Адиафора (греч. adiaphora [a priv.+ diapherō, "различаю"], лат. indifferentia, media, interjecta) – термин античной этики: "морально-безразличное", то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. Разделение сущего на благо, зло и то, что "между ними" ("ни то, ни другое"), восходящее к Платону (Gorg. 467 с; Diog. Laert. III 102), формировалось параллельно в академической (Ксенократ – Sext. Adv. Math. XI 3-4) и кинической (Diog. Laert. VI 105) традициях; к концу IV в. до н.э. стало нормой. В этике раннего стоицизма понятие А. приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим "природные", но "не зависящие от нас", "внешние" вещи, не являющиеся объектом морального выбора (конечной целью). В свою очередь, А. делится (по принципу соответствия "природе") на "предпочитаемое" (proegmēnon) (здоровье, сила, богатство и т.п.), "непредпочитаемое" (apoproēgmenon) (отсутствие первого) и "безразличное" в узком смысле (не вызывающее ни стремления, ни отталкивания: две одинаковые монеты и т.п.) (Diog. Laert. VII 102 сл.; Sext. Adv. Math. XI 59 сл.). Членение "безразличного", придававшее ему несоразмерно высокий предметный статус внутри этического поля, свидетельствовало о недостаточно строгом формализме этической теории и вызвало негативную реакцию уже среди ранних стоиков: Аристон Хиосский считал все "безразличное" абсолютно безразличным и вообще не принимал его во внимание (Diog. Laert. VII 160). Для Средней и Поздней Стои характерен иной путь: введение "предпочитаемого" как разновидности блага в сферу целеполагания. Понятие А. использовалось немецкими протестантами в учении о "средних вещах". При строгом этическом формализме (Кант) понятие А. отвергается. А.А.Столяров Литература:
Интернет-ресурсы:
|
|||||
|