Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь



Киники
- одна из сократических школ в Древней Греции, отождествлявшая добродетель и благо, практиковавшая природную простоту жизни, такую естественную минимизацию потребностей, когда различие между удовольствием и страданием теряет этическую значимость. Ее основателем считается слушатель Горгия, позже ученик Сократа Антисфен. Самым ярким более всех прославившим киническую идею учеником Антисфена был Диоген из Синопа. Из известных К. следует еще назвать ученика последнего Кратета и его жену Гиппархию (оба происходили из богатых аристократических родов); Кратет был учителем Зенона из Кития. Название школа получила от места преподавательской деятельности Антисфена - гимнасии Киносарг (букв. "Зоркий пес"), по другой версии - от слова kyon (собака), так как оппоненты Антисфена и его последователей называли их образ жизни собачьим; последние не рассматривали это как оскорбление, охотно обыгрывали сравнение с собакой, принимали его как самообозначение, Антисфен называл себя истинным псом, на могильном камне Диогена ученики изобразили собаку. Школа эта существовала в 3-4 вв. до н.э., возродилась в 1-3 вв. н.э., тесно смыкаясь с морализирующим стоицизмом, тогда же были созданы "Письма киников" (фиктивные письма, приписываемые Диогену, Кратету, Мениппу).
Киники сводили философию к этике, не признавая за физикой и логикой самостоятельной личностно формирующей роли. Общие им всем взгляды могут быть резюмированы в следующих тезисах: а) "предельная цель есть жизнь, согласная с добродетелью" (Диоген Лаэртский, VI, 104), счастье тождественно добродетели; б) добродетели можно научить и для нее не требуется ничего, кроме силы духа; в) путь к добродетели и способ добродетельной жизни - самоограничение, когда человек живет в простоте и ни в чем и ни в ком не нуждается; К. презирали богатство, славу, общественные условности, вели крайне неприхотливый образ жизни, создали собственную нищенскую "униформу": короткий двойной плащ на голое тело, нестриженые волосы, посох, сума; г) добродетель проявляется в поступках и не нуждается в особых знаниях.

 

Литература:

  • Антология кинизма. М.: Наука, 1984.
  • Гсейнов А.А. Киники // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. [VI]. М.: Мысль, 1979.
  • Нахов И.М. Философия киников. М.: Наука, 1982.

 

Интернет-ресурсы:

***