Аскетизм (греч. askesis - искусная и старательная обработка грубого материала; упражнение в чем-либо). Закаливанием и тренировкой ("обработкой") тела путем постоянных гимнастических упражнений и воздержного образа жизни занимались прежде всего греческие атлеты, которые и стали первоначально называться аскетами (asketes). Этическое переосмысление понятия "аскезис" является заслугой философов стоической школы. Они употребляют этот термин в значении "упражнения в добродетели", "аскезис аретес" (askesis aretes) и воздержания от неразумных побуждений (страстей): страха, скорби, гнева, удовольствия. Последующее развитие идеи А. связано с христианской традицией. Для христианского понимания принципа А. существенным является обоснование связи аскетического начала с мистическим (см. Мистика), единства этического и религиозно-мистического моментов. А. рассматривается при этом не как самоцель, а как средство и условие спасения. Характерной особенностью такого "мистического приобщения" является то, что аскетическое совершенствование духа выливается здесь не в идеал бесстрастия, а в идеал любви (см. Милосердие, Совершенство). Мистика божественного познания, Богообщения сливается с этикой совершенствования духа. При этом критерием подлинности и ценности аскетизма, фундаментальным принципом, нормирующим способ его выполнения и осуществления, является gnosis - "ведение", "разумение" (С.М.Зарин). Только тот А. признается истинным, который совершается с постоянным "разумением" цели подвижнической жизни: единения с Богом в неразрывном союзе любви с ближними. Осн. "аскетич." категориями выступают понятия спасения, святости, самосовершенствования, покаяния, терпения, самоотвержения, смирения, мужества, мудрости, благоразумия и т. д.
Литература:
Интернет-ресурсы:
|
|||||
|