Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Благотворительность – то же, что филантропия (греч. philia – любовь + antrōpos – человек) – деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. Под нуждающимися понимаются не только те, кто живет в нужде, но и те, кто испытывает недостаток в дополнительных средствах для реализации своих общественно ценных (напр., профессиональных) интересов. В качестве частных ресурсов могут выступать как финансовые и материальные средства, так способности и энергия людей. Б. нередко понимают как подачу милостыни. В мотивах и ценностных основаниях Б. и милостыни есть много общего; но как определенного рода общественная практика Б. отличается от милостыни. Милостыня представляет собой индивидуальное и частное действие; как правило она дается просто нуждающимся. Она сориентирована на ослабление суровой и не терпящей промедления нужды. Б. же носит организованный, по преимуществу безлич­ный характер и даже в случаях обеспечения реализации индивидуальных начинаний (проектов) имеет в виду общественно значимые цели. Б. осуществляется по плану, по специально разработанным программам. Вклады в университеты, музеи, больницы, храмы, экологические проекты, равно и в фонды, берущие на себя рациональное распределение собранных средств, – все это Б., независимо от того, направляется ли помощь именно бедным или тем, кто нуждается в помощи. В отличие от гуманитарной помощи в чрезвычайных обстоятельствах, которая осуществляется как на основе государственных, так и благотворительных фондов и которая должна быть систематической и непременной, т.е. не зависящей от чьей-то доброй воли, Б., помогая в насущно необходимом, также может поддерживать людей и организации просто в желаемом. Как направленное на общее благо Б. представляет собой деятельность: (а) цели которой выходят за рамки интересов семьи и непосредственных друзей; (б) которая не предпринимается с целью получения прибыли или (в) по административному распоряжению. При этом в Б. нередко реализуются и частные мотивы филантропов (такие, как благоразумие, тщеславие, корысть и др.), что требует разумного внимания законодателя, заинтересованного в стимулировании Б.

Тот действительный факт, что в благотворительных акциях иногда могут осуществляться частные интересы их организаторов, попечителей или доноров, лишь свидетельствует о необходимости строгого общественного и государственного контроля за благотворительной деятельности. Однако еще до недавнего времени этот факт служил поводом для суровой критики самой Б. Наиболее типичные классические аргументы заключались в следующем: а) с помощью Б. приобретается и расширяется власть (П.Гольбах), б) трудящихся отвлекают от классовых противоречий и т.д. (П.Лафарг), в) устраивается развлечение (Л.Н.Толстой). В наше время к ним дополняются следующие: г) Б. является для спонсоров формой рекламы или способом сокращения суммы налога, д) с помощью Б. отмывается "нечистый" капитал. Негативистская критика Б. по-своему рациональна: она указывает на действительные пороки в общественных нравах, однако в отношении собственно к Б. она представляет собой морализирование, поскольку в ней Б. смешивается с рекламой, бизнесом, политикой, развлечением, но ее действительное социально-нравственное значение игнорируется.

Аргументы иного рода выдвигаются в утилитаристской критике, основанной на анализе социальных последствий и социально-экономических составляющих Б. (Гегель, Дж.С.Милль). Эта критика, ставя вопрос о справедливости и эффективности Б., подвергает сомнению истину морального сознания, что Б. сама по себе всегда справедлива. С социологической точки зрения, посредством Б. решаются две важные социальные функции: во-первых, функция сохранения и воспроизводства общества (попечение о бездомных, голодающих, об одиноких стариках и брошенных детях, о тяжело больных и попавших из-за независящих от них обстоятельств в беду и т.д.) и, во-вторых, функция развития общества (поддержка социально перспективных инициатив). Во второй функции Б. должна иметь четкие критерии и иметь единственной целью поощрение людей в их начинаниях, а не потворствование им в их материальной необеспеченности. Проблема заключается в том, чтобы предоставление максимально необходимой помощи, в минимальной степени поощряло людей к тому, чтобы они именно на такую помощь полагались. В таком виде эту проблему поставил Дж.С.Милль, сформулировавший "прагмати­ческое правило" Б.: "Если помощь предоставляется таким образом, что положение лица, получающего ее, оказывается не хуже положения человека, обходившегося без таковой, и если к тому же на эту помощь могли заранее рассчитывать, то она вредна; но если, будучи доступной для каждого, эта помощь побуждает человека по возможности обходиться без нее, то она в большинстве случаев полезна" ("Основы политической экономии". Т. III. С. 373). Б. не должна подрывать индивидуальное трудолюбие и способность человека к самообеспечению. Утилитаристская критика подготовила интеллектуальную почву для смены принципиальных и прагматических приоритетов Б., что в наибольшей степени проявилось в политике и практике новых американских филантропических фондов (Рокфеллера, Карнеги, Форда), возникших во втор. пол. XIX – нач. ХХ вв. Предназначение Б. связывается с усовершенствованием общества: абстрактное "благо ближнего" наполняется конкретным смыслом блага сограждан, блага общества и усматривается в распределении не просто потребительских благ, а средств, с помощью которых люди сами могут достичь (приобрести) потребительские блага. В технологическом плане новый подход к Б. основывался на методологии, заимствованной из социальной инженерии и заключался в том, что при осуществлении определенной программы помощи необходимо: а) сформулировать проблему в терминах объективно фиксируемых критериев; б) определить поддающиеся контролю цели; в) подобрать средства по реализации этих целей и достижению конструктивных практических результатов. Поворот в отношении к благотворительности и ее социальной миссии во многом был ответом на коммунистически-пролетарский вызов времени. В очерке "Евангелие богатства" (1889) Э.Карнеги рассматривал правильно построенную филантропическую политику, направленную на компенсацию действительно несправедливого распределения богатств в обществе и снятие напряжений между богатыми и бедными, как реальную альтернативу революционным программам. Благодаря своей многопрофильности фонды в Америке первой трети ХХ в. стали выполнять по отношению к образованию, науке, культуре те функции, которые в Европе традиционно исполняло государство.

Еще одна линия аргументации в критике Б. указывает на важные этические проблемы. Этическая критика (ее развивали Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, К.С.Льюис) производит сдвиг в рассуждении о Б. с прагматических на ценностные, духовные и человеко-ориентированные проблемы. Утилитаристский и этический походы к Б. существенным образом дополняют друг друга. При этом, этическая критика Б. была сориентирована на универсальную мораль милосердия и представляла собой важный вклад в преодоление, во-первых, нравственных отклонений в Б., и, во-вторых, моральной "амбициозности" Б. Утилитаристская критика по-своему также этична, но она сориентирована на социальную этику справедливости и здравого смысла. В ходе нее были предложены принципиальные критерии, привнесшие в филантропическую деятельность рачительность и расчет: свободные финансовые средства и материальные ресурсы должны аккумулироваться с наибольшей эффективностью и распределяться таким образом, чтобы благо частных лиц при их желании могло максимальным образом способствовать увеличению блага общества в целом.

Р.Г.Апресян
Интернет-версия, Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 52-54.

 

Литература:

  • Апресян Р.Г. Благотворительность // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  • Лафарг П. О благотворительности // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1988. М.: Политиздат, 1988. С. 334-363.
  • Мандевиль Б. О благотворительности и благотворительных школах // Мандевиль Б. Басня о пчелах. М.: Мысль, 1974.
  • Милль Дж. С. Основы политической экономии. Т. III . М.: Прогресс, 1981.
  • Bremner R.H. American Philanthropy. 2nd ed. Chicago: University of Chicago Press, 1988.
  • Burlingame D.F. Altruism and Philanthropy: Definitional Issues., Indianapolis: Indiana University Center on Philanthropy, 1993.
  • Carnegie A. The Gospel of Wealth.: Indiana University Center of Philanthropy, 1990.
  • Nielsen W.A. The Golden Donors: A New Anatomy of the Great Foundations. NY: Truman Tallers Books : E. P. Dutton, 1985.

 

Интернет-ресурсы: