Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Благожелательность – ключевое понятие ряда моральных теорий (близкое понятиям милосердия, симпатии, сострадания, доброжелательности), посредством которого обозначалась эмоция (аффект, affection), направляющая человека на благо других людей. Б. рассматривалась в качестве основы добродетели уже в эллинистической философии – неоплатониками и поздними стоиками, затем также кембриджскими платониками. Морально-философская проблематизация Б. как фундаментальной естественной эмоции и, стало быть, мотива поступков человека была осуществлена Шефтсбери (см. "Исследование о добродетели, или заслуге") в развитие сложившейся традиции новоевропейской мысли, выраженной, в частности, Ф.Бэконом в положении о наличии в каждом предмете стремлений к двум проявлениям блага: первое делает вещь цельной саму по себе, второе – частью какого-то большего целого. Впоследствии первое стало центральным в "объяснительной части" моральной философии Гоббса; второе, в ассоциации с "духом общественности" – в "нормативной части" моральной философии Шефтсбери. Благодаря ему Б. (benevolence) становится "программным понятием" в сентиментализме этическом в целом. Б. важна как эмоция, сдерживающая и упорядочивающая себялюбие и в гармонии с последним обеспечивающая добродетель. Но Б. – это также одно из оснований "чувства морального добра и зла"; иными словами моральное сознание (и познание) опосредствовано положительным самоопределением человека в отношении блага других людей. Гоббс произвел секуляризацию морали, перенеся ее источник в природу человека. Шефтсбери в полемике с Гоббсом по сути дела продемонстрировал, что христианская нормативно-этическая программа, основанная на принципе милосердия, вполне сохраняет свое значение и практически реализуема и в рамках той этической парадигмы, которую задал Гоббс. Таким образом, посредством понятия Б. и родственных или сопряженных ему ("великодушие", "человеколюбие", "благодарность", "дружба", "верность", "бескорыстие", "щедрость", а также "деликатность", "чуткость") обеспечивалась преемственность между средневековым и новоевропейским морально-философскими дискурсами.

В теории Шефтсбери, как и у Хатчесона, Дж.Батлера, Юма, А. Смита Б. – изначальное и естественное качество человека. В разных взаимодополнительных и развивающих друг друга определениях Б. предстает как универсальная основа морали или как добрая воля, или как проявление "воли Божества", или как воплощение "всеобщего интереса". По Хатчесону, Б. является единственной побудительной причиной, делающей поступки добродетельными; соответственно добродетельность человека тем выше, чем больше благо людей, которым он содействует и чем выше приносимые им жертвы. Разработка принципа Б. органично вылилась у Хатчесона в формулировку принципа "Наибольшее счастье наибольшего числа людей" (см. "Исследование о происхождении наших идей красоты и добра"), которая была воспринята Бентамом в качестве основного нравственного принципа утилитаризма. Для Юма, полагавшего, что все действия человека сводимы к мотивационно-аффективной основе "гордост ь – униженность" или "любовь – ненависть", Б., или симпатия является той "чистой эмоцией", которая непременно сопровождает любовь (как гнев – ненависть) и отличает любовь от гордости. По-видимому, стремление отделить нормативное содержание нравственного действия и его психологические механизмы привели Смита к различению Б. и симпатии: Б. оказывается возможной благодаря способности человека (встречающейся, как оговаривает Смит, даже иногда у злодеев, а не только у детей и женщин) вчувствоваться в состояния других людей, представлять себя в их положении и на основании возникающего воображения понимать состояния других людей, разделять их чувства. Одновременно Смит предложил проводить различие между симпатией, или сочувствием, с одной стороны, и жалостью, или состраданием, с другой: последние означают отзывчивость человека на действительные или предполагаемые негативные состояния или переживания других людей (за этими дистинкциями остались специально не выделенными те состояния, которые в поздней психологии были зафиксированы понятием эмпатии). Для Смита все это – не просто проявления вовлеченности человека или его психологической зависимости от других; они были бы невозможны без общего представления о добре и зле. Вместе с тем, "универсальная благожелательность" является, по Смиту прерогативой Божества, человеку же (и здесь проявилось влияние Мандевиля, см. "Басня о пчелах") приличествует в первую очередь исполнять свои прямые обязанности, заботясь о собственном счастье, благосостоянии своего семейства, своих друзей, своей семьи.

С позиций этики долга принцип Б. подверг критике Кант, утверждавший, что действительным мотивом нравственного деяния является сознание долга, а не желание ближнему добра. Однако темы, актуализированные в рассуждениях о Б., были репроблематизированы посредством понятий альтруизма (О.Конт) и сострадания (А.Шопенгауэр, В.С. Соловьев); само же понятие Б. постепенно отошло на второй план в этических исследованиях. В современной этике, наряду с традиционными трактовками темы Б., выделяется подход Ролза, который, отталкиваясь от юмовской концепции соединенности Б. с любовью, констатирует, что человек, испытывающий Б., оказывается беспомощным в ситуации когда его притязания начинают конфликтовать с притязаниями других, разделяющих тот же объект любви и также желающих ему добра. Тем не менее, Б., выходя за пределы предполагаемого сообществом долга, является естественной обязанностью, обусловленной принципом взаимопомощи; сила этой обязанности (как определяет Ролз, по-своему воспроизводя этические калькуляции Хатчесона) возрастает, чем менее Б. требует от человека усилий и чем более она содействует благу другого.

 

Р.Г.Апресян

 

Интернет-версия, Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 49-50 .

 

Литература:

  • Апресян Р.Г. Благожелательность // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  • Иодль Ф. История этики в Новой философии. Т. 1. М.: Изд-во К.Т.Солдатенкова, 1896.
  • Ролз Дж. Теория справедливости, §§ 30, 66, 72. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995.
  • Смит А. Теория нравственных чувств. I, I, I-V; VI, III. М .: Республика, 1997.
  • Юм Д. Трактат о человеческой природе. II, II, 6-9; III, III, 3. М.: Канон, 1995.
  • Hutcheson F. A System of Moral Philosophy. Vol. 1. Ch. III. L., 1755 (репринт: Hutcheson F . Collected Works: Faximile Editions Prepared by B.Fabian. Hiddesheim-Z u rich-NY.: Georg Olms Verlag. 1990. Vol. V-VI.).
  • Kelley D. The Selfish Basis of Benevolence. Objectivist Center; 2nd Rep edition, 1996.
  • Kelley D. Unrugged Individualism. The Selfish Basis of Benevolence. Institute of Objectivist Study, 1996.
  • Roberts T.A. The Concept of Benevolence: Aspects of Eighteenth Century Moral Philosophy. L.: Macmillan, 1973.
  • Shaftesbury A.A.C. An Inquiry Concerning Virtue, or Merit, I, I // Characteristics of Men, Manners, Opinions, Times". L ., 1713.

 

Интернет-ресурсы: