Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению

 

Утверждаю

Председатель Учебно-методического Совета по
философии, политологии и религиоведению УМО
по классическому университетскому образованию,
профессор В.В.Миронов

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по магистерской программе

 

Экологическая этика

Рекомендовано:

Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России

 

Москва
2006

 

1) Цель курса
2) Распределение часов курса по темам и видам работ
3) Требования к уровню освоения содержания курса
4) Краткое содержание курса
5) Учебно-методическое обеспечение курса
6) Примерная тематика заключительных эссе
7) Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу


1) Цель курса

По окончании курса студент должен понимать характер и круг проблематики экологической этики, своеобразие методов этико-прикладного рассуждения и исследования в области образования и уметь их использовать в решении конкретных аналитических и исследовательских задач. Курс «Нормативная этика» призван обеспечить полноту базовых общих знаний студентов в области данного учебного направления, способствовать выработке у студентов понимания нормативно-этических проблем, умения и навыка их анализировать в различных теоретических и прикладных контекстах.

 

2) Распределение часов курса по темам и видам работ


п/п
Наименование разделов и тем
Всего
(час.)
Аудиторные занятия
(час.)
Самостоят.
работа
(час.)
Лекции
Семинары
Раздел I
1
Экологическая этика: предмет и проблематика
4
2
 
2
2
Природа как ценность
4
2
 
2
3
Идея нравственной ценности природы в истории мысли
4
2
 
2
4
Этапы развития, тенденции и методологические установки современной экологической этики
8
2
2
4
Раздел II
5
Общеэтические принципы
4
2
 
2
6
Этико-экологическая проблематика в международных и российских нормативных документах
8
2
2
4
7
Этико-экологическая проблематика в политике и законодательстве России
4
2
 
2
8
Принципы экологической этики
8
2
2
4
9
Принципы экологической этики (продолжение)
8
 
4
4
Раздел III
10
Отношение к животным
4
 
2
2
11
Производственная деятельность
4
 
2
2
12
Природа как рекреационный ресурс
4
 
2
2
13
Космическая деятельность
4
 
2
2
14
Экологическое движение
4
 
2
2
Итого:
72
22
14
36

 

3) Требования к уровню освоения содержания курса

В результате курса студент должен:

а) знать и понимать основные понятия экологической этики (минимально – в объеме, отраженном в программе курса);
б) знать и понимать методы этико-прикладного исследования в области образования;
в) уметь применять свои знания в анализе политических, экономических, философских и публицистических текстов;
г) владеть навыками нормативно-этического анализа в научно-исследовательской и проектной работе.

 

4) Краткое содержание курса

Раздел I. Предмет и предыстория экологической этики

Тема 1. Экологическая этика: предмет и проблематика.
Теоретический и практический аспекты предметизации экологической этики. Конфликт естественного и искусственного, природы и (технической) цивилизации как источник экологических проблем. – Роль этики в осмыслении и решении экологических проблем. – Экологическая этика как разновидность прикладной этики. Место экологической этики в ряду экологических наук.

Тема 2. Природа как ценность.
Проблема ценности природы. Виды ценностей. – Принцип антропоцентризма, его доминирование в истории мысли и практике отношения человека к природе.

Тема 3. Идея нравственной ценности природы в истории мысли.
Принцип невреждения в отношении к животным (индуизм, джайнизм, буддизм, пифагореизм). Регламентация обращения с животными в Ветхом Завете. Антропоцентризм Нового Завета. – Традиции антропоцентризма и биоцентризма в западной мысли. – Способность испытывать страдание как критерий отношения к иным существам (И.Бентам).

Тема 4. Этапы развития, тенденции и методологические установки современной экологической этики.
Экология и экологическая этика. Идея просвещенного, или благоразумного антропоцентризма в ранней экологической этике. Принцип экоцентризма, или биоцентризма. – Этика земли (О.Леопольд). Обеспечение правового статуса живых существ. Глубинная экология (А.Нэсс). Социальная экология (М.Букчин). Экофеминизм (К.Уоррен) – Принцип экологической рациональности (Э.Лефф, Т.Принсен).

Раздел II. Принципы этического отношения к природе

Тема 5. Общеэтические принципы.
Общеэтические принципы и отношение к природе. – Категорический императив Канта. – Принцип максимизации блага Милля. – «Этика благоговения перед жизнью» А.Швейцера. – Этика заботы.

Тема 6. Этико-экологическая проблематика в международных и российских нормативных документах.
Экологическая проблематика в международном праве и международных декларациях. – В декларациях и решениях ООН. – В декларациях и решениях ЮНЕСКО. – Другие международные нормативные инициативы.

Тема 7. Этико-экологическая проблематика в политике и законодательстве России.
Экологическая проблематика во властном политическом дискурсе. – Законодательство РФ об охране окружающей среды и защите животных. – Корпоративные декларации о принципах экологической политики.

Тема 8. Принципы экологической этики.
Уважение ко всем формам жизни. – Биоразнообразие. – Устойчивость биосферы. – Предосторожность. – Справедливость. – Земля есть общее достояние. 

Тема 9. Принципы экологической этики (продолжение).
Права будущих поколений. – Разделенная ответственность. – Презумпция опасности. – Сокращение и конвергенция.

Раздел III.

Тема 10. Отношение к животным.
Разные аспекты отношения к животным: животноводство, домашние животные, использование животных в научных исследованиях, индустрия развлечений с использованием животных (зоопарк, цирк, коррида). – Права животных. Равенство животных. Видовая дискриминация («специесизм»). Требование «освобождения животных». – Проблема бездомных и опасных для человека животных.

Тема 11. Производственная деятельность.
Производственная (промышленная, сельскохозяйственная) деятельность и экология. – Этико-экологические проблемы недродобычи. – Природоохранные зоны. Заповедники. «Ресурсизм» (прагматизм), антропоцентризм и экоцентризм в заповедной практике.

Тема 12. Природа как рекреационный ресурс.
Рекреационный потенциал природы. Эстетические отношения к природе. – Отдых на природе. – Охота и рыбалка как развлечение.

Тема 13. Космическая деятельность.
Международное и национальное законодательства об исследовании и использовании космического пространства. –  Этические аспекты (и проблемы) деятельности по исследованию и использованию космического пространства. – Экологический ущерб от запусков ракет.

Тема 14. Экологическое движение.
Антропоцентризм и экоцентризм в движении за экологическую чистоту. – Движение зеленых. «Реалисты» и «фундаменталисты». – Разнообразие методов экологической борьбы. Общественные дискуссии. – Политика и этика экологической борьбы.

 

5) Учебно-методическое обеспечение курса

а) Перечень основной и дополнительной литературы:

1. Рекомендуемая литература (по всем разделам курса)

2. Рекомендуемая литература (по отдельным разделам курса)

Раздел I.

Раздел II.

Раздел III.

 

б) Выборочный перечень дополнительных веб-ресурсов:

 

в) Календарно-тематический план курса, ориентированный на использование инновационных образовательных технологий

 

Неделя

Тема

Образовательные технологии

1

Экологическая этика: предмет и проблематика

мультимедийная лекция

2

Природа как ценность

лекция

3

Идея нравственной ценности природы в истории мысли

мультимедийная лекция

4

Этапы развития, тенденции и методологические установки современной экологической этики

лекция
тестирование

5

 

семинар: обсуждение в мини-группах и межгрупповые дебаты
заочное консультирование
ситуационный анализ

6

Общеэтические принципы

мультимедийная лекция

7

Этико-экологическая проблематика в международных и российских нормативных документах

лекция

 

 

семинар: обсуждение в мини-группах и межгрупповые дебаты

8

Этико-экологическая проблематика в политике и законодательстве России

студенческие мультимедийные мини-презентации

9

Принципы экологической этики

обзорная лекция

Принципы экологической этики (продолжение)

семинар: обсуждение в мини-группах и межгрупповые дебаты

10

 

семинар: обсуждение в мини-группах и межгрупповые дебаты

11

 

мультимедийная лекция

12

 

тестирование

13

Отношение к животным

интерактивная лекция

14

Производственная деятельность

онлайн-консультирование
семинар: обсуждение в мини-группах и межгрупповые дебаты

15

Природа как рекреационный ресурс

студенческие мультимедийные мини-презентации

16

Космическая деятельность

ситуационный анализ

17

Экологическое движение

мультимедийная лекция

18

 

ситуационный анализ
онлайн-консультирование
тестирование

 

г) Контрольные вопросы, тесты, задания и темы творческих работ по курсу

Раздел I:

Контрольные вопросы

К Теме 1:

К Теме 2:

К Теме 3:

К Теме 4:


Тесты:

1. Принцип антропоцентризма выражается в:

а) требовании невреждения в отношении живых существ;
б) признании прав человека;
в) признании равноправия в отношениях человека и живой природы;
г) признании интересов человека (общества) в качестве достаточного основания принятия решений в отношении живой природы.

2. Принцип биоцентризма выражается в:

а) последовательном проведении природохранных мер;
б) признании прав животных;
в) признании равноправия в отношениях человека и живой природы;
г) признании интересов человека (общества) в качестве достаточного основания для принятия решений в отношении живой природы.

3. Дж.Бентам требовал нравственного отношения к животным на том основании, что они:

а) суть твари Божьи;
б) являются частью природы;
в) испытывают боль;
г) являются предметом нашей ответственности.

4. Согласно О.Леопольду, биологические виды функционируют:

а) подобно частям тела;
б) в межвидовой конкуренции и эволюционируя;
в) в лоне природы;
г) в качестве субъектов этики Земли.


Аналитические задания:

1) Утверждая принцип благоговения перед жизнью и настаивая на нравственном отношении ко всему живому, А.Швейцер, вместе с тем, допускал возможность уничтожения форм жизни, в частности, в сельскохозяйственном производстве или в ходе проведения медицинских экспериментов. Следует ли считать эти допущения Швейцера выражением его непоследовательности? Или особого рода реализма? Или они были органичны проповедуемому им нравственного учения?

2) Дж.О’Нилл (J.O’Neill) выделяет три понимания внутренней ценности (intrinsic value): а) синоним неинструментальной ценности, б) ценность, обусловленная внутренними свойствами объекта, в) синоним объективной ценности. Какое из данных пониманий внутренней ценности коррелирует с Аристотелевым понятием цели-сердства в учении о высшем благе?

Дополнительная литература: Аристотель. Никомахова этика. Кн. 1 // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984.


Тема самостоятельной творческой работы:
«Возможные социально-политические последствия этико-экологических программ».

Раздел II:

Контрольные вопросы

К Теме 5:

К Теме 6:

К Теме 7:

К Теме 8:

К Теме 9:


Тесты:

1. Если исходить из кантианской точки зрения, наиболее релевантным этико-экологическим разработкам является:

а) первый практический принцип категорического императива;
б) второй практический принцип категорического императива;
в) третий практический принцип категорического императива;
г) учение о категорическом императиве в единстве всех его определений.

2. С точки зрения утилитаризма, такие действия, затрагивающую природу, являются правильными, которые:

а) приносят наибольшую пользу агенту (действующему субъекту);
б) в наибольшей степени содействуют общему благу;
в) получают оправдание в процессе глобального рынка;
г) соответствуют принятым в обществе законам.

3. Принцип уважения ко всем формам жизни предполагает:

а) заботу обо всех формах жизни на уровне видов (подвидов);
б) заботу о каждой индивидуальной форме жизни;
в) ненанесения вреда каждой индивидуальной форме жизни;  
г) ненанесения вреда какой-либо форме жизни на уровне видов (подвидов).

4. Принцип презумпции опасности означает, что:

а) каждый проект следует рассматривать как источник потенциальной опасности для природы и человечества;
б) каждый проект должен проверяться на возможность риска для окружающей среды;
в) авторы проекта должны нести бремя доказательства его безопасности для окружающей среды;
г) высказывающие сомнение относительно экологической безопасности проекта, должны осознавать свою ответственность и предоставлять все необходимые доказательства.

Аналитические задания:

1) Проанализируйте «Декларацию Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию» и установите зафиксированные в ней экологические проблемы.

2) Проанализируйте российские корпоративные декларации и охарактеризуйте основные черты современной российской корпоративной экологической политики?

Тема ситуационного анализа:

Проанализируйте ситуацию, возникшую на последних стадиях разработки проекта нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО):
В апреле 2006 года на совещании, которое проводил Президент России с главами сибирских регионов в Томске, руководитель «Транснефти» – государственной компании, разрабатывавшей проект нефтепровода ВСТО докладывал о готовности «Транснефти» со дня на день начать строительство нефтепровода. Выслушав доклад, Президент поинтересовался о степени безопасности нефтепровода для озера Байкал, в непосредственной близости от которого должна была пройти трасса нефтепровода. Не услышав ясного ответа, он распорядился перенести трассу будущего трубопровода в районе озера Байкал за пределы водоохранной зоны. Распоряжение Президента внесло ясность в длительное противостояние общественности и «Транснефти» в вопросе о трассе трубопровода.
Проект нефтепровода ВСТО начал разрабатываться «Транснефтью» в соответствии с поручением Президента в августе 2001 года. Был и другой вариант «восточного» трубопровода – в Китай, предложенный ЮКОСом. Проект «Транснефти», выводивший нефть к Тихому океану был экономически и политически выигрышным. Он не привязывал «азиатский» экспорт российской нефти к одному партнеру – Китаю, который мог бы диктовать цену на нефть, позволял выйти на широкий энергетический рынок Азиатско-тихоокеанского региона и, следовательно, привлечь больше инвестиций. Разработанных нефтерождений могло не хватить для обеспечения потребностей в нефти и Китая, и Японии, не говоря о Южной Корее, Индии и других потенциальных импортеров топлива, однако привлечение большего числа инвестиций позволяло ускорить работы по разработке новых месторождений. В целом открытие Восточного нефтепровода сулит огромные выгоды восточным регионам и России в целом. Понятно, что новый нефтепровод отвечает и далеко идущим корпоративным интересам «Транснефти». Коммерческие, экономические, частно-политические и геополитические интересы довлели над авторами проекта и, скорее всего, были определяющими при принятии ими решений.
Некоторые существенные моменты проекта вызвали острое беспокойство экологов и экологически ориентированной общественности. Главным в экологически претензиях к проекту было то, что прокладка трубопровода в минимальной близости от Байкала (в отдельных местах на расстоянии всего 500–800 м) создавало озеру непосредственную угрозу. Представители «Транснефти» убеждали общественность, что для строительства трубопровода будут использованы особо прочные и хладостойкие трубы, соединительные детали, специально разработанные датчики, запорная, предохранительная и регулирующая арматура, фильтры, насосы и другое оборудование. Независимые эксперты, со своей стороны, утверждали, что проведение трассы вблизи Байкала недопустимо ни при каких условиях ввиду повышенной сейсмоопасности этого ареала, что представители «Транснефти» приняли в своих проектных расчетах более низкий уровень сейсмоопасности по сравнению с тем, который установили на основе своих расчетов сейсмологи. Анализ только открытых источников показывал, что обычная аварийность для магистральных нефтепроводов компании «Транснефти» в 2004–2005 годах была выше официально декларируемой в несколько раз. Даже ординарная авария на ВСТО вблизи озера могла бы привести к экологической катастрофе, последствия которой невозможно будет преодолеть в течение 100 лет, разрушение же трубопровода в результате землетрясения чревато необратимыми для озера последствиям.
Распоряжение Президента России касалось только района озера Байкал. Остается беспокоящая общественность неясность в отношении других участков нефтепровода. Однако важно, что многочисленные заявления и обращения экологов, выступления общественности по всей России заставили высшее российское руководство вмешаться в конфликт, в результате чего опасность от Байкала была отведена (нефтепровод на этом участке перепроектирован и удален от водоохранной зоны на 400-500 км). Решена и другая проблема, связанная с намерением «Транснефти» вывести нефтепровод в бухту Перевозная, представляющей собой небольшой курорт и граничащей с двумя заповедниками – Кедровой Падью и Дальневосточным морским заповедником. Теперь нефтетерминал будет размещен в бухте Козьмино (район Находки). Хотя строительство нефтепровода идет высокими темпами, есть все основания полагать, что проект в целом будет экологически скорректирован.
а) Определите заинтересованные стороны в данном конфликте. Каковы их позиции и интересы?
б) Реконструируйте на основе имеющейся информации императивно-ценностные позиции заинтересованных сторон.
в) Проанализируйте этико-нормативную динамику в разработке проекта нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».

Дополнительные материалы:


Тема самостоятельной творческой работы:
«Этические установки корпоративной экологической политики».

Раздел III:

Контрольные вопросы

К Теме 10:

К Теме 11:

К Теме 12:

К Теме 13:

К Теме 14:


Аналитические задания:

1) Люди по-разному используют животных: в животноводстве, научных исследованиях, развлечениях. Можно ли считать, что использование животных в одних целях оправданно (например, в научных исследованиях), а в других нет (например, в цирковых представлениях)? Допустимы ли различные «этики» отношения к животным?

2) Проанализируйте дебаты по общественно конфликтному проекту нефтепровода ВСТО. Реконструируйте позиции сторон и их эволюцию под влиянием общественных дискуссий. Охарактеризуйте состояние этико-экологической озабоченности современного российского общества.

3) Природа во многих своих формах является исключительным рекреационным ресурсом, в принципе самовоспроизводящимся. Проанализируйте направления использования природы, включая живую природу, в рекреационных и оздоровительных целях и сформулируйте необходимые ограничения в этой области, направленные на: а) сохранение природы, б) соблюдения достоинства в пользовании ею.

4) Проанализируйте Закон РФ № 5663-I «О космической деятельности» (http://edu.park.ru/public/default.asp?no=36323) и охарактеризуйте его этическое содержание.

Дополнительные материалы:

5) Природа во многих своих формах является исключительным рекреационным ресурсом, в принципе самовоспроизводящимся. Проанализируйте направления использования природы, включая живую природу, в рекреационных и оздоровительных целях и сформулируйте необходимые ограничения в этой области, направленные на: а) сохранение природы, б) соблюдения достоинства в пользовании ею.

6) Проанализируйте последние из известных Вам гражданских экологических акций (их цели, средства, формы) и дайте им квалицикацию с точки зрения этики борьбы.


Тема самостоятельной творческой работы:
«Этический анализ какого-либо природо-охранного нормативного документа».

 

6) Примерная тематика заключительных эссе

Тему рефератов, эссе, курсовых работ студент выбирает сам, согласовывая с преподавателем. При этом допускается жанровое разнообразие работ.

Жанр I. Реконструкция одной из тем спецкурса на основе определенного идейно-мыслительного материала. Задачей такой работы является изложение или осмысление выбранной темы с опорой на какие-либо собственно-экологические, нормативные, политические, философские или иные тексты.

Жанр II. Анализ одной из тем спецкурса на основе сопоставления различных источников. Задачей такой работы является обсуждение определенных этико-экологических проблем как они представлены в различных публицистических, политических, философских или иных текстах.

Жанр III. Историко-культурный или субкультурный (локально-нормативный) очерк. Задачей такой работы является описание какой-либо экологической ситуации или опыта разрешения связанного с экологией конфликта.

Жанр IV. Этико-прикладной (этико-экологический) и нормативно-этический анализ политического документа, корпоративной декларации о принципах экологической политики и т.д. Задачей такой работы является анализ названных типов текста в свете тематики спецкурса.

 

7) Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу

  1. Предмет и проблематика экологической этики.
  2. Экология и экологическая этика.
  3. Теоретический и практический аспекты предметизации экологической этики.– Роль этики в осмыслении и решении экологических проблем.
  4. Экологическая этика как разновидность прикладной этики.
  5. Проблема ценности природы.
  6. Принцип антропоцентризма, его доминирование в истории мысли и практике отношения человека к природе.
  7. Идея нравственной ценности природы в истории мысли.
  8. Принцип невреждения в отношении к животным (индуизм, джайнизм, буддизм, пифагореизм).
  9. Традиции антропоцентризма и биоцентризма в западной мысли.
  10. Идея просвещенного, или благоразумного антропоцентризма в ранней экологической этике.
  11. Принцип экоцентризма, или биоцентризма.
  12. Этика земли О.Леопольда.
  13. Глубинная экология А.Нэсса.
  14. Социальная экология М.Букчина.
  15. Экофеминизм К.Уоррен.
  16. Категорический императив И.Канта в отношении к природе.
  17. Принцип максимизации блага Дж.С.Милля в отношении к природе.
  18. «Этика благоговения перед жизнью» А.Швейцера.
  19. Этика заботы и ее экологические спецификации.
  20. Экологическая проблематика в международном праве и международных декларациях.
  21. Этико-экологическая проблематика в политике и законодательстве России.
  22. Корпоративные декларации о принципах экологической политики.
  23. Уважение ко всем формам жизни как принцип экологической этики.  Биоразнообразие как принцип экологической этики.
  24. Устойчивость биосферы как принцип экологической этики.
  25. Предосторожность как принцип экологической этики.
  26. Справедливость как принцип экологической этики.
  27. Земля есть общее достояние как принцип экологической этики. 
  28. Права будущих поколений как принцип экологической этики.
  29. Разделенная ответственность как принцип экологической этики.
  30. Презумпция опасности как принцип экологической этики.
  31. Сокращение и конвергенция как принципы экологической этики.
  32. Разные аспекты отношения к животным и их этическое содержание.
  33. Движение за права и «освобождение» животных.
  34. Концепция видовой дискриминации.
  35. Проблема бездомных и опасных для человека животных.
  36. Производственная деятельность и экология.
  37. Этико-экологические проблемы недродобычи.
  38. Природоохранные зоны.
  39. «Ресурсизм», антропоцентризм и экоцентризм в заповедной практике.
  40. Эстетические отношения к природе.
  41. Рекреационный потенциал природы.
  42. Международное и национальное законодательства об исследовании и использовании космического пространства.
  43. Этические аспекты (и проблемы) деятельности по исследованию и использованию космического пространства.
  44. Антропоцентризм и экоцентризм в движении за экологическую чистоту. Разнообразие методов экологической борьбы. Общественные дискуссии. Политика и этика экологической борьбы.

 

Критерии балльно-рейтинговой оценки знайний, умений и навыков

Система оценки:

Вид работы

Количество данных форм контроля в течение курса

Максимальное количество баллов

Общее количество баллов по данной форме контроля

Посещаемость

18  занятий по
2 а.ч.

1

18

Творческая работа

4

10

40

Коллоквиум по литературе

1

30

30

Заключительное эссе

1

40

40

Итого:

 

 

128 баллов

Шкала оценок:

75–128 баллов – «отлично»;
87–109 баллов – «хорошо»;
64–86 баллов – «удовлетворительно»;
Менее 64 – «неудовлетворительно».

Для получения итоговой положительной оценки необходимо выполнение всех видов работ. В случае получения менее половины максимального балла по какому-либо из видов работ (например, менее 5 баллов по контрольной работе, или посещения менее половины занятий, или менее 15 баллов по результату коллоквиума и т.д.) данный вид работы считается невыполненным и требуется переаттестация по данному виду работы. В случае пропусков занятий по неуважительной причине переаттестация может осуществляться в любой форме по выбору преподавателя.

 

Автор:
Доктор философских наук,
профессор Р.Г.Апресян

 

Рецензент:
Руководитель программы,
доктор философских наук, профессор
академик РАН А.А.Гусейнов