Институт Философии
Российской Академии Наук




  Могенс Лерке. Эскиз метафизики абсолютной экстериорности. Некоторые размышления по поводу теории причинности и онтологии силы у Спинозы
Главная страница » » История философии. Вып. 15. М.: ИФРАН, 2010. » Могенс Лерке. Эскиз метафизики абсолютной экстериорности. Некоторые размышления по поводу теории причинности и онтологии силы у Спинозы

Могенс Лерке. Эскиз метафизики абсолютной экстериорности. Некоторые размышления по поводу теории причинности и онтологии силы у Спинозы

В статье опровергается взгляд, согласно которому спинозовское понятие имманентности может быть понято в лейбницевском смысле как логичная присущность, т. е. в соответствии с принципом предиката в субъекте. С помощью анализа фундаментальных категорий спинозовской теории каузальности (causa sui, causa immanens, causa transiens) доказывается, что система Спинозы может быть реконструирована как радикальный каузальный рационализм или онтология силы и действия. Утверждается, что спинозовская система имманентности должна быть понята – в известной мере вразрез интуиции – как философия «абсолютной экстериорности». Однако когда Спиноза утверждает вслед за ап. Павлом, что в Боге мы и движемся, и живем и существуем, предлог «в» следует понимать в смысле бытия в действии, а не в смысле бытия в субъекте.

 

Ключевые слова: причинность, причина себя, имманентность, присущность, сила, экстериорность, субъект, онтология