Мишаткина Т.В., Минск
Этика гражданственности в негражданском обществе


В структуре нормативно-прикладной этики важнейшей компонентой, регулирующей поведение и отношение личности к обществу, является этика гражданственности. Ее главной ценностью выступает Свобода личности, в том числе свобода морального выбора, обеспечивающая возможность самосто­ятельного обнаружения Добра и Зла, а также право выбора между ними с последующим определением собственного Долга и включением Совести как механизма самоконтроля. Способность проявлять эти свойства и качества и составляет феномен гражданственности.

Этику гражданственности отличает ряд характерных особенностей:

Таким образом, этика гражданственности естественным образом связана с понятиями «гражданин» и «гражданское общество». Если первый является носителем и «исполнителем» норм и требований этики гражданственности, то последнее выступает основным институциональным условием ее формирования и полем ее реализации. При таком подходе весьма продуктивной оказывается концепция институционализации этики на мезо- и макро- уровнях Н. Васильевене (Литва, Каунас), которая дает возможность рассматривать статус и механизм действия этики гражданственности в зависимости от ситуаций конкретного социума.

Условимся, что под гражданским обществом понимается целостная совокупность неполитических духовных и экономических отношений между лицами, группами и организациями, независимыми от государственной власти. Гражданское общество, как известно, формируется на стыке общественной и частной жизни, предоставляя человеку возможность самостоятельно определять цели и средства своих действий. Основными морально значимыми признаками и ориентирами такого общества являются:

В таком обществе люди выступают не как «политические существа» – подданные государства, а как граждане, которые защищены законом от вмешательства государства и действуют, определяя свои жизненные стратегии и тактики вполне самостоятельно. Этический императив гражданского общества предполагает постоянное добровольное уважение к другому, требует понимать поступки других, пользоваться свободой, собственной иерархией ценностей и на их основе принимать личные решения под личную ответственность (А.А. Гусейнов, В.И. Бакштановский). Очевидно, что сами признаки и гарантии гражданского общества предполагают наличие высоко развитой моральной саморегуляции поведения граждан. Вместе с тем, самоочевидность и привычность этих условий превращает упомянутый этический императив в естественный регулятив, не требующий от общества специального внимания к целенаправленному формированию гражданских качеств личности. В гражданском обществе этика гражданственности, выступающая результатом и показателем нравственной культуры общества, опирается, с одной стороны, на общечеловеческие моральные нормы и ценности, с другой стороны, на политическую мораль – ценности и нормы, ориентирующие на сохранение стабильности и устойчивое развитие такого общества. Институционально феномен гражданственности проявляет себя в таком обществе созданием и функционированием различных партий, обществ, корпораций.

По-другому обстоит дело в негражданском обществе и обществе, ориентирующемся на гражданское, но еще не ставшее им.  В таких обществах, лишенных или еще не приобретших необходимых моральных оснований и признаков гражданского общества, отношения с этикой гражданственности складываются весьма не просто.  В негражданском, и следовательно, авторитарном (а в крайнем случае – тоталитарном) обществе власть предержащие в своем стремлении сохранить status< quo заинтересованы в низком уровне самосознания, нравственной и политической культуры общества и неавтономной личности.  Более того, проявление гражданского самосознания может быть здесь опасным для личности, преследоваться властями и отторгаться основной массой населения (дессидентство в СССР). В таких условиях феномен гражданственности проявляется, в основном, на уровне андеграунда, в глухом недовольстве действиями властей или в редких вспышках гражданского неповиновения со стороны отдельных граждан или организуемого и координируемого оппозиционными партиями.

Только в условиях становления гражданского общества, движения к нему и, следовательно, постепенного обретения (завоевания) обществом вышеперечисленных качеств,  этика гражданственности становится по-настоящему востребованной, выступая предпосылкой и необходимым основанием для проведения людьми, вовлеченными в орбиту пол­итической жизни, тех преобразований, которые будут способствовать превращению негражданского или догражданского общества в гражданское.

Формирование этики гражданственности предполагает, прежде всего, интенсивное повышение в обществе уровня политической культуры, которая должна сочетать в себе политическую компетентность, гибкость мышления, терпимость к инакомыслию, отказ от индивидуального и группового эгоизма.

Политическая компетентность включает в себя формирование и развитие знания и понимания политических теорий, политической истории, актуальной политической ситуации в обществе. Знание теории предполагает объективный анализ идеологических, политологических и социологических концепций,  всестороннюю оценку альтернативных общественно-политических движений и путей развития общества с позиций общечеловеческих ценностей и интересов. Знание истории предполагает сохранение и трансляцию исторической и национальной памяти народа, знакомство с подлинными фактами отечественной и мировой истории и культуры. Знание реальной ситуации предполагает всестороннюю и достоверную информированность людей о событиях в стране и мире. Обретение знаний происходит, прежде всего, в процессе получения образования и через систему идеологического воспитания. Необходимым условием формирования объективного знания является полная гласность, отсутствие политической цензуры над средствами массовой информации и другими формами духовной жизни общества, плюрализм и недопустимость тенденциозности в подаче информации.

Гибкость, вариативность мышления проявляются в способности к широкому политическому мышлению и радикальным действиям, переосмыслению политических догм и стереотипов, норм и идеалов, отказу от устаревших трафаретов, идеологических мифологем и утопий, которые препятствуют радикальным процессам преобразования. Сегодняшние потребности и интересы общества требуют их коренного пересмотра и переосмысления, отказа от них как «руководства к действию».

Толерантность, терпимость к инакомыслию основывается на отношении к нему как необходимому компоненту гражданской активности. Способность предложить новое, нестандартное решение, увидеть в нем рациональное зерно должна приветствоваться, а все новое – апробироваться, использоваться на благо общества и его обновления, а не клеймиться как враждебное. Толерантность, способствующая не только прогрессу, но и гражданскому миру и согласию, несовместима с такими проявлениями гражданской антикультуры, как нетерпимость к инакомыслию, поиск «врагов», политический и национальный экстремизм.

Отказ от индивидуального и группового эгоизма, проявляющегося в нежелании уступить власть, признать несостоятельность своей практики, идеологии, целей и средств (аппаратный эгоизм); требовании исключительных прав для своего народа в ущерб правам других народов и общечеловеческим интересам (национальный эгоизм); эгоизме отдельных коллективов и групп (профессиональных, возрастных и др.), требующих особых условий для себя; эгоизме религиозных конфессий и т.п., также является элементом политической культуры.

Наличие и проявление этих качеств выступают как факторы, способствующие становлению гражданского общества. Отсутствие или слабая степень развитости этих составляющих  являются свидетельством политической «докультуры» общества и выступают основным препятствием его социально-экономического и политического обновления. Кроме того, субъективным фактором, препятствующим формированию гражданского общества, выступает авторитаризм морального сознания большинства или значительной части общества – антипод этики гражданственности. Это, прежде всего:

Сохранение этих барьеров выступает серьезным препятствием становления гражданского общества. В этой ситуации  огромную роль играет этика гражданственности, выступающая важнейшим предпосылочным фактором перехода от авторитаризма к демократии и гражданскому обществу.