Бессмертие души - понятие, отражающее веру в продолжение жизни человека после его смерти. Эта вера свойственна почти всем древнейшим народам и является одной из существенных сторон религии. Развитие представлений о Б.д. неразрывно связано с пониманием природы самой человеческой души как незримой, бестелесной и разумной, жизнь которой продолжается по смерти тела, переходя в вечность. Уже в древнейших мифологических системах (Египта, Индии, Китая, Персии, Греции) обнаруживается зависимость посмертного существования человека (его души) от его прижизненных нравственных достоинств или пороков: предполагается блаженство для добрых, ад - для злых. Этический аспект Б.д. легко прослеживается и в древнегреческих религиозно-философских учениях: посмертное достижение душой божественной жизни становится возможным через нравственное совершенствование человека (Пифагор); душа возлетает к своему началу и только там начинает жить - это лучшее ее состояние, так как она сливается с Божественным Умом (Гераклит). Наиболее развернутые суждения о нравственной стороне Б.д. представлены у Платона, исходившего из идеи метемпсихоза (миграции души от одного тела к другому); подчеркивая личное Б.д. и утверждая, что она осознает свое Я и борется на земле, осознавая эту сугубо личную моральную ответственность за свои действия, Платон побуждает человека следовать добродетели и быть спокойным за судьбу собственной души, если он очищает себя еще в земной жизни ("Федон"). Однако истинная жизнь начинается в невидимом внеземном мире, где душа предстает перед судом богов, свершаемым на основе нравственной оценки прижизненных поступков человека - справедливых и несправедливых, добродетельных и порочных. В то же время, несмотря на идеи "суда", "награды", "кары" богов, сквозь все платоновские эсхатологические мифы проступает идея посмертного "освобождения" человека от страданий.
Литература:
Интернет-ресурсы:
|
|||||
|