Новая газета

№ 60 от 5 июня 2013

Некоммерческая иродиада

Избиение НКО — грубая политическая ошибка

В будущем едином и непротиворечивом учебнике истории будут две славные страницы: изничтожение всех сколько-нибудь независимых общественных объединений при Сталине, увенчавшееся подавлением… краеведения, и поход против НКО при Путине, развернутый под знаменем массового разоблачения «иностранных агентов».

Зачем это позорище нужно человеку, который так любит производить впечатление и вообще следит за прикидом, — непонятно. Если же на дело смотреть с точки зрения тактических и стратегических интересов режима, то и здесь от всей этой кампании вреда больше, чем пользы.

Казалось бы, потуги рядового авторитаризма переоформиться в настоящий неототалитаризм эти действия власти оправдывают. Гражданская активность, даже самая мирная и неполитическая, воспитывает в людях независимость в поведении и мнениях, готовность решать проблемы без власти, собственными силами, в духе здоровой солидарности. Это — тайное рассадничество свободомыслия, естественной коллективности и антипатернализма. Еще в начале 90-х был проведен большой семинар со всеми ведущими НКО, который так и назывался: «Гражданские инициативы — повседневная практика либерализма». Оказывается, в жизни от истинных либералов пользы куда больше, чем от заполошных патриотов и государственников. Что в нашем положении крамольно со всех точек зрения.

Ко всему прочему, это еще и особый род единства, чем-то сродни нынешнему протесту, который на неприятии официального курса строит в одни ряды практически весь политический спектр, от красных и голубых до белых и коричневых. В гражданских инициативах все еще глубже, но главное построено не на отрицании, а на чистом позитиве: когда нужно починить крышу или зарыть канаву, обычно забывают, кто за белых, а кто за красных. Все это пробуждает в людях достоинство, а заодно бросает на всякую власть тень карикатурности. Такой моральной конкуренции политическое руководство просто не выдерживает. Начальству куда приятнее разруливать проблемы народонаселения самому, точечными, «ручными» решениями, принимаемыми в ходе прямого общения с народом, прямо на глазах у многомиллионной телеаудитории, украдкой смахивающей слезу умиления. Что с девочкой, дозвонившейся до президента? Ей купили мячик на средства федерального бюджета!

Но, похоже, в сознании наших стратегов все еще проще.

Можно понять желание вывести из строя ряд наиболее активных НКО, прежде всего правозащитных. Но эти организации пересчитываются по пальцам рук. Зачем же так позориться перед миром, устраивая повальное избиение? Все эти широкозахватные проверки слишком напоминают курсирование «черных марусь» в известный период отечественной истории. То, что теперь увозят не людей, а жесткие диски, сути не меняет. Восстанавливается главное: «пришли». Кому теперь нужна такая слава, тем более что сейчас прошлая трагедия, как и положено в истории, повторяется в виде фарса?

Можно подумать, что это логика в духе классического детектива Конан Дойля, Честертона или Агаты Кристи: где проще всего спрятать лист? В лесу. Там, чтобы убить одного, обрекали на смерть целую роту или полк. Точно так же можно попытаться незаметно похоронить «ГОЛОС» и «Мемориал» под грудой безобидных любителей природы и фантазии. Однако здесь все слишком видно с первого взгляда, эффект сокрытия нулевой, а издержки гигантские — организационно-технические, финансовые, репутационные.

Первый же сигнал: высочайшее заявление об иностранном миллиарде, полученном НКО за четыре месяца, оборачивается конфузом: деваться некуда, скоро уже придется опубликовать весь список с полученными суммами, а там… Но ситуация плохая и без того: сначала резонансное заявление президента… а уже потом (!) разбирательство, кто, сколько, от кого и на что получил. У нас что, главе государства дискурс не фильтруют?

Далее начинаются обломы. Оказывается, у «ГОЛОСа» иностранных денег нет. Однажды им присудили какую-то премию, они, предвидя гонения, от денег отказались, но из-за аппаратной проволочки эти деньги пришли на транзитный (!) счет, откуда их по просьбе «ГОЛОСа» и вернули. Теперь дело поворачивают так: вы этими деньгами распорядились, хотя и не получили, — значит, иностранное финансирование у вас есть. Театр одного абсурда.

Еще одна организация имела гранты в прошлом, давно от них отказалась, однако сейчас ее принуждают регистрироваться в качестве иностранного агента, поскольку у представителей власти есть «достаточные основания полагать», что в будущем иностранное финансирование «может возобновиться».

Transparency International является частью международной организации, в уставе которой специально прописан запрет на участие в политике. Когда же российское отделение принуждают признать себя иностранным агентом, получается, что Россия обвиняет авторитетнейшую международную организацию в нарушении устава, то есть в противозаконной деятельности. Парни явно не считают последствий.

Можно предположить, что, когда давали установку на повальные проверки, такой ненормальной активности со стороны органов никто не ожидал. Однако силовики, особенно на местах, сочли, что наступил их звездный час: есть возможность выслужиться, получить поощрения и повышения, вытянуть из бюджета дополнительный ресурс на борьбу с подрывной деятельностью тайного врага. А поскольку враг умело маскируется или его просто нет, под политику пришлось подверстывать все подряд, включая природные заповедники и активистов в сфере здравоохранения.

В результате — бесчисленные жалобы на вопиющие нарушения в ходе проверок. Кампания уже обернулась потенциальным скандалом редкой силы. Сейчас со всех рук давят на суды в надежде на то, что после судебных решений бесчисленные жалобы на нарушения в ходе проверок можно будет спустить на тормозах.

От всей этой затеи уже видны невооруженным глазом два основных эффекта.

Во-первых, чтобы проект якобы сработал, а не обернулся пальбой из «Града» по воробьям, пришлось натягивать массу иностранных агентов с нарушениями, масштаб и наглость которых соизмеримы с фальсификатом на выборах, а по откровенности даже превосходят чуровщину. Это все в копилку, в анналы и в будущие обвинения.

Во-вторых, можно хотя бы в первом приближении посчитать, сколько мирных и совершенно благонамеренных граждан эта акция резко политизировала и превратила в упертых врагов режима. Это же не только члены пострадавших или хотя бы только напуганных НКО, но и все, кто с ними так или иначе связан, по делам и по жизни, кругами по воде.

Теперь не хватает, чтобы все НКО, пострадавшие и не очень, объединились в общероссийскую организацию понятно какого политического профиля.

Любят у нас сами искать приключения на то место, которым думают.

 

Александр Рубцов

Автор – руководитель Центра исследований идеологических процессов Института философии РАН.

 

Источник: http://www.novayagazeta.ru/comments/58458.html