Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Славянофильство - направление русской мысли19 в., утверждающее посредством признания уникальности религиозных, культурных, бытовых начал жизни России ее мессианское предназначение в истории человечества. У истоков С. стояли И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, С.Т. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Философские воззрения славянофилов сложились во многом под влиянием немецкого идеализма (в особенности Ф.В.Шеллинга и Г.В.Ф.Гегеля), критически переосмыленного. На становление идеологии С. оказала влияние святоотеческая литература. Идейное оформление С. происходило в ходе полемики с "западниками" ( в частности, П.Я. Чаадаевым), отрицавшими позитивное значение исторических традиций России. Аргументы С. выражались в противопоставлении российского просвещения западному через категории "цельность" и "раздвоенность". И.В. Киреевский ("XIX век", 1832, "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России", 1852) понимал "цельность" (совершенное единство нравственно-религиозных и социально-политических основ жизни) как историческую данность, видя в ней сущностную характеристику российской культуры. В отличие от него А.С. Хомяков ("Несколько слов о "Философическом письме", 1836, "О старом и новом", 1838-1839) считал "цельность" историческим идеалом. Русская история, по его мнению, соединяет в себе начала "цельности" - онтологическое и нравственное совершенство православной церкви - и "раздвоенности" - историческое несовершенство социально-политических и религиозных институтов. Однако начала "цельности" преобладали над "раздвоенностью", возникшей в результате привнесения на Русь элементов западной культуры. В ее преодолении и полном воплощении начал "цельности" в общественном бытии А.С. Хомяков видел основу русского мессианства. Необходимость преображения русской жизни побудила славянофилов к поиску "новых начал для философии" (И.В.Киреевский), основанной на принципе "цельности".

 

Литература:

  • Киреевский И.В. XIX век // Полн. собр. соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Путь, 1911.
  • Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Там же.
  • Хомяков А.С. Несколько слов о "Философическом письме" // Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Медиум, 1994.
  • Хомяков А.С. О старом и новом // Там же.
  • Хомяков А.С. Полемические сочинения на французском языке// Там же. Т.2.
  • Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. М.: Путь, 1912.
  • Владимиров Л. А.С. Хомяков и его этико-социальное учение. М.: А.А. Левенсон, 1904.
  • Завитневич В.В. Алексей Степанович Хомяков; В 2 т. 2-е изд. Киев: Тип. И.И. Горбунова, 1902-1913.
  • Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л.: "ЭГО". 1991. Т.1. Ч. 1. С. 194-219; Т.1. Ч. 2. С. 5- 38.
  • Миляева Е.О. Славянофильство // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  • Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев.: Путь к истине. 1991. С. 270-285.

 

Интернет-ресурсы: