Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Эпикуреизм - 1) одна из основных послеаристотелевских философских школ античности; 2) философская система Эпикура; 3) этико-нормативная традиция гедонистического эвдемонизма.
Эпикур в 306 г. появился в качестве учителя философии в Афинах. Эпикурейская школа просуществовала более 600 лет. Э. прежде всего связан с идеалом безмятежного покоя, обретаемого индивидом в процессе уклонения от мира. Индивид зависит от мира двояко: непосредственно - из-за неудовлетворенности желаний, что выражается в негативных ощущениях (страданиях), и опосредованно - из-за ложных представлений, следствием чего являются страхи. Поэтому, чтобы быть счастливым, надо научиться преодолевать вздорные страсти и необоснованные страхи. Страдания нейтрализуются культурой удовольствий, страхи - культурой философского мышления. Истинность философского знания проверяется критерием душевного покоя, поэтому изучение философии - больше, чем умственное занятие, оно есть образ жизни. Определяя счастье как атараксию, равное самому себе состояние безмятежного покоя, отсутствие телесных болей и душевных тревог, Э. подчеркивает тот момент, что индивид может найти опору в самом себе и что только на этом пути возможно устранить источники человеческих обид и несчастий - ненависть, зависть, презрение. Э. получает широкое распространение в эпоху Возрождения, а также в 17-18 вв. во Франции и Англии.
Э. в истории философии стал синонимом этического индивидуализма и эвдемонизма, он истолковывает добродетель гл. о. как средство по отношению к счастью и видит в ней продолжение природного стремления индивида к наслаждению и пользе. Своеобразие Э. состоит в утверждении, что путь к счастью лежит через культуру наслаждений.

 

Литература:

  • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и мнениях знаменитых философов [Х]. М.: Мысль, 1986.
  • Гусейнов А.А. Эпикуреизм // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  • Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.
  • Гюйо М. Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями //// Гюйо М. Собр.соч. Т.2. СПб.:, 1899.
  • Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. Баку: Издво АН Азерб. ССР, 1946.
  • Материалисты Древней Греции. М.: Госполитиздат, 1955.
  • Танхилевич О. Эпикур и эпикуреизм. М.: Новая Москва, 1926.
  • Шишкин А.Ф. Из истории этических учений. М., 1959.
  • Mitsis Ph. Epicurus Ethical Theory: The Pleasure of Invulnarability. Ithaki: London: Cornell U.P., 1988

 

Интернет-ресурсы:

***