Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Эвдемонизм (греч. eudaimonia - счастье) - философско-этическая традиция и жизненная установка, согласно к-м единственным или высшим человеческим благом является счастье; особый, в основе своей телеологический, способ обоснования морали и тип этической теории. Ориентация на счастье означает признание того, что конечной целевой причиной, а соответственно и общей ценностной основой деятельности является сам действующий субъект. Именно так понимал счастье Аристотель: счастье "мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого" (EN, I, 5, 1097в). Счастье представляет собой общую рубрику субъективных оснований деятельности, к-ые в содержательном плане столь же различны, сколь различны сами субъекты. Этика учитывает эти различия, чаще всего стремится их преодолеть, т.к. ее прежде всего интересует вопрос о том, может ли счастье быть объективным принципом, способным придать нравственную соразмерность жизни как отдельных индивидов в многообразии их желаний, интересов, потребностей, так и человеческих сообществ. Э. дает на это положительный ответ и возвышает счастье до нравственного принципа поведения; он исходит из того, что внутренняя разорванность личности, как и коллизии между людьми будут преодолены только в том случае, если человек будет верен своей изначальной нацеленности на счастье - правильно его понимать и сознательно к нему стремиться. Центральным для Э. при этом является вопрос о соотношении счастья как индивидуального благополучия и добродетели как нравственного образа мыслей и действий. Особенность Э. как способа обоснования морали состоит не только в том, что он ставит мораль в прямую связь и зависимость от счастья. По-особому понимается и сама мораль, ценность к-ой связывается прежде всего с приятными ощущениями, чувствами удовольствия, душевного комфорта, сопутствующими добродетельному образу мыслей и действий.

 

Литература:

  • Аристотель. Никомахова этика [I] // Аристотель. Соч в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984.
  • Гусейнов А.А. Эвдемонизм // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  • Эпикур. Письмо к Менекею // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Х, 432-436]. М.: Мысль, 1979.
  • Спиноза Б. Этика [IV] // Спиноза Б. Избр. произв. Т.1. М.: Госполитиздат, 1957.
  • Кант И. Критика практического разума [1, §3, 8; 2, § 1,2] // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4(1). М.: Мысль, 1965.
  • Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981.
  • Фейербах Л. Эвдемонизм // Фейербах Л. Избр. филос. произ. Т.1. М.: Госполитиздат, 1955.

 

Интернет-ресурсы:

***