Апатия (греч. apatheia), лат. tranquillitas animi) - термин античной этики: "бесстрастие" как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему (функциональный аналог - "безмятежность"). Начальное значение А. - неаффицируемость в широком смысле (Arist. De an. 429 a 29; Phys. 217 b 26 cf. Plat. Phileb. 33 de; Phaedr. 250 c). Этическое понятие А., восходящее к Платону (Phileb. 21 e; 33 b), начало оформляться в кинической (Антисфен - Diog. Laert. VI 2;15) и мегарской (Стильпон - Sen. Ep. 9,1) школах; упоминается Аристотелем (EN, 1104 b 24; EE, 1222 a 3 cf. II An. 97 b 23). Особое значение А. приобрела в этике стоицизма и понималась как существенное свойство добродетельного состояния (мудрости), изоморфного конечной цели. Но если мегарики (и, вероятно, скептики) трактовали А. как почти полное "бесчувствие", то стоики - как позитивную способность преодолевать аффекты (прежде всего, 4 главные "страсти": печаль, страх, вожделение и наслаждение), возникающие в результате ошибочной оценки "внешних" вещей. Через Филона Александрийского (Leg. alleg. II 101; III 129; De plant. 98) термин А. усваивается раннехристианской этикой и используется для характеристики святости (Cl.Alex. Strom. IV 7,55,4; VI 9,74,1; VII 2,10,7). У Плотина А. вновь приобретает неэтическое значение (неаффицируемость умопостигаемого - Enn. III 6,6; V 8,3; 9,4; VI 5,3). В Новое время этическое понятие А. используется Спинозой и Кантом.
Литература:
Интернет-ресурсы: |
|||||
|