Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению

 

Утверждаю

Председатель Учебно-методического Совета по
философии, политологии и религиоведению УМО
по классическому университетскому образованию,
профессор В.В.Миронов

 

Программа дисциплины

Хозяйственная и предпринимательская этика

Рекомендовано:

Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России

 

Москва
2006

 

I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. ЦЕЛЬ КУРСА

2. ЗАДАЧИ КУРСА

3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Изучению курса должно предшествовать изучение философии, экономической теории и общего курса этики.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Содержание теоретических тем курса должно быть освоено репродуктивно, прикладных - творчески.  


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. РАЗДЕЛЫ КУРСА

Тема 1. Хозяйственная этика в структуре этического знания.
Тема 2. Мораль в системе ценностно-нормативного регулирования хозяйственной деятельности.
Тема 3. Этические методы диагностики социальных явлений.
Тема 4. Справедливость и экономические системы.
Тема 5. Этика бизнеса.
Тема 6. Виды ответственности в деловых отношениях.
Тема 7. Нравственные проблемы маркетинга и коммерческой рекламы.
Тема 8. Нравственные аспекты финансовой деятельности в бизнесе.
Тема 9. Нравственные проблемы использования информации и изобретений.
Тема 10.Права наемных работников.
Тема 11. Моральные проблемы в международном бизнесе.
Тема 12. Особенности деловых культур в международном бизнесе.

2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Хозяйственная этика в структуре этического знания.
Этика и нравственность. Структура этического знания. Основные объекты и сферы нравственной ответственности. Социальная этика. Хозяйственная этика. Цели и ценности экономики. Нравственность и выгода. Благо, добро, ценность.

Тема 2. Мораль в системе ценностно-нормативного регулирования хозяйственной деятельности.
Мораль и право. Понятие рамочных условий хозяйственной деятельности. Политическая и хозяйственная этика.
Мораль, обычаи, традиции. М.Вебер, В.Зомбарт, П.Бергер, о роли религиозно-нравственных воззрений, обычаев и традиций в хозяйственной деятельности.

Тема 3. Этические методы диагностики социальных явлений.
Методы нравственной оценки индивидуальных решений. Консеквенциализм. Утилитаристская этика И.Бентама. Добро и польза. Дж. Ст. Милль. «Утилитаризм действия» и «утилитаризм правила». Стадии утилитаристского анализа и критерии моральности действия. Телеологический подход в этике. Деонтологическая этика. Разум, долг и нравственный закон. Категорический и гипотетические императивы И.Канта. «Золотое правило» нравственности и категорический императив. Процедура деонтологического анализа и критерии моральности действий. Абсолютные и неабсолютные обязанности. Особые обязанности.
Нравственные критерии оценки экономической политики и хозяйственной деятельности. Справедливость. Функциональное определение справедливости. Учение Аристотеля о справедливости как парадигматическое. Справедливость как добродетель. Справедливость обмена и договора. Справедливость законности. Справедливость распределения или участия. Социальная и политическая справедливость. Теория справедливости Дж.Ролза. Два принципа справедливости Дж.Ролза.
Проблема базовых ценностей консенсуса о справедливости. Общее благо. Нравственный идеал общества как «общество с позиции этики вида» (Ю.Хабермас). С.Л.Франк об абстрактном и конкретном идеале общественной системы. Социологическая категория «хорошее общество». Идея прав человека и справедливости как критерии нравственной оценки действий, политических программ и экономических систем. Процедура применения принципов прав и справедливости.

Тема 4. Справедливость и экономические системы.
Моральная оценка экономических систем. Капиталистическая модель. Накопление промышленного капитала. Частная собственность на средства производства. Система свободного рынка. Капитализм и государство. Социалистическая модель. Экономические системы и справедливость. Государство как инструмент реализации идеалов общего блага и справедливости.

Тема 5. Этика бизнеса.
Социально-нравственный смысл предпринимательской деятельности и проблема ее легитимации. Нравственность и рентабельность. Институциональная этика и индивидуальная этика. Различные концепции этики бизнеса. Проблема доверия в бизнесе. Доверие и конкуренция. Нравственная ответственность бизнеса.

Тема 6. Виды ответственности в деловых отношениях.
Институционально-опосредованные отношения. Распределенная моральная ответственность. Исполнительская и функциональная моральная ответственность. Особые обязанности. Обязательство и отчетность. Ответственность, порождаемая компетентностью. Корпоративизм и корпоративная этика. Функции профессиональных и корпоративных кодексов. Институты и процедуры контроля. Оправдывающие обстоятельства. Отношения со «стейкхолдерами».
Риск выбора и личная моральная ответственность. Формы самооценки. Нравственно-психологические механизмы самоконтроля. «Сигнализаторство».

Тема 7. Нравственные проблемы маркетинга и коммерческой рекламы.
Маркетинг, конкуренция, ценообразование. Торги: возможности злоупотреблений. Обман на рынке потребительских товаров.
Правдивость и реклама. Ненадлежащая реклама. Герменевтический анализ рекламы. Нравственно-этическая экспертиза рекламы. Типологический перечень видов манипуляции в коммерческой рекламе. Принцип корректности рекламы. Разделение моральной ответственности в рекламе. Федеральный закон о рекламе.

Тема 8. Нравственные аспекты финансовой деятельности в бизнесе.
Нравственные проблемы бухгалтерской деятельности. Финансы и банки. Международная задолженность. Секретность и предоставление информации. «Враждебные поглощения». Нравственные аспекты инвестирования.

Тема 9. Нравственные проблемы использования информации и изобретений.
Способы защиты интеллектуальной собственности. Производственные секреты. Промышленный шпионаж. Раскрытие корпоративной информации.
Собственность: информация и программное обеспечение. Секретность. Компьютерная преступность.

Тема 10. Права наемных работников.
Право на труд. Нравственно-этическая оценка доктрины «найма по добровольному согласию». Право на справедливую заработную плату. Вознаграждение управленческого персонала. Нравственные аспекты деятельности профсоюзов. Право на забастовку. Гражданские права работников. Дискриминация.

Тема 11. Моральные проблемы в международном бизнесе.
Глобальные общие блага. Распределение и использование ресурсов. Транснациональные корпорации и нравственность. Перемещение опасных производств в развивающиеся страны. Эксплуатация. Нечестная конкуренция. Права человека. Коррупция. Промышленный шпионаж. Дискриминация. Некачественная продукция и продукция сомнительного назначения. Дестабилизирующая деятельность. Выкачивание ресурсов за границей. Рабство и детский труд. Международная справедливость.

Тема 12. Особенности деловых культур в международном бизнесе.
Ф.Фукуяма о культурах доверия в международном бизнесе. Особенности российской деловой культуры. Культурные особенности общения.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

К Теме 1:

К Теме 2:

К Теме 3:

К Теме 4:

К Теме 5:

К Теме 6:

К Теме 7:

К Теме 8:

К Теме 9:

К Теме 10:

К Теме 11:

К Теме 12:


4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Экономическая этика как этика порядка.
  2. Вопросы хозяйственной этики в «Никомаховой этике» Аристотеля.
  3. Рациональный субъект И.Бентама («Введение в основания нравственности и законодательства») и Д.Дефо («Робинзон Крузо»).
  4. Концепция происхождения идеи справедливости в работе Ф.Ницше «К генеалогии морали».
  5. Особенности исламской этики бизнеса.
  6. Сравнительный анализ культур доверия в бизнесе (по работе Ф.Фукуямы «Доверие»).
  7. Российский бизнес глазами западных партнеров.
  8. Проблема легитимации крупной собственности в современной России.
  9. Доверие и конкуренция.
  10. Нравственные аспекты деятельности транснациональных корпораций в России.
  11. Нравственно-этические аргументы поборников капитализма.
  12. Нравственно-этические аргументы поборников социализма.

5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:

  1. Социальная этика. Предмет хозяйственной этики.
  2. Понятие рамочных условий хозяйственной деятельности.
  3. Процедура утилитаристского анализа действий.
  4. «Золотое правило» нравственности и категорический императив И.Канта. Процедура деонтологического анализа действий.
  5. Социальная и политическая справедливость. Два принципа справедливости Дж.Ролза.
  6. Основные нравственные критерии оценки общественных систем и институтов.
  7. Государство как инструмент реализации идеалов общего блага и справедливости.
  8. Социально-нравственный смысл предпринимательской деятельности и проблема ее легитимации.
  9. Различные подходы к этике бизнеса.
  10. Доверие и конкуренция.
  11. Виды ответственности в институционально-опосредованных отношениях.
  12. Общие требования к профессиональным кодексам и их функции.
  13. Корпоративизм. Корпоративные кодексы. Корпоративная этика.
  14. Личная моральная ответственность. Достоинство и репутация как регулятивные идеи.
  15. « Сигнализаторство» как моральная проблема.
  16. Виды «сигнализаторства» и их нравственная оценка.
  17. Меры по предотвращению «сигнализаторства.
  18. Назовите некоторые нравственные проблемы ценообразования. Приведите примеры.
  19. Торги: возможности злоупотреблений.
  20. Обман на рынке потребительских товаров.
  21. Ненадлежащая реклама.
  22. Нравственные требования к рекламе и Закон о рекламе.
  23. Нравственно-этическая экспертиза рекламы. Типологический перечень видов манипуляции в коммерческой рекламе.
  24. Разделение моральной ответственности в рекламе.
  25. Нравственные проблемы бухгалтерской деятельности.
  26. Нравственные аспекты секретности, сохранения конфиденциальной информации и предоставления информации.
  27. «Враждебные поглощения».
  28. Нравственные аспекты инвестирования.
  29. Нравственные проблемы использования изобретений и защиты интеллектуальной собственности.
  30. Производственные секреты. Промышленный шпионаж.
  31. Доктрина «найма по добровольному согласию» и ее нравственно-этическая оценка.
  32. Права наемных работников.
  33. Гражданские права работников.
  34. Нравственные проблемы распределения и использования ресурсов.
  35. Особенности деловых культур в международном бизнесе.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


п/п
Наименование разделов и тем
Всего
(час.)
Аудиторные занятия
(час.)
Самостоят.
работа
(час.)
Лекции
Семинары
1
Хозяйственная этика в структуре этического знания
2
2
 
2
2
Мораль в системе ценностно-нормативного регулирования хозяйственной деятельности
4
4
 
4
3
Этические методы диагностики социальных явлений
4
4
 
4
4
Справедливость и экономические системы
2
2
 
2
5
Этика бизнеса
2
2
 
2
6
Виды ответственности в деловых отношениях
4
4
 
4
7
Нравственные проблемы маркетинга и коммерческой рекламы
4
4
 
4
8
Нравственные аспекты финансовой деятельности в бизнесе
2
2
 
2
9
Нравственные проблемы использования информации и изобретений
4
4
 
4
10
Права наемных работников
2
2
 
2
11
Моральные проблемы в международном бизнесе
4
4
 
4
12
Особенности деловых культур в международном бизнесе
2
2
 
2
Итого:
36
36
 
36

 

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет.

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)

Основная

Дополнительная

 

 

Автор:
д.ф.н., профессор Т.И. Пороховская

Рецензент:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А.Гусейнов