Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению

 

Утверждаю

Председатель Учебно-методического Совета по
философии, политологии и религиоведению УМО
по классическому университетскому образованию,
профессор В.В.Миронов

 

Программа дисциплины

Мораль и современные информационные технологии

Рекомендовано:

Учебно-методический совет по философии, политологии и религиоведению
УМО классических университетов России

 

Москва
2006

 

I. Организационно-методический раздел
II. Содержание курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. ЦЕЛЬ КУРСА

2. ЗАДАЧИ КУРСА

3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Инновационный курс «Мораль и современные информационные технологии» читается в качестве обзорной дисциплины, синтезирующей такие области исследования, как компьютерная этика, информационная этика, виртуальная этика, сетевая этика, этика Интернета, киберэтика.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

По итогам изучения курса студент должен:


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. РАЗДЕЛЫ КУРСА

Раздел I. Теоретические истоки этического осмысления процессов массовой информации и коммуникации.
Тема 1. Коммуникация как предмет моральной философии.
Тема 2. Этические аспекты исследования искусственного интеллекта.
Тема 3. Современные средства массовой информации и коммуникации.
Тема 4. Прикладная этика и средства массовой информации.

Раздел II. Различные направления этических исследований в сфере информационных технологий.
Тема 5. Компьютерная этика.
Тема 6. Информационная этика.
Тема 7. Виртуальная этика.
Тема 8. Сетевая этика.
Тема 9. Авторские права и Интернет.
Тема 10. Киберпреступления.

Раздел III. Прикладные аспекты современной массовой коммуникации.
Тема 11. Этические рамки виртуальной коммуникации.
Тема 12. Этические аспекты научной работы в Интернете.
Тема 13. Этические аспекты рекламы в Интернете.
Тема 14. Оригинальные формы Интернет-творчества.
Тема 15. Образование в Интернете.

2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Теоретические истоки этического осмысления процессов массовой информации и коммуникации.

Тема 1. Коммуникация как предмет моральной философии.
Феномен коммуникации. Коммуникативные науки. Коммуникация как предмет философии. Роль коммуникации в жизни человека и общества. Этическое осмысление коммуникации. Коммуникация как интерсубъективность, общение, диалог. «Экзистенциальная коммуникация» (К. Ясперс). Этика дискурса. Коммуникативные и стратегические действия (Ю. Хабермас). Коммуникация как глобальный диалог. Появление средств массовой коммуникации, их влияние на жизнь личности.

Тема 2. Этические аспекты исследований искусственного интеллекта.
Философские предпосылки изучения искусственного интеллекта. Исследования в области искусственного интеллекта как первые попытки антропологического осмысления виртуальной реальности. Мышление, сознание и компьютер. Споры вокруг «компьютерного мышления». Этические следствия из утверждения о «мышлении ЭВМ». Искусственный интеллект и виртуальная реальность.

Тема 3. Современные средства массовой коммуникации.
Киберпространство. Виртуальная и константная реальность. Многозначность понятия «виртуальность»; свойства виртуальности. Мир онлайн и его характеристики: анонимность, диффузность, информационная насыщенность, конкурентность, социальная активность. Глобальная сеть Интернет: история создания, назначение, роль в современном обществе. Интернет в России: динамика развития и этические особенности. Другие виды массовой коммуникации.

Тема 4. Прикладная этика и средства массовой коммуникации.
Нравственные проблемы, порождённые неограниченным доступом к средствам массовой коммуникации. Влияние Интернета на моральное сознание личности. Соблазны, связанные с сетевым пространством. Попытки этического осмысления виртуальности. Фрагментарность и концептуальная незавершённость виртуальной этики. Трудности построения прикладной этической теории киберпространства. Компьютерная этика, информационная этика, виртуальная этика, сетевая этика, этика Интернета и т.д. как фрагменты единой теории. Профессиональная этика работников сферы массовых коммуникаций.

Раздел II. Различные направления этических исследований в сфере информационных технологий.

Тема 5. Компьютерная этика.
Компьютеризация общества. Этические нормы, связанные с использованием компьютерной техники. Компьютерная этика как разновидность инженерной этики. Принципы ненанесения вреда посредством ЭВМ, невмешательства в работу других пользователей; запрет фабрикации данных и их распространения в сети. Кодексы компьютерной этики, их социокультурный и этический смысл. Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций в России (1996). Социальное противодействие злоупотреблениям компьютерной техникой. Научно-исследовательский институт компьютерной этики в США.

Тема 6. Информационная этика.
Информационная цивилизация: теория и оценки. Информационные технологии и информационные потоки. Информационное разделение общества. Информационная культура. Принцип «свободы доступа» к информации. Международные конвенции о свободе доступа к информации. Принцип свободы пользования информационными технологиями. «Билль о правах библиотек» (1948) в США и его различные интерпретации. Библиотечное, архивное дело и авторское право. Правила сбора, хранения, трансляции, обнародования информации. Защита информации. Секретность информации. Информационная среда и авторские права. Международные конгрессы ЮНЕСКО по ИНФОэтике.

Тема 7. Виртуальная этика.
Глобальная сеть Интернет как социальное пространство. Многофункциональность Интернета: коммуникационное поле, игра, развлечение, бизнес и деловая активность, справочные базы данных. Интернет как нереализованные возможности личности. Полярность оценок Интернета. Интернет-мифы. Виртуальные сообщества. Интернет-конфликты, причины и схемы их развития. Компьютерные игры как особый вид виртуальной реальности. Геймплей и его влияние на психику. Социальные, креативные и асоциальные последствия виртуальных игр.

Тема 8. Сетевая этика.
Глобальные и локальные сети. Принцип равноправия доступа к сетям. Новые антропологические возможности, связанные с глобальной сетью: мультикультурное общение, различные ипостаси личности и множественные социальные роли. «Сетевая жизнь». Индивидуальная, социальная и сетевая этика: совместимость, несовместимость или вечный конфликт? Особенности поведения и общения в сетях. Регулирование и саморегулирование сетевых сообществ. «Элитные сети». Сетевой этикет («нетикет»).

Тема 9. Авторские права и Интернет.
Понятие авторского права и интеллектуальной собственности. Противоречия между основными принципами информационной этики: доступности информации, требования соблюдения авторских прав, запрета вмешательства в частную жизнь и покушения на частную собственность. Защита авторских прав на электронные ресурсы в законодательстве западных стран и в России. Этические аспекты защиты авторских прав в Интернете. Плагиат, копирование и тиражирование данных в сетевом пространстве: неопределённость различий. Виртуальные подлоги. Правила обращения с авторскими продуктами в Интренете.

Тема 10. Киберпреступления.
Компьютерные преступления. Хакерство как профессиональная и преступная деятельность. «Хактивизм», хакерские сообщества. Промышленный шпионаж в сетевом пространстве. Незаконное использование программного обеспечения. Пропаганда порока в виртуальном мире. «Чёрный PR » в сети. Виртуальные экстремистские сообщества. Сайты экстремистских и террористических организаций. Кибертерроризм. Девиантное поведение пользователей. Подростковая преступность в киберпространстве. Трудности борьбы с киберпреступностью. Ответственность за киберпреступления: мировой опыт.

Раздел III. Прикладные аспекты современной массовой коммуникации.

Тема 11. Этические рамки виртуальной коммуникации.
Различные виды виртуальной коммуникации: электронная почта, сайты, рассылки, форумы, чаты, онлайн-общение, блоги и т.д. Сетевые роли. Различные виды сетевой коммуникации: деловые контакты, знакомства, развлечение, хобби, общение ради общения. Противоречивость их характеристик: анонимность и самовыражение, скрытность и раскрепощённость, избирательность и универсальность. Нравственные принципы виртуального общения: свобода слова, открытость, толерантность, равноправие сторон, вежливость. Их особенность в зависимости от вида виртуальной коммуникации.

Тема 12. Этические аспекты научной работы в Интернете.
Интернет-журналы и Интернет-публикации. Распространение научных данных в сети. Научные порталы. Виртуальные библиотеки: принципы функционирования. Интернет-конференции, их виды, особенности организации и правила участия. Научное рецензирование и редактирование в сети. Научные контакты через Интернет. Нормы этики науки в сетевом сообществе учёных.

Тема 13. Этические аспекты рекламы в Интернете.
Особенности рекламной деятельности в глобальной сети. Преимущества Интернет-рекламы, её целевая аудитория. Принцип действия и разновидности Интернет-рекламы. Маркетинговые он-лайн исследования. Юридические и этические ограничения в сфере Интернет-рекламы. Спам, виды спама и другие формы рекламных афер в сети. Юридическая ответственность за их распространение.

Тема 14. Оригинальные формы Интернет-творчества.
Творческий потенциал виртуальной реальности. Интернет-дневники (блоги). Литературные и журналистские сайты. Виртуальные клубы путешествий. Фотовыставки, видеоинсталляции, художественные выставки, презентации. Некоммерческие основания их существования. Основные правила их функционирования: запрет цензуры, плагиата, рекламы, нецензурной лексики. Нравственные принципы их деятельности: открытость, общительность, дружелюбие, взаимопомощь. Правила публикаций. Интернет-творчество и авторские права.

Тема 15. Образование в Интернете.
Новые возможности образования в связи с появлением Интернета: мультимедийность, интерактивность, передача большого объёма информации на неограниченные расстояния. Дистантное обучение, виртуальное образование, сетевые курсы как виды Интернет-образования; их сильные и слабые стороны. Этические аспекты Интернет-образования: виртуальное и реальное общение, дифференциация аудитории по уровню обеспеченности и владения компьютерной техники, ограниченные возможности практики, экологические рамки и т.д.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

К разделу I:

  1. Каковы основные этапы философского осмысления коммуникации?
  2. Какие науки называются коммуникативными?
  3. В чём состоит различие стратегических и коммуникативных действий, согласно Ю. Хабермасу?
  4. В чём различие основных концептуальных подходов к изучению искусственного интеллекта?
  5. Приведите аргументацию сторонников и противников наделения ЭВМ мышлением.
  6. Каковы этические следствия из утверждения о способности компьютера мыслить?
  7. Что в современной науке подразумевается под понятием «киберпространство»?
  8. В чём состоит различие виртуальной и константной реальности?
  9. Укажите виды киберпространства. В чём их различие?
  10. Каковы главные этические характеристики мира онлайн?
  11. Каковы основные этапы становления глобальной сети Интернет?
  12. Какую роль играет Интернет в современных процессах глобализации?
  13. Какие моральные проблемы возникают в связи с распространением Интернета в России?
  14. Каковы преимущества и недостатки Интернета в сравнении с другими средствами массовой информации и коммуникации?
  15. Какие влияния оказывает виртуальная реальность на моральное сознание личности?
  16. В чём суть оценки сетевой реальности как сферы нравственного кризиса?
  17. Укажите различные концептуальные подходы к моральному осмыслению виртуальной реальности?
  18. С чем связаны трудности построения этической теории киберпространства?
  19. Какие направления этического осмысления киберпространства вы знаете? Кратко охарактеризуйте каждое из них.
  20. Каковы основные ценности и нормы профессиональной этики работников массовой коммуникации?

К разделу II:

  1. Каковы основные этапы формирования компьютерной этики в западной философии?
  2. Как в современной компьютерной этике обосновываются основные моральные нормы?
  3. Какие операции с ЭВМ в компьютерной этике считаются злоупотреблениями?
  4. Какие данные, с точки зрения компьютерной этики, считаются сфабрикованными? В чём причина запрета их распространения?
  5. Какие международные и национальные кодексы компьютерной этики вы знаете? В чём состоит их ценностное основание?
  6. Что подразумевается под понятием «информационная этика»? Какие сферы деятельности она затрагивает?
  7. Какими оценками сопровождалось теоретическое описание информационного общества в западной социологии ХХ века?
  8. В чём суть и в чём опасность информационного разделения общества?
  9. Что в современной информатике вкладывается в понятие «информационная культура»?
  10. Что подразумевается под принципом «свободы доступа к информации»?
  11. Как соотносятся два важнейших принципа информационной этики: права доступа к информации и необходимости защиты конфиденциальной информации?
  12. Как принцип свободы доступа к информации реализуется в международных документах по правам человека?
  13. Какие моральные аргументы приводит информационная этика в пользу необходимости защиты информации?
  14. Каковы этические правила хранения, передачи и распространения информации?
  15. Укажите основные направления деятельности ЮНЕСКО по пропаганде информационной этики.
  16. Каков предмет виртуальной этики? Какие отношения она регулирует?
  17. Укажите основные функции Интернета как коммуникативной реальности. Дайте их этические характеристики.
  18. Какие новые возможности предоставляет личности Интернет?
  19. Чем объясняется существование полярных этических оценок Интернета в современном гуманитарном знании?
  20. Какие знаменитые Интернет-мифы вы знаете? Что лежит в их основе?
  21. В чём суть Интернет-конфликтов? Каковы пути их разрешения?
  22. Каково влияние компьютерных игр на психику личности?
  23. С чем связана полярность этических оценок компьютерных игр?
  24. Что составляет предмет сетевой этики?
  25. Какие новые возможности открылись в связи с появлением компьютерных сетей?
  26. Что такое «сетевая жизнь», и как её можно оценить с точки зрения этики?
  27. В чём суть конфликта сетевой и социальной этики? Могут ли они найти точки соприкосновения?
  28. Какие направления регулирования сетевых отношений предусмотрены законодательством Западных стран и России?
  29. Какие существуют сетевые самоограничения? Приведите примеры из мира локальных сетей.
  30. Укажите основные правила сетевого этикета. Какие ценности лежат в основании базовых принципов «нетикета»?
  31. В чём специфика соблюдения авторских прав в Интернете?
  32. В чём сложность определения интеллектуальной собственности в сетевом пространстве?
  33. Плагиат и копирование: в чём различие с точки зрения защиты авторских прав и сетевой этики?
  34. Что такое «киберпреступления» и каковы их виды?
  35. В чём специфика хакерства как профессиональной и преступной деятельности? Всякое ли хакерство является преступным?
  36. Каковы особенности пропаганды экстремистских движений в глобальной сети?
  37. Пропаганда порока в Интернете как вид морального зла. Обоснуйте это утверждение.
  38. Какие существуют виды моральной и законодательной ответственности за киберпреступления?

К разделу III:

  1. Чем характеризуются различные виды виртуального общения с точки зрения этики?
  2. Какие сетевые роли чаще всего встречаются в виртуальном пространстве?
  3. В чём суть полярных нравственных оценок виртуального общения? Каковы его положительные и отрицательные характеристики?
  4. Как формулируются общепринятые нравственные основания виртуального общения? Укажите их ценностное основание.
  5. Какие ограничения могут быть наложены на принцип свободы слова в виртуальной реальности?
  6. Какие нормы и ценности этики науки нашли отражение в этике виртуального пространства?
  7. В чём особенность научных контактов через Интернет как вида виртуального общения?
  8. В чём особенности публикации научных данных в Интернете с точки зрения этики науки?
  9. Каковы особенности рекламной деятельности в Интернете с точки зрения этики?
  10. В чём преимущества и недостатки сетевой рекламы?
  11. Какие моральные и юридические ограничения существуют применительно к сетевой рекламе?
  12. Какие оригинальные формы Интернет-творчества вы знаете?
  13. Чем объясняется огромная популярность Интернет-дневников (блогов)? Какие нравственные ограничения существуют при создании блогов?
  14. Каковы этические аспекты оригинальных форм Интернет творчества? В чём заключается их ценностное содержание?
  15. Каковы принципы функционирования некоммерческих творческих союзов в Интернете?
  16. Какие новые возможности в образовании предоставляют сетевые технологии?

4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ, КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Коммуникация как предмет философии.
  2. Этика дискурса.
  3. Искусственный интеллект: основные направления исследования.
  4. Мозг и компьютер: сходства и различия.
  5. Этические аспекты исследований искусственного интеллекта.
  6. Виртуальная и константная реальность.
  7. Киберпространство: его виды и свойства.
  8. Глобальная сеть Интернет: история создания и роль в становлении глобального общества.
  9. Интернет в России: развитие и этические проблемы.
  10. Основные направления этического исследования виртуальной реальности: концепции, проблемное поле, основные выводы.
  11. Прикладная этика киберпространства: основания, перспективы и трудности построения.
  12. Моральное сознание и Интернет: взаимное влияние.
  13. Компьютерная этика.
  14. Виртуальная этика.
  15. Информационная этика.
  16. Сетевая этика.
  17. Этика Интернета.
  18. Профессиональная этика работников в сфере массовой коммуникации.
  19. Кодексы компьютерной этики, их ценностная основа.
  20. Информационная цивилизация: этическое осмысление.
  21. Информационная культура.
  22. Международные кодексы о свободе доступа к информации: их моральное и социокультурное значение.
  23. Деятельность ЮНЕСКО в области защиты прав доступа к информации.
  24. Виртуальное пространство, его характеристики с точки зрения этики.
  25. Моральные оценки Интернета в современных философских и культурологических исследованиях.
  26. Интернет-мифы: история, логика создания и функционирование в сетях.
  27. Компьютерные игры: креативные и антисоциальные влияния.
  28. Геймплей и его влияние на психику.
  29. «Сетевая жизнь», её характеристики с точки зрения этики.
  30. Сетевая и социальная этика: точки соприкосновения.
  31. Сетевой этикет: основные правила.
  32. Интернет и авторские права: специфика определения и защиты.
  33. Компьютерные преступления: виды, причины появления и возможности противодействия.
  34. Хакерство как профессиональная и преступная деятельность.
  35. «Виртуальный терроризм» и «виртуальный экстремизм»: история, особенности пропаганды.
  36. Виды виртуальной коммуникации; их положительные и отрицательные черты с точки зрения моральной оценки.
  37. Характеристики виртуального общения, их антропологические и этические особенности.
  38. Этические стандарты виртуального общения.
  39. Научная работа в Интернете с точки зрения этики науки.
  40. Реклама в Интернете: этические аспекты.
  41. Оригинальные формы Интернет-творчества, их моральные принципы.
  42. Образование в Интернете: виды и социокультурная значимость.

5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ:

  1. Коммуникация как предмет моральной философии.
  2. Искусственный интеллект как предмет исследования этики.
  3. Киберпространство: его виды и характеристики.
  4. Виртуальная и константная реальность.
  5. Интернет: история создания и социокультурные характеристики.
  6. Интернет в России: динамика развития и моральные проблемы.
  7. Прикладная этика в сфере средств массовой коммуникации.
  8. Профессиональная этика работников сферы массовой коммуникации.
  9. Этика средств массовой коммуникации как область междисциплинарных исследований.
  10. Прикладная этическая теория киберпространства: попытки и трудности построения.
  11. Компьютерная этика.
  12. Виртуальная этика.
  13. Компьютерные игры в этическом измерении.
  14. Информационная этика.
  15. Отражение норм информационной этики в международных документах по правам человека.
  16. Сетевая этика.
  17. Социокультурные и мультикультурные характеристики сетевой реальности.
  18. Сетевое общение с точки зрения этической теории.
  19. Индивидуальная, социальная и сетевая этика: конфликты и точки соприкосновения.
  20. Законодательное и моральное регулирование сетевых сообществ.
  21. Сетевой этикет: принципы, нормы, ценностное основание.
  22. Авторские права в Интернете: специфика соблюдения и защиты.
  23. Компьютерные преступления.
  24. Хакерство как преступная и профессиональная деятельность.
  25. Девиантное поведение пользователей сетей: виды и профилактика.
  26. Виртуальная коммуникация: виды, характеристики и моральные проблемы.
  27. Нравственные принципы виртуального общения.
  28. Научные контакты как вид сетевого общения.
  29. Виртуальная этика и этика науки: направления взаимодействия.
  30. Этические аспекты рекламной деятельности в сети.
  31. Оригинальные формы Интернет-творчества: характеристики и нравственные принципы.
  32. Образование в Интернете: возможности и перспективы.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


п/п
Наименование разделов и тем
Всего
(час.)
Аудиторные занятия
(час.)
Самостоят.
работа
(час.)
Лекции
Семинары
Раздел I. Теоретические истоки этического осмысления процессов массовой коммуникации.
8
8
 
8
1
Коммуникация как предмет моральной философии.
2
2
 
2
2
Этические аспекты исследований искусственного интеллекта.
2
2
 
2
3
Современные средства массовой информации и коммуникации.
2
2
 
2
4
Прикладная этика и средства массовой информации.
2
2
 
2
Раздел II. Различные направления этических исследований сферы массовой коммуникации.
14
14
 
14
5
Компьютерная этика.
2
2
 
2
6
Информационная этика.
2
2
 
2
7
Виртуальная этика.
2
2
 
2
8
Сетевая этика.
2
2
 
2
9
Авторские права и Интернет.
2
2
 
2
10
Киберпреступления.
4
 4
 
4
Раздел III. Прикладные аспекты современной массовой коммуникации.
10
10
 
10
11
Этические рамки виртуальной коммуникации.
2
 
2
12
Этические аспекты научной работы в Интернете.
2
 
2
13
Этические аспекты рекламы в Интернете.
2
2
 
2
14
Оригинальные формы Интернет-творчества.
2
2
 
2
15
Образование в Интернете.
2
 
2
Итого:
32
32
 
32

 

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по всем разделам курса)

2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (по отдельным разделам курса)

Раздел I.

Раздел II.

Раздел III.

Автор:
к.ф.н. А.А. Скворцов

Рецензент:
академик РАН, д.ф.н., профессор А.А. Гусейнов