Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Суфизм, или исламский мистицизм - философское течение, возникшее на базе широкого духовного движения мусульманских аскетов, получившее зрелую форму в трудах Ибн 'Араби (1165-1240) и оказавшее существенное влияние на последующих мыслителей, пережив вместе с тем определенную эволюцию в ходе взаимодействия с другими идеями или включения в поздние эклектические системы. Для этического учения суфизма характерно сохранение исходных общеисламских установок: учения о намерении (ниййа) как непосредственно сопряженном с действием и определяющем его характер и тесно связанного с этим положения о неразрывности действия и знания. Эти общие установки продумываются, исходя из общих положений суфийской философии. Результатом является преодоление практически всех принципиальных положений исламской этики и переосмысление ее важнейших понятий (воля, благо, действие, т.д.). Оно является итогом не субъективного желания того или иного теоретика, а объективным следствием их осмысления в общем контексте суфийского учения о бытии, познании, человеке. Преодоление не означает отбрасывания. Напротив, эти положения сохраняются; преодолевается в них то, что с точки зрения философов-суфиев следует охарактеризовать как односторонность и не-до-конца-продуманность этих тезисов, и если в таком виде они кажутся неприемлемыми многим идеологам ислама как прошлого, так и настоящего, они тем не менее остаются именно общеисламскими тезисами, прошедшими переплавку в горниле суфийской мысли, и, возможно, именно поэтому оказывались и оказываются достаточно притягательными для столь значительной части мусульман.

 

Литература:

  • Ибн Араби. Геммы мудрости // Смирнов А.В. Великий шейх суфизма М., Наука (изд. фирма "Восточная лит-ра"), 1993. С.145-315.
  • Ибн Араби. Мекканские отровения (отрывок). Введение, перевод и комментарии А.В.Смирнова // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., Наука (изд. фирма "Восточная лит-ра"), 1998. С.296-338.
  • Ибн 'Араби. Ал?Футухат ал?маккиййа. В 4 т. Каир, Дар ал?кутуб ал?'арабиййа ал?кубра, 1859 (и репринты).
  • Ибрагим Т.К. Философские концепции суфизма (обзор) // Классический ислам: традиционные науки и философия. Москва, 1988. С.85-131.
  • Кныш А.Д. Учение Ибн 'Араби в поздней мусульманской традиции // Суфизм в контексте мусульманской культуры. Москва, Наука, 1989. С. 8-19.
  • Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. Москва, Наука, 1987.
  • Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. Москва, Наука, 1989.
  • Chittick W.C. The Sufi Path of Knowledge: Ibn al-'Arabi's Metaphysics of Imagination. Univ. of New York Press, 1989.
  • Corbin H. L'imagination creatrice dans le soufisme d'Ibn Arabi. Paris, Flammarion, 1958.
  • Massignon L. The Passion of al-Hallaj: Mystic and Martyr of Islam. Vol.3. The teachings of al-Hallaj Princeton (N.Y.) Princeton univ. press, 1982.
  • Nickolson R.A. Studies in Islamic Mysticism. Cambridge, 1967.

 

Интернет-ресурсы: