Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению

 

Утверждаю

Председатель Учебно-методического Совета по
философии, политологии и религиоведению УМО
по классическому университетскому образованию,
профессор В.В.Миронов

 

Программа дисциплины

Этика общения

Рекомендовано:

Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России

 

Москва
2006

 

I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. ЦЕЛЬ КУРСА

2. ЗАДАЧИ КУРСА

3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Изучению данного курса должно предшествовать изучение логики, онтологии, теории познания, истории философии, социальной философии, психологии и общего курса этики.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Содержание раздела «Теоретические и нормативные основания этики общения» должно быть освоено репродуктивно. Преподавание второго раздела курса - этики делового общения - нацелено на применение, использование полученных знаний, поэтому содержание этого раздела требует творческого освоения.  


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. РАЗДЕЛЫ КУРСА

Раздел I. Теоретические и нормативные основания этики общения.
Тема 1. Этика межличностных отношений.
Тема 2. Воздаяние.
Тема 3. Прощение.
Тема 4. Нравственные принципы общения.
Тема 5. Деструктивное общение.
Тема 6. Манипулятивное общение.
Тема 7. Межличностный конфликт.
Тема 8. Нравственность и этикет.

Раздел II. Этика делового общения.
Тема 9. Специфика делового общения.
Тема 10. Этика организационно-управленческой деятельности.
Тема 11. Корпоративизм и личная моральная ответственность.
Тема 12. Нравственные, этикетные и прагматические аспекты делового общения.

2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Этика межличностных отношений.
Этика как практическая философия. Этика межличностных отношений в системе этического знания. Общение. Общение и коммуникация. Виды общения. Функции общения.

Тема 2. Воздаяние.
Истоки идеи воздаяния. Обмен. Воздаяние. Вина. Возмездие. Ответственность. Возмездная справедливость. Рессентимент. Обмен и дар. Благодарность. Неблагодарность. Золотое правило нравственности. Категорический императив И.Канта.

Тема 3. Прощение.
Жертва. Прощение. Феномен прощения в моральной регуляции. Мотивы прощения. Условия прощения. Непростительное. Виды извинений.

Тема 4. Нравственные принципы общения.
Обязательство и ответственность. Коммутативная справедливость. Справедливость и гуманность. Доверие. Солидарность.

Тема 5. Деструктивное общение.
Агрессия в общении. Вербальная агрессия. Невербальная агрессия. Трансформация агрессивности. Пути преодоления агрессии. Нейтрализация агрессии. Профилактика агрессии.

Тема 6. Манипулятивное общение.
Понятие манипуляции. Обман, его разновидности и функции. Манипулятивные технологии. Защита от манипуляции.

Тема 7. Межличностный конфликт.
Понятие конфликта. Источники конфликта. Характеристика конфликтогенного поведения. Функции конфликта. Разрешение и ослабление конфликтов.

Тема 8. Нравственность и этикет.
Этикет как система табу, иерархий, конвенций и т.д. Мораль и обычай. Ритуал и ритуализованные действия. Этикет как знаковое, символическое и ритуализованное поведение. Нравственность и этикет. Нравственные проблемы в этикетном общении.

Раздел II. Этика деловых отношений.

Тема 9. Специфика деловых отношений.
Особенности деловых отношений. Формы деловой коммуникации. Нравственные основы деловых отношений. Виды нравственной ответственности в деловых отношениях. Ритуализация делового общения и ее нравственный смысл.

Тема 10. Этика организационно-управленческой деятельности.
Управленческая этика. Функциональная моральная ответственность. Лидерство.
Нравственные принципы управления. Разрешение конфликтных ситуаций. Формы и методы морального воздействия. Этикет общения руководителя.

Тема 11. Корпоративизм и личная моральная ответственность.
Корпоративизм. Корпоративные кодексы. Корпоративная этика и ее функции. Моральная ответственность члена корпорации. Разоблачительные заявления работников (сигнализаторство). Виды сигнализаторства и их моральная оценка. Внефирменное сигнализаторство. Внутрифирменное сигнализаторство. Меры по предотвращению необходимости сигнализаторства.

Тема 12. Нравственные, этикетные и прагматические аспектыделового общения.
Деловая беседа. Коммуникация, убеждение, аргументация. Характер и типы ценностей в аргументации. Доверие как источник убеждения и принятия аргументации. Спор, дискуссия, полемика. Корректные приемы спора.
Виды делового общения. Переговоры. Стратегии ведения переговоров. Методы поиска оснований для совмещения интересов. Справедливость стандартов и справедливость процедуры. Нравственно-психологические аспекты переговоров. Прагматические и нравственные критерии для оценки результатов переговоров.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

К разделу I:

К разделу II:

 

4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Концепция интерсубъективности А.Шютца.
  2. Диалогический персонализм М.Бубера.
  3. Дружба.
  4. Концепция межличностных отношений М.Бахтина.
  5. «Экзистенциальная коммуникация» К.Ясперса.
  6. Концепция единства я-ты в философии Л.Фейербаха и С.Л.Франка.
  7. «Анти-Карнеги» Э.Шострома и гуманистическая психология (К.Хорни, Э.Фромм, Р.Мэй).
  8. Конструктивные функции конфликта (по работам Аристотеля, Т.Гоббса, Г.В.Ф.Гегеля, М.Вебера, Л.Козера, Р.Дарендорфа).
  9. Феномен доверия (по работе А.Селигмена «Проблема доверия»).
  10. Особенности этикета как способа нормативной регуляции поведения.
  11. Этикет как метаязык.
  12. Ритуалы этикета.
  13. Функции светского и делового этикета.
  14. Достоинство и репутация как регулятивные идеи.

5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:

К разделу I:

  1. Этика межличностных отношений в системе этического знания.
  2. Общение. Общение и коммуникация. Виды общения.
  3. Функции общения. Теоретические модели общения.
  4. Обмен. Воздаяние. Возмездие.
  5. Благодарность. Неблагодарность.
  6. Прощение.
  7. Справедливость обмена и коммутативная справедливость.
  8. Толерантность, права человека и общее благо как регулятивные идеи общения.
  9. Справедливость и гуманность в общении.
  10. Агрессия в общении. Вербальная агрессия.
  11. Причины и предпосылки появления вербальной агрессии в общении.
  12. Виды и формы вербальной агрессии.
  13. Основные принципы контроля над вербальной агрессией.
  14. Речевой этикет как средство предотвращения вербальной агрессии.
  15. Понятие манипулятивного общения.
  16. Польза и правда. Аксиологические и праксеологические аспекты обмана.
  17. Защита от манипуляции.
  18. Источники конфликта.
  19. Функции конфликта.
  20. Основные подходы к решению конфликтных ситуаций.
  21. Нравственность и этикет как способы регулирования поведения: взаимосвязь, функции и отличия.
  22. Этикет как ритуализованное поведение.
  23. Ритуалы этикета.
  24. Этикет как символическое поведение.
  25. Нравственные проблемы в этикетном общении.

К разделу II:

  1. Институционально-опосредованные отношения. Особые моральные обязательства, обусловленные трудовым соглашением.
  2. Виды нравственной ответственности в деловых отношениях.
  3. Управленческая этика.
  4. Слагаемые репутации руководителя. Моральные основания лидерства.
  5. Нравственные принципы управления. Этикет руководителя.
  6. Корпоративизм. Корпоративные кодексы и их назначение.
  7. Корпоративная этика и ее функции.
  8. Сигнализаторство, его виды и их моральная оценка.
  9. Меры по предотвращению необходимости сигнализаторства.
  10. Факторы успеха деловой беседы.
  11. Характер и типы ценностей в аргументации.
  12. Спор, дискуссия, полемика. Корректные приемы спора.
  13. Нравственные аспекты переговорного процесса. Стратегии переговоров.
  14. Позиционный торг: нравственная оценка стратегии и методики проведения переговоров.
  15. Принципиальные переговоры: стратегия и тактика.
  16. Методы поиска оснований для совмещения интересов.
  17. Справедливость стандартов и справедливость процедуры переговоров.
  18. Назовите стандартные некорректные приемы аргументации.
  19. Техника нейтрализации и снижения негативного воздействия замечаний.
  20. Назовите правила ответов на вопросы.
  21. Этикетные и нравственные правила критики.
  22. Общие принципы делового этикета.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


п/п
Наименование разделов и тем
Всего
(час.)
Аудиторные занятия
(час.)
Самостоят.
работа
(час.)
Лекции
Семинары
Раздел I. Теоретические и нормативные основания этики общения.
24
24
 
24
1
Этика межличностных отношений.
2
2
 
2
2
Воздаяние.
4
4
 
4
3
Прощение.
2
2
 
2
4
Нравственные принципы общения.
2
2
 
2
5
Деструктивное общение.
4
4
 
4
6
Манипулятивное общение.
4
4
 
4
7
Межличностный конфликт.
2
2
 
2
8
Нравственность и этикет.
4
4
 
4
Раздел II. Этика деловых отношений.
12
12
 
12
3
Специфика делового общения
2
2
 
2
4
Этика организационно-управленческой деятельности
2
2
 
2
5
Корпоративная этика и личная ответственность
2
2
 
2
6
Нравственные, этикетные и прагматические аспекты делового общения
6
6
 
6
Итого:
36
36
 
36

 

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)

2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по отдельным разделам курса)

Раздел I.

Раздел II.

 

 

Автор:
д.ф.н., профессор Т.И.Пороховская

Рецензент:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А.Гусейнов