Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Совершенство – понятие, выражающее идею некоего высшего стандарта, с к-рым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий. В естественном языке под С. может пониматься практическая пригодность вещи для определенных целей, достигнутость поставленной цели, свершенность замысла (так и в европейских языках соответствующие слова восходят к лат. perfectus от perfectio – завершение), полнота чего-то, высшая степень развития и, наоборот, лаконичность, простота (в к-рой обнаруживается гениальность), гармоничность. В этике речь идет о С. человека и о путях достижения им С. Понятие С. получает содержательную определенность через понятие нравственного идеала. Соответственно перфекционизм – это тип этических и моральных учений, в основе которых лежит идея С., в достижении к-рого усматривается конечная цель человека, а под добром и должным понимается все то, что этому способствует.

С антропологической т.з., представление о С. соотнесено с опытом удовлетворения и неудовлетворенности потребностей, на что указывал уже Г.Лейбниц. Об этом определенно говорит З.Фрейд: встречаемое иногда у людей постоянное стремление к С. представляет собой не что иное, как следствие вытеснения влечений; не будучи нормально реализованным, влечение разрешается в активности, перспективы и целесообразность к-рой неочевидны. «Стремление к совершенствованию», по Фрейду, и есть попытка бегства от удовлетворения влечения (См. Удовольствие). Жажда С. оказывается, т.о., инобытием, превращенной формой стремления человека к полноте удовлетворения потребностей. Поскольку на полноту в удовлетворении потребностей всегда можно только уповать, постольку и возникает представление о С. как законченности и гармонии. С аксиологической т.з., при к-рой мир ценностей берется как данность, безотносительно к его становлению, идея С. трансцендентна человеку и вменяется ему в исполнение в качестве извне данного стандарта. С теологической т.з., идея С. исполнена в Божестве.

В истории этико-философской и религиозной мысли идея С. развивается в противопоставлении гедонистическому опыту – как представление об упорядоченности и одухотворенности склонностей человека.

Другое рассуждение о С. развивал Кант. Принципиально отрицая С. в качестве основного принципа нравственности, Кант определил его деонтологические рамки: физическое, социальное или личностное развитие не является критерием достоинства или предметом нравственного долженствования; необязательно совершенствование того, что дано человеку природой или жизненными обстоятельствами; собственно перфекционистское требование заключается в том, что следует совершенствоваться в исполнении долга; одновременно же долг заключается в том, чтобы постоянно стремиться к идеалу морального С., идеалу святости. Быть совершенным, по Канту, значит быть нравственным, а совершенствоваться – развиваться в качестве нравственного субъекта. Не совершенствование само по себе, а совершенное исполнение долга является главной жизненной задачей человека. Этот кантовский акцент особенно важен, поскольку, как свидетельствует моральный и философский опыт, этическая доминанта на С. может вести к тому, что личное совершенствование воспринимается индивидом как приоритет и довлеет над остальными его нравственными задачами.

Это очевидно на примере рассуждения о С. как самодостаточности, к-рое наиболее последовательно было развито в стоицизме и буддизме, хотя его элементы в той или иной форме встречаются в различных этических доктринах. Согласно этому пониманию, С. заключается в полной независимости человека от преходящих обстоятельств и страстей, во внутренней свободе – в апатии. В качестве идеала здесь выдвигается отрешение от мира и от плотского в себе, достижение особого «духа чистоты». Он достигается посредством специальных моральных упражнений – аскезы, как это предполагалось в стоицизме или христианстве. Однако в буддизме, например, отвергались не просто наслаждения, но и всякое специальное, будь то даже аскетическое, попечение о плоти; в буддизме для достижения С. не обязательна даже молитва: внутреннее совершенство можно обрести и путем исключительного внутреннего сосредоточения и полного отрешения от сознания как жизни (равно и жизни, только и представленной как в сознании)..

Еще одно понимание С. содержится в христианской этике. Христианский перфекционизм представляет собой разновидность сотериологических (от греч. swthr…a – спасение, оздоровление) учений. Совершенствование в христианстве немыслимо без спасения от греха и обретения загробного блаженства, в этой части учения христианство довольно близко буддизму. Однако в отличие от буддистской этики нирванны христианство проповедует деятельную любовь к людям: человек должен совершенствоваться во имя милосердия и он действительно совершенствуется только в милосердии (Ср. Мф. 5:39-48). Согласно перфекционистским представлениям христианства, каждый человек несет в себе возможность спасения, или совершенствования, для этого человеку необходимо лишь осуществить свое естественное и единственное предназначение – подчиниться воле Бога и на основе этого преобразиться и обожиться в соединении с Богом в осуществлении идеала Богочеловека. Отсюда вытекают нравственные обязанности человека в отношении Бога, или абсолюта, к-рые В.С.Соловьев обобщил до безусловного начала нравственности.

Нравственное С. индивида не обусловлено воспитанием, характером или благоприятными обстоятельствами; оно – результат целенаправленных усилий человека по изменению себя, его стремления соответствовать тому образу, к-рый предполагается нравственным идеалом. Совершенствование начинается с осмысления себя и своего места в мире и предположения о своем несоответствии идеалу, т.е. о собственном несовершенстве. В виде парадокса это положение было сформулировано Августином: «Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве». (Аналогичные мысли встречаются в разных культурных традициях).

В идее личного совершенствования раскрывается диалектика миро? отвержения и миро?утверждения, на к-рую указал А.Швейцер. Миро-утверждение возможно лишь в независимости от мира, как утверждение С. в мире; – усовершенствование мира актуализируется в отрицании несовершенно исполненного мира. В нравственном совершенствовании от человека требуется не просто совершенствовать то, чем он уже владеет, а устремиться к высшему, к духовному, и тем самым отказаться от приоритета себя. Нравственное возвышение опосредовано отрешением от мира как мира страстного, вещного, искушающего. Миро-отвержение неоднозначно. В этическом плане оно может быть интерпретировано и как отречение от сущего, а совершенствование – как утверждение должного. В контексте перфекционистского рассуждения противоположность должного и сущего предстает как практическая нравственная задача: преодолевая сущее, утверждать должное. В нравственной аскетике обязанности человека по отношению к себе транформируются: они универсализируются, становясь обязанностями человека по отношению к высшему, абсолютному. В религиозной морали это – обязанности по отношению к Абсолюту как Другому; в секулярной морали это – те же обязанности человека по отношению к себе, но к себе – в своей определенности к высшему, к идеалу. Поэтому любая мораль аскетична в той мере, в какой ориентирует человека на С., в какой предполагает самоограничение, отказ от своеволия и корысти. Только как идея, как исходный принцип С. обнаруживается в своей противоположности несовершенству. Самосовершенствование как практическая задача человека опосредовано рядом моментов внутреннего нравственного опыта – стыдом, чувством вины, покаянием, смирением, – к-рые человек должен пережить, чтобы действительно продвинуться по пути к С.

 

Р.Г.Апресян

 

Интернет-версия, Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 447-449.

 

Литература:

  • Аристотель. Никомахова этика, 1109а 20-30, 1179b 5-15 // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 91-92, 287-288.
  • Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 т. Т.4 (II). С. 320-321.
  • Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 246-266.
  • Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981. С. 336-358.
  • Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. С. 382-424.
  • Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Республика, 1992; Hurka Th. Perfectionism. NY: Oxford: Oxford U. P., 1993.