Alexander Krasnikov

 

КРАСНИКОВ  Александр Николаевич (10.12.1949) – специалист по философии религии и религиоведению; кандидат философских наук, доцент. Родился на мысе Форос Крымской области, окончил философский  факультет  МГУ им. М.В. Ломоносова (1980), аспирантуру там же (1983).  С 1983 работает на кафедре истории и теории атеизма и религии (ныне кафедра философии религии и религиоведения) философского факультета МГУ.  Кандидатская диссертация – «Критика методологии современного неотомизма» - защищена в 1984 г. на философском факультете МГУ.  Читает лекционный курс «Религиозная философия» и спецкурс «Методологические проблемы религиоведения» на философском факультете МГУ, а также курс «Теория и история мировых религий» в Институте стран Азии и Африки. Подготовил 7 кандидатов философских наук, автор 40 научных работ. В них анализируется программа обновления католической теологии, разработанная виднейшими представителями современного неотомизма. Главное внимание уделяется неотомистской трактовке трансцендентального метода и метода в теологии. Рассматриваются также  проблемы  соотношения теологии и науки, веры и разума, веры и морали. В последние годы Красников А.Н. занимается историей и методологией религиоведения, является составителем и редактором «Хрестоматии по религиоведению» (2000),  титульным редактором  и одним из переводчиков «Вестминстерского словаря теологических терминов» (2004),  переводчиком фрагментов из работ А.Н. Уайтхеда, Р. Маретта, Э. Лэнга.  Красников А.Н. - зам. главного редактора журнала «Вестник Московского университета» (Сер. Философия), соредактор журнала «Религиоведение», член Европейской ассоциации изучения религии.

Осн. соч.: Критика религиозной антропологии Б. Лонергана // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Философия. 1986. №1;  Природа религиозного догматизма // Критический анализ ненаучного знания. М., 1989;  Почему молчал Авраам? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Философия. 1992. №5; Ислам // Лекции к курсу «Основы религиоведения». Новосибирск, 1993; Методология современного неотомизма. М., 1993; Антропологические споры о сущности религии // Лекции по религиоведению. М., 1997; Экология религии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Философия. 1999. №1;  Современная феноменология религии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Философия. 1999. №6; Происхождение религии // Основы религиоведения. М., 2000;  Многообразие и единство российской философии // Общественные науки и современность. 2000. №3;  Предисловие // Религиоведение. Хрестоматия. М., 2000;  Религиоведческий словарь (в соавторстве) // Там же;  Теоретические и эмпирические предпосылки религиоведения // Введение в общее религиоведение. М., 2001; Тенденции современного религиоведения // Религиоведение. 2001. №1; Западное религиоведение первой половины ХХ в.: от эволюционизма к диффузионизму и теории прамонотеизма // Религиоведение. 2001. №2;  Проблема происхождения религии. Ранние формы верований и культа // История религии. Т. 1. М., 2002; Становление классической феноменологии религии // Религиоведение. 2002. №2; Методология раннего религиоведения // Религиоведение. 2003. №1; У истоков религиоведения. Формирование религиоведческой парадигмы // Проблемы философии религии и религиоведения: Учебное пособие. Калининград, 2003; «Аниматизм», «Анимизм», «Антропоцентризм», «Гармонии веры и разума теория», «Демифологизация», «Табу», «Тотемизм», «Фетишизм», «Экзогамные и эндогамные табу» // Словарь философских терминов. М., 2004; Методология классической феноменологии религии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Философия. 2004. № 1; Терминология западного христианства // Вестминстерский словарь теологических терминов. М., 2004 (в соавторстве); Становление герменевтического подхода к изучению религии // Философско-методологические проблемы изучения религии. М., 2004; Методология классического религиоведения. Благовещенск, 2004.

 

 

MAIN PAGE