Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Киренаики - одна из сократических школ в Древней Греции (IV-III вв. до н.э.), известная обоснованием и проповедью гедонизма как этического принципа. Ее основателем считается ученик Сократа Аристипп из Кирены (отсюда происходит название школы). Основные представители школы - дочь Аристиппа Арета, ее сын Аристипп Младший, Гегесий, Феодор, Анникерид.
Принято думать, что К. сводили философию к этике, считая физику и логику излишними для счастливой жизни. Секст Эмпирик приводит также другое мнение, согласно к-му физика и логика входят в качестве двух последних отделов в структуру этики К. состоящую из пяти частей: о целях деятельности, об аффектах, о поступках, о причинах, о достоверностях.
К. исходили из того, что единственно истинным, достоверным и постижимым для человека являются его внутренние состояния, ощущения (в этом вопросе они испытали влияние софистов). Ощущения подразделяются на легкие, мягкие (удовольствие) и резкие, бурные (боль, страдание). Удовольствие есть благо, к нему надо стремиться, страдание (неудовольствие, боль) есть зло, его надо избегать. Отсутствие удовольствия и страдания не является ни благом, ни злом. Специфика К. состояла не в том, что они считают удовольствие благом, а в том, что они не признавали иного блага, кроме удовольствия. Наслаждение нельзя понимать как отсутствие боли, оно представляет собой положительное переживание, точно также отсутствие наслаждения не равнозначно боли. Тождественное благу наслаждение привязано к настоящему, воспоминание блага или его ожидание не ведут к наслаждению, так как движение души со временем угасает. К. проводят различие между элементарным, простым и очевидным удовольствием как целью деятельности и счастьем, представляющим собой интегральное состояние, возникающее в результате сложения многих удовольствий. К счастью, считают они, стремятся не ради него самого, а ради отдельных частных удовольствий, из к-рых оно состоит.
К. утратили значение самостоятельной философско-этической традиции после Эпикура, в учении к-го свойственный К. пафос нравственной суверенности единичного индивида и гедонизм как этический принцип получили более адекватное и аргументированное воплощение. Вместе с тем опыт К. повлиял на восприятие эпикуреизма и в значительной степени явился причиной его вульгаризации. Слово "гедонизм" вошло в общекультурную лексику как обозначение склонности (часто безобразной) к чувственным удовольствиям.
Сочинения К. не сохранились. Основными источниками сведений о них являются Диоген Лаэртский и Секст Эмпирик.

 

Литература:

  • Гусейнов А.А. Киренаики // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [II, 86-104]. М.: Мысль, 1979.
  • Секст Эмпирик. Против ученых [ VII, 16, 190-200] // Секст Эмпирик. Соч. в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1975.

 

Интернет-ресурсы:

***