Ксенофонт.
Воспоминания о Сократе. Кн. IV, гл. 2, §§ 11–18

[Сократ об относительности добродетели поступков]


(11) Тут Сократ сказал:
– Что же, Эвтидем, уж не стремишься ли ты приобрести те качества, которые делают человека способным заниматься государственными делами и домашним хозяйством 8, быть правителем и приносить пользу другим и себе?
– Мне как раз очень нужны такие качества, Сократ, – отвечал Эвтидем.
– Клянусь Зевсом, – сказал Сократ, – ты стремишься приобрести прекрасные качества и искусство первостепенной важности: ведь такие качества – принадлежность царей и называются царскими. Не приходил ли тебе в голову такой вопрос, – прибавил Сократ, – возможно ли иметь эти качества, не будучи справедливым?
– Конечно, приходил, – отвечал Эвтидем, – Да, без справедливости нельзя быть хорошим гражданином.

(12) – Что же? Ты, конечно, этого достиг? – спросил Сократ.
– Думаю, Сократ, – отвечал Эвтидем, – я не меньше кого другого окажусь справедливым.
– А у справедливых есть какие-нибудь дела, как есть дела у плотников? – спросил Сократ.
– Конечно, есть, – отвечал Эвтидем.
– И справедливые могли бы сказать, какие у них дела, как плотники могут показать свои дела? – спросил Сократ.
– Мне ли не уметь рассказать о делах справедливости? – сказал Эвтидем. – Клянусь Зевсом, также и о делах несправедливости: немало таких дел каждый день можно видеть и слышать.

(13) – Не хочешь ли, – предложил Сократ, – мы напишем здесь дельту, а здесь альфу 9? Потом, что покажется нам делом справедливости, то будем ставить в графу с дельтой, а что – делом несправедливости, то в графу с альфой?
– Пиши, если тебе кажется, что от этого будет польза, – отвечал Эвтидем.

(14) Сократ написал буквы, как сказал, и потом спросил:
– Так вот, существует ли на свете ложь?
– Конечно, существует, – отвечал Эвтидем.
– Куда же нам ее поставить? – спросил Сократ.
– Несомненно, в графу несправедливости, – отвечал Эвтидем.
– И обман существует? – спросил Сократ.
– Конечно, – отвечал Эвтидем.
– А его куда поставить? – спросил Сократ.
– И его, несомненно, в графу несправедливости, – отвечал Эвтидем.
– А злодейство?
– И его тоже, – отвечал Эвтидем.
– А похищение людей для продажи в рабство 10?
– И его тоже.
– А в графе справедливости ничего из этого у нас не будет поставлено, Эвтидем?

(15) – Это было бы нелепо, – отвечал Эвтидем.
– А что, если кто-нибудь, выбранный в стратеги, обратит в рабство и продаст жителей несправедливого неприятельского города, скажем ли мы про него, что он несправедлив?
– Конечно, нет, – отвечал Эвтидем.
– Не скажем ли, что он поступает справедливо?
– Конечно.
– А что, если он, воюя с ними, будет их обманывать?
– Справедливо и это, – отвечал Эвтидем.
– А если будет воровать и грабить их добро, не будет ли он поступать справедливо?
– Конечно, – отвечал Эвтидем, – но сперва я думал, что твои вопросы касаются только друзей.
– Значит, – сказал Сократ, – что мы поставили в графу несправедливости, это все, пожалуй, следовало бы поставить и в графу справедливости?
– По-видимому, так, – отвечал Эвтидем.

(16) – Так не хочешь ли, – предложил Сократ, – мы это так и поставим и сделаем новое определение, что по отношению к врагам такие поступки справедливы 11, а по отношению к друзьям несправедливы, и по отношению к ним, напротив, следует быть как можно правдивее?
– Совершенно верно, – отвечал Эвтидем.

(17) – А что, – сказал Сократ, – если какой стратег, видя упадок духа у воинов, солжет им, будто подходят союзники, и этой ложью поднимет дух у войска, – куда нам поставить этот обман?
– Мне кажется, в графу справедливости, – отвечал Эвтидем.
– А если сыну нужно лекарство и он не хочет принимать его, а отец обманет его и даст лекарство под видом пищи и благодаря этой лжи сын выздоровеет, – этот обман куда поставить?
– Мне кажется, и его туда же, – отвечал Эвтидем.
– А если кто, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдет или отнимет у него меч или другое подобное оружие, – это куда поставить?
– И это, клянусь Зевсом, в графу справедливости, – отвечал Эвтидем.

(18) – Ты хочешь сказать, – заметил Сократ, – что и с друзьями не во всех случаях надо быть до конца правдивым?
– Конечно, нет, клянусь Зевсом; я беру назад свои слова, если позволишь, – отвечал Эвтидем.

Ксенофонт. Сократические сочинения. Спб.: Комплект, 1993. С. 153–155.