Славянофильство - направление русской мысли19 в., утверждающее посредством признания уникальности религиозных, культурных, бытовых начал жизни России ее мессианское предназначение в истории человечества. У истоков С. стояли И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, С.Т. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Философские воззрения славянофилов сложились во многом под влиянием немецкого идеализма (в особенности Ф.В.Шеллинга и Г.В.Ф.Гегеля), критически переосмыленного. На становление идеологии С. оказала влияние святоотеческая литература. Идейное оформление С. происходило в ходе полемики с "западниками" ( в частности, П.Я. Чаадаевым), отрицавшими позитивное значение исторических традиций России. Аргументы С. выражались в противопоставлении российского просвещения западному через категории "цельность" и "раздвоенность". И.В. Киреевский ("XIX век", 1832, "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России", 1852) понимал "цельность" (совершенное единство нравственно-религиозных и социально-политических основ жизни) как историческую данность, видя в ней сущностную характеристику российской культуры. В отличие от него А.С. Хомяков ("Несколько слов о "Философическом письме", 1836, "О старом и новом", 1838-1839) считал "цельность" историческим идеалом. Русская история, по его мнению, соединяет в себе начала "цельности" - онтологическое и нравственное совершенство православной церкви - и "раздвоенности" - историческое несовершенство социально-политических и религиозных институтов. Однако начала "цельности" преобладали над "раздвоенностью", возникшей в результате привнесения на Русь элементов западной культуры. В ее преодолении и полном воплощении начал "цельности" в общественном бытии А.С. Хомяков видел основу русского мессианства. Необходимость преображения русской жизни побудила славянофилов к поиску "новых начал для философии" (И.В.Киреевский), основанной на принципе "цельности".
Литература:
Интернет-ресурсы: |
|||||
|