Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению

 

Утверждаю

Председатель Учебно-методического Совета по
философии, политологии и религиоведению УМО
по классическому университетскому образованию,
профессор В.В.Миронов

 

Программа дисциплины

Биомедицинская этика

Рекомендовано:

Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России

 

Москва
2006

 

I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. ЦЕЛЬ КУРСА

Освоение предмета биомедицинской этики как части прикладной этики.

2. ЗАДАЧИ КУРСА

Изучение и освоение истории прикладной этики и ее важнейшей части – биоэтики (биомедицинской этики) в контексте истории этики в целом.
Изучение и освоение понятийного аппарата биомедицинской этики, с учетом междисциплинарного характера этой науки, ее связи с развитием общества, культуры, науки и философии в последней трети ХХ в. и начале ХХI в.
Осмысление моральных дилемм, порожденных прогрессом современной биомедицины.
Осмысление процессов институционализации биоэтики и ее роли в современном обществе.

3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Изучение курса предоставляет реальную возможность выпускникам выбрать в русле биомедицинской этики тему дипломной работы, а аспирантам и соискателям – тему диссертационной работы и выполнить такую работу на высоком научном уровне.
Курс является введением в специальность для будущих преподавателей биомедицинской этики – в медицинских вузах и других учебных заведениях.
Курс обеспечивает начальную теоретическую подготовку тех выпускников, которые в будущем окажутся в роли профессиональных экспертов, в том числе, в качестве членов этических комитетов и комиссий разных уровней (исследовательских и больничных).

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

По итогам прослушанного курса студент должен иметь представление о содержании предмета биомедицинской этики, владеть ее понятийным аппаратом, уметь этически грамотно формулировать моральные дилеммы, порожденные прогрессом современной биомедицинской науки, уметь применять полученные теоретические знания при анализе моральных проблемных ситуаций в современных медицинских практиках.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. РАЗДЕЛЫ КУРСА

Введение

Структура программы отражает традиции преподавания биомедицинской этики, сложившиеся в мировой и отечественной практике, а также соответствует обычному плану изложения соответствующих зарубежных и отечественных учебников и учебных пособий.

Раздел I.

Тема 1. Исторические основы биомедицинской этики.
Тема 2. Соотношение медицинской этики, биоэтики и биомедицинской этики.
Тема 3. Теоретические основы биомедицинской этики. Принципы биомедицинской этики и их связь с основными этическими теориями.
Тема 4. Основные правила биомедицинской этики. Права и моральные обязательства врачей. Права пациентов.
Тема 5. Основные моральные модели взаимоотношения врача и пациента.
Тема 6. Проблема ответственности врача. Врачебные ошибки. Ятрогении.
Тема 7. Проблема справедливости и равной доступности в здравоохранении.
Тема 8. Этические комитеты и этическое консультирование.

Раздел II. Отдельные этико-экологические проблемы

Тема 1. Морально-этические проблемы медицинских вмешательств в репродукцию человека.
Тема 2. Смерть и умирание в эпоху новых медицинских технологий.
Тема 3. Моральные проблемы медицинской генетики.
Тема 4. Эпидемиология и этика. СПИД: морально-этические проблемы.
Тема 5. Этика в психиатрии.
Тема 6. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей.
Тема 7. Этические проблемы биомедицинских исследований на человеке и животных.

2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I.

Тема 1. Исторические основы биомедицинской этики.
Нравственное измерение человеческого бытия и этическая мотивация врачебной деятельности. Этика Гиппократа ( V - IV вв. до н.э.). Корпоративная врачебная этика Т.Персиваля (рубеж XVII - XVIII вв.). Этические идеи корифеев отечественной медицины – М.Я.Мудрова, Ф.Й.Гааза, Н.И.Пирогова, В.А.Манассеина и др. «Записки врача» В.В.Вересаева. Н.А.Семашко и Н.Н.Петров о медицинской этике и деонтологии. Морально-этический контекст нацистской медицины. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) и ее документы по медицинской этике.

Тема 2. Соотношение медицинской этики, биоэтики и биомедицинской этики.
Корпоративно-сословный характер профессиональной медицинской этики. Прикладная этика. В.Р.Поттер о биоэтике. Современные биомедицинские технологии и новые ситуации морального выбора. Междисциплинарный подход и роль публичных обсуждений в биоэтике (биомедицинской этике). Биоэтика и право. Биоэтика и религиозная мораль. Основополагающие международные документы биоэтики. Институционализация биоэтики (биомедицинской этики). Тождество и различие предметного содержания медицинской этики, биоэтики и биомедицинской этики.

Тема 3. Теоретические основы биомедицинской этики.
Научное знание и моральные ценности. Основные этические теории в контексте биоэтики: утилитаристские концепции блага (Юм, Бентам, Дж.С.Милль, современный американский утилитаризм), учение о моральном долге Канта, теория моральных обязательств prima facie У.Д.Росса и др. Принципы биомедицинской этики (по Т.Бичампу и Д.Чилдресу): благодеяния; непричинения вреда; уважения автономии личности; справедливости.

Тема 4. Основные правила биомедицинской этики. Права и обязанности врача. Права пациента.
Право пациента на информацию и обязанность врача и исследователя информировать. Правило добровольного информированного согласия. Правило конфиденциальности (врачебная тайна). Правило правдивости. Правило неприкосновенности частной жизни. Проблема прав пациента в современной России.

Тема 5. Основные моральные модели взаимоотношения врачей и пациентов.
Патернализм и антипатернализм в современной медицине. Техническая, патерналистская (пасторская), коллегиальная и договорная модели отношения врачей и пациентов (по Р.Витчу). Модели врачевания, основанные на специфике клинического состояния больного (модель острого, хронического и терминального состояния). Медико-этические особенности основных видов медицинской помощи - скорой и неотложной, амбулаторной, стационарной, реабилитационной, профилактической.

Тема 6. Проблема ответственности врача. Врачебные ошибки. Ятрогении.
Профессиональная ответственность медиков: морально-этический и юридический аспекты. Проблема врачебной ошибки. Понятие ятрогении. Проблема возмещения нанесенного пациенту ущерба. Причины возрастания в современной медицине претензий пациентов к врачам.

Тема 7. Проблема справедливости и равной доступности в здравоохранении.
Этический принцип справедливости. Справедливость воздаяния и справедливость распределения (дистрибутивная справедливость). Современные теории справедливости – Дж.Роулс, Р.Нозик и др. Макро- и микро-уровни распределения ресурсов. Моральные проблемы распределения ресурсов в государственной, страховой и частной системах здравоохранения. Правозащитные организации и движения пациентов.

Тема 8. Этические комитеты и этическое консультирование.
Институционализация биомедицинской этики. Исследовательские и больничные этические комитеты: история создания и направления деятельности. Этическое консультирование. Независимость этических комитетов и этических консультантов. Обучение кадров. Потребители результатов этической экспертизы. Проблемы этической экспертизы биомедицинских исследований и клинической практики в России.

Раздел II.

Тема 1. Морально-этические проблемы вмешательств в репродукцию человека.
Репродуктивное здоровье, репродуктивный выбор, репродуктивные права. Моральный статус пре-эмбриона, эмбриона и плода. Либеральный, консервативный и умеренный подходы к проблеме аборта. Морально-этические проблемы контрацепции. Морально-этические проблемы искусственного оплодотворения и клонирования человека. Морально-этические и юридические проблемы транссексуальной хирургии. Вмешательства в репродукцию человека: религиозный контекст.

Тема 2. Смерть и умирание в эпоху новых медицинских технологий.
Врач и умирающий больной. Смерть мозга – новая концепция смерти. Право пациента на смерть с достоинством. Проблема эвтаназии: вопросы дефиниции и терминологии. Эвтаназия – «за» и «против». Самоубийство терминального пациента при содействии врача. Этика современной паллиативной медицины, хосписы. Этико-правовые аспекты аутопсии. Труп человека в анатомическом театре: этико-правовые аспекты. Биоэтические проблемы умирания и смерти человека: религиозный контекст.

Тема 3. Моральные проблемы медицинской генетики.
Специфика моральных проблем медицинской генетики. Проблема конфиденциальности и добровольного информированного согласия, «право знать» и «право не знать» генетический диагноз. Директивная и недирективная модели медико-генетического консультирования. Генетическая информация как собственность. Философские и морально-этические проблемы международного проекта «Геном человека». Международные этические документы в области медицинской генетики. Евгеника: история и современные проблемы.

Тема 4. Эпидемиология и этика. СПИД: морально-этические проблемы.
Эпидемиология и права человека. Инфекционные болезни как потенциальный источник социальной опасности. Моральные аспекты карантинных мероприятий. Моральные дилеммы, права и обязанности граждан при проведении иммунопрофилактики инфекционных болезней (вакцинации). ВИЧ-инфекция: проблемы добровольности тестирования, конфиденциальности, отказа в лечении, доступности лечения, хосписной помощи Феномен спидофобии. Стигматизация, дискриминация и сегрегация ВИЧ-инфицированных. СПИД и дети: морально-этический контекст.

Тема 5. Этика в психиатрии.
Специфика психиатрии как клинической дисциплины: стигматизация пациентов, некомпетентность части пациентов и т.д. Гуманность, уважение человеческого достоинства душевнобольных. Проблемы добровольного информированного согласия, конфиденциальности, моральные и юридические основания применения принуждения при оказании психиатрической помощи. Понятие наименее ограничительной альтернативы. Проблема злоупотребления психиатрией. Антипсихиатрические движения. Международные этические документы в области психиатрии. Отечественный «Кодекс профессиональной этики психиатра» (1994).

Тема 6. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей.
Донорство органов и тканей как альтруистическая жертва ближнему. Трансплантология и проблема дефиниции смерти. Моральные проблемы пересадки органов от трупов, понятие «презумпции согласия» и «презумпции несогласия». Моральные дилеммы живых доноров. Некомпетентные доноры (несовершеннолетние и т.д.). Доноры с социальными ограничениями свободы выбора (заключенные и т.д.). Проблемы справедливости распределения донорских органов, коммерциализации трансплантологии. Моральные проблемы пересадки фетальных органов и тканей. Философские и моральные проблемы ксенотрансплантации и разработки искусственных органов.

Тема 7. Этика биомедицинских исследований на человеке и животных.
Этика биомедицинских исследований: история и теория. Научная обоснованность исследования как моральный принцип. Принципы уважения автономии личности и непричинения вреда. Правило добровольного информированного согласия и проблема использования плацебо. Оценка риска. Исследования на детях, заключенных и т.д. Проблема вознаграждения испытуемых. Этика исследований, спонсируемых из-за рубежа. Этика исследований на животных. Международные документы исследовательской этики.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

К разделу I:

К разделу II:

К разделу III:

4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ

5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:

  1. Формы социальной регуляции медицинской деятельности: этика, этикет, право.
  2. Этика Гиппократа.
  3. Этические идеи корифеев отечественной медицины – М.Я.Мудрова. Ф.Й.Гааза, Н.И.Пирогова, В.А.Манассеина и др.
  4. Этические проблемы в «Записках врача» В.В.Вересаева, их оценка в свете современной биомедицинской этики.
  5. Н.А.Семашко и Н.Н.Петров о врачебной этике и медицинской деонтологии.
  6. Нацистская медицина и судьба врачебной этики во второй половине ХХ в.
  7. Роль Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) в развитии современной медицинской этики.
  8. Прикладная этика – современный этапа истории этики.
  9. Проблема предмета биоэтики.
  10. Биомедицинская этика и религиозная мораль.
  11. Биомедицинская этика как социальный институт.
  12. Соотношение предметного содержания медицинской этики, биоэтики и биомедицинской этики.
  13. Принципы биомедицинской этики (по Т.Бичампу и Д.Чилдресу).
  14. Принцип уважения автономии личности и права пациента.
  15. Проблема справедливости в здравоохранении.
  16. Добровольное информированное согласие.
  17. Этическое правило правдивости и врачебная «святая ложь».
  18. Проблема врачебной тайны в современной медицине.
  19. Модели взаимоотношения врача и пациента (по Р.Витчу).
  20. Проблемы врачебной ошибки и ятрогении: этический контекст.
  21. Этические комитеты: история формирования и социальные функции.
  22. Морально-этические проблемы аборта и контрацепции.
  23. Морально-этические проблемы искусственного оплодотворения и клонирования человека.
  24. Моральный статус эмбриона.
  25. Смерть мозга и проблема дефиниции смерти.
  26. Эвтаназия как проблема биомедицинской этики.
  27. Философия и этика хосписа.
  28. Этико-правовые проблемы аутопсии.
  29. Морально-этические проблемы медицинской генетики.
  30. Евгеника: история и современные проблемы.
  31. Права и обязанности ВИЧ-инфицированных: моральные и правовые аспекты.
  32. Стигматизация, дискриминация и сегрегация ВИЧ-инфицированных в свете морали, этики и права.
  33. Специфика морально-этических проблем в психиатрии.
  34. Проблема добровольного информированного согласия и конфиденциальности в психиатрии.
  35. Этическое оправдание применения принуждения (насилия) в психиатрии.
  36. Социокультурные и идейные истоки антипсихиатрии. Проблема злоупотребления психиатрией.
  37. История этического регулирования биомедицинских исследований на человеке и животных.
  38. Нюрнбергский кодекс и Хельсинкская декларация ВМА и их роль в истории биомедицинской этики.
  39. Роль биоэтических принципов и правил в регулировании биомедицинских исследований на человеке.
  40. Этическое регулирование экспериментов на животных.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


п/п
Наименование разделов и тем
Всего
(час.)
Аудиторные занятия
(час.)
Самостоят.
работа
(час.)
Лекции
Семинары
Раздел I
18
18
 
18
1
Исторические основы биомедицинской этики.
4
4
 
4
2
Соотношение медицинской этики, биоэтики и биомедицинской этики.
2
2
 
2
3
Теоретические основы биомедицинской этики. Принципы биомедицинской этики и их связь с основными этическими теориями.
2
2
 
2
4
Основные правила биомедицинской этики. Права и моральные обязательства врачей. Права пациентов.
2
2
 
2
5
Основные моральные модели взаимоотношения врача и пациента.
2
2
 
2
6
Проблема ответственности врача. Врачебные ошибки. Ятрогении.
2
2
 
2
7
Проблема справедливости и равной доступности в здравоохранении.
2
2
 
2
8
Этические комитеты и этическое консультирование.
2
2
 
2
Раздел II
18
18
 
18
9
Морально-этические проблемы медицинских вмешательств в репродукцию человека.
4
4
 
4
10
Смерть и умирание в эпоху новых медицинских технологий.
4
4
 
4
11
Моральные проблемы медицинской генетики.
2
2
 
2
12
Эпидемиология и этика. СПИД: морально-этические проблемы.
2
2
 
2
13
Этика в психиатрии.
2
2
 
2
14
Моральные проблемы трансплантации органов и тканей.
2
2
 
2
15
Этические проблемы биомедицинских исследований на человеке и животных.
2
2
 
2
Итого:
36
36
 
36

 

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Экзамен

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)

2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по отдельным разделам курса)

Автор:
доктор философских наук,
кандидат медицинских наук, профессор А.Я.Иванюшкин

Рецензент:
академик РАН,
доктор философских наук, профессор А.А.Гусейнов