Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Марксизм - социально-реформаторское учение индустриальной эпохи, созданное немецким мыслителем и революционером К.Марксом в содружестве со своим соотечественником Ф.Энгельсом. На формирование М. существенное влияние оказали немецкая философия в лице Г.В.Ф.Гегеля и Л.Фейербаха, французский социализм в лице К.А.Сен-Симона и Ш.Фурье, английская экономическая мысль в лице А.Смита и Д.Рикардо; эти идейные источники трансформировались в три составные части М.: материалистическую диалектику, критику политической экономии, учение о коммунизме - будущем справедливом и лишенном социальных антагонизмов обществе, наступление к-рого связывалось с революционно-освободительной борьбой пролетариата. М. претендовал на статус совершенно обоснованной общенаучной методологии и общественной теории. По вопросу о своеобразии М. как исторического феномена, его существенных (отличительных) признаках нет единства мнений ни среди его сторонников, ни среди критиков. М. во втор. пол. 19 в. распространился по Европе, а после завоевания власти русскими марксистами в 1917 и по всему миру, стал мировоззрением подавляющего большинства политических партий, выступавших от имени рабочего класса, официальной идеологией государств, провозгласивших своей конечной целью построение коммунизма, находившихся в зоне влияния Советского Союза и охватывавших в лучшие для них 50-70-ые годы более половины населения земли. После краха советского блока в 1989-91 гг. влияние М. как интеллектуальной и политической силы всемирного масштаба существенно сузилось и ослабло, но не исчезло вовсе. Он остается одной из самых распространенных нерелигиозных идеологий современного мира.
На почве М. выросли настолько разные этические концепции, что если попытаться суммировать их в едином понятии марксистской этики, то это понятие неизбежно будет многозначным и неопределенным. Можно указать, пожалуй, только на два признака, к-рые являются общими для них всех: субъективная приверженность Марксу и антикапиталистическая направленность. Данные признаки являются внешними с т.з. понимания морали и в этом смысле словосочетание "марксистская этика" есть скорее обозначение некой совокупности учений о морали, чем их содержательная характеристика. В строгом и узком значении, фиксирующем только то принципиально новое, что внес Маркс в понимание морали, марксистская этика совпадает с позицией классического М. и состоит в нигилистическом отношении к морали и этике как к духовным продуктам классовых обществ. Тем самым был обозначен важный поворот в истории этики, к-рый а) предполагал антинормативный, контекстуальный подход к морали и б) очертил новую диспозицию этики как науки по отношению к своему предмету, к-рая состояла в переходе от апологетики морали к ее критике. Эти идеи хотя и без непосредственной преемственной связи с Марксом закрепились и оказали существенное влияние на развитие этики новейшего времени. Здесь можно назвать три важнейшие вехи: этика Ницше, к-рая по составу идей и общему пафосу во многом совпадает с взглядами К.Маркса на мораль в их наиболее радикальном выражении; неопозитивистская традиция в этике в той части, в какой она подвергла критике язык морали; постмодернистские философские опыты, к-рые можно истолковать как крайнюю форму этического антинормативизма. Наиболее радикальные и теоретически плодотворные этические идеи, обозначенные Марксом, получили развитие не столько в официальной марксистской традиции, сколько за ее пределами.

 

Литература:

  • Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. М.: Политиздат, 1955-1978. Т. 40.
  • Экономически-философские рукописи 1844 г. // Там же. Т. 42.
  • Морализирующая критика и критизирующая мораль // Там же. Т. 4.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Там же. Т.3.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Там же. Т. 4. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Там же. Т.20.
  • Бернштейн Э. Возможен ли научный социализм. Одесса, 1906.
  • Каутский К. Этика и материалистическое понимание истории. П.: Изд-е Петрогр.Совета,1918.
  • Лафарг П. Экономический детерминизм Карла Маркса. М.: Московский рабочий, 1923.
  • Ленин В.И. Задачи союзов молодежи // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т. 41. М.: Политиздат, 1971.
  • Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М.: Наука, 1987.
  • Троцкий Л.Д. Их мораль и наша // Этическая мысль-1991. М.: Республика, 1992.
  • Актуальные проблемы марксистско-ленинской этики. Тбилиси: Мецниереба,1967.
  • Анисимов С.Ф. Марксистско-ленинская этика: Курс лекций. М.: МГУ, 1973.
  • Гусейнов А.А. Марксизм // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  • Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., МГУ. 1974.
  • Марксизм и этика. Харьков, 1925.
  • Маркузе Г. Одномерный человек. M.: Refl-Book, 1994; Марксистская этика / Под ред. А.И.Титаренко. М.: Политиздат, 1986.
  • Мильнер-Иринин Я.А. Этика, или Принципы истинной человечности. М.: Наука, 1999.
  • Очерки этической мысли в России конца ХIХ - начала ХХ века / Под ред. О.П.Целиковой и Р.В.Петропавловского. М.: Наука, 1985.
  • Харчев А.Г., Яковлев Б.Д. Очерки истории марксистско-ленинской этики в СССР. Л.: Наука, 1972.
  • Шишкин А.Ф. Основы марксистской этики. М.: Изд.МГИМО, 1961.
    Lukes S. Marxism and Morality. Oxford: Oxford U.P., 1987.

 

Интернет-ресурсы:


***