Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Аскетизм (греч. askesis - искусная и старательная обработка грубого материала; упражнение в чем-либо). Закаливанием и тренировкой ("обработкой") тела путем постоянных гимнастических упражнений и воздержного образа жизни занимались прежде всего греческие атлеты, которые и стали первоначально называться аскетами (asketes). Этическое переосмысление понятия "аскезис" является заслугой философов стоической школы. Они употребляют этот термин в значении "упражнения в добродетели", "аскезис аретес" (askesis aretes) и воздержания от неразумных побуждений (страстей): страха, скорби, гнева, удовольствия. Последующее развитие идеи А. связано с христианской традицией. Для христианского понимания принципа А. существенным является обоснование связи аскетического начала с мистическим (см. Мистика), единства этического и религиозно-мистического моментов. А. рассматривается при этом не как самоцель, а как средство и условие спасения. Характерной особенностью такого "мистического приобщения" является то, что аскетическое совершенствование духа выливается здесь не в идеал бесстрастия, а в идеал любви (см. Милосердие, Совершенство). Мистика божественного познания, Богообщения сливается с этикой совершенствования духа. При этом критерием подлинности и ценности аскетизма, фундаментальным принципом, нормирующим способ его выполнения и осуществления, является gnosis - "ведение", "разумение" (С.М.Зарин). Только тот А. признается истинным, который совершается с постоянным "разумением" цели подвижнической жизни: единения с Богом в неразрывном союзе любви с ближними. Осн. "аскетич." категориями выступают понятия спасения, святости, самосовершенствования, покаяния, терпения, самоотвержения, смирения, мужества, мудрости, благоразумия и т. д.

 

Литература:

  • Бердяев Н.А. Дух и реальность [гл. 4] // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика,1994.
  • Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 7-42.
  • Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М: Наука, 1993. С. 238-246; 281-289.
  • Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики: В 4 т. Н.Новгород: Изд-во Братства во имя св. Князя Александра Невского, 1995-1997.
  • Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. М.: Паломник, 1997.
  • Ларионова М.Г. Дисциплинарный аскетизм как культурно-историческое явление // Образ рая: от мифа к утопии. Серия "Symposium", выпуск 31. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.90-95.
  • Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1990. С. 472-524.
  • Назаров В.Н. Аскетизм // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  • Пономарев П.П. Догматические основы христианского аскетизма... Казань, 1899.
  • Попов И.В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского. Серг. Посад, 1905.
  • Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия // Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т.1. С.135-152.
  • Harpham G.G. The Ascetic Imperative in Cultures and Criticism. Chicago: UCP, 1987.
  • Miles M.R. Fullness of Life: Historical Foundations for a New Asceticism. Phil.: Westminster Press, 1981.

 

Интернет-ресурсы:

    Ларионова М.Г. Дисциплинарный аскетизм как культурно-историческое явление // Образ рая: от мифа к утопии. Серия "Symposium", выпуск 31// http://anthropology.ru/ru/texts/larionova/paradise_09.html.