Этика: Энциклопедический словарь |
|
|
|
Христианская этика - нравственное учение христианства, определяющее
моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском
представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом.
Х.э. получает свое выражение в христианском этосе - определенном стиле
жизни, имеющем исторически многообразные формы и присущем как отдельным
индивидам, так и большим общественным групам, исповедующим христианство.
Источником Х.э. являются тексты Священного Писания, их интерпретация
и этическая рефлексия Отцов и виднейших учителей Церкви, а также примеры
нравственной жизни, явленные в жизни Церкви. Х.э. тесно связана с историей
Церкви: будучи теорией христианского действия, она проявляет себя не
столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви
(на нее влияют в том числе харизматические движения вроде монашества
или пуританизма, жизнь отдельных харизматических лидеров и святых, т.п.)
Этическое учение христианства исторично: при сохранении неизменными
базовых постулатов Х.э., каждая эпоха и различные христианские конфессии
предлагают свое понимание конкретных путей их воплощения в жизнь; специфика
этого понимания определяется большим комплексом социо-культурных факторов
(напр., изменение социальной действительности, умонастроений и систем
ценностей; усвоение философского наследия античности; развитие богословия).
Таким образом происходит не изменение нравственного учения христианства,
но лишь дальнейшее выявление, обнаружение его смысла.
От других этических систем Х.э. отличает то, что: 1) она - не столько
система теоретических принципов, сколько жизнеучение (определенный способ
жизни, подобающий "новому творению"); 2) все нравственные
требования имеют своим основанием спасительные действия Бога, а потому
могут быть поняты лишь в контексте истории спасения (дело спасения,
осуществленное Христом, не только предшествует нравственным обязанностям,
но и делает возможным само их выполнение); 3) все проявления нравственной
жизни неотделимы от религии в ее культовом и благочестивом аспектах
(это средства, с помощью к-рых нравственная жизнь выражает себя); 4)
Х.э. как и способ бытия христианина обладают парадоксальностью в той
мере, в какой парадоксальна вера в Бога, к-рый стал Человеком.
Литература:
- Аугсбургское вероисповедание. Эрланген: Мартин Лютер, 1988.
- Булгаков С. Православие. Очерки учения Православной Церкви. М.: Терра,
1991.
- Джуссами Л. Сущность христианской нравственности. Милан: Христианская
Россия, 1980.
- Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 2. М.: Изд-во РГГУ, 1998.
- Корзо М.А. Христианская этика // Этика: Энциклопедический словарь. М.:
Гардарики, 2001.
- Bultmann R. Jesus and the Word. 1934; Harnack A. L'essenza del christianesimo.
Brescia: Queriniana, 1980.
- Milhaven J.G. Towards a Christian Theology of Morality. Garden City:,
1970.
- Niebuhr R. An Interpretation of Christian Ethics. L.: 1935.
- Osborn E.
La morale dans la pensee chretienne primitive. Paris: Beauchesne, 1984.
- Piper O.A. Christian Ethics. L.: Thomas Nelson and Sons LTD, 1970.
- Ramsey P. Basic Christian Ethics. L.: 1953.
- Schnackenburg R. The Moral
Teaching of the New Testament. L.: 1965.
- Troeltsch E. The Social Teaching of the Christian Churches. 1931.
Интернет-ресурсы:
***
|