Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Кантианство - философская школа, называемая так по имени своего основоположника И.Канта. Этическая теория Канта представлена им в "Основоположении к метафизике нравов", "Критике практического разума", "Метафизике нравов". Развитие школы К., как и всякой философской школы, сосредоточилось на прояснении и систематизации взглядов учителя и потому собственные особенности этики Канта проявились в К. с примечательной ясностью. Основные черты К. как этической теории можно определить следующим образом: это, прежде всего, этический рационализм: убеждение, что нравственные понятия имеют свой исток и располагаются в разуме (который в свою очередь есть самоодолевающий чистый рассудок); постольку не только отдельные этические нормы могут и должны быть постигнуты рационально, но сама этика, по убеждению, например, Г.Когена, должна быть обоснована теорией познания. Способность разума практически определять волю к волению и действию отождествляется с моральностью личного духа. Однако естественное влечение человеческой природы настраивает человека против бескорыстного закона нравов; поэтому в отношении к такой природе закон нравов выступает в силе и власти категорического императива; пафос безусловного долженствования есть еще одна характерная черта К. Содержание же этого долженствования составляет на первых порах одна лишь всеобщность (общезначимость) принципа воления, поведение, к-рое мыслимо и желанно как закон воли всякого возможного разумного существа и постольку как закон моральной природы; мыслимость принципа воли как закона образует слабое требование долга, трактуемое и самим Кантом, и многими кантианцами как основание теории естественного права (условия возможности закономерного общежития), возможность желать его же как закона образует сильное требование, обосновывает собственно индивидуальноэтические ценности. Возможность, в свою очередь, принять этот всеобщий закон чистой воли в собственную волю каждого существа обосновывается в К. тем доводом, что эта моральная природа воли есть и существо человечности, что всякий человек есть по замыслу "природы" разумно-нравственная личность и что поэтому утверждение всеобщей нормы моральной природы одинаково по существу дела с утверждением безусловной ценности именно этой разумной человеческой личности, как субъекта всевозможных целей и гражданина царства целей (морального мира); невреждение и далее положительное утверждение такой самоценной личности в лице всякого человека и в своем собственном есть для К. смысл морального императива.

 

Литература:

  • Виндельбанд В. Иммануил Кант // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М.: Юристъ, 1995.
  • Кант и кантианство. М.: Наука, 1978.
  • Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.
  • Судаков А.К. Кантианство // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  • Наторп П. Кант и Марбургская школа // Новые идеи в философии. Сб. 5. СПб.: Образование, 1913.
  • Bauch B. Grundzuge der Ethik. 1935; Cohen G. Kants Begrundung der Ethik. Berlin: 1877.

 

Интернет-ресурсы:

***