Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Бессмертие души - понятие, отражающее веру в продолжение жизни человека после его смерти. Эта вера свойственна почти всем древнейшим народам и является одной из существенных сторон религии. Развитие представлений о Б.д. неразрывно связано с пониманием природы самой человеческой души как незримой, бестелесной и разумной, жизнь которой продолжается по смерти тела, переходя в вечность. Уже в древнейших мифологических системах (Египта, Индии, Китая, Персии, Греции) обнаруживается зависимость посмертного существования человека (его души) от его прижизненных нравственных достоинств или пороков: предполагается блаженство для добрых, ад - для злых. Этический аспект Б.д. легко прослеживается и в древнегреческих религиозно-философских учениях: посмертное достижение душой божественной жизни становится возможным через нравственное совершенствование человека (Пифагор); душа возлетает к своему началу и только там начинает жить - это лучшее ее состояние, так как она сливается с Божественным Умом (Гераклит). Наиболее развернутые суждения о нравственной стороне Б.д. представлены у Платона, исходившего из идеи метемпсихоза (миграции души от одного тела к другому); подчеркивая личное Б.д. и утверждая, что она осознает свое Я и борется на земле, осознавая эту сугубо личную моральную ответственность за свои действия, Платон побуждает человека следовать добродетели и быть спокойным за судьбу собственной души, если он очищает себя еще в земной жизни ("Федон"). Однако истинная жизнь начинается в невидимом внеземном мире, где душа предстает перед судом богов, свершаемым на основе нравственной оценки прижизненных поступков человека - справедливых и несправедливых, добродетельных и порочных. В то же время, несмотря на идеи "суда", "награды", "кары" богов, сквозь все платоновские эсхатологические мифы проступает идея посмертного "освобождения" человека от страданий.
Глубинный смысл понятия Б.д. раскрывается в христианском вероучении, многогранно освещенном в святоотеческих и богословских трудах (Василием Великим, Афанасием Александрийским, Григорием Нисским; в русском богословии - св. И.Брянчаниновым, о. С.Н.Булгаковым, др.). Идейным источником для св. отцов Церкви являлась Библия (основополагающими были сам факт Воскресения Христа и обещания вечной жизни после смерти), а также - многие понятия платоновского учения, прежде всего о таких свойствах души как невещественность, ум и совесть (высшие силы). Цель пришествия в мир Сына Божьего - вернуть человеку ту вечную жизнь, которую он потерял вследствие греха, чтобы всякий "верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:15). Главным началом посмертного существования души служит познание Бога, которое является не работой рассудка, а переживанием, ощущением жизни Божественной в себе самой; состояние, в котором человек сознает себя в Богообщении - признак присутствия в нем истинно-нравственной и духовной жизни.

 

Литература:

  • Бердяев Н.А. О назначении человека. [Ч. 3. Гл. 1] // / Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
  • Брянчанинов И. Слово о смерти // Брянчанинов И. Аскетические опыты. Т. 3. М.: Правила веры, 1993.
  • Булгаков С.Н. Софиология смерти // Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996.
  • Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4(1). М.: Мысль, 1965.
  • Михеева И.Н. Бессмертие души // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. М.: Библия для всех, 1992.

 

Интернет-ресурсы: