Распутство – характеристика поведения и состояние души, вытекающее из необузданной жажды чувственного, главным образом сексуального, удовольствия. По Аристотелю, Р. следует отличать от невоздержности, хотя предметом как Р., так и невоздержности может быть одно и то же: невоздержный превышает меру, но, возможно, случайно и впоследствии готов раскаяться в этом; однако в сознательной и целенаправленной нездержности проявляется именно Р.; распутник не способен к раскаянию. Р. следует отличать и от изнеженности (как и ее разновидностей – избалованности или ребячливости): изнеженный – не может или не силится противиться тому, чему принято противиться, не говоря уже о том, чтобы противостоять этому, но только из-за слабости воли, малодушия или неблагоразумия. Далее, по Аристотелю, Р. заключается не в том, чем наслаждается индивид и что именно творит, но в том, как он относится к наслаждению. Например, занятие проституцией может не быть Р., если мотивируется необходимостью заработка или даже своекорыстием; но пользование проституцией – распутно, ибо мотивировано сладострастным влечением, сознательно избираемым и удовлетворяемым за плату. Эти принципиальные различия сохраняются и в последующей эллинистической и христианской мысли, в которой по-разному указывается на уместность разделения нравственных прегрешений, которые могут вызываться стремлением к наслаждениям. Особенным выражением Р. является разврат , в котором индивид не просто не знает меры, но стремится к разнообразию и изощренности в ее преодолении, соединенном с особыми, порой эстетически изощренными формами человеческих взаимоотношений, непременно предполагающих вовлечение распутником путем соблазнения или совращения др. людей в качестве партнеров или всего лишь жертв в процесс удовлетворения собственной страсти. Образное отражение Р. получило в искусстве: таковы Дон Жуан Мольера, Племянник Рамо Дидро, Свидригайлов и Федор Карамазов Достоевского; галерея распутников представлена в поизведениях де Сада. Как выражение эгоистического своеволия Р. является крайней негативной формой гедонизма, при которой понимание жизни как поиска удовольствий легко обращается в поиск удовольствий, разрушающих жизнь, представленной ли традициями и нормами, обеспечивающими стабильность и безопасность сообщества, или отдельными индивидами, используемыми в качестве средства для утоления неистовой страсти. Противоположностью Р. как порока является стойкость перед плотскими соблазнами и целомудрие как добродетель воздержания.
Р.Г.Апресян Интернет-версия, Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 402-403.
Литература:
|
|||||
|