Институт Философии
Российской Академии Наук




  Мероприятия сектора в 2016-2018 гг.
Главная страница » » Сектор философии религии » Мероприятия сектора в 2016-2018 гг.

Мероприятия сектора в 2016-2018 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад О.Б. Давыдова «От трансцендентального идеализма к трансценденталиям бытия» 06 ноября 2018 г.

 

06 ноября 2018 г. на очередной сессии регулярного теоретического семинара сектора философии религии «Scientiae de religione» был представлен доклад доктора философских наук, научного сотрудника Дальневосточного федерального университета (Владивосток), Олега Борисовича Давыдова. Тема доклада: «От трансцендентального идеализма к трансценденталиям бытия». Докладчик обрисовал историю концепта «трансцендентального» в философии. Происходя от латинского «transcendere», этот концепт выражает то, что пересекает границы, выходит за пределы. В философии Нового времени трансценденталии трактовались как гносеологические атрибуты субъекта. Трансцендентальный идеализм позиционировал себя как критику в отношении метафизики бытия. В XX столетии трансцендентальный идеализм был специфически развит в рамках «трансцендентализма» Гуссерля. В тот же период, в рамках обращения к схоластической метафизике бытия, произошло переосмысление сущности трансценденталий как универсальных взаимообратимых онтологических предикатов сущего. В Средневековой схоластике присутствовал канонический «набор» трансценденталий – единое, истинное, благое, иногда к ним добавлялось прекрасное. Далее докладчик продемонстрировал то, как классическая тема трансценденталий бытия актуализировалась в творчестве таких современных мыслителей как Бальтазар, Милбанк и Харт. 

 

 

 

 

 

 

Доклад И.С. Вевюрко «Категория "мудрости" в иудео-эллинистической литературе» 09 октября 2018 г.

 

09 октября 2018 г. на регулярном теоретическом семинаре сектора философии религии «Scientiae de religione» обсуждался доклад кандидата философских наук, старшего преподавателя кафедры философии религии и религиоведения МГУ им. М.В. Ломоносова И.С. Вевюрко. Тема доклада: «Категория "мудрости" в иудео-эллинистической литературе». Докладчик отметил, что как и элементы теологии, чаще всего принимающие в Библии форму славословия, древнееврейские определения мудрости преимущественно имеют доксологический характер. При этом они очень обильны, особенно в литературе межзаветного периода. Возникает вопрос: какая реальность стоит за этими частыми лаудациями, явно призванными пробудить в слушающем почтение и пристальное внимание к мудрости? С одной стороны, она сопрягается с пайдейей (образованием). С другой стороны, как убедительно продемонстрировал докладчик, попытки отождествить ее с какой-либо дисциплиной из образования того или последующего времени – галахой, гематрией (будущей каббалой), философией, наукой или ремеслом – терпят неудачу. «Началом Премудрости» уже в книге Притчей назван «страх Господень». Выяснение сути этого страха ведет глубже, чем внешний контур заповедей Пятикнижия, а именно, к жертвоприношению Исаака, после которого Авраам был впервые признан «боящимся Бога». Кроме того, для понимания мудрости в иудейском представлении о ней важно уяснить смысл ее олицетворений в нескольких ключевых памятниках эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад С.А. Панина «Конфликт науки и религии: взгляд исследователя эзотеризма» 22 мая 2018 г.

 

22 мая 2018 г. в рамках регулярного теоретического семинара сектора философии религии «Scientiae de religione» с докладом «Конфликт науки и религии: взгляд исследователя эзотеризма» выступил кандидат философских наук, доцент кафедры философии РХТУ им. Д.И. Менделеева, Станислав Александрович Панин. В докладе через призму академического изучения эзотеризма были рассмотрены следующие вопросы: почему наука и религия в некоторых случаях вступают в конфликт, а в других сохраняют нейтралитет; какие стратегии были выработаны учеными и богословами, стремящимися осмыслить их взаимоотношения; как возможен (если возможен) диалог между наукой и религией. С этого необычного ракурса докладчик анализирует исторические предпосылки конфликта науки и религии, предлагавшиеся стратегии разрешения этого конфликта, а также вопрос о том, как размежевание сфер науки и религии повлияло на современное общество и привело к выделению в нем новой сферы культуры, занимающей промежуточное положение между наукой и религией. На основании этого анализа докладчик доказал, что корректное и всестороннее осмысление проблемы взаимоотношения науки и религии в истории западной культуры невозможно без привлечения материала из истории западного эзотеризма. И наоборот, обращение к истории западного эзотеризма позволяет получить ответы на некоторые вопросы, в противном случае остающиеся неразрешимыми. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конференция «ENS ET BONUM CONVERTUNTUR? ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭТИКИ», 15 и 16 марта 2018 г.

 

15 и 16 марта Институт философии РАН совместно с НИУ Высшей школы экономики, МГУ им. М.В. Ломоносова и Российским Государственным Гуманитарным Университетом провели двухдневную конференцию «ENS ET BONUM CONVERTUNTUR? ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭТИКИ». Организационный комитет конференции: В.К. Карпов, А.М. Гагинский. С докладами выступили сотрудники сектора А.Р. Фокин («Bonum est diffusivum sui». Принцип самораспространения блага: от Платона до Бонавентуры), В.К. Карпов (Что такое «обратимость»? Ответ Альберта Великого), А.М. Гагинский (Юм на «гильотине»: трансценденталии и разделение сущего и должного). Видеотрансляция конференции доступна по ссылке: https://iphras.ru/15_16_03_18.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад А.Р. Фокина “Intellegentia simplicitatis”: доктрина Божественной простоты у Мария Викторина, ее философские источники и богословское значение 27 февраля 2018 г.

 

27 февраля 2018 г. в рамках семинара сектора философии религии «Scientiae de religione» с докладом «“Intellegentia simplicitatis”: доктрина Божественной простоты у Мария Викторина, ее философские источники и богословское значение» выступил доктор философских наук А.Р. Фокин. В докладе было проанализировано понимание простоты Первоначала в античной мысли (Парменид, Платон, Аристотель, Нумений, Плотин, Порфирий, Прокл), а также понятие о Божественной простоте в христианском богословии до Мария Викторина (Св. Ириней Лионский, Ориген, Св. Иларий Пиктавийский, Св. Афанасий Великий, Аэций, Евномий). Далее докладчиком была представлена доктрина Божественной простоты Мария Викторина, следствие этой доктрины (тождество Божественных атрибутов), а также возникающее в ней затруднение (субстанциальные и квалитативные имена Божии).

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад В.В. Винокурова «Компенсаторная функция религии: История одной дискуссии 25 января 2018 года

 

25 января 2018 года на регулярном теоретическом семинаре «Scientiae de religione» выступил кандидат философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова В.В. Винокуров. На семинаре был предложен анализ основных моментов дискуссии относительно компенсаторной функции религии в отечественном религиоведении. Докладчиком рассмотрены модели компенсации в физике, медицине, психологии, религиоведении. Показано, что компенсация основывается на способности субъекта совершить корреляционное движение. Это - защита (компенсация). В религии такую функцию выполняют предметы и действия ("амулетная функция"), но есть и другая "талисманная функция" - функция силы (всезнание, всемогущество). В обсуждении будут затронуты модели перехода от компенсации к сверхкомпенсации и индивидуации. Рассмотрены универсальность и специфичность функции религии в этом процессе. Психологический аспект этого перехода выражен в сравнении основного понятия психологии А. Адлера (компенсация) и основного понятия психологии К.Г. Юнга (индивидуация).

 

 

 

 

 

 

 

Доклад А.М. Гагинского «Неоплатоническая генология: к пересмотру концепции» 12 декабря 2017 г.

 

12 декабря 2017 года в рамках регулярного теоретического семинара «Scientiae de religione» с докладом «Неоплатоническая генология: к пересмотру концепции» выступил А.М. Гагинский. Термин «генология» достаточно давно закрепился в специальной литературе, фиксируя концепцию, которая была разработана в неоплатонизме и стала весьма популярна в XX в. Центральным пунктом этого учения — и наиболее важным с философской точки зрения — является тезис о том, что Единое по ту сторону бытия (Платон: ἐπέκεινα τῆς οὐσίας; Плотин: ἐπέκεινα τοῦ ὄντος; Прокл: οὐχὶ μόνης τῆς οὐσίας... ἐπέκεινα, ἀλλὰ καὶ τοῦ εἶναι). Классическая версия генологии является общим местом в отечественном антиковедении, в частности, ее транслировал А.Ф. Лосев, а затем его ученики и последователи. Докладчик поставил своей задачей показать, что древние и нынешние неоплатоники основываются на ошибочных предпосылках, вследствие чего учение о Едином, по крайней мере в неоплатонической версии, должно быть пересмотрено. Маленькая ошибка в начале становится огромной в конце: докладчик демонстрировал, что Плотин неверно интерпретирует диалектику единого и бытия у Платона, вследствие чего и возникает учение о сверхбытийном Едином, которое становится основой неоплатонической философии и до сих пор привлекается многими философами. Опираясь на текст анонимного «Комментария на Парменид Платона», докладчик показал, что более корректным с научной точки зрения является иное прочтение философии Платона, согласно которому Единое тождественно бытию в его отличии от сущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад А.В. Апполонова «“Пять путей” Фомы Аквинского – попытка доказать существование Бога или демонстрация “внутренней когерентности” христианской веры?» 23 ноября 2017 г.

 

23 ноября 2017 года на очередной сессии регулярного семинара «Scientiae de religione» сектора философии религии Института философии РАН был представлен доклад Алексея Валентиновича Апполонова (МГУ им. М.В. Ломоносова) «“Пять путей” Фомы Аквинского – попытка доказать существование Бога или демонстрация “внутренней когерентности” христианской веры?&raquo. Если современные критики религии, такие как Р. Докинз, воспринимают традиционные философские доказательства существования Бога как философские или (прото)научные гипотезы, постулирующие существование некоего высшего существа, и, соответственно, полагают, что рациональное опровержение этих гипотез влечет за собой выводы атеистического характера, то современные теологи, такие как А. МакГрат, напротив, уверены в том, что эти доказательства суть не более чем демонстрации «внутренней когерентности» христианской веры, а потому их опровержение (если таковое вообще возможно на рациональном уровне, поскольку речь идет о вере) не ведет ни к чему, кроме заключения о том, что демонстрировать «когерентность веры» надо как-то иначе. Соответственно, вот вопросы, которые будут затронуты в докладе: Что думал по поводу своих «путей» Фома Аквинский и что думали о них его современники? Кто прав в современной дискуссии – Р. Докинз или А. МакГарт? Почему современная философская (естественная) теология уделяет больше внимания вопросам «внутренней когерентности» веры, а не доказательствам существования Бога?

 

 

 

 

 

 

 

Доклад Ю.В. Горбатовой «Стивен Мэйкин и его версия онтологического аргумента», 17 октября 2017 г.

 

17 октября 2017 года состоялась очередная сессия регулярного семинара «Scientiae de religione» сектора философии религии Института философии РАН. Доклад Юлии Валерьевны Горбатовой (НИУ ВШЭ) «Стивен Мэйкин и его версия онтологического аргумента» был посвящен анализу одной из самых изящных версий модального онтологического аргумента, предложенных в ХХ веке. В 1988г. Стивен Мэйкин предложил такую формулировку аргумента, которая в принципе не подпадает под критику Канта, поскольку не использует «существование» в качестве предиката. Напротив, в доказательстве эффективным образом задействован «перформативный» концепт необходимо экземплифицируемого понятия. О допустимости такого понятия, способах взаимовыразимости алетических модальностей и проблемах, возникающих при такой формулировке онтологического аргумента и шла речь.

 

Доклад И.В.Кирсберга  «Как возможна феноменология в религиоведении?», 8 июня 2017 г.

 

Теоретический семинар сектора философии религии «Scientiae de religione» провел доклад И.В. Кирсберга (НИУ ВШЭ) «Как возможна феноменология в религиоведении?». Вопрос подразумевает феноменологию религии в смысле Э. Гуссерля как исследование, а не обоснование религии. Соответственно, в выступлении будет обсуждаться возможность представления религии только как сознания, преимущества такого представления сравнительно с описанием религии, возможность совмещения феноменологической методологии с критериями науки. Были отклонены смешения феномена и факта, эпохэ-редукции и способов предметной выборки исследования, коррелятивной и причинно-следственной связи, герменевтического круга в общенаучном и собственно феноменологическом смысле. Будет попытка спецификации религии как чувства по эмоциональным свойствам; представление религии как эмоции sui generis и как познания будет отклонено.

 

 

 

 

 

 

 

Доклад Януша Саламона «Агатеизм как глобальная философия религии», 18 апреля 2017 г.

 

18 апреля 2017 года состоялась очередная сессия регулярного семинара «Scientiae de religione» сектора философии религии Института философии РАН. С докладом «Агатеизм как глобальная философия религии» (Agatheism as a Global Philosophy of Religion) выступил доктор Януш Саламон (Карлов университет,Прага), Президент Европейского общества философов религии.

 

 

 

 

 

 

 

Н.П. Волкова и А.М. Гагинский «Открывает ли философия новое?», 10 ноября 2016 г.

 

10 ноября (четверг) в 19.30 в библиотеке им. Ф.М. Достоевского (Чистопрудный бульвар, 23) в рамках цикла «Реплики» проекта Института философии РАН «Анатомия философии: как работает текст» состоялась беседа к.ф.н., научного сотрудника сектора античной и средневековой философии и науки Института философии РАН Н.П. Волковой и к.ф.н., научного сотрудника сектора философии религии Института философии РАН А.М. Гагинского на тему: «Открывает ли философия новое?».

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад В. К. Шохина «Какая “философия откровения” предпочтительнее для библейской теологической экзегезы? К открытию дискуссии», 16 февраля 2016 г.

 

16 февраля 2016 года в Институте философии РАН состоялась очередная сессия регулярного семинара Scientiae de Religione. С докладом «Какая “философия откровения” предпочтительнее для библейской теологической экзегезы? К открытию дискуссии» выступил заведующий сектором философии религии В.К. Шохин.