Этика: Энциклопедический словарь |
|
|
|
Кембриджские платоники - группа
философов, моралистов, теологов, которая образовалась в Кембриджском
университете в середине 17 в. вокруг Бенджамина Уичкота и просуществовала
до нач. 18 в. В группу входили Д.Смит, Г.Бернет и др. (Дж.Раст, Дж.Вортингтон,
С.Патрик) С морально-философской т. зр. наибольший интерес представляют
Г.Мор - автор "Руководства по этике" ("Echiridion ethicum",
1667, англ. пер. - "An Account of Virtue", 1690) и Р.Кадворт
- автор "Истинной интеллектуальной системы универсума" ("The
True Intellectual System of Universe", 1678), "Трактата о
вечной и неизменной морали" ("A Treatise Concerning Eternal
and Immutable Morality", 1731). Значительное влияние Уичкота испытывал
Р.Камберленд, хотя и не разделял всецело его взглядов. В Оксфорде сторонником
ключевых идей Мора был Дж.Глэнвилл.
Главный пафос философствования К.п. состоял в стремлении основать религию
и мораль на разумных началах. Их объединяла не столько приверженность
единой философской системе, сколько общее мировоззрение, к-рое составляли
вера в разум, неприятие любых проявлений фанатизма и привлечение для
обоснования своих взглядов античной философии, главным образом философии
Платона, Плотина и стоиков, греческой патристики и ренессансных гуманистических
идей, почерпнутых в платонизме флорентийской Академии. К.п. испытывали
также значительное влияние Р.Декарта. Однако, считая Декарта своим союзником
в борьбе против схоластики, они в то же время опасались безграничного
распространения механистического мировоззрения, не совместимого, по
их мнению, с духовным пониманием универсума. Свои религиозные и этические
взгляды К.п. противопоставляли доктрине Ж.Кальвина как догматической,
иррациональной и тем самым, с их т.з., противоречащей подлинному назначению
религии и морали. Уичкот, помимо Кальвина, критиковал Ф.Бэкона за концептуальное
отделение веры от разума, а Мор и Кадворт своим главным оппонентом считали
Т.Гоббса как автора волюнтаристской теории морали в ее секулярном выражении.
В противостоянии религиозному и секулярному вариантам волюнтаризма,
К.п. провозгласили источником веры и морали разум. Это положение они
основывали на представлении о рациональной природе Бога и человека.
Быть хорошим христианином для них означало не слепо исполнять всемогущую
волю, а следовать велениям своего разума, поскольку "дух человека
- светильник Господа"; разум - "Божественный руководитель"
(Divine Governor) жизни человека, поэтому "идти против Разума значит
идти против Бога" (Уичкот). К.п. выступали за создание единой церкви
- широкого христианского сообщества, закрытого лишь для атеистов и папистов,
в к-ром ритуалам отводилось вспомогательное значение. Высшую религиозную
и нравственную ценность К.п., в отличие от протестантов, видели не в
Божественной справедливости, а в Божественной любви.
Литература:
- Артемьева О.В. Кембриджские платоники // Этика: Энциклопедический словарь.
М.: Гардарики, 2001.
- Cassirer E. The Platonic Renaissance in England. Austin: University
of Texas Press, 1953.
- Darwall S.L. Cambridge Platonists // Encyclopedia of Ethics / L.C.Becker,
Ch.B.Becker V. 1. Chicago and London: St. James Press. 1992.
- More Henry. Enthusiasmus Trimphatos. California, 1966.
- Panley De W.C. The Candle of the Lord (Cambridge Platonists). New York,
1970.
- Roberts, James D. From Puritanism to Platonism. Hague, 1968.
- Passmore J. Cambridge Platonists // The Encyclopedia of Philosophy.
New York: The Macmillan Company & The Free Press, London: Collier-Macmillan
Limited. V. 2, 1967.
- Patrides C.A., ed. The Cambridge Platonists. Selections. Cambridge:
Cambridge U.P., 1980.
Интернет-ресурсы:
***
|