Этика: Энциклопедический словарь |
|
|
|
Киренаики - одна из сократических
школ в Древней Греции (IV-III вв. до н.э.), известная обоснованием и
проповедью гедонизма как этического принципа. Ее основателем считается
ученик Сократа Аристипп из Кирены (отсюда происходит название школы).
Основные представители школы - дочь Аристиппа Арета, ее сын Аристипп
Младший, Гегесий, Феодор, Анникерид.
Принято думать, что К. сводили философию к этике, считая физику и логику
излишними для счастливой жизни. Секст Эмпирик приводит также другое
мнение, согласно к-му физика и логика входят в качестве двух последних
отделов в структуру этики К. состоящую из пяти частей: о целях деятельности,
об аффектах, о поступках, о причинах, о достоверностях.
К. исходили из того, что единственно истинным, достоверным и постижимым
для человека являются его внутренние состояния, ощущения (в этом вопросе
они испытали влияние софистов). Ощущения подразделяются на легкие, мягкие
(удовольствие) и резкие, бурные (боль, страдание). Удовольствие есть
благо, к нему надо стремиться, страдание (неудовольствие, боль) есть
зло, его надо избегать. Отсутствие удовольствия и страдания не является
ни благом, ни злом. Специфика К. состояла не в том, что они считают
удовольствие благом, а в том, что они не признавали иного блага, кроме
удовольствия. Наслаждение нельзя понимать как отсутствие боли, оно представляет
собой положительное переживание, точно также отсутствие наслаждения
не равнозначно боли. Тождественное благу наслаждение привязано к настоящему,
воспоминание блага или его ожидание не ведут к наслаждению, так как
движение души со временем угасает. К. проводят различие между элементарным,
простым и очевидным удовольствием как целью деятельности и счастьем,
представляющим собой интегральное состояние, возникающее в результате
сложения многих удовольствий. К счастью, считают они, стремятся не ради
него самого, а ради отдельных частных удовольствий, из к-рых оно состоит.
К. утратили значение самостоятельной философско-этической традиции после
Эпикура, в учении к-го свойственный К. пафос нравственной суверенности
единичного индивида и гедонизм как этический принцип получили более
адекватное и аргументированное воплощение. Вместе с тем опыт К. повлиял
на восприятие эпикуреизма и в значительной степени явился причиной его
вульгаризации. Слово "гедонизм" вошло в общекультурную лексику
как обозначение склонности (часто безобразной) к чувственным удовольствиям.
Сочинения К. не сохранились. Основными источниками сведений о них являются
Диоген Лаэртский и Секст Эмпирик.
Литература:
- Гусейнов А.А. Киренаики // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики,
2001.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
[II, 86-104]. М.: Мысль, 1979.
- Секст Эмпирик. Против ученых [ VII, 16, 190-200] // Секст Эмпирик. Соч.
в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1975.
Интернет-ресурсы:
***
|