Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


«Методы этики» («The Methods of Ethics») – произведение Г.Сиджвика, опубликованное в 1874; с изменениями автора переиздавалось пять раз; последнее, седьмое издание – с незначительными редакторскими изменениями (1907). В «М.э.» Сиджвик предлагает свою концепцию этики и этической методологии; рассматривает проблемы обоснования морали, моральной эпистемологии и психологии. В своих рассуждениях Сиджвик стремился представить мораль как осознанную внутреннюю потребность человека, к-рый должен понимать почему и какие именно моральные требования ему следует выполнять. Поэтому главное назначение морального философа состоит не в призывах обывателя к моральному поведению, а лишь в прояснении морального сознания. В качестве своих главных теоретических источников Сиджвик называл Аристотеля, Дж.Батлера, И.Канта, Дж.С.Милля. Сиджвика принято относить к утилитаризму; однако в действительности он был одним из самых серьезных критиков утилитаризма и даже разделяя отдельные нормативные требования утилитаризма, указывал на противоречия, связанные с их принятием. Особенность «М.э.» состоит в том, что автор ставит больше вопросов, нежели дает ответов.

Этика, по Сиджвику, представляет собой исследование того, что человек должен (ought), или что для него является правильным (right), совершать в той мере, в какой это зависит от его воли. Основным объектом этического исследования является мораль здравого смысла, поскольку даже стоящие на противоположных теоретических позициях моральные философы часто прибегают к ней для подтверждения своих выводов. Важное методологическое требование Сиджвика состоит в недопустимости определения правильного поведения посредством фактуальных суждений. Следуя этому требованию, Сиджвик считал необходимым, исключив из этического исследования не-этические положения, стремиться к построению этики на ее собственной основе. Исключение неэтических положений способствовало бы уменьшению поводов для разногласий между моральными философами. Согласие же широкого круга профессионалов по ключевым теоретическим положениям служило для Сиджвика подтверждением их достоверности. Решение главного этического вопроса, по Сиджвику, требует выявления рациональных процедур определения правильного поведения (в этом и состоят методы этики), а также логически с ними связанных конечных оснований действий (ключевых практических принципов). Этот вопрос этика решает, с одной стороны, проясняя с нейтральной позиции знание о правильности поведения; а с другой, этика предполагает построение строгой рациональной системы фундаментальных принципов морали, благодаря к-рой люди смогут отдавать себе отчет в необходимости совершения нравственных поступков и не будут воспринимать нравственные требования как навязанные извне. Значение «М.э.» автор видел в том, что они должны стать пролегоменами к построению такой системы.

Сиджвик выделяет три вида конечных оснований действий: счастье; превосходство или совершенство (Excellence or Perfection) и долг. Этим основаниям соответствуют три основных метода этики: эгоистический гедонизм, универсальный гедонизм (утилитаризм) и интуитивизм. В эгоистическом гедонизме понятия правильного и должного определяются как средства достижения наибольшего личного счастья; в утилитаризме – как средство достижения универсального счастья; в интуитивизме – как безусловно предписываемые правила. Выбор именно этих этических методов Сиджвик объяснял тем, что выдвинутые в них конечные основания действий принимаются обыденным моральным сознанием; не являются эмпирическими фактами; не сводимы друг к другу; соответствуют основным формам человеческого существования. Анализируя методы этики с т.з. их рациональности, Сиджвик предлагает следующие критерии рациональности: а) термины, в к-рых формулируются практические принципы, должны быть ясными и точными; б) эти принципы должны быть подлинно самоочевидными (содержательно определенными, не тавтологичными); в) взаимно совместимыми и универсальными. С т.з. предлагаемых критериев, более правдоподобными и практически значимыми, по Сиджвику, являются ключевые принципы гедонизма и утилитаризма, но их эмпирическое обоснование в рамках данных методов Сиджвик считал несостоятельным. Ключевые моральные принципы по своей природе интуитивны.

Сиджвик выделил три разновидности интуитивистского метода: перцептивную, или ультраинтуитивистскую (в к-рой фактически отрицалась значимость системы общих принципов для определения правильности поведения, всякая единичная интуиция признавалась правомерной); догматическую (в к-рой в качестве высших принципов рассматривались максимы здравого смысла, претензия к-рых на самоочевидность оправдана лишь при условии тавтологичности, а значит – практической бесполезности); философскую. В философском интуитивизме Сиджвик обнаружил подлинно самоочевидные принципы: принцип равенства, или справедливости; благоразумия (Prudence) и рациональной благожелательности (Rational Benevolence). Последние два регламентировали отношение человека к личному и универсальному благу. Смысл принципа благоразумия, по Сиджвику, состоял в том, что человек не должен без особого основания предпочитать осуществление личного блага в настоящий момент времени осуществлению большего личного блага в будущем, а благожелательности – в том, что человек не должен без особого основания предпочитать осуществление личного блага осуществлению большего блага другого человека. Высшее благо (Ultimate Good) Сиджвик отождествлял с счастьем, или удовольствием, к-рые трактовал как желаемую осознанную жизнь, включающую единство чувств, знаний и волений. Сиджвик полагал, что обнаруженные принципы поведения свидетельствуют об ошибочности представления о несовместимости интуитивистского и утилитаристского методов. Более того, интуитивизм необходим для рационального обоснования утилитаризма. В отношении же возможности синтеза гедонизма и утилитаризма на сугубо этических основаниях Сиджвик был скептиком; противоречие между принципами наибольшего личного счастья и универсального счастья он считал фундаментальным для этики. Наличие этого противоречия, по его мнению, свидетельствует о разумности отказа от идеи полной рационализации морали. В моральной эпистемологии Сиджвик разделял ключевые положения интеллектуализма этического.

«М.э.» стали предметом оживленной дискуссии современников автора (среди них наиболее известные – Т.Грин, Дж.Э.Мур, Ф.Г.Брэдли).

 

О.В.Артемьева

 

Интернет-версия. Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 260-261.

 

Литература:

  • Артемьева О.В. «Методы этики» // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 260-261.
  • Артемьева О.В. Генри Сиджвик о высшем благе // Этическая мысль. Вып. 4. М.: ИФ РАН, 2003. С. 121-144
    (http://ethics.iph.ras.ru/em/em4/8.html - 11.02.2007).
  • Артемьева О.В. Концепция моральной рациональности в «Методах этики» Генри Сиджвика // Этическая мысль. Вып. 3. М.: ИФ РАН, 2002. С. 166-188
    (http://ethics.iph.ras.ru/em/em3/8.html - 11.02.2007).
  • Артемьева О.В. Концепция морали в этическом интеллектуализме Нового времени // Этическая мысль. Вып. 2. М.: ИФ РАН, 2001. С. 132-150
    (http://ethics.iph.ras.ru/em/em2/8.html - 11.02.2007).
  • Мур Дж.Э. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984.
  • Bradley F.H. Mr. Sidgwick's Hedonism // Bradley F.H. Collected Essays. Vol. II. Oxford: Clarendon Press, 1935.
  • Schneewind J.B. Sidgwick's Ethics and Victorian Moral Philosophy. Oxford: Clarendon Press, 1977.
  • Sidgwick H. The Methods of Ethics. 7th edn. Indianapolis; Cambridge: Hacket Publishing Company, 1981.

 

Интернет-ресурсы: