Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


"Большая этика" (букв. – "Большие этические исследования", Magna Moralia) – один из трех трактатов о нравственности, носящих имя Аристотеля. Титул "Большая" не поддается объяснению, поскольку по объему (2 кн.) "Б.э." уступает "Никомаховой" и "Евдемовой" этикам. "Б.э." как сочинение Аристотеля впервые упомянуто в источниках I в. до н.э. (каталог Птолемея, фрагмент стоика Ария Дидима). В Комментарии неоплатоника Элия названы две Никомаховых Этики – "Большая Никомахова", обращенная к отцу Аристотеля, и "Малая", обращенная к сыну. Древнейшая рукопись "Б.э." восходит к Х в. Критика Нового времени подвергла сомнению подлинность трактата, и большинство ученых стало оценивать "Б.э." как компиляцию из текстов "Никомаховой Этики" и "Евдемовой Этики", в то же время авторство Аристотеля нашло своего горячего защитника в лице Ф.Шлеермахера. Доверие к "Б.э." возросло в ХХ в., когда Г.Арним вопреки мнению В.Йегера и его последователей признал "Б.э." первым опытом-лекцией самого Аристотеля. Наиболее полно принадлежность "Б.э." Аристотелю обоснована в фундаментальном труде Ф.Дирльмайера, в котором выявлена специфическая особенность "Б.э." – отработанная четкость логического анализа и доказательств, что позволяет отнести "Б.э." к отличному от "Никомаховой Этики" и "Евдемовой Этики" жанру перипатетических сочинений.

"Б.э.", по Дирльмайеру, принадлежит, несомненно, самому Аристотелю и, возможно, это единственный сохранившийся текст его доклада-лекции. В "Б.э." рассмотрены те же темы добродетели, блага, счастья, что и в "Никомаховой" и "Евдемовой" этиках, но в ином порядке и с иными акцентами. Учение о нравах для Аристотеля это всегда учение о формировании государственного деятеля, а тем самым о наилучшем устройстве государства. В начале "Б.э." поставлен вопрос о двух движущих силах политики – ее производящем факторе (добродетели) и ее конечной цели (благе), которые интересуют Аристотеля в их истоках, сущности и цели. Отвергая известные ему трактовки добродетели (у Пифагора, Сократа, Платона) и блага (у Платона), Аристотель разрабатывал собственное понимание предмета исходя из того, что душа – общий источник добродетели и блага, цель добродетели – деятельность, а цель блага – счастье, так что "живя добродетельно мы можем быть счастливы и обладать высшим благом" (1184в38 – 1185а1). Расчленяя понятие "души", классифицируя ее разумную и внеразумную части, Аристотель определял сущность этической добродетели как срединное состояние между крайностями противоположных аффектов, давал описание главных добродетелей той и другой части души, после чего переносил свое внимание на соотношение разума и эмоций внутри человека. Вопреки Сократу Аристотель возводил начало добродетели не к разуму, а к движению чувств (1206в28, 29), однако именно мыслительная деятельность контролирующая порывистые стремления души делает, по мнению Аристотеля, поведение человека добровольным. Из своего понимания души Аристотель выводил концепцию блага и счастья, но в "Б.э." эта тема не изучена до конца. "Б.э." завершается анализом отдельных факторов, с которыми соединено счастье (удовольствия, счастливой удачи, дружбы).

Несмотря на большую близость к "Никомаховой" и "Евдемовой" этикам, "Б.э." содержит немало существенных расхождений с обоими сочинениями. В отличие от них, в центре внимания "Б.э." стоит не счастье, а добродетель и учение о благе на службе счастья как цели человеческой жизни. Перечень добродетелей одинаков во всех трех трактатах, но только в "Б.э." дано определение добродетели как "середины движения чувств" (1186а33), только в "Б.э." указано общее условие для пяти видов "ложного мужества" (1191а11, 12). В "Б.э." отсутствует определение общего блага как "неосуществимого в поступках", которое встречается в "Никомаховой" (1096в32-34) и "Евдемовой" (1218а38-1218в1) этиках. Только в "Б.э." говорится о том, что дружелюбие проявляется в поступках и словах (1193а20, 21). При анализе справедливости внимание философа в "Б.э." и "Никомаховой", как и в "Евдемовой этике" направлено на разные аспекты предмета (ср. "Б.э." I,34 и "Никомахова" кн. V).

 

Т.А.Миллер

 

Интернет-версия. Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 57.

 

Литература:

  • Аристотель. Большая Этика // Аристотель. Соч.: В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 296-374.

  • Миллер Т.А. «Большая этика» // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  • Aristoteles. Magna Moralia. Übers. und Komment. von Fr.Dirlmeier. Zweite durchges. Auflage. Berlin, Akademie Verlag, 1966.

 

Интернет-ресурсы:

.