Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению

 

Утверждаю

Председатель Учебно-методического Совета по
философии, политологии и религиоведению УМО
по классическому университетскому образованию,
профессор В.В.Миронов

 

Программа дисциплины

Этика

Рекомендовано:

Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России

 

Москва
2006

 

I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. ЦЕЛЬ КУРСА

2. ЗАДАЧИ КУРСА

3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Курс «Этика» дает представление об одной из важнейших частей (аспектов) философии и является неотъемлемым элементом профессиональной подготовки выпускника, а так же служит теоретической базой для программы «Прикладная этика».

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

По итогам изучения курса слушатель должен:


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. РАЗДЕЛЫ КУРСА

Раздел I. Основные этапы истории этики.
Введение: Предмет этики.
Тема 1. Античная этика.
Тема 2. Этика Средневековья.
Тема 3. Этика Нового времени.
Тема 4. Постклассическая этика: XIX-ХХ века.

Раздел II. Нравственность в истории культуры.
Тема 5. Предыстория нравственности.
Тема 6. Нравственно-правовые кодексы древних цивилизаций.
Тема 7. Этические кодексы эпохи Средневековья.
Тема 8. Гуманизм в истории этики.
Тема 9. Этика прав человека.

Раздел III. Теоретические проблемы этики.
Тема 10. Понятие морали в истории этики.
Тема 11. Обоснование морали.
Тема 12. Моральные поступки.
Тема 13. Моральные ценности.
Тема 14. Добро и зло.
Тема 15. Свобода и ответственность.
Тема 16. Прикладная этика.

2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Основные этапы истории этики.

Введение. Предмет этики.
Этимологическое и философское содержание терминов «этика», «мораль», «нравственность». Место этики в системе философского знания, этика как практическая философия. Специфика этического знания. Сущее и должное. Основное проблемное поле этики. Оценочная, нормативная и ценностная составляющая морали. Различные теоретические и мировоззренческие образы этики. Этика как рефлексия над нравственными основаниями культуры. Гуманистическая направленность этики.

Тема 1. Античная этика.
Гомеровский героический этос как моральный канон античности. Моральные поучения Семи мудрецов. Единство онтологии и моральности в этике досократиков. Софистика: отличие культуры от природы с точки зрения моральности. Интеллектуализм Сократа. Сократические школы. Индивидуальная и социальная этика Платона. Классические эллинские добродетели. Этика добродетелей Аристотеля. Нравственные доктрины эпохи эллинизма: эпикуреизм и стоицизм. Римский стоицизм

Тема 2. Этика Средневековья.
Библия как нравственный канон средневековой культуры. Различие моральных установок Ветхого и Нового Завета. Рецепция христианской этикой античных идей. Теономное обоснование морали Августином, его полемика о свободе воли и благодати с Пелагием. Этика в схоластике. Философия поступка П. Абеляра. Учение Бонавентуры о восхождении души к Богу. Фома Аквинский о соотношении воли и интеллекта; его систематизация добродетелей и учение о высшем благе.

Тема 3. Этика Нового времени.
Обоснование суверенности личности как морального субъекта в этике Нового времени. Героический энтузиазм Дж. Бруно как вера в неограниченные возможности человеческого разума. Скептицизм Монтеня. Разум против страстей. Декарт: механистическая модель поведения; временные правила морали. Спиноза: единство этики и онтологии; интеллектуальная любовь к Богу как выражение субстанциальности человека. Натуралистический эвдемонизм: Локк, Мандевиль, Гельвеций. Разум как высшая нравственная ценность Просвещения. Критика Кантом гетерономных этических программ. Кантианская мораль как добрая воля, долг, формальный закон. Категорический императив, постулаты чистого практического разума. Эвдемонизм Фейербаха.

Тема 4. Этика ХХ века.
Критика кантовской моральной философии Гегелем и Шопенгауэром. Марксизм и этика. Имморализм Ницше. Метаэтика и анализ языка морали. Проблема свободы и различия подлинного и неподлинного бытия в экзистенциализме. Моральная критика основ современной цивилизации А. Швейцером и представителями Франкфуртской школы. Философия трагического чувства жизни М. де Унамуно. Феноменологическая аксиология об абсолютных и относительных ценностях. Нравственные основания либерализма и теория справедливости Дж. Ролза. Коммуникативная этика «Другого» (М. Бубер, Ж.-П. Сартр, Э. Левинас).

Раздел II. Нравственность в истории культуры.

Тема 5. Предыстория нравственности.
Институт табу в первобытном обществе. Запрет инцеста и запрет убийства человека из своего тотема как два важнейших табу. Значение и функции ритуала: живая, священная история рода, связь с предками и легендарными временами. Моральное значение жертвоприношения. Правило талиона и возникновение отношений обмена-дарения. Разложение классического талиона.

Тема 6. Нравственно-правовые кодексы древних цивилизаций.
Законы Хаммурапи. Декалог Моисея как моноэтнический религиозный морально-правовой кодекс. Обоснование кастового строя в философско-нормативной системе законов Ману. Кодификация нравственности в полисной античной культуре: законы Ликурга против роскоши, Драконта против убийства и Салона против долгового рабства. Отражение моральных требований в Римском праве: Законы двенадцати таблиц, Дигесты Юстиниана как обоснование статуса и прав гражданина Римского государства.

Тема 7. Этические кодексы эпохи Средневековья.
Ценности евангельской морали: идея универсальной любви, прощения, сострадания, помощи ближнему, победы над смертью. Рыцарский и монашеский этосы как выражения нравственного идеала Средневековья. Возникновение, расцвет и закат рыцарства как военных, политических и религиозных союзов. Добродетели рыцарства: мужество, товарищество, вера, верность клятве, щедрость, честь. Рыцарские ордена, их уставы и ценностное содержание. Монашество как религиозное и этическое движение, как идеальное сообщество. Правила послушания, воздержания, бедности. Идеал святости. Уставы монашеских орденов: бенедиктинцы, доминиканцы, францисканцы.

Тема 8. Гуманизм в истории этики.
Понятие и ценности гуманизма. Возрожденческий гуманизм как вера в неограниченные возможности человека. Гуманизм Реформации, идея призвания и ответственности. Гуманизм Нового времени; его основные идеи: свобода личности, естественные права, право на счастье и на удовлетворение личного интереса, идея вечного мира. Марксистский гуманизм как неприятие эксплуатации человека человеком. Гуманизм ХХ века, его трагический пафос. Идея исключительной ценности человеческой жизни, идея защиты прав человека и права личности на благополучие и благосостояние. Идея ненасилия.

Тема 9. Этика прав человека.
Идея «естественного права» от античности до Нового времени. Неотчуждаемое право человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, собственность и мирный труд. Закрепление идеи прав человека в исторических документах, различные варианты и толкования прав человека. Великая хартия вольностей, Декларация независимости США, Конституция США, Билль о правах, Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституция Франции 1791 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт об политических, экономических и культурных правах. «Три поколения» прав человека. Критика идеи прав человека.

Раздел III. Теоретические проблемы этики.

Тема 10. Понятие морали в истории этики.
Мораль как самостоятельная сфера духовно-практического освоения действительности. Реальность, стоящая за феноменом морали: поступки, их мотивы, нормы, ценности, оценки, идеалы. Относительное и абсолютное, эмоциональное и рациональное в моральном сознании. Мораль и нравы. Индивидуальная и социальная мораль. Различные теоретические образы морали: этика долга и этика добродетелей, этика закона и этика благодати, автономная и гетерономная мораль, нормативная и аксиологическая этика.

Тема 11. Обоснование морали.
Обоснование морали как важнейшая задача этики. Проблема поиска рациональных оснований морали и проблема выведения должного из сущего. Многообразие способов обоснования морали: конвенционализм, утилитаризм, гедонизм, эвдемонизм, абсолютно-гетерономные, абсолютно-автономные теории, интуитивизм, перфекционизм, натурализм и его разновидности, эволюционная этика, социологические теории. Моральный догматизм как отказ от обоснования морали. Феномен морализаторства.

Тема 12. Моральные поступки.
Понятие поступка в этике. Структура поступка: объективное и субъективное, сознательное и неосознанное в нем. Поступок и поведение. Нравственность как система поступков, нравов и нравственных отношений. Моральная мотивация. Элементы сознания, выступающие в качестве мотивов: эмоции, настроения, рациональные решения, нормы, ценности и т.д. Мотивы побуждения и «оправдательные мотивы». Проблема выделения доминирующего мотива. Принципы моральной оценки поступков в единстве их структурных элементов: мотивов, обстоятельств, последствий.

Тема 13. Моральные ценности.
Понятие ценности, различные философские понимания сущности и статуса ценности. Моральная аксиология. Специфика моральных ценностей, их роль в мотивации поведения. Абсолютные и относительные, положительные и отрицательные ценности, иерархия ценностей. Различные отношения ценностей. Взаимодействие норм и ценностей. Виды моральных ценностей. Категории морального сознания как ценности: добро, благо, справедливость, счастье, свобода и т.д.

Тема 14. Добро и зло.
Добро и зло как важнейшие категории этики и морального сознания. Добро как высшая ценность в иерархии моральных ценностей. Добро как оценка, нравственный мотив, правильный поступок и идеал жизни. Различные исторические представления о добре как благе, добродетели, подлинной жизни, справедливости, свободе и т.д. Зло; виды морального зла: невоздержанность, невежество, порок, грех, «поврежденность» бытия, несправедливость, нарушение прав личности. Концепции соотношения добра и зла. Возможности преодоления морального зла.

Тема 15. Свобода и ответственность.
Свобода как категория этики. Различные интерпретации и теоретические образы свободы. Свобода как вменяемость человеческих поступков, управление страстями, возможность выбора, автономия воли, политические вольности и права человека. Ступени свободы; положительная отрицательная свобода, произвол. Соотношение свободы и нравственности. Антиномии и парадоксы свободы по Н. Гартману. Ответственность как обратная необходимая сторона свободы. Виды ответственности, глобальная ответственность.

Тема 16. Прикладная этика.
Появление прикладной этики в ХХ веке. Ее специфика в сравнении с теоретической этикой. Междисциплинарный характер прикладной этики, сферы ее применения. Круг вопросов, входящих в ее компетенцию. Открытость, дискуссионность и многомерность ее проблематики. Функции прикладной этики в современном мире. Ведущие направления исследований прикладной этики. Институализация прикладной этики: этические комитеты, советы, международные организации. Соотношение прикладной и профессиональной этики.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

К разделу I:

К разделу II:

К разделу III:

 

4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Героический этос в поэмах Гомера.
  2. Тождество этики и онтологии в философии досократиков.
  3. Мораль против культуры: кинический образ жизни.
  4. Социальная этика Платона.
  5. Полисная мораль в этике Аристотеля.
  6. Парадоксы моральной жизни у стоиков.
  7. Этика самопревосхождения Плотина.
  8. Идеал мудреца в античной этике.
  9. Учение о четырех добродетелях в античной философской традиции.
  10. Античные добродетели и христианская вера.
  11. Идеал калокагатии и идеал святости.
  12. Свобода действия и свобода выбора в этике Августина.
  13. Свобода воли и благодать в этике Августина.
  14. Свобода воли и нравственный закон (полемика Эразма и Лютера).
  15. Этика героического энтузиазма Дж. Бруно.
  16. Интеллектуальная любовь к Богу в этике Б. Спинозы.
  17. Свобода и нравственность в этике И. Канта.
  18. Постулаты практического разума в моральной философии И. Канта.
  19. Мораль и нравственность в «Философии права» Г.В.Ф. Гегеля.
  20. Г.В.Ф. Гегель о единстве субъективного и объективного в поступке.
  21. Философия страдания А. Шопенгауэра.
  22. Имморализм Ф. Ницше.
  23. Антиномии свободы в этике Н. Гартмана.
  24. Гуманизм А. Швейцера.
  25. Философия любви Э. Фромма.
  26. Теоретические основания метаэтики.
  27. Либеральная философия Дж. Ролза.
  28. Тотем и табу в сознании древнего человека.
  29. Золотое правило нравственности и его роль в реальном опыте нравственной жизни человека.
  30. Талион в нравственно-правовых кодексах древних цивилизаций.
  31. Законы Ликурга, Драконта, Салона в системе раннеполисной морали.
  32. Моральная идеология рыцарства.
  33. Нравственный смысл идеи призвания в протестантской этике.
  34. Справедливость: моральные и юридические аспекты.
  35. Сущность и виды совести.
  36. Обоснование морали: возможности и пределы.
  37. Моральные мотивы поступков: специфика и виды.
  38. Моральные нормы в структуре социальных норм.
  39. Абсолютное и относительное в моральном сознании.
  40. Принципы нравственной оценки поступка.
  41. Формальная этика долга и материальная этика ценностей: Кант и Шелер.
  42. Иерархия моральных ценностей: различные виды в истории этики.
  43. Эмоции в моральном выборе.
  44. Этика и онтология: взаимоотношения в истории этики.
  45. Порок и грех как виды морального зла.
  46. Цели и средства: проблема соотношения.
  47. Прикладная этика в структуре этического знания.
  48. Возможно ли моральное оправдание насилия?
  49. Существуют ли случаи этически оправданного отступления от нормы «не лги»?
  50. Смертная казнь: аргументы «за» и «против».

5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:

  1. Этические идеи Сократа.
  2. Этика Платона.
  3. Этические взгляды киников и киренаиков.
  4. Учение Аристотеля о добродетелях.
  5. Учение Аристотеля о счастье и высшем благе.
  6. Этика Эпикура.
  7. Нравственное учение стоицизма.
  8. «Нагорная проповедь»: нравственное содержание.
  9. Проблема свободы воли в этике Августина.
  10. Учение Фомы Аквинского о благе, свободе воли, божественной благодати.
  11. Возрожденческий гуманизм Л. Валла.
  12. Нравственные воззрения М. Лютера.
  13. Идейное содержание гуманизма Нового времени.
  14. Этика Б. Спинозы.
  15. Этическое учение Д. Юма.
  16. Нравственный идеал Просвещения.
  17. Критика И. Кантом гетерономных этических программ.
  18. И. Кант о свободе воли.
  19. Категорический императив И. Канта.
  20. Этика А. Шопенгауэра.
  21. Г.В.Ф. Гегель о различии понятий «мораль» и «нравственность».
  22. Эвдемонизм Л. Фейербаха.
  23. Ф. Ницше о ресентименте в истории европейской морали.
  24. Ф. Ницше об аскетическом идеале.
  25. Философия морали А. Бергсона.
  26. Вл. Соловьев «Оправдание добра».
  27. Этика русского космизма.
  28. Интуитивизм Дж. Э. Мура.
  29. Гуманизм ХХ века: основные идеи и представители.
  30. Принципы справедливости в учении Дж. Ролза.
  31. Нарративная теория А. Макинтаира.
  32. Принцип ответственности Г. Йонаса.
  33. Этика дискурса.
  34. Тотем и табу в сознании людей первобытного общества.
  35. Исторические структуры нравственного сознания. Тенденция аристократизма и мещанства в нравах.
  36. Нравственно-правовые кодексы эпохи древних цивилизаций: Законы Хаммурапи, Моисея и Ману.
  37. Древнегреческие нравственно-правовые кодексы: законы Ликурга, Драконта, Солона.
  38. Нравственные основания Римского права (Законы XII таблиц и Дигесты Юстиниана).
  39. Рыцарский нравственный идеал.
  40. Нравственные проблемы, порожденные современной техникой.
  41. Исторические и международные документы о правах человека и их нравственное содержание.
  42. Глобальные проблемы современности: их нравственное осмысление.
  43. Нравственный прогресс и его критерии.
  44. Предмет этики и уровни этической теории.
  45. Понятие морали: общие определения и основные теоретические подходы.
  46. Происхождение морали как проблема этики.
  47. Проблема обоснования морали в теоретической этике.
  48. Гедонизм в истории этики.
  49. Утилитаризм в истории этики.
  50. Натурализм в истории этики.
  51. Эвдемонизм в истории этики.
  52. Конвенционализм в этике.
  53. Добро и зло как категории этики.
  54. Этика долга и этика добродетелей: различие принципов построения теорий.
  55. Долг как нравственный мотив.
  56. Золотое правило нравственности.
  57. Категории чести и достоинства.
  58. Любовь и дружба.
  59. Мораль и политика.
  60. Мораль и право.
  61. Мораль и религия.
  62. Моральная ответственность.
  63. Моральные нормы.
  64. Моральный выбор.
  65. Нравственный идеал.
  66. Понятие поступка в этике.
  67. Понятие справедливости, виды справедливости.
  68. Особые моральные обязанности и универсальные принципы: вопросы соотношения.
  69. Смысл жизни: основные тенденции осмысления в истории этики.
  70. Счастье как категория этики.
  71. Совесть.
  72. Проблемы современной биоэтики.
  73. Системы профессиональной этики и их взаимосвязь с общей теорией морали.
  74. Нравственные ограничения войны.
  75. Понятия насилия и ненасилия в истории этики.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


п/п
Наименование разделов и тем
Всего
(час.)
Аудиторные занятия
(час.)
Самостоят.
работа
(час.)
Лекции
Семинары
Раздел I. Основные этапы истории этики.
12
12
 
12
 
Введение: Предмет этики.
2
2
 
2
1
Античная этика.
2
2
 
2
2
Этика Средневековья.
2
2
 
2
3
Этика Нового времени.
4
4
 
4
4
Этика ХХ века.
2
2
 
2
Раздел II. Нравственность в истории культуры.
10
10
 
10
5
Предыстория нравственности.
2
2
 
2
6
Нравственно-правовые кодексы древних цивилизаций.
2
2
 
2
7
Этические кодексы эпохи Средневековья.
2
2
 
2
8
Гуманизм в истории этики.
2
2
 
2
9
Этика прав человека.
2
2
 
2
Раздел III. Теоретические проблемы этики.
14
14
 
14
10
Понятие морали в истории этики.
2
2
 
2
11
Обоснование морали.
2
2
 
2
12
Моральные поступки.
2
2
 
2
13
Моральные ценности.
2
2
 
2
14
Добро и зло.
2
2
 
2
15
Свобода и ответственность.
2
2
 
2
16
Прикладная этика.
2
2
 
2
Итого:
36
36
 
36

 

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Экзамен.

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)

2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по отдельным разделам курса)

Раздел I.

Раздел II.

Раздел III.

 

 

Автор:
академик РАН, профессор, д.ф.н. А.А. Гусейнов; профессор, д.ф.н. Е.Л. Дубко; к.ф.н. А.А. Скворцов

Рецензент:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А. Гусейнов