Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Христианская этика - нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Х.э. получает свое выражение в христианском этосе - определенном стиле жизни, имеющем исторически многообразные формы и присущем как отдельным индивидам, так и большим общественным групам, исповедующим христианство. Источником Х.э. являются тексты Священного Писания, их интерпретация и этическая рефлексия Отцов и виднейших учителей Церкви, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни Церкви. Х.э. тесно связана с историей Церкви: будучи теорией христианского действия, она проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви (на нее влияют в том числе харизматические движения вроде монашества или пуританизма, жизнь отдельных харизматических лидеров и святых, т.п.)
Этическое учение христианства исторично: при сохранении неизменными базовых постулатов Х.э., каждая эпоха и различные христианские конфессии предлагают свое понимание конкретных путей их воплощения в жизнь; специфика этого понимания определяется большим комплексом социо-культурных факторов (напр., изменение социальной действительности, умонастроений и систем ценностей; усвоение философского наследия античности; развитие богословия). Таким образом происходит не изменение нравственного учения христианства, но лишь дальнейшее выявление, обнаружение его смысла.
От других этических систем Х.э. отличает то, что: 1) она - не столько система теоретических принципов, сколько жизнеучение (определенный способ жизни, подобающий "новому творению"); 2) все нравственные требования имеют своим основанием спасительные действия Бога, а потому могут быть поняты лишь в контексте истории спасения (дело спасения, осуществленное Христом, не только предшествует нравственным обязанностям, но и делает возможным само их выполнение); 3) все проявления нравственной жизни неотделимы от религии в ее культовом и благочестивом аспектах (это средства, с помощью к-рых нравственная жизнь выражает себя); 4) Х.э. как и способ бытия христианина обладают парадоксальностью в той мере, в какой парадоксальна вера в Бога, к-рый стал Человеком.

 

Литература:

  • Аугсбургское вероисповедание. Эрланген: Мартин Лютер, 1988.
  • Булгаков С. Православие. Очерки учения Православной Церкви. М.: Терра, 1991.
  • Джуссами Л. Сущность христианской нравственности. Милан: Христианская Россия, 1980.
  • Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 2. М.: Изд-во РГГУ, 1998.
  • Корзо М.А. Христианская этика // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  • Bultmann R. Jesus and the Word. 1934; Harnack A. L'essenza del christianesimo. Brescia: Queriniana, 1980.
  • Milhaven J.G. Towards a Christian Theology of Morality. Garden City:, 1970.
  • Niebuhr R. An Interpretation of Christian Ethics. L.: 1935.
  • Osborn E. La morale dans la pensee chretienne primitive. Paris: Beauchesne, 1984.
  • Piper O.A. Christian Ethics. L.: Thomas Nelson and Sons LTD, 1970.
  • Ramsey P. Basic Christian Ethics. L.: 1953.
  • Schnackenburg R. The Moral Teaching of the New Testament. L.: 1965.
  • Troeltsch E. The Social Teaching of the Christian Churches. 1931.

 

Интернет-ресурсы:

***