Институт Философии
Российской Академии Наук




  Рекомендуемая сектором литература
Главная страница » » Сектор аналитической антропологии » Рекомендуемая сектором литература

Рекомендуемая сектором литература

Список рекомендуемой литературы от сектора аналитической антропологии.

 

1)      Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. М., Логос, 2001.

Аннотация.

Коллективная монография, представляющая собой результат работы семинара, проходившего в Институте Философии. В ходе бесед среди участников семинара – сотрудников сектора аналитической антропологии, а так же других философов, - сложился ряд идей и задач,  попытка проработать которые вылилась  крупную коллективную работу. Среди участников проекта: В.Подорога, В.Майков, О.Аронсон, Е.Петровская, О.Никифоров, А.Парамонов, И.Чубаров и другие авторы.

 

2)      Опыт и чувственное в культуре современности. Философско-антропологические аспекты. М.: ИФ РАН, 2004.

В сборнике статей молодые исследователи и аспиранты сектора аналитической антропологии, возглавляемого В.А. Подорогой, обращаются к анализу антропологического измерения некоторых философских концепций, сложившихся в XIX — XX вв., и одновременно — к рассмотрению формировавшихся в тоже время социальных и художественных практик.

Общей задачей представленных в сборнике работ является не только указать на формообразующую роль, которую играют такие антропологические понятия как «событие», «длительность», «аффект», «безумие», «ужас», «болезнь», «чтение», «сообщество» в рассматриваемых концепциях, то есть установить связь между мышлением и понятием, но и продемонстрировать укорененность этих понятий в конкретном антропологическом опыте, — то есть, таким образом, проанализировать связь между мышлением и опытом.Статьи о М. Фуко, Ж. Деррида, М. Прусте, В. Беньямине, Э. По, Ф. Ницше, А. Бергсоне, Ж. Батае.

3)      В. Подорога.

Апология политического – М., Изд. Дом ВШЭ, 2010.

Настоящая книга представляет собой собрание материалов, не публиковавшихся или частично опубликованных в малодоступных изданиях за последние десятилетия. Применяя оригинальную технику анализа (метод "аналитической антропологии") к различным областям гуманитарного опыта, В.Подорога показывает, как знание, которое формируется в тех или иных системах мысли, приобретает значение политического. По его мнению, политическое не имеет отношения к "реальной политике"; оно принадлежит стратегиям знания, существующим в горизонте личной свободы.

4) О. Тимофеева 

Введение в эротическую философию Жоржа Батая .М.: Н.Л.О.,2012.

Книга посвящена мыслителю, критику, писателю и пор­нографу Жоржу Батаю, одному из самых радикальных фран­цузских интеллектуалов XX века, который бросил вызов нормативности теоретической культуры, сделав предметом философского рассмотрения такие ранее запретные темы, как эротизм, насилие, жертвоприношение. Оксана Тимофеева обращается к анализу эротизма в творчестве Батая, шаг за шагом реконструируя тонкую связь между мыслью и чувственностью и доказывая, что этот на первый взгляд маргинальный сюжет глубинным образом меняет всю структуру философствования. Критическое исследование эротизма как интеллектуальной утопии и одновременно своего рода методологического принципа проведет читателя через центральные понятия батаевской мысли, поможет погрузиться в парадоксальный мир, где власть, любовь, дружба, преступление, религиозная вера и разврат обретают совершенно новый смысл.

Автор предлагает оригинальную интерпретацию, обращая внимание на скрытую фигуру животного, конститутивную для антропологии Батая.

 

5) А.Парамонов, Н.Сосна

Культура и революция: фрагменты советского опыта 1920-1930-х гг. М.: Новое литературное обозрение, 2011.

На основе применения новейших теоретических инструментов вскрыты неявные аспекты советского культурного опыта 1920-1930-х гг. Авангардная фотография рассмотрена с точки зрения антропологии восприятия. Изучены различные режимы использования национального архива. Послереволюционное преобразование труда и быта представлено как проявление биополитики. Обнаружена коммуникативная логика проектов Александра Богданова. Проанализировано внутреннее время произведений авангардного искусства. Коллективная монография предназначена для специалистов в области философской антропологии и истории культуры, а также для широкого круга читателей, интересующихся свежим прочтением советского социо-культурного эксперимента.

 

6) Н.Сосна

Фотография и образ: визуальное, непрозрачное, призрачное. М.: Новое литературное обозрение, 2011.

Монография посвящена анализу визуального через проблему образа: это позволяет сместить акцент с "плана изображения" на условия, которые позволяют изображение увидеть. На малоизвестном материале современной теории выделяется общий проект, который связан с изысканием возможностей для построения критического суждения о визуальном при помощи выделяемых базовых понятий: "оптическое", "иконическое", "медиальное". В приложении помещен первый перевод на русский язык короткой статьи М-Ж.Монзэн.

 

7) Д. Голобородько

КАРТЕЗИАНСКОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ.М. ФУКО И Ж. ДЕРРИДА: СПОР О РАЗУМЕ И НЕРАЗУМИИ, М.: ИФ РАН, 2011.

В истории философии было немало случаев, когда полемика или спор оказывали существенное влияние на развитие философии. Идеальным образцом в этом отношении является аристотелевская критика платоновской концепции идей: во-первых, ее результатом стало то, что определились два глобальных вектора, по которым шло развитие философии на протяжении нескольких веков (платонизм и аристотелизм); во-вторых, в этом случае мы фактически впервые в истории философии встречаемся с особым видом философской критики, когда сталкиваются две философские концепции, и каждая из них имеет завершенную форму, в рамках которой большинство явлений, ставших впоследствии традиционными «объектами» философии (например, политика, искусство, наука), получает свое толкование.

Мы не можем ставить вопрос о том, насколько существенны значение и последствия полемики между Фуко и Дерридас точки зрения истории: мы являемся фактически ее современниками и не можем делать глобальных ретроспективных выводов. Но можно точно сказать, что эта полемика отвечает условиям, которыми определяется философская критика: в случае полемики о разуме и неразумии мы имеем дело не просто со спором по поводу какого-то частного явления, но со столкновением двух философских концепций. Основной задачей данной статьи и является прояснение этого тезиса, а именно — показать, каким образом анализ данной полемики позволяет рассмотреть идеи М.Фуко и Ж. Деррида в рамках философской критики.

 

8) И.Чубаров

Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда, М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

Эта книга посвящена антропологическому анализу феномена русского левого авангарда, представленного прежде всего произведениями конструктивистов, производственников и фактографов, сосредоточившихся в 1920-х годах вокруг журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» и таких институтов, как ИНХУК, ВХУТЕМАС и ГАХН. Левый авангард понимается нами как саморефлектирующая социально-антропологическая практика, нимало не теряющая в своих художественных достоинствах из-за сознательного обращения своих протагонистов к решению политических и бытовых проблем народа, получившего в начале прошлого века возможность социального освобождения. Мы обращаемся с соответствующими интердисциплинарными инструментами анализа к таким разным фигурам, как Андрей Белый и Андрей Платонов, Николай Евреинов и Дзига Вертов, Густав Шпет, Борис Арватов и др. Объединяет столь различных авторов открытие в их произведениях особого слоя чувственности и альтернативной буржуазно-индивидуалистической структуры бессознательного, которые описываются нами провокативным понятием «коллективная чувственность». Коллективность означает здесь не внешнюю социальную организацию, а имманентный строй образов соответствующих художественных произведений-вещей, позволяющий им одновременно выступать полезными и целесообразными, удобными и эстетически безупречными. 

 

9) В.Подорога 

 Kairos, критический момент. Актуальное произведение искусства на марше. М.: Издательство GRUNDRISSE, 2013.

 В монографии фиксируются узловые моменты актуального искусства сегодня, отличающие его от недавнего прошлого: контролируемость художника властью, «нормой», принятие современным обществом самого пространства асоциальной экспериментации; импульс для решающего перехода к иному типу художественной практик можно увидеть в успехах современных наук. В актуальном искусстве автор видит решительный отказ от традиционных аспектов мимесиса в пользу экспериментального конструирования. В работе также рассмотрены и иные сущностные аспекты актуального искусства.

10) В.Подорога

 Освенцим и ГУЛАГ: мыслить абсолютное зло. М.: Логос, 2013.

Что это значит время-после? Это время посткатастрофическое, т.е. время, которое останавливает все другие времена; и появляется то, что зовут иногда безвременьем. Время-после мы связываем с двумя событиями, которые разбили европейскую историю XX века на фрагменты: это Освенцим и ГУЛАГ. Время-после - следствие именно этих грандиозных европейских катастроф.

 

11) М.Рыклин

Время оперативной власти., М.: Lettera.org., 2016г.

«Время оперативной власти» является продолжением, вторым томом книги «Время диагноза». Сквозная тема писем – оперативная власть в ее разнообразных проявлениях, ее функционирование, методы и приемы, отличные от классических тоталитаризмов, опиравшихся на сильные идеологии.