Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Кембриджские платоники - группа философов, моралистов, теологов, которая образовалась в Кембриджском университете в середине 17 в. вокруг Бенджамина Уичкота и просуществовала до нач. 18 в. В группу входили Д.Смит, Г.Бернет и др. (Дж.Раст, Дж.Вортингтон, С.Патрик) С морально-философской т. зр. наибольший интерес представляют Г.Мор - автор "Руководства по этике" ("Echiridion ethicum", 1667, англ. пер. - "An Account of Virtue", 1690) и Р.Кадворт - автор "Истинной интеллектуальной системы универсума" ("The True Intellectual System of Universe", 1678), "Трактата о вечной и неизменной морали" ("A Treatise Concerning Eternal and Immutable Morality", 1731). Значительное влияние Уичкота испытывал Р.Камберленд, хотя и не разделял всецело его взглядов. В Оксфорде сторонником ключевых идей Мора был Дж.Глэнвилл.
Главный пафос философствования К.п. состоял в стремлении основать религию и мораль на разумных началах. Их объединяла не столько приверженность единой философской системе, сколько общее мировоззрение, к-рое составляли вера в разум, неприятие любых проявлений фанатизма и привлечение для обоснования своих взглядов античной философии, главным образом философии Платона, Плотина и стоиков, греческой патристики и ренессансных гуманистических идей, почерпнутых в платонизме флорентийской Академии. К.п. испытывали также значительное влияние Р.Декарта. Однако, считая Декарта своим союзником в борьбе против схоластики, они в то же время опасались безграничного распространения механистического мировоззрения, не совместимого, по их мнению, с духовным пониманием универсума. Свои религиозные и этические взгляды К.п. противопоставляли доктрине Ж.Кальвина как догматической, иррациональной и тем самым, с их т.з., противоречащей подлинному назначению религии и морали. Уичкот, помимо Кальвина, критиковал Ф.Бэкона за концептуальное отделение веры от разума, а Мор и Кадворт своим главным оппонентом считали Т.Гоббса как автора волюнтаристской теории морали в ее секулярном выражении. В противостоянии религиозному и секулярному вариантам волюнтаризма, К.п. провозгласили источником веры и морали разум. Это положение они основывали на представлении о рациональной природе Бога и человека. Быть хорошим христианином для них означало не слепо исполнять всемогущую волю, а следовать велениям своего разума, поскольку "дух человека - светильник Господа"; разум - "Божественный руководитель" (Divine Governor) жизни человека, поэтому "идти против Разума значит идти против Бога" (Уичкот). К.п. выступали за создание единой церкви - широкого христианского сообщества, закрытого лишь для атеистов и папистов, в к-ром ритуалам отводилось вспомогательное значение. Высшую религиозную и нравственную ценность К.п., в отличие от протестантов, видели не в Божественной справедливости, а в Божественной любви.

 

Литература:

  • Артемьева О.В. Кембриджские платоники // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  • Cassirer E. The Platonic Renaissance in England. Austin: University of Texas Press, 1953.
  • Darwall S.L. Cambridge Platonists // Encyclopedia of Ethics / L.C.Becker, Ch.B.Becker V. 1. Chicago and London: St. James Press. 1992.
  • More Henry. Enthusiasmus Trimphatos. California, 1966.
  • Panley De W.C. The Candle of the Lord (Cambridge Platonists). New York, 1970.
  • Roberts, James D. From Puritanism to Platonism. Hague, 1968.
  • Passmore J. Cambridge Platonists // The Encyclopedia of Philosophy. New York: The Macmillan Company & The Free Press, London: Collier-Macmillan Limited. V. 2, 1967.
  • Patrides C.A., ed. The Cambridge Platonists. Selections. Cambridge: Cambridge U.P., 1980.

 

Интернет-ресурсы:

***