Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Мещанство – система ценностей, связанная с образом жизни и сознанием мелкого собственника, но выражающая и такие общечеловеческие условия бытия, как периферийность, отдаленность от центра социальной жизни, погруженность в повседневность, в цепь повторяющихся малых дел. Функциональное и ценностное своеобразие мещанства осмысливается первоначально как некий антипод аристократического, героического. Так у Конфуция это малый человек, противопоставленный благородному мужу: он не может быть в гармонии с другими даже при согласии, он высокомерен, но не величественен, требователен к другим, а не к себе, винит во всем не себя, а других, и ищет оправдания. Он велик в малых делах, а великое ему не по силам. Малый человек противостоит величавому у Аристотеля – он деятелен в малом и благоразумен. В позитивном ключе – хотя все еще в противопоставлении героико-аристократическому – мещанские ценности формулируются в «Трудах и Днях» Гесиода, а затем в баснях Эзопа. Центральными выступают понятия трудолюбия и справедливости, обосновываются достоинства малого, невыделяющегося, менее рискованного и не гордящегося существования.

По своим содержательным и функциональным особенностям М. родственно морали рабов у Ф.Ницше и жреческому ценностному сознанию у О.Шпенглера. В русле последнего именно в мещанском ценностном сознании находятся основания формирования философии и науки.

В ходе профессионализации общества (с XII века) смыслообразующим центром мещанского сознания становится служение профессии, а человек обозначает свое присутствие в мире лишь через опредмечивание себя в продукте своего труда, вынося себя на рынок. Ориентация на результаты, последствия поступков и оценку извне становится доминирующим моментом в выстраивании поведения. В центре мещанских ценностей лежит желание обогатиться методичным, каждодневным трудом, благодаря трудолюбию, следованию намеченному плану – методичности, солидности, добровольной бережливости, терпению и упорству, осторожности. Эти добродетели воплощаются в целом ряде персонификаций – от литературного Робинзона Крузо до реального Б.Франклина.

В тоже время некогда единый буржуазный идеал раздваивается на два противоположных образа: с одной стороны, человек, сделавший себя сам, предприниматель, «натура господская» (М.Шелер), образ, выражающий динамическое начало в ценностном мире капитализма и поэтому противостоящий рыцарству и соотносимый с ним, а с другой – мещанин, образ, выражающий статичность и основательность нового ценностного мира и потому противостоящий аристократизму. Их сочетание и формирует капиталистический дух, тем не менее образ мещанина в общественном сознании все более принимает на себя роль антиидеала, сгустка всего отвергаемого в ценностном мире буржуа: он становится образцом недоверчивости, понимания счастья как состояния насыщения, застоя, прозаичности, ориентации на среднее, измерения добродетели исключительно полезностью, стремления к видимости добродетели. М. в качестве антиидеала – это приземленность притязаний, ненависть ко всему возвышающемуся над нормой, невосприимчивость к тонкому вкусу и изящной культуре, категоричность суждений о мире, опирающихся на серость собственного существования, бесцельность. М.в этом качестве противостоит революционной морали, его ценностное содержание выявлялось в ходе критики капитализма (с дворянской, пролетарской, революционно-буржуазной позиций), критики консервативных взглядов в искусстве (романтизм, антимещанская волна в культуре XIX в.), критики со стороны «геройствующих» идеологий (напр., фашизма). Мысль мещанина не переступает границ, которых не преступает жизнь мелкого буржуа (К.Маркс), поэтому ей противостояли самые разные, порой противоположные по содержанию, но возвышенные идеалы: социальные, нравственные и художественные. Ж.Сорель называет М. «идеалом моралиста», т.к. в нем мораль, опошлившись, воссоединяется с повседневностью.

 

О.П.Зубец

 

Интернет-версия. Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 261-262.

 

Литература:

  • Гесиод. Труды и Дни.
  • Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М.: Прогресс, 1987.