Институт Философии
Российской Академии Наук




  Столяров Александр Арнольдович
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Столяров Александр Арнольдович

Столяров Александр Арнольдович

Столяров Александр Арнольдович

Год и место рождения

 ORCID ID: 0000-0002-7103-7156
 Web of Science Researcher ID: J-3081-2018


12 октября 1953, г. Москва

 

 

Образование


Исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, 1975

 

Ученые степени

  • Кандидат философских наук,  1983: «Проблемы свободы воли в раннесредневековой философии: Аврелий Августин» (Институт философии АН СССР).
  • Доктор философских наук, 1997: «Философия стоической школы: основные проблемы становления и эволюции» (Институт философии РАН).
Профессиональная деятельность
  • Ведущий научный сотрудник Института философии РАН.
Сфера научных интересов
  • История античной философии;
  • Стоицизм;
  • Патристика.

 

Лекционные курсы

История стоической школы и ее доктрины:

  • Философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, 1993;
  • Философский факультет РГГУ, 1994–1995;
  • Богословский факультет Православного университема во имя Иоанна Богослова, 1995.

 

Патристика. Краткий курс:

  • Философский факультет Государственного университета гуманитарных наук (ГУГН), 1996;
  • Философский факультет РГГУ, 1994–1995.

Научное руководство

Научное руководство диссертационной работой на соискание степени кандидата философских наук Гришина А.Ю. Тема работы: «Плутарх Херонейский как источник реконструкции стоического учения».

 

Учебные и учебно-методические разработки

  • Патрология и патристика. Краткое введение М.: ГЛК, 2004 (изд.2-е, исправленное и дополненное). 1-е изд.: Канон, 2001.
  • Раздел «Патристика» // История западноевропейской философии. Учебное пособие / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. М.: ИФРАН, 1998. С. 63–81.
  • Раздел «Патристика» // История философии: Запад–Россия–Восток: Учебник в 4 кн. Книга 1 / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. М.: ГЛК, 1995.

Исследовательские проекты

  • «Проблема свободы воли в античной и средневековой философии» (1997–1998).

Публикации


МОНОГРАФИИ


 

Гай Музоний Руф. Фрагменты / Вступительная статья, перевод и комментарии А.А. Столярова ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФРАН, 2016. – 143 с. – ISBN 978-5-9540-0311-6.

 

Гай Музоний Руф – римский философ-стоик I в. н. э., пока еще мало известный отечественной аудитории. Как и другие представители Поздней Стои, Музоний уделял основное внимание практической этике, или моралистике, оказавшей большое влияние на европейское моральное философствование. Музоний советует, как вести себя в конкретных жизненных ситуациях и исходит из позитивного предположения, что человек наделен способностью к добру. Типичный римский интеллигент, Музоний внес свой вклад в формирование того образа достойной жизни, который доминировал в европейском сознании почти во все времена, и личным примером подтвердил верность своим принципам.

 




ФРАГМЕНТЫ РАННИХ СТОИКОВ: В 3 т. / Издание подготовил А.А.Столяров. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1998–2010.

  • т. I. Зенон и его ученики (1998). – 230 с. – ISBN 978-5-87245-034-6.
  • т. II. Хрисипп из Сол. Часть 1. Хрисипп из Сол. Логические и физические фрагменты. Фрг. 1-521 (1999). – 272 с. – ISBN 978-5-87245-054-0.
  • т. II. Хрисипп из Сол. Часть 2. Физические фрагменты.  Фрг. 522– 1216 (2002). – 272 с. – ISBN 978-5-87245-091-5.
  • т. III. Хрисипп из Сол. Часть 1. Этические фрагменты (2007). – 300 с. – ISBN 978-5-87245-136-5. – (PDF)
  • т. III. Часть 2. Ученики и преемники Хрисиппа. Указатели (2010). – 268 с. – ISBN 978-5-87245-166-2.

Фрагменты ранних стоиков – первый полный перевод на русский язык классического раннестоического корпуса текстов фон Арнима (Stoicorum veterum fragmenta). Издание преследует две основные цели: познакомить русского читателя с текстами ранних стоиков и выработать правила перевода стоической терминологии на русский язык (с учетом опыта, накопленного в зарубежной и отечественной литературе о стоиках). Издание снабжено комментариями и указателями.

 

 

Патрология и патристика. Краткое введение. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2004 (изд. 2-е, испр. и дополн.). 1-е изд.: Канон, 2001.

 

Задача этой книги – ввести читателя в круг основных понятий и проблем, связанных с изучением патристики – теоретического наследия того важнейшего периода истории христианской духовной культуры, который занимает первые восемь веков новой эры. Прежде всего речь идет о взаимном отношении терминов патрология и патристика; на возможном различии их значений и основана структура книги, состоящей из двух разделов. В первом излагаются основные этапы истории патрологии как дисциплины, изучающей патристику, рассматриваются ее методологические и дискуссионные проблемы, приводятся сведения об основной литературе предмета. Второй раздел посвящен самой патристике; здесь речь идет о специфической проблематике религиозного философствования, об основных проблемах периодизации и классификации патристики в связи с ее стилевыми особенностями, а в заключение предлагается констпективный очерк истории основных этапов патристики.

 

 

Свобода воли как проблема европейского морального сознания (очерки истории: от Гомера до Лютера). М.: ГЛК, 1999. – 208 с.

 

Свобода – одна из основных интуиций европейской культуры со времен античности, и важно понять, как она стала реальной проблемой для философской рефлексии – особенно в своем видовом проявлении, «свободе воли», которая в исторической ретроспективе оказывается скорее «философской метафорой», нежели строгим понятием. При этом, однако, сохранялся единый набор смысловых констант: что такое моральное действие? является ли моральная автономия непременным условием вменимости поступка? как совместить внешний детерминизм с гипотетической внутренней автономией субъекта? В книге предпринята реконструкция наиболее значимых типов европейского морального сознания. Одни из них были строго рациональными и постулировали моральную автономию (греческая классика, ранний Августин, Эразм Роттердамский, Кант), другие не требовали ее или сознательно от нее отказывались (греческая архаика, поздний Августин, Лютер). Автором затронуты также различные аспекты эволюции греческой и латинской «волевой» терминологии.

 

 

Стоя и стоицизм. М.: КАМИ Груп, 1995. – 444 c.  (PDF)

 

Монография посвящена истории стоической школы и ее учения (с момента возникновения на рубеже IV–III веков до н.э. вплоть до исчезновения в конце II века н.э.), а также истории стоицизма. Школьную доктрину в том виде, как она существовала в указанный период, автор называет учением Стои в собственном смысле. На страницах книги представлены все заметные философы-стоики, важнейшие термины и существенные моменты стоического учения. Стоицизм – более широкое понятие. Под ним автор понимает сложившийся на протяжении полутора тысяч лет своеобразный стиль рефлексии над содержанием стоических догм и, по преимуществу, стиль практических моральных наставлений.

 


ИЗДАНИЯ КЛАССИЧЕСКИХ АВТОРОВ


 
  • Тертуллиан. Избранные сочинения / Пер. И. Маханькова, Ю. Панасенко, А. Столярова, Н. Шабурова, Э. Юнца / Общая редакция, вступ. статья, комментарии А.А.Столярова. М.: Прогресс-Культура, 1994.
  • Аврелий Августин. Исповедь / Пер. М.Е.Сергеенко / Вступ. статья, приложения, указатели А.А.Столярова. М.: Ренессанс, 1991; 2-е изд. М.: Канон, 1997.

 


СТАТЬИ


 

2023

  • Апатия // Философская антропология. 2023. Т. 9 (1). С. 177–190.

 


2020

  • Хрисипп // Философская антропология. 2020. Т. 6. № 2. С. 127-156. DOI: 10.21146/2414-3715-2020-6-2-127-156


2019

  • Музоний Руф // Электронная философская энциклопедия. 2019. Т.4.
  • Патрология // Электронная философская энциклопедия. 2019. Т.2.
  • Стоицизм // Электронная философская энциклопедия. 2019. Т.4.


2018

  • «Еврейский вопрос» в зеркале античной философии // Историко-философский ежегодник. 2018. Т. 33. С. 52–88.

Данная статья посвящена «еврейскому вопросу» – насколько он может быть проиллюстрирован текстами античных философов и близких к ним авторов, – и основана на собраниях текстов Т. Рейнаха и М. Штерна. Как полагает автор статьи, антисемитизма как целенаправленной политики в античности не было. Если сопоставить позицию античного философского и околофилософского социума с отношением к евреям и иудаизму прочих античных интеллектуалов, то она в позитивном своем аспекте отличается более высоким уровнем рефлексии и, в частности, стремлением находить в иудаизме и монотеистической парадигме продуктивные элементы. Такой позиции придерживались многие представители платонической и пифагорейской традиции, особенно Нумений из Апамеи. Данную позицию, по мнению автора, можно считать в историко-философском плане гораздо более внимательной, а в историко-культурном – принципиально толерантной.    

Статья посвящена Гаю Музонию Руфу – римскому философу-стоику I в. н.э., представителю Поздней Стои, уделявшему основное внимание практической этике, или моралистике, и исходившему из позитивного предположения, что человек наделён способностью к добру. Типичный римский интеллектуал, Музоний внёс свой вклад в формирование того образа достойной жизни, который доминировал в европейском моральном сознании на протяжении последующих столетий, и личным примером подтвердил верность своим принципам.


2017

Публикуемый разговор состоялся в рамках проекта Института философии РАН «Страницы истории». Сектор истории западной философии ИФ РАН записал интервью с известным ученым, исследователем стоицизма и христианской патристики, издателем текстов ранних стоиков на русском языке А.А. Столяровым. Это интервью-воспоминание о московской студенческой жизни, кафедре древнего мира и профессорах истфака Московского университета, книжных магазинах и самиздате, восприятии классической музыки, кафе «Охотник», поездке на Соловки, работе секретарем у А.Ф. Лосева, «белом пятне» стоицизма, друзьях юности и коллегах по работе, защите кандидатской диссертации, поездках на овощебазу и о многом другом. Упоминаемые в интервью имена и события составляют страницы коллективной интеллектуальной биографии поколения, чья университетская молодость пришлась на 1970-е гг., и вводят читателей в круг смыслов этого периода истории нашей страны, а также истории Института философии времен Волхонки.


2015

Гай Музоний Руф – римский философ-стоик I в. н. э., мало известный отечественной аудитории, но стоящий в одном ряду с Сенекой, Гиероклом, Эпиктетом (учеником Музония) и Марком Аврелием. Начав занятия философией в Риме во время правления Нерона, в 65 году н. э. он был изгнан, вернулся в Рим после прихода к власти Гальбы; в 70-х годах вновь был изгнан и вернулся после смерти Веспасиана. Как и другие представители Поздней Стои, Музоний уделял основное внимание не теоретическим сторонам стоической доктрины, а практической этике - так называемой паренетике, или моралистике, оказавшей большое влияние на европейское моральное философствование. Музоний советует, как вести себя в конкретных жизненных ситуациях, и исходит из позитивного предположения, что человек наделен склонностью к добродетельной жизни и способностью к добру. Цель данной статьи – рассмотреть жизнь и учение Музония в контексте событий римской истории и общественной жизни: это позволяет составить более полное представление как о личности и идеях Музония (а также о причинах их влиятельности), так и об историко-культурном фоне римского и, в частности, стоического философствования I в. н.э. Типичный римский интеллигент, Музоний внес свой вклад в формирование того образа достойной жизни, который доминировал в европейском сознании почти во все времена, и личным примером подтвердил преданность тем принципам, которые считал верными.


2014

Антропологическая проблематика европейской философии сохраняет известную степень инвариантности на протяжении тысячелетий. Сравнение антропологических позиций Хрисиппа, крупнейшего автора Ранней Стои, и Посидония, ведущего представителя Средней Стои (в изложении одного из крупнейших античных медиков, Галена) показывает, что волновавшие их вопросы о сущности человека и его душевном устройстве вполне актуальны и для нашего времени. Но мы должны сделать важные поправки на специфику мыслительных схем, проблемной повестки и интеллектуального климата тех времен, а также принять во внимание несоизмеримость «массы» философских наработок, существовавшей тогда и накопленной на сегодня. Это позволит нам лучше понять преемство между античной и современной философской мыслью, а также связь между антропологическими, психологическими и этическими проблемами. Выдвигается предположение, что и Хрисипп, и Посидоний хотели (каждый в рамках своего понимания) гармонически соотнести «целостного» (по их понятиям) индивида с мирозданием и наделить этого индивида таким набором способностей, который позволил бы ему противостоять жизненным невзгодам. Значительная часть приводимых текстов, наглядно демонстрирующих нюансы антропологической рефлексии в древности, впервые предлагается вниманию отечественного читателя.


2013

Довольно долгое время Посидоний был для историков античной философии таинственной и «модной» фигурой. Его считали предтечей «великого синтеза», подготовившего рождение неоплатонизма (через посредство среднего платонизма). Однако при внимательном рассмотрении базовые тексты Посидония, относящиеся к физике, свидетельствуют о том, что он был вполне каноничным стоиком и вряд ли мог сыграть столь ключевую роль в неоплатоническом синтезе, какую ему приписывали.


2011

  • Школьная философия поздней античности и христианство (некоторые размышления о взаимовлиянии идей) // Историко-философский ежегодник’2011. М.: Канон+, 2012. С. 101–171.
Влияние античной философии на патристику очевидно. Но уже давно высказано мнение о существовании христианского влияния на учения позднеантичных языческих авторов, а в качестве примеров такого влияния названы Гиерокл Александрийский и учитель Плотина Аммоний. Однако учение Аммония невозможно реконструировать, а попытки искать прямое христианское влияние на Гиерокла в области фундаментальных представлений о структуре бытия и устроении мира приводят к ошибочным заключениям. Если и можно говорить о влиянии христианства на языческую философию – а именно на поздних неоплатоников, – то следы его мы найдем скорее в периферийной для античного языческого сознания предметности. В качестве примера могут служить неоплатонические триады, подобные евангельской триаде «вера-надежда-любовь».
В публикации представлены свидетельства о жизни и учении Посидония, крупнейшего представителя Средней Стои. Эти тексты, предваряемые общим введением, являются начальной частью готовящегося в настоящее время первого на русском языке собрания фрагментов Посидония. Собрание будет иметь собственную оригинальную структуру, отличную от зарубежных изданий Эдельштейна–Кидда и Тейлера.


1985–2008 (выборочно) 

  • Генезис философской проблематики свободы: античность и патристика // Философия и культура. 2008. № 3.
  • Раннестоический корпус текстов: принципы формирования и основные издания // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1997. № 3. С. 155–162.
  • Тертуллиан. Эпоха. Жизнь. Учение // Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: Прогресс-Культура, 1994.
  • Аврелий Августин: жизнь, учение и его судьбы // Аврелий Августин. Исповедь. М.: Ренессанс, 1991. С. 5–50.
  • «Исповедь»: история создания, жанр, проблемы достоверности // Там же. С. 377–383.
  • Стоицизм в зарубежной историографии. Материалы к истории изучения одного философского направления // Материалы к историографии античной и средневековой философии. М.: ИФ АН, 1990. С. 64–100.
  • О специфике функционирования некоторых понятий в литературных контекстах противоборствующих культур (античность и христианство) // Из истории философского наследия древнего Средиземноморья / Отв. ред. М.А.Киссель. Ч. II. М.: ИФ АН, 1989. С. 161–197.
  • Феномен совести в античном и средневековом сознании. К постановке проблемы // Историко-философский ежегодник’86. М.: Наука, 1986. С. 21–35.
  • Гиерокл, Аммоний et alii. Духовные искания поздней античности // Эллинистическая философия. Современные проблемы и дискуссии. М.: ИФ АН, 1986. С. 103–141.
  • Recte honesteque vivere (К истории духовной эволюции Августина) // Античная культура и современная наука / Председатель редколлегии Б.Б.Пиотровский. М.: Наука, 1985. С. 78–83.

 

 


СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ


 
  • Панэтий // Электронная философская энциклопедия. 2021.

Панэтий Родосский (ок. 185/180 до н.э. – ок. 110/109 до н.э.) – философ-стоик, родоначальник Средней Стои. В учении о душе отошел от психологического монизма Ранней Стои и предпочитал дополнять стоическую теорию платоническими элементами.

  • Сенека // Электронная философская энциклопедия. 2021.

Сенека (4 до н.э./1 н.э. – 65 н.э.) – первый и крупнейший представитель Поздней Стои, римский государственный деятель, драматург. Суммировал основные принципы стоической доктрины в рамках практической этики. Оказал большое влияние на европейскую моралистику, приобрел видное место в европейской литературе.

  • Гиерокл // Электронная философская энциклопедия. 2021.

Гиерокл, философ конца I – 1 половины II в. н.э. представитель Поздней Стои. Сочинения Гиерокла, сохранившиеся во фрагментах, являются важнейшим источником для реконструкции стоического учения о «первичной склонности».

  • Эпиктет // Электронная философская энциклопедия. 2021.

Эпиктет (ок. 50 – ок. 135), один из самых видных представителей (наряду с Сенекой и Марком Аврелием) Поздней Стои, незаурядный интерпретатор стоической этики, отличавшийся последовательностью своей мысли и эффективностью методов обучения. Среди стоиков он уделял особое внимание нравственной свободе.

  • Аврелий Августин; Аполлодор; Воля; Диоген Вавилонский; Зенон из Кития; Клеанф; Клеомед; Климент Александрийский; Марк Аврелий; «Нравственные письма к Луцилию» (Сенека); Сенека; Симпатия космическая; Стоицизм; Судьба; Сфер; Хрисипп; Эпиктет и др. (всего 40 статей) // Античная философия. Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008.
  • Адиафора; Апатия; Катэкон; Свобода воли; Стоицизм // Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова. М.: Гардарики. 2001.
 


ПЕРЕВОДЫ


 
  • Тронд Берг Эриксен. Августин / Пер. с англ. А.А.Столярова. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
  • Изабель Стенгерс. Сердце Бога и вещество жизни / Пер. с англ. А.А.Столярова // Онтологии артефактов. Взаимодействие «естественных» и «искусственных» компонентов жизненного мира. Под ред. О.Е.Столяровой. М.: Дело,  2012. С. 42‒79. (1,5 а.л.).
 
Конференции
  • «Философская проблема человеческой свободы в Античности и Раннем Средневековье» // XVI Международные Рождественские образовательные чтения Православные ценности и современное образование (27 января–2 февраля 2008).
  • «Возможна ли патрология как наука?» // XVII Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (9–11 октября 2006).

Научное консультирование, оппонирование

Выступления в качестве официального оппонента


  • Кандидатская диссертация: Волкова Надежда Павловна. Душа как причина зла в философии Плотина (ИФ РАН, 2012).
  • Кандидатская диссертация: Глухов Алексей Анатольевич. Политическая логика Платона. Интерпретация «Государства» (ИФ РАН, 2012).
  • Докторская диссертация: Петров Валерий Валентинович. Учение Максима Исповедника в контексте философско-богословской традиции поздней античности и раннего средневековья (ИФ РАН, 2008).
  • Докторская диссертация: Титаренко Инна Николаевна. Проблема человека в латиноязычной философии Древнего Рима (Ростов-на-Дону, 2005).

 

Научно-экспертная работа

Член Диссертационного совета Института философии РАН Д.002.015.04 (специальность ВАК 09.00.03, история философии).
Контакты
  • e-mail: a.stoliarov@mail.ru
Web-page in English https://eng.iph.ras.ru/stoliarov.htm